портфолио
консультация по теме

Бондарева Нина Анатольевна

Как создавать партфолио

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nemnogo_o_partfolio.doc31 КБ
Office presentation icon uchimsya_sozdavat_elektronnoe_portfolio.ppt1.79 МБ

Предварительный просмотр:

Электронное портфолио педагога - это веб-базированный ресурс, сайт учителя, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения владельца.

Цель создания портфолио учителя

У учителя должно быть некое "досье успехов", в котором отражается все интересное и достойное из того, что происходит в его жизни. Таким досье может стать сайт учителя или портфолио учителя.

Главное назначение портфолио - продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции, такие как реализованные проекты, участия в олимпиадах и конкурсах, проведённые педагогом исследования.

Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.

Второе важное предназначение портфолио учителя - это альтернативная форма оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.

Среди учителей портфолио завоевывает все большую популярность, и становится необходимым для педагогов повышающих свой профессиональный уровень.

Виды портфолио учителя

Спектр деятельности современного педагога может быть настолько широк, что собрать воедино все результаты учебной и результаты внеурочной деятельности в одном документе просто невозможно. В этом случае необходимо создать электронное портфолио, которое объединит весь набор работ учителя и представит все аспекты его деятельности в виде полной картины.

Многие авторы трактуют электронное портфолио учителя как некий набор документов, сформированных на компьютере. Данный подход имеет право на существование, но он устарел. В последние годы интернет получил настолько широкое распространение и аудитория его настолько велика, что портфолио неопубликованное в интернете в виде сайта учителя можно считать несостоявшимся. Сотни людей не смогут увидеть Ваш сайт-портфолио, не смогут оценить его по заслугам, прокомментировать его, воспользоваться передовыми педагогическими идеями, почерпнутыми с Вашего сайта-портфолио. Портфолио, лежащий в папке на компьютере не представляет из себя никакой ценности ни для вас, ни для общественности. Публикация в сети портфолио в виде сайта учителя необходима!

Несомненно, у заинтересованного учителя должен существовать и бумажный эквивалент электронного портфолио в виде папки с документами. Это должна быть краткая выжимка на нескольких листах, содержащая в себе основные моменты и утверждения о вас и вашей профессиональной деятельности. Бумажный вариант портфолио педагога непременно должен содержать упоминание о вашем личном сайте-портфолио и несколько ссылок на него.

Некоторые авторы в своих статьях об электронном портфолио учителя выделяют несколько видов портфолио:

Портфолио достижений - в данном случае наибольший акцент нужно сделать на документы подтверждающие успехи вашей деятельности.

Портфолио презентационный - необходим при поступлении на новое место работы, особенно в тех случаях, когда заработная плата назначается по итогам собеседования.

Портфолио тематический - в этом варианте акценты расставляются на тематически обособленные творческие работы в разных сферах деятельности.

Портфолио комплексный - объединивший в себе вышеперечисленные виды портфолио и пригодный для презентации портфолио учителя школы.

Структура портфолио учителя. Вариант №1.

1. Общие сведения об учителе

ФИО.         

Фамилия Имя и Отчество должны быть обозначены ярко и чётко, что бы с первых секунд просмотра сайта учителя или бумажного портфолио они хорошо запомнились. ФИО должны быть прописаны достаточно крупным, красивым, хорошо читаемым шрифтом. Ошибкой многих является "слишком" красивый шрифт с излишними завитушками. Некоторые педагоги считают, что чем изощрённее шрифт, тем очевиднее их умение пользоваться компьютером. Это не так. Подобные надписи нечитабельны и демонстрируют полную безвкусицу. Не нужно портить впечатление о вас с самого начала. Поступите иначе - постарайтесь создать чёткую ассоциацию между ФИО и всем остальным, что говорит о Вас. Подберите хороший шрифт и цвет, тогда появится шанс, что портфолио вызовет положительные эмоции, а его автор не останется безымянным.

Помните! Ваше ФИО - это ваш логотип!

Год рождения.

Нужно его указывать или нет - вопрос спорный. Если Ваше портфолио являет миру скупую выжимку фактов и сухое табличное описание Вашей деятельности, подобное справке горисполкома социалистических времён, то пожалуйста - указывайте год рождения. Это будет хорошим дополнением плохого портфолио.

Я предлагаю другой вариант - разместить рядом с ФИО вашу фотографию. Фото само расскажет о вашем возрасте. Кроме того оно продемонстрирует вашу обаятельность и красоту. А это, согласитесь, немаловажно!

Комбинация из красиво представленного ФИО и хорошей фотографии может стать ключевой, тем боле если, к примеру, директор или завуч школы - мужчина ))

Образование.

В этом разделе нужно указать свою основную специальность и квалификацию по диплому. Если у Вас несколько дипломов, то их всех нужно перечислить здесь.

Трудовой и педагогический стаж работы.

