"Валеологические основы урока"
статья по теме

Ивлева Марина Эдуардовна

Данный материал поможет учитывать индивидуальные особенности детей при обучении математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon valeologicheskie_osnovy_uroka.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

     Во всех цивилизованных странах главным богатством человека является его здоровье. С рождения ребенок усваивает эту великую истину. Еще недавно, когда мы мыслили категориями усреднения и все охвата, а личность в этом усреднении исчезла, мы и не думали о здоровье как о неотъемлемом праве личности и ее основном богатстве.

      Обязательное всеобщее среднее образование отрицательно сказалось на здоровье детей и подростков. Неблагоприятно влияла на здоровье школьников система образования, которая к 80-м годам достигла своего «совершенства» в плане «удушения» развития ребенка и «убийства» его здоровья. Об этом говорят факты. Например, в процессе дошкольного воспитания и обучения нарушение осанки приобретают 50-60% детей, отклонения в деятельности сердечно-сосудистой системы 30-40%, нервно-психические дисфункции 20-30% и т.д. Вошли в употребления такие понятия как «школьная близорукость», «школьный сколиоз», «дидактоневроз». Произошло это в силу того, что не было психо-медико-педагогического анализа режимов и технологий учебно-воспитательного процесса в плане их адекватности естественным потребностям развивающегося организма. Вовремя не были выявлены и категорически отвергнуты те устои педагогической системы, которые наносят вред здоровью ребенка. Если при этом учесть бедственное экологическое положение, недостаток полноценного питания, общий стрессовый фон, то стоит удивиться, что еще попадаются здоровые дети.

     Необходимо учителям, руководителям народного образования, родителям по-новому взглянуть на организацию учебно-воспитательного процесса. И не только взглянуть, но и сделать определенные конкретные шаги. Необходимо учитывать концепцию типо-дифференциальной групповой индивидуализации людей, которая создана научной группой под руководством к.м.н. Ильющенкова В.В. и апробирована на практике в студенческом лечебно-восстановительном центре Красноярского института цветных металлов на протяжении 9 лет. Концепция типо-дифференциальной групповой индивидуализации людей дает принципиально новый подход к организации учебно-воспитательного процесса.

      Говоря о «типизации» человека, мы подразумеваем его генетически предопределенную направленность функционально-морофологических и психофизиологических свойств организма, определяющую тип и характер обмена веществ, норму реакции на различные факторы внешней среды, строение «биологического каркаса», а также личностные характеристики.

      Полученные в процессе исследования данные позволили выявить три достоверно различающихся между собой группы людей, имеющих особую инфраструктуру внутренних органов и систем, определяющую  специфику их функциональных связей, биохимическую, психофизиологическую и социальную организацию. Эти группы:

- брахиморфный функционально – морфологический тип (БФМ–тип ),

- мезоморфный функционально – морфологический тип (МФМ – тип),

- долихоморфный функционально – морфологический тип ( ДФМ–тип )

      Психофизиологическая характеристика лиц БФМ – типа обусловлена преобладанием левополушарной активности коры головного мозга и соподчиненных ей подкорковых образований. Они малоэмоциональны, внешне спокойны. По биоритмологическому профилю – «совы» - активны во второй половине дня. Склонны к полноте. Весь внутренний уклад (обмен веществ, строение органов и нервной системы ) способствует усвоению, обработке и накоплению информации, поэтому этот тип людей назван «накопителем». Эти люди обладают высокой степенью консерватизма. К поставленной цели они идут через систему логических и обьективно обоснованных решений. Левополушарная «БФМ – типовая» психика представлена системой знакового описания внешнего мира в элементах естественного языка, то есть левое полушарие отвечает за речевые функции, логическое и математическое мышление, оно «умеет» говорить и склонно к анализу.

      Инфраструктура «Д» - органов и «Д» - систем с дисперсией уровней индивидуализации обусловлены правополушарной функциональной ассиметрией мозга.

