Рабочая программа кружка "Лоскутик".
рабочая программа (7 класс) по теме

Александрова Ирина Алексеевна

 Работа с лоскутом – занятие увлекательное. Из лоскутов можно выполнить изделия декоративного плана и бытового назначения.

Составленная программа имеет коррекционную направленность и предназначена для учащихся 7-9 классов VIII . 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное  специальное  (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья – специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат

г. Вышнего – Волочка Тверской области

«Рассмотрено»

Руководитель МО

__________/Богданова В.И./  ФИО

Протокол № ____ от

«___»___________200___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

___________/Потёмичева А./   ФИО

«___»____________200___г.

«Утверждено»

Директор ГСОУ шкалы-интерната

____________/Рудаковский И.В./                              ФИО

Приказ № _____ от

«___»___________200___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Лоскутик»

Составитель: учитель  трудового обучения

Александрова  Ирина Алексеевна

2013-2014 учебный год

  1. Пояснительная записка.

 Работа с лоскутом – занятие увлекательное. Из лоскутов можно выполнить изделия декоративного плана и бытового назначения.

Основное направление дополнительной образовательной программы – это формирование интереса учащихся к декоративно прикладному творчеству, развитие творческой активности, эстетического вкуса. Внеклассные занятия расширяют кругозор детей, дополняют знания. Совершенствуют умения и навыки,  полученные на уроках трудового обучения.

Цель кружковой работы – обеспечить необходимые условия продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, способностей и широкое вовлечение их в общественно – полезный и созидательный труд.

На внеклассных занятиях решаются задачи всестороннего развития и воспитания учащихся в процессе труда:

- развитие познавательных интересов, расширение кругозора в направлении декоративно-прикладного искусства;

- развить трудовые способности учащихся и адаптировать их в индивидуальной деятельности;

 - коррекция и компенсация психофизических недостатков;

- активизация мыслительной деятельности и речевого общения;

- формировать технологические и технические знания о лоскутном шитье;

- обучать профессиональным приёмам труда и прививать соответствующие навыки;

- подготовить к самостоятельной деятельности в ситуациях, которые включают элементы нового;

- воспитание положительного отношения к труду, организованности, навыков самостоятельной работы и бережливости.

Составленная программа имеет коррекционную направленность и предназначена для учащихся 7-9 классов VIII . Последовательность тем в программе определяется усложнением материала, в основу изучения курса лоскутного шитья положен принцип доступности и посильности выполнения трудовых работ. Что помогает развивать наблюдательности, память, мышление, воображение.  Самое главное – в работе не должно быть однообразия. Поэтому на занятиях предлагаются различные виды работ и поделок.

Программа даёт возможность учителю определять количество лоскутных изделий и время на их изготовления, исходя из способностей учебно-трудовой группы, технического оснащения мастерской, заменять предложенные программой лоскутные изделия.

Методы и приёмы обучения помогают формировать положительное отношение к учебному процессу. Коллективное выполнение заданий – наиболее  эффективная форма организации труда, при выполнение трудоёмких композиций или поделок. Выполнение таких заданий содействует воспитанию общительности, дружеских взаимоотношений в коллективе, взаимопомощи.

При комплектовании групп учитывается возраст детей.  Занятия проводятся с группой учащихся в количестве 6 человек, в возрасте от 12 до 15 лет. Продолжительность занятий по 2 часа  один  раз в неделю с перерывом между занятиями 10 минут.

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и её оценка – это организованный просмотр и обсуждение выполненных изделий,  оформление выставок на стенде «Иголка волшебница»,  « Фабрика сувениров»,  « Чудеса своими руками».

     

2.Требования к усвоению учебной программы.

    Учащиеся должны знать:

● правила  Т/б с ручными инструментами, при работе с электроутюгом, на швейной машине;

● названия инструментов и приспособлений для работы;

● способы раскроя материалов;

● ручные строчки и швы;

● машинные швы, конструкцию, применение;

● процесс изготовления поделок (план, инструкция).

    Учащиеся должны уметь:

● соблюдать правила Т

● работать с иглой, ножницами;

● выполнять ручные строчки  и отделочные стежки;

● выполнять машинные швы и строчку «зигзаг»;

● раскраивать,  соединять детали  и оформлять модель;

● художественно конструировать игрушку (дизайн);

● выполнять эскизы, простейшие чертежи.

