ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ЗПР.
статья по теме
Коррекционная направленность учебно-воспитательной работы в специализированных классах выражена, прежде всего, в её структуре: меньшее число учащихся в классе, щадящий режим, особенности учебного плана, проведение индивидуальных занятий. Все сказанное обуславливает специфичность содержания обучения таких детей. Кроме того, во многих случаях требуется значительно большая детализация системы изучения того или иного раздела программы, чем это предусмотрено для общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_korrektsionnoy_raboty_s_mladshimi_shkolnikami_imeyushchimi_zpr.docx | 20.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ЗПР.
И. В. Болдырева учитель-логопед
МБОУ «СОШ № 40» г. Астрахани
Данная группа детей разнообразна и по-разному систематизирована. Несмотря на многообразие причин, обуславливающих ЗПР, проявления ее характеризуется рядом общих для этой группы детей показателей. К их числу относятся недоразвитие эмоционально-волевой сферы, недостаточная познавательная активность, неполная сформированность интеллектуальной деятельности, недоразвитие речи. В сочетании с быстрой утомляемостью это серьезно тормозит обучение и развитие детей.
По характеру и качеству речи учащиеся с ЗПР заметно уступают своим нормально развивающимся сверстникам. Устная речь детей с ЗПР содержит негрубые нарушения, как произношения, так и грамматического строя. Это обусловлено вялостью артикуляций, регидностью мышц речевого аппарата. Недостаточно сформированы фонематический слух и фонематическое восприятие, то есть им доступны лишь элементарные способы звукового анализа и синтеза.
Как известно, для детей с ЗПР характерна недостаточность межанализаторного взаимодействия. Они с трудом образуют слухо-двигательные, зрительно-двигательные и слухо-зрительные связи. Поэтому им сложно установить соответствия между фонемой и графемой. Они с трудом определяют и запоминают связь между буквой и звуком. Это значительно усложняет процесс обучения чтению и письму. Если нормально развивающемуся ребенку достаточно полугода для овладения грамотой, то ребенку с ЗПР необходим, по меньшей мере, год.
В устной речи у детей с ЗПР нарушены также операции программирования и грамматического структурирования речевого высказывания: аграмматизмы, нарушения в структуре синтаксических конструкций. Логическое построение связного высказывание также оказывается нарушенным: наблюдается «застревание» на второстепенных деталях и пропуск важного логического звена, неумение передать последовательность событий. Эти дети легко «соскальзывают» с одной темы на другую.
В письменных работах дети с ЗПР делают специфические ошибки, которые можно подразделить на группы с учетом их причин:
- Отражающие несформированность фонематического слуха
- Связанные с недоразвитием навыков звукового анализа
- Вызванные недостатками лексико-грамматической стороны речи
Вышеперечисленные особенности речевого развития у данной категории учащихся могут проявляются неравномерно: у одних на первый план выступают дисграфические нарушения, у других дислексические, у некоторых детей сочетается и дисграфия и дислексия. Поэтому подходы в коррекционной работе должны строиться с учетом уровня и возраста ребенка и пола ребенка. Общеизвестен факт, что у мальчиков чаще, чем у девочек возникают проблемы с речевой деятельностью.
Коррекционная направленность учебно-воспитательной работы в специализированных классах выражена, прежде всего, в её структуре: меньшее число учащихся в классе, щадящий режим, особенности учебного плана, проведение индивидуальных занятий. Все сказанное обуславливает специфичность содержания обучения таких детей. Кроме того, во многих случаях требуется значительно большая детализация системы изучения того или иного раздела программы, чем это предусмотрено для общеобразовательной школы. Для нормально развитого ребенка, отсутствие или недоучет отдельных звеньев системы не помешают ему усвоить материал. Для детей специализированных классов отсутствие самых казалось -бы незначительных ступенек последовательности материала может усложнить усвоение учебного материала. Поэтому, учебный материал должен преподноситься небольшими дозами с постепенным его усложнением. Методы обучения детей с ЗПР разнообразны и зависят от изучаемого материала. Это могут быть практические действия с предметами, специальные воссоздания ситуаций. Это могут быть традиционные тренировочные, обобщающие, сравнительные и другие упражнения. Но во всех случаях постоянной задачей обучения является развитие логического мышления через анализ, синтез, обобщения, сравнения, заключения.
Еще одна группа детей, которые обучаются в данных классах, это дети с билингвизмом. Незнание норм русского языка является тем речевым барьером, который мешает успевать по обучаемой программе. Фактически русский язык для них является иностранным. И им приходится не просто изучать иностранный язык, не только говорить на нем, но мыслить и обучаться различным наукам фактически на чужом языке. Поэтому в своей индивидуальной работе я формирую группы, в том числе и по принципу языковой принадлежности.
Таким образом, данные логопедического и психолого – педагогического изучения детей с ЗПР и последующая коррекционная работа позволяют осуществлять принцип дифференцированного и индивидуального подхода к обучению данной категории учащихся. И надо помнить, что сам термин задержка развития подчеркивает временный и парциальный характер нарушения.
Литература
- Конев А. Н. Индивидуально-типологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения. М., 1968;
- Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников - М., 1997.
- Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М., 2000;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников
Программа разработана в помощь учителям-логопедам....
«Особенности развития памяти младших школьников с нарушением интеллекта»
Данная работа предназначена для людей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья....
Особенности мышления у младших школьников с умственной отсталостью
Мышление умственно отсталых детей отличается глубоким своеобразием, т.к. недостатки их психики в целом проявляются тем значительнее, чем сложнее тот иной вид психической деятельнос...
Особенности речевого развития младших школьников с ОВЗ (с нарушением интеллекта)
Важнейшей предпосылкой нормального развития речи является достаточная сформированность когнитивных функций, определенный уровень развития познавательной деятельности. Нарушения познавательной дея...
Методика исследования особенностей коммуникации у младших школьников с РАС
Исследование особенностей коммуникации у младших школьников с РАС основывается на методику Е.С. Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан и др . Процедура исследования...
Консультация для родителей «Особенности развития речи младших школьников»
Во время консультации «Особенности развития речи младших школьников» учитель-логопед знакомит родителей с важностью правильного развития речи для формирования полноцен...