конспект по теме: "Звук[ а], буква А"
план-конспект занятия по теме

третьякова сусанна вячеславовна

Цель: познакомить с гласным звуком [ а],с его обозначением на письме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.odt19.24 КБ
Файл konspekt_zanyatiya.odt19.24 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№ 156- детский сад комбинированного вида Привокзального района

г. Тулы

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР

                                                                             Автор и разработчик

Третьякова С. В.

Тула, 2013

Тема «Звук [а], буква "А".».

Коррекционно-образовательные цели. Познакомить с гласным звуком [а], с его обозначением на письме. Учить выделять гласный звук [а] среди других гласных, обозначать его на письме.

Формировать элементарные навыки звукового анализа, учить выделять первый гласный звук в слове.

Коррекционно-развивающие цели. Развивать связную речь, мышление, слуховое внимание, тонкую моторику, ловкость, координацию движе ний.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитывать инициа тивность, самостоятельность, навыки сотрудничества на заня тии.

Оборудование. Предметные картинки (антенна, аист, автомобиль, автобус), натуральные фрукты или их муляжи (ананас, айва, абрикос), символ звука [а] (красный кружок), звуковые домики (индивидуальные), кассы букв, палочки, карандаши, тетради, демонстрационная буква "А". Красный замок.

Лексический материал: гласный звук, буква.

Ход занятия

I. Организационный момент. Мимические упражнения.

Логопед: Дети, представьте, что мы купили ананасы, абрикосы и лимоны. Я угощаю вас лимоном. По выражению вашего лица я должна догадаться, что он очень кислый. Произнесите недовольно: «о-о-о!» А сейчас «съешьте» по дольке ананаса, апельсина, абрикоса и покажите ваши ощущения. Произнесите радостно: «а-а-а!». Когда я произнесу: «о-о-о!», покажите, что вы пробуете лимон. Когда произнесу: «а-а-а!», покажите, что едите сладкий фрукт. Логопед несколько раз произносит эти звуки.

II. Основная часть.

Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в Страну звуков и букв. Наши путешествия будут интересными, иногда трудными. Вы узнаете много нового о звуках, словах и буквах. (выставляется Красный замок и его хозяйка - Фея в красном платье). В этом замке живут звуки и буквы. А это хозяйка Красного замка, ее зовут Анна. Она познакомит нас со звуками и буквами.

Характеристика звука [а] по акустическим и артикуляционным признакам

Логопед: Прислушайтесь, как красиво звучит первый звук имени Ааанна. Скажем хором имя Феи. Какой первый звук в слове Анна? (Звук [а].) Анна предлагает нам спеть этот звук. (А-а-а.) Представьте, что у вас в руках ниточка. Растягиваем ниточку и поем звук [а-а-а-а ]. Ниточка длинная или короткая? (Длинная.) Намотайте ниточку на клубок. Вот какой большой клубок получился! Звук [а] мы можем петь, тянуть. Посмотрите, как широко открывается рот, нет никакой преграды для воздушной струи. Звук [а] называется гласным, от слов глас, голос. Гласные звуки живут в Красном замке. Мы будем обозначать их красным кружочком. Нажмите пальчиком на кружочек, «оживите» его. Дети нажимают на кружочек и произносят звук [а].

Игра «Поймай звук». Развитие слухового внимания

Логопед произносит ряд звуков, дети хлопают, услышав звук [а]. Произношение слов со звуком [а], определение позиции звука Фея живет в сказочном замке. В своей сказочной стране она не могла увидеть те предметы, которые мы знаем.

Выставляются предметы и картинки, дети называют слова. Определяется позиция звука [а] в словах и его место в окошечке «Звукового домика».

А теперь назовите только фрукты. Где они растут? (В саду.)

Динамическая пауза. Пантомима «В саду».

  1.                Пригласим Анну в сад. Дети шли, шли, шли и в фруктовый сад зашли. А там - собака Авва сторожит сад. Покажите, какая она сердитая. А вот - сторож Антон. Мы улыбнемся ему, покажем свои добрые лица. Возвращаемся домой.