Эти люди эмоциональны, импульсивны, субьективны в оценках. Впечатлительны, часто мнительны, нестандартны, легко возбудимы, имеют высокую степень нервной истощаемости, часто за счет неадекватных нервных реакций. Быстрая речь, хорошая реакция.

По своим индивидуальным личностным характеристикам ДФМ – тип стоит на самом высоком уровне развития. Имеет внешнюю направленность ума, высокий уровень активизации на очень сильном, либо на очень слабом раздражителе. Правое полушарие представлено системой чувственного восприятия мира, оно отвечает за формирование творческих способностей – музыкальных, художественных, оно «артистично, но безмолвно», так как не принимает участия в формировании речи.

      Функционально – морфологическая и психофизиологическая характеристика лиц мезоморфного (переходного) типа обусловлено сбалансированной работой обеих полушарий мозга в зависимости от условий внешней среды. Люди этого типа хорошо адаптируются к различным ситуациям, имеют уравновешенные и сбалансированные процессы торможения и возбуждения. Создание оптимальных условий для максимальной реализации генетической программы человека на протяжении всей его жизни и есть путь всестороннего гармонического развития личности с активным долголетием, путь дальнейшей эволюции человеческого общества.

      При построении учебно-воспитательного процесса необходимо помнить, что левое полушарие «отвечает» за:

  1. способность к речевому общению ( понимание и продуцирование речи) ;
  2. оперирование цифрами, математическими формулами, фактами в пределах формальной логики и ранее усвоенных правил;
  3. способность к последовательному, ступенчатому познанию;
  4. индуктивный (от частного к общему) стиль мышления;
  5. малую чувствительность к художественным произведениям, музыке.

Правое полушарие «отвечает» за:

  1. ориентацию в пространстве и представление о собственном теле;
  2. распознавание сложных образов, не поддающихся разложению на простые составные элементы;
  3. готовность к целостному «схватыванию», к одномоментному восприятию многих предметов, явлений и взаимосвязей во всей их широте и глубине ( синтетический характер мышления );
  4. стратегию формирования многозначности в восприятии обьекта, явления с учетом многообразия и сложности имеющихся связей;
  5. дедуктивный (от общего к частному) стиль мышления;
  6. различение интонаций речи и  модуляций голоса;
  7. эстетическое восприятие произведений искусства, восприятие музыкальных произведений.

     Осознание педагогом различий в функциональной деятельности полушарий головного мозга поможет по-новому осмыслить многие методические рекомендации и требования частных методик.

     Так, например, усвоение математики в 1-6 классах, а затем алгебры и начал анализа рассчитано на преимущественное функционирование левого полушария, поскольку оно связано с аналитической деятельностью мозга. Соответственно и методика преподавания этих разделов математики ориентирована на левополушарную активность. Учащиеся БФМ - типа более комфортно чувствуют себя на таких уроках, в то время как учащиеся ДФМ – типа ощущают дискомфорт вплоть до стрессовых проявлений. Школьным учителям математики знакомы ситуации, когда учитель грамотно выстраивает логическую цепочку выводов, четко алгоритмизует деятельность учащихся по решению определенных задач, а учащиеся не усваивают материал. И чем четче обьяснения учителя, тем хуже усвоение материала. Это естественно для учащихся с правополушарной активностью.

      Что касается таких разделов математики как геометрия (планиметрия, стереометрия), то сам учебный материал дает большую возможность учителю в плане организации усвоения. Можно с уверенностью сказать, что арсенал методов, форм работы с учащимися, соответствующие пособия позволяют организовать работу на уроке в контрастном режиме: образность геометрии, пространственное расположения тел и их комбинаций хорошо усваивается на правом полушарии; аксиоматическое построение курса, доказательность геометрических выводов и построений – удел «левополушарников».

      Исходя из сказанного выше, каждому учителю надо осознать на основе специфики преподаваемого им предмета, какая мыслительная активность – правополушарная или левополушарная, лежит в основе овладения «его» предметом. В классах без типо-диоферентациального отбора следует строить работу в контрастном режиме, рассчитывая нагрузку и на левое, и на правое полушарие. Учителю надо научиться различать детей с той или иной полушарной активностью и учитывать это при работе с ними. Нужно понимать, что каждый учебный предмет, преподаваемый по правилам существующей методики и не учитывающей психо - физиологические функционально-морфологические характеристики обучаемого, может нанести ущерб здорового ребенка.