  1. Календарно - тематическое планирование  кружка « Лоскутик »  

 68 часов

Тема занятия

Виды работ

Кол-во

 часов

Дата

   1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8-9.

10-11

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

Вводное занятие. Техника безопасности.

Организация рабочего места.

Вышивка крестом.

Панно « Бабочка»,  « Дымковская игрушка».

Игрушка-подушка « Кот».

Декоративная коробочка.

                                                                                                                                   

Вводное занятие.  Аппликация из ткани.  Панно.

Декорирование изделий аппликацией из ткани.

Изделие. Лоскутные ёлки.

Подарочный сапожок.

Текстильная открытка к празднику. Оформление выставки работ учащихся.

                             

                                                                                                 

Вводное занятие. Игрушки – подушки из ткани.

Подушка «Месяц».

Реконструкция белья и одежды.

 Изделие. Лоскутная сумка.

                                                                                       

 Игрушки – сувениры.

Изделие. Грелка на  чайник

« Бурёнка».

Держатель для  карандашей

 « Матрёшка».

Панно в технике текстильный коллаж.

                                                                                                                                 

Беседа, демонстрация образцов.

Выбор и разметка рисунка. Подбор ниток.

Выполнение ручных стежков «крест».

Раскрой деталей. Соединение деталей. Оформление изделия..

Подбор лоскута.  Соединение лоскута с изделием. Оформление .

Подготовка материалов. Выбор сюжета аппликации.

Изготовление шаблонов. Раскрой деталей по шаблону.

Составление лоскутного полотна.

Стачивание лоскутных деталей.

Соединение деталей.

Оформление изделия.

Раскрой деталей. Составление композиции. Соединение деталей клеем.

Подготовка материалов. Выбор изделия.

Выполнение выкроек, лекал.

Раскрой деталей.

Соединение деталей.

Оформление изделия.

Изготовление выкроек.

Раскрой деталей.

Обработка срезов изделия.

Отделка изделия.

Изготовление выкроек.

Раскрой деталей.

Обработка срезов изделия.

Отделка изделия.

- подготовка материалов;

- изготовление фрагментов для панно;

-сборка панно;

- окончательная отделка панно.

   

     2

4

4

4

4

2

2

4

4

2

2

6

6

6

6

4

6

  1. Содержание программы.

Тема 1. Вводное занятие (6ч.)

Теоретические сведения. Правила поведения в мастерской. Организация рабочего места. Техника безопасности. Демонстрация  лучших изделий учащихся. Просмотр иллюстраций журнала, книг по рукоделию.

Тема 2. Техника вышивания (8ч.).

Теоретические сведения.  История русской вышивки.  Материалы, инструменты, приспособления для вышивки. Подготовка к вышивке. Способы перевода рисунка на ткань.  Орнамент. Правила работы, последовательность. Виды швов в ручной вышивке.  Обработка края вышитых изделий.

Практические работы.  Перевод рисунка на ткань. Подготовка ткани и ниток. Упражнения: выполнение швов  «россыпь»,  «строчка»,  стебельчатый шов,  петля «вприкреп»,  шов «крест». Вышивка изделий ручными стежками. Окончательная отделка вышитых изделий (стирка, утюжка, подготовка  панно под рамку).

Изделие.  Панно «Листья»,   «Корзина с ягодами». Салфетка.

Словарь. Вышивка,  пяльцы,  канва,  нитки мулине,  контур,  копировальная бумага,  шов «роспись»,  шов «крест».

Тема 3.  Игрушка  - подушка (14).

Теоретические сведения. Трикотажные ткани.  Искусственный мех. Конструирование игрушек. Анализ образцов. Детали кроя. Правила т/б с ножницами, иглой. Правила  раскроя меха, соединения деталей.

Практические работы. Выбор ткани для игрушки. Обмеловка деталей по шаблону. Раскрой деталей. Смётывание, соединение деталей. Оформление игрушки.

Изделие. Игрушка – подушка (рыбка, мышка, кот).

Словарь. Трикотажное полотно, искусственный мех,  синтепон, вата,  ворс, растяжение. Тема 4. Декорирование изделий аппликацией из ткани (14ч.).

Теоретические сведения. Материалы, инструменты для работы. Правила работы с ножницами. Организация рабочего места при работе с клеем.

Практические работы. Приёмы складывания бумаги для открытки.  Подбор цвета и формы деталей. Резание ткани по прямым линиям, закруглённым контурам. Тематическая композиция в различных вариантах. Соединение деталей клеем.