Этот раздел как бы отражает ваше положение на карьерной лестнице педагога. Не забывайте обновлять этот раздел! Здесь нужно перечислить все учебные заведения, в которых вам удалось поработать. Данный раздел один из самых важных, поскольку демонстрирует Ваш педагогический опыт и его разнообразие, а это один ключевых параметров оценки учителя.

Повышение квалификации.

В этом разделе указываются пройденные вами курсы, семинары в которых вам удалось поучаствовать или проявить себя. Возможно, вы были организатором подобных курсов или семинаров - это также стоит отметить. Если курсы не были связанны с профессией педагога (из смежных областей), то о них всё равно стоит упомянуть. Более подробно опишите самые значимые эпизоды из всей практики повышения квалификации (где и когда прослушаны курсы, их проблематика).

Награды, грамоты, благодарственные письма.

Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога. В нём можно писать всё! Но советую размещать награды, грамоты и благодарственные письма в порядке значимости. Последние строки раздела обычно получают меньше внимания, поэтому постарайтесь самое важное поместить под №1.

Копии документов.

Данный раздел наиболее важен для бумажного портфолио. Распечатайте копии документов подтверждающих наличие дипломов, ученых степеней, почетных званий, наград, грамот и благодарственных писем.

Для электронного портфолио всё проще. Разметите скан-копии документов в отдельной папке на Вашем сайте учителя, а в разделах "Образование" и "Повышение квалификации" превратите строки с описанием дипломов в гиперссылки так, что бы при нажатии на них, открывались сохраненные изображения ваших аттестатов и прочих документов. Например, вот так можно оформить этот раздел в электронном портфолио.

2 . Результаты педагогической деятельности

Этот раздел должен содержать:
материалы о результатах освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету; сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании контрольных срезов, участия воспитанников в школьных и других олимпиадах, конкурсах;
результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
сведения о наличии медалистов;
сведения о поступлении в вузы по специальности и т.п.

Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя.

3. Научно-методическая деятельность

В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога:
обоснование выбора аттестуемым образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы;
обоснование выбора аттестуемым используемых образовательных технологий;
обоснование применения аттестуемым в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т. п.;
работа в методическом объединении, сотрудничество с районным методическим центром, АППО, вузами и другими учреждениями;
Участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах
участие в методических и предметных неделях;
организация и проведение семинаров, "круглых столов", мастер-классов и т.п.;
проведение научных исследований;
разработка авторских программ;
написание рукописей кандидатской или докторской диссертации;
подготовка творческого отчета, реферата, доклада, статьи;

4. Внеурочная деятельность по предмету

Раздел должен содержать документы:
список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;
список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;
сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий (выставки, предметные экскурсии, КВН, брейн-ринги и т. п.);
программы работы кружков и факультативов
другие документы.

5. Учебно-материальная база

В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии):
список словарей и другой справочной литературы по предмету;
список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);
наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.);
наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные учебники и т. п.);
аудио- и видеопособия;
наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т. п.;
измерители качества обученности учащихся;
другие документы по желанию учителя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учимся создавать электронное портфолио

Слайд 4

Содержание Пояснительная записка (Введение) Раздел I. Общие сведения об учителе.

Слайд 5

Личные данные

Слайд 8

Введение (Пояснительная записка) В Пояснительной записке необходимо указать, какие материалы включены в портфолио, и обосновать то, что именно эти материалы являются свидетельством профессионализма аттестуемого. При этом важно, чтобы обоснование выстраивалось относительно требований к заявленной педагогом квалификационной категории. Помещение в портфолио не обоснованных педагогом материалов снижает ценность свидетельства профессионализма аттестуемого Объём Введения (Пояснительной записки) – 3-6 страниц, (шрифт Times New Roman , кегль - 12, м/строчный интервал полуторный). Этот материал создаём в Word ,е, помещаем в одну папку с презентацией а затем в Содержании делаем на него ссылку (гиперссылку)

Слайд 9

Примерные разделы портфолио Содержание Пояснительная записка (Введение) Раздел I. Общие сведения об учителе. Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального роста педагога Фамилия, имя, отчество, год рождения. Копии документов об образовании (что и когда окончил. Полученная специальность, квалификация по диплому). Трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ. Копии документов, подтверждающих повышение квалификации. Наличие учёных и почётных званий и степеней. Копии документов о наиболее значимых правительственных наградах, грамоты, благодарственные письма. Копии дипломов различных конкурсов. Другие документы по усмотрению аттестуемого. Далее по каждой из этих позиций создаём слайд или группу слайдов куда печатаем заголовок (подзаголовки), переносим сканированную или фотокопию документа, если требуется - соответствующие пояснения. В дальнейшем эту запись и всё лишнее стираем