      Готовясь к уроку, учителю надо помнить, что основной принцип работы БФМ – типа «врабатывание» в урок, в задание; а для ДФМ - типа «импульсивность».

      Учителя с большим опытом работы заметили, что некоторых учеников лучше «не дергать» вопросами, советами, комментариями, если они начали говорить, то их ни в коем случае нельзя перебивать, иначе они «теряют мысль» и будут долго ее искать. Это конечно, БФМ - тип. Других же учеников ДФМ - типа стоит поправлять, задать вопрос, направить мысль, пока они далеко не «улетели» от темы. С ними достаточно легко работать в диалоговом режиме, они живо реагируют на вашу речь. С письменными работами они справляются значительно быстрее, но с множеством огрехов, которые не способны сами увидеть. Даже при письме видна импульсивность: написал, отдыхает, снова мысль одарима, написал, отдых, в то же время БФМ - тип пишет плавно без пауз, ему не нужен частый отдых.

      Наблюдения показывают, что в классах БФМ – МБФМ типов  атмосфера урока, как правило, спокойная. Достаточно одной физпаузы ближе к концу урока. К классам ДФМ – МДФМ – типов ощущение постоянного движения, даже при хорошей рабочей дисциплине ощущение такое, что ты «работаешь с ртутью». Учитель дал задание, провел определенный этап урока – пауза, расслабление. Новое задание, новый интеллектуальный импульс – снова отдых. В зависимости от возраста учащихся, гот «концентрации» ДФМ – типов в классе учитель и планирует работу на уроке.

      В силу специфики классно-урочной  системы обучения умственная деятельность учащегося подчас оценивается по внешнему ее выражению. В этом случае  в более выгодном положении оказываются учащиеся ДФМ – типа. Это создает иллюзию умственной активности. Результат же может быть достаточно низким. Предположительно, учащиеся ДФМ – типа обладают более высокой обучаемостью, если над обучаемостью понимать степень легкости и быстроты приобретения знаний. Однако они также быстро могут «избавиться» от этих знаний, так же овладение общими приемами умственной деятельности и приведения знаний в систему для них задача весьма сложная. Учащимся БФМ – типа часто отличаются нужной обучаемостью, или мешает медлительность, «левополушарное упрямство», внутренняя направленность умственной деятельности, которая скрыта от педагога. Низкая степень обучаемости может быть компенсирована большой работоспособностью. Если они поняли, приняли знание, «вписали» из в логически обоснованную систему, то это, как говорится, «на века».  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические основы урока.

1.    Методы обучения - это основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие формирование знаний, умений и навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач....

Физический эксперимент как валеологический аспект урока

Иногда новое – это хорошо забытое старое. Когда-то много-много лет назад существовала обязательная производственная гимнастика. К ней относились чаще всего со смехом, и у всех она осталась в вос...

Системно-деятельностная основа урока

Составление системно-деятельностной системы урока соответствует новым веяниям в образовании, позволяет совместить «знаниевую» педагогику со «способностной». Ученик из пас...

"Валеологическое сопровождение уроков информатики"

Перед любым учителем ставиться множество задач, но одной из главных является сохранение детского здоровья. В данной статье приведены примеры оздоровительных минуток, которые целесообразно проводит на ...

Доклад "Валеологические основы здорового образа жизни"

Доклад "Валеологические основы здорового образа жизни" был представлен на школьном методическом объединении учителей естественно - математического цикла....

Валеологическое сопровождение урока английского языка

В статьея рассказываю, как мне удается поддерживать интерес и работоспособность всез учеников на протяжении всего урока. Для этого я использую различные различные валеологические паузы. Это подвижные ...

Валеологический аспект уроков физики

Валеологический аспект уроков  физики...