          Посмотрите, над садом летит птица с красными ногами и таким же клювом. Кто это? (Аист.) Изобразите, как ходит аист, как он стоит на одной ноге. Аист больше всего любит звук, с которого начинается его слово. Какой это звук? Подарим аисту картинки, название которых начинается со звука [а]. Логопед ставит на панно картинки: астра, облако, антенна, аист, ухо, автомобиль, автобус, ослик. Дети называют все картинки. Потом выбирают картинки со звуком «а» и ставят их перед аистом.

          Когда вечером за вами придут мамы, куда вы пойдете?

У звуков тоже есть свои дома. Они называются буквами.

У звука [а] тоже есть свой домик.

Демонстрируется буква "А".

                                          Знакомство с буквой "А "

Что вам напоминает буква а? Ответы детей.

Выкладывание буквы "А" из палочек. Сложить букву "А" из трех пальчиков. Нахождение буквы "А" в буквенных кассах.

Вы тоже можете нарисовать в тетрадях домик для звука [а]- букву "А". Но перед этим сделаем зарядку для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика.

К нам вновь прилетел аист. Изобразим его. Аист будет летать, пока звучит звук [а]. Когда я произнесу другой звук, аист, аист замрет.

Пальцы рук прогибаются назад и сгибаются вперёд. Птица «летит», пока логопед произносит слова с заданным звуком и замирает, когда произносится слово без заданного звука.

        Написание буквы "А "

Соедините точки у вас в тетрадях, и у вас получится буква "А". Раскрасьте её красным карандашом.

Ниже нарисованы две фигуры. Одна из них - буква "А". Найдите её и раскрасьте. Другую фигуру зачеркните, чтобы звук [а] не перепутал с ней свой домик.

Итог занятия

 [Оценка работы детей.]

Логопед предлагает детям вспомнить, чем занимались на за нятии, какие задания было интересно выполнять. Затем он положительно оценивает работу каждого ребенка.

Третьякова Сусанна Вячеславовна                                                    



Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№ 156- детский сад комбинированного вида Привокзального района

г. Тулы

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР

                                                                             Автор и разработчик

Третьякова С. В.

Тула, 2013

Тема «Звук [а], буква "А".».

Коррекционно-образовательные цели. Познакомить с гласным звуком [а], с его обозначением на письме. Учить выделять гласный звук [а] среди других гласных, обозначать его на письме.

Формировать элементарные навыки звукового анализа, учить выделять первый гласный звук в слове.

Коррекционно-развивающие цели. Развивать связную речь, мышление, слуховое внимание, тонкую моторику, ловкость, координацию движе ний.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитывать инициа тивность, самостоятельность, навыки сотрудничества на заня тии.

Оборудование. Предметные картинки (антенна, аист, автомобиль, автобус), натуральные фрукты или их муляжи (ананас, айва, абрикос), символ звука [а] (красный кружок), звуковые домики (индивидуальные), кассы букв, палочки, карандаши, тетради, демонстрационная буква "А". Красный замок.

Лексический материал: гласный звук, буква.

Ход занятия

I. Организационный момент. Мимические упражнения.

Логопед: Дети, представьте, что мы купили ананасы, абрикосы и лимоны. Я угощаю вас лимоном. По выражению вашего лица я должна догадаться, что он очень кислый. Произнесите недовольно: «о-о-о!» А сейчас «съешьте» по дольке ананаса, апельсина, абрикоса и покажите ваши ощущения. Произнесите радостно: «а-а-а!». Когда я произнесу: «о-о-о!», покажите, что вы пробуете лимон. Когда произнесу: «а-а-а!», покажите, что едите сладкий фрукт. Логопед несколько раз произносит эти звуки.

II. Основная часть.

Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в Страну звуков и букв. Наши путешествия будут интересными, иногда трудными. Вы узнаете много нового о звуках, словах и буквах. (выставляется Красный замок и его хозяйка - Фея в красном платье). В этом замке живут звуки и буквы. А это хозяйка Красного замка, ее зовут Анна. Она познакомит нас со звуками и буквами.