Слайд 10

Раздел II. Научно-методическая деятельность. В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога: - материалы, в которых обосновывается выбор образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы; - материалы, в которых обосновывается выбор используемых образовательных технологий; - материалы, содержащие обоснование применения в своей практике различных средств педагогической диагностики для оценки образова-тельных результатов; - использование информационно-коммуникационных технологий в обра-зовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами разви-тия и т.п.; - работа в методическом объединении, сотрудничество с научно-методическим информационным центром, ВУЗами и другими учреждениями;

Слайд 11

Раздел II . Продолжение - участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах, в методических и предметных неделях; - организация и проведение семинаров, «круглых столов», мастер-классов и т.п.; - проведение научных исследований; - разработка авторских программ; - подготовка творческого отчета, реферата, доклада, статьи; - сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведённых мероприятий; - программы элективных курсов; - программы кружков и факультативов; - список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету. и т.п.

Слайд 12

Раздел III. Результаты педагогической деятельности Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности педагога за определенный период (последние 3 года) материалы с результатами освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету; сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании: - контрольных срезов знаний учащихся; - участия воспитанников в школьных и окружных, городских конкурсах; - результатов промежуточной и итоговой аттестации учащихся; - наличия победителей конкурсов, соревнований и др. и т.п.

Слайд 13

Раздел IV. Учебно-материальная база по предмету В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета. Раздел содержит документы: список словарей и другой справочной литературы по предмету; список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.); наличие технических средств обучения (телевизор, видео- магнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.); наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные электронные учебники и т.п.); аудио и видеопособия; наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т.п.; измерители качества обученности учащихся; другие документы по желанию учителя.

Слайд 14

Основное в Портфолио состоит из 2 -х частей. В состав первой ( инвариантной ) части входят: материалы, в которых обосновывается выбор аттестуемым образовательной программы , материалы, в которых обосновывается выбор аттестуемым педагогических (образовательных) технологий , материалы, содержащие обоснование применения аттестуемым в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов

Слайд 15

Во второй части портфолио представляются материалы, которые свидетельствуют о реализации аттестуемым одного из основных направлений региональной образовательной политики. Эта часть портфолио является вариативной в том смысле, что педагогу необходимо представить материалы только по какому-либо одному направлению: использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, здоровьесберегающие технологии , и др..

Слайд 16

Следует особо отметить, что некоего образца портфолио или исчерпывающего перечня материалов, входящих в него, не существует и не может существовать. Портфолио должен отражать субъектную позицию аттестуемого как профессионала, которая выражается в умении решать профессиональные задачи, используя профессиональные знания и умения, различные освоенные способы деятельности.

Слайд 17

Общий объем портфолио должен быть не менее 30 и не более 70 страниц формата А4. (В бумажном формате) В электронном формате основная масса материала вынесена в гиперссылки или дополнительные файлы общей с презентацией папки «Портфолио учителя» Грамотное оформление электронного портфолио учитывается. Портфолио представляется аттестуемым в соответствующую аттестационную комиссию не позднее чем за две недели до квалификационного испытания.

Слайд 18

Защита портфолио проводится публично на открытом заседании экспертной группы (с согласия аттестуемого - на семинаре, «круглом столе»). Защита портфолио проводится в несколько этапов: Презентация портфолио. Ответ на вопросы по существу представленных документов. Ознакомление аттестуемого учителя с рецензиями на работу. Пояснения аттестуемого учителя по замечаниям рецензентов. Обсуждение результатов защиты членами экспертной группы. Доведение до аттестуемого выводов и рекомендаций экспертной группы.

Слайд 19

Работать с текстами. Вставлять рисунки, фото, схемы и т.д. Делать гиперссылки на различные документы. Создавать таблицы в слайде и вставлять готовые таблицы. Создавать аналитические диаграммы. Использовать источники Internet . Лаконично выразить ёмкую мысль. Не перегружать отдельные слайды, уметь расчленять материал на содержательные и выразительные компоненты. Помните, что презентация функционально отлична от доклада. Рады Вам помочь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология портфолио в условиях реализации ФГОС. Портфолио: назначение, содержание, технология.

В данной презентации краткая информация видах портфолио, его назаначении и содержании. Презентация предназначена для работников образовательных учреждений....

Портфолио лицеиста (портфель достижений) / Учебное пособие (кейс-портфолио)

Портфель достижений – кейс-портфолио – относится к разряду аутентичных индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте (в...

Бланки портфолио ученика. Инструкции заполнения бланков портфолио.

                                      СодержаниеРаздел I. Мой портрет         ...

Портфолио педагога.Структура портфолио.

Портфолио педагога.Структура портфолио.Очень подробно и понятно....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И ПУБЛИКАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА С ПОМОЩЬЮ КОНСТРУКТОРА ПОРТФОЛИО «NETFOLIO»

Конструктор портфолио Netfolio - это инструментальное средство для создания электронного портфолио педагога, разработанное компанией «e-Publish» (официальные сайты http://edusite.ru/ и...