Изделие. Тематическая открытка к празднику. Декоративная коробочка.

Словарь. Композиция, закруглённый контур.

Тема 5. Техника лоскутного шитья (8ч.).

Теоретические сведения.  Основы цветовой грамоты. Подготовка лоскута к работе. Основные понятия: основа, блок. Правила композиции. Составление рисунка из отдельных блоков. Техника «полоска», «квадрат». ВТО отдельных блоков. Способы соединения элементов : ниточный, клеевой. Соединение элементов строчкой «зигзаг». Технологическая последовательность над лоскутным изделием.

Практические работы. Выполнение эскиза. Изготовление шаблонов. Правила раскроя деталей из лоскута. Составление лоскутного полотна. Соединение лоскутных деталей. Окончательная отделка изделия.

Изделия. Чехол для книги. Закладка. Новогодние игрушки : ёлка, сапожок.

Словарь. Однотонные ткани, ткани с рисунком, ткани с блеском, пёстротканые, составление блока из элементов, «колодец», «полоска», сметать, стачать, обтачать.

Тема 6. Реконструкция белья и одежды (6ч.).

Теоретические сведения. Аппликация на одежде.  Способы реконструкции одежды. Изготовление выкройки для изделия. Изменение выкроек-основ (моделирование). Комбинирование тканей в одном изделии. Отделочные элементы.

Практические работы. Построение чертежа по заданным размерам. Изготовление выкройки. Раскрой деталей. Смётывание деталей. Соединение деталей и обработка срезов. Отделка изделия.

Изделие. Лоскутная сумка.

Словарь.  Переделка вещей, реконструкция одежды,   изношенное место.

Тема 7. Игрушки-сувениры (8 ч.).

Теоретические сведения. Назначение сувенира.  Сувениры  для интерьера.  Детали кроя.  Ручные стежки : петельные, через край. Машинные швы : стачной, вподгибку, окантовочный. Отделочные детали.

Практические работы.  Выбор ткани для игрушки. Обмеловка деталей по шаблону. Раскрой деталей. Смётывание, соединение деталей. Оформление игрушки.

Изделие.  Грелка на чайник (бурёнка, собачка). Держатель для карандашей (матрёшка, кот).

Словарь.  Сувенир, грелка на чайник,  держатель.

Тема 8. Оформление интерьера (8 ч.). Организация выставки работ учащихся.

Теоретические сведения. Технология изготовления несложных лоскутных изделий : лоскутная тематическая аппликация, лоскутная геометрическая аппликация.

Практические работы.  Перевод рисунка на ткань. Выбор ткани с учётом цвета, рисунка, фактуры. Подготовка ткани к работе. Изготовление шаблонов. Раскрой основных деталей (подкладочной и прокладки). Художественное оформление верхней детали ( ручной, машинный, клеевой способы).  Технологическая сборка. Окончательная отделка изделия.

Изделие. Панно в технике текстильный коллаж.

Словарь. Тематическая композиция.

5. Материалы, инструменты и оборудование для работы.

- ткани: ситец, фланель, драп, трикотаж; мех, кожа;

- цветная бумага, бархатная бумага, картон;

- катушечные нитки, пряжа, мулине;

- тесьма, ленты, кружево, пуговицы;

- ножницы, иглы. Булавки;

- линейка, угольник. Сантиметровая лента;

- пяльцы, крючок;

- швейный мел, карандаш, цветные карандаши;

- швейные машины, электроутюг;

- клей карандаш, клей ПВА.

        6. Литература.

1.Лашкова С.М. – твоя любимая игрушка, вып.  №2, №3 , Тверь 1995г.

2. Максимова М., Кузьмина М. – Вышивка, Лоскутики, Москва «ЭКСМ»2003г.

3. Молотобарова О. С. – Игрушки-сувениры, Москва « Просвещение»  1990г.

4. Нагель О.И. -  Лоскутное шитьё, Москва,  Школа-Пресс 200г.

5. Перевертень Г,И. – Самоделки из текстильных материалов, Москва» Просвещение»1990г.

6. Столярова А. – Игрушки-подушки, культура и традиции 2004 г.

7. Журналы «Лола» одежда для кукол №28. 31, 36

8 Малышева А,Н. – Работа с тканью

9. Шик Г.И. – Подарки, альбом самоделок

10.Журналы «Школа и производство»

11. Харди Э. – Весёлые поделки, Москва «Махаон»2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...