Характеристика звука [а] по акустическим и артикуляционным признакам

Логопед: Прислушайтесь, как красиво звучит первый звук имени Ааанна. Скажем хором имя Феи. Какой первый звук в слове Анна? (Звук [а].) Анна предлагает нам спеть этот звук. (А-а-а.) Представьте, что у вас в руках ниточка. Растягиваем ниточку и поем звук [а-а-а-а ]. Ниточка длинная или короткая? (Длинная.) Намотайте ниточку на клубок. Вот какой большой клубок получился! Звук [а] мы можем петь, тянуть. Посмотрите, как широко открывается рот, нет никакой преграды для воздушной струи. Звук [а] называется гласным, от слов глас, голос. Гласные звуки живут в Красном замке. Мы будем обозначать их красным кружочком. Нажмите пальчиком на кружочек, «оживите» его. Дети нажимают на кружочек и произносят звук [а].

Игра «Поймай звук». Развитие слухового внимания

Логопед произносит ряд звуков, дети хлопают, услышав звук [а]. Произношение слов со звуком [а], определение позиции звука Фея живет в сказочном замке. В своей сказочной стране она не могла увидеть те предметы, которые мы знаем.

Выставляются предметы и картинки, дети называют слова. Определяется позиция звука [а] в словах и его место в окошечке «Звукового домика».

А теперь назовите только фрукты. Где они растут? (В саду.)

Динамическая пауза. Пантомима «В саду».

  1.                Пригласим Анну в сад. Дети шли, шли, шли и в фруктовый сад зашли. А там - собака Авва сторожит сад. Покажите, какая она сердитая. А вот - сторож Антон. Мы улыбнемся ему, покажем свои добрые лица. Возвращаемся домой.

          Посмотрите, над садом летит птица с красными ногами и таким же клювом. Кто это? (Аист.) Изобразите, как ходит аист, как он стоит на одной ноге. Аист больше всего любит звук, с которого начинается его слово. Какой это звук? Подарим аисту картинки, название которых начинается со звука [а]. Логопед ставит на панно картинки: астра, облако, антенна, аист, ухо, автомобиль, автобус, ослик. Дети называют все картинки. Потом выбирают картинки со звуком «а» и ставят их перед аистом.

          Когда вечером за вами придут мамы, куда вы пойдете?

У звуков тоже есть свои дома. Они называются буквами.

У звука [а] тоже есть свой домик.

Демонстрируется буква "А".

                                          Знакомство с буквой "А "

Что вам напоминает буква а? Ответы детей.

Выкладывание буквы "А" из палочек. Сложить букву "А" из трех пальчиков. Нахождение буквы "А" в буквенных кассах.

Вы тоже можете нарисовать в тетрадях домик для звука [а]- букву "А". Но перед этим сделаем зарядку для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика.

К нам вновь прилетел аист. Изобразим его. Аист будет летать, пока звучит звук [а]. Когда я произнесу другой звук, аист, аист замрет.

Пальцы рук прогибаются назад и сгибаются вперёд. Птица «летит», пока логопед произносит слова с заданным звуком и замирает, когда произносится слово без заданного звука.

        Написание буквы "А "

Соедините точки у вас в тетрадях, и у вас получится буква "А". Раскрасьте её красным карандашом.

Ниже нарисованы две фигуры. Одна из них - буква "А". Найдите её и раскрасьте. Другую фигуру зачеркните, чтобы звук [а] не перепутал с ней свой домик.

Итог занятия

 [Оценка работы детей.]

Логопед предлагает детям вспомнить, чем занимались на за нятии, какие задания было интересно выполнять. Затем он положительно оценивает работу каждого ребенка.

Третьякова Сусанна Вячеславовна                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5-  М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика  под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...

Конспект коррекционно-развивающей деятельности с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи третьего уровня Тема: «Звуки «Р-Рь», буква «Р» Образовательная область: речевое развитие

конспект НОД составлен для детей подготовительной группы, речевым диагнозом общее недоразвитие речич третьего уровня. структура НОД соответствует возрасту детей, их диагнозу....

Конспект подгруппового занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи (второй год обучения) Тема: «Звуки В, В\'. Буква В»

Цели. Развитие фонематического слуха, зрительного внимания и  восприятия, тонкой и общей моторики. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза.  Развитие синтаксической...