" Любите детей без особых причин "
методическая разработка по теме
Разработка родительского собрания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyubite_detey_bez_osobykh_prichin.docx | 68.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание " Любите детей без особых причин "
Цель: показать родителям необходимость целенаправленных действий в воспитании, помочь им проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания и формах проявления любви к ребенку.
Задачи:
- рассмотреть положительные и отрицательные стороны воспитательного воздействия родителей на ребенка;
- вывести формулу успешности выполнения роли родителей;
- убедить родителей в необходимости щедрых проявлений своей безусловной родительской любви;
- развивать умения родителей видеть себя со стороны;
- способствовать сближению взрослых и детей, формированию положительных эмоций.
Форма проведения: практикум.
Оборудование: кукла, презентация, смайлы
Ход мероприятия.
I. Организационный момент.
- Добрый день, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на нашей встрече. Сегодня я хочу поговорить с вами не только как классный руководитель, но и как мама ребенка – подростка. Начать я хотела бы вот с такой истории.
II. Основная часть.
Прости меня, сынок!
Это история семьи “неблагополучной”, как у нас принято называть. Мать растит сына, одна, без мужа, развелась, когда сыну и года не было. И вот сыну уже 14 лет, ей 34, она работает бухгалтером в небольшом учреждении. За последний год жизнь превратилась в ад. Если до пятого класса сын учился хорошо, то потом появились тройки. Дальше хуже, она хотела только одного, чтобы Володя закончил девятилетку, получил хоть какую-то специальность! Постоянные вызовы в школу: в разговоре классная руководительница не церемонилась, выговаривала ей в присутствии множества учителей, которые тоже не упускали случая рассказать о провинностях Володи и его неуспеваемости. Подавленная, раздражённая, она шла домой, ощущая полное бессилие что-либо изменить. Её упрёки и назидания выслушивал он молча и угрюмо. Уроки по-прежнему не учил, дома не помогал.
Вот и сегодня пришла домой, а в комнате опять не убрано. А ведь утром, уходя на работу, строго-настрого приказала: “Придёшь из школы, прибери в квартире!”
Поставив чайник на плиту, она устало и нехотя стала прибираться. Вытирая пыль, вдруг увидела, что вазы, хрустальной вазы, подаренной её когда-то подругами на день рожденья (самой ведь сроду не купить!), единственной ценности в доме — нет. Она замерла. Унёс? Продал? Мысли одна страшнее другой лезли в голову. Да, совсем недавно она видела его с какими-то подозрительными мальчишками. На вопрос: “Кто это?” сын буркнул в ответ что-то невнятное, а на лице явно читалось: “Не твоё дело!”
“Это наркоманы!” — прорезало её мозг. О, боже! Что делать? Это они заставили его! Он сам не мог! Он не такой! А вдруг и он курит зелье? Или?..Она бросилась вниз по лестнице. Во дворе было уже темно, по улице спешили редкие прохожие. Медленно вернулась домой. “Сама виновата! Сама! Во всём! Дома ему давно житья не стало! Даже бужу по утрам окриком! А вечерами! Весь вечер ору на него! Сыночек, родненький, да что за мать тебе досталась непутёвая!” она долго плакала. Потом принялась тщательно убирать в квартире — сидеть просто так не было сил.
Протирая за холодильником, она наткнулась на какую-то газету. Потянула. Послышался звон стекла, она вытащила завёрнутые в газету осколки разбитой хрустальной вазы...
“Разбил... Разбил!” — вдруг сообразила она и опять заплакала. Но это уже были слёзы радости. Значит, он разбил вазу и никуда её не уносил, — спрятал. И вот теперь, Дурачок, не идёт домой, боится! И вдруг она опять замерла — нет, никакой он не дурачок! Она представила себе, как увидела бы разбитую вазу, представила и свою ярость... тяжко вздохнула и принялась готовить ужин. Накрыла на стол, расстелила салфетки, расставила тарелки.
Сын пришёл в двенадцатом часу. Вошёл и молча остановился в дверях. Она бросилась к нему: “Володенька! Да где же ты так долго пропадал? Я заждалась совсем, измучилась! Замёрз?” Она взяла его холодные руки, погрела в своих, поцеловала в щеку — и сказала: “Иди, мой руки. Я приготовила тебе твоё любимое блюдо”. Ничего не понимая, он пошёл мыть руки. Потом направился на кухню, а она сказала: “Я в комнате накрыла”. Он прошёл в комнату, где было как-то особенно чисто, опрятно, красиво, осторожно сел за стол. “Кушай, сыночек!” — услышал он ласковый голос матери. Он уже забыл, когда мама так обращалась к нему. Сел, опустив голову, ни к чему не притрагиваясь.
1. Вступительное слово учителя.
- Многим из нас знакома эта история, не правда ли? В наше непростое время, когда все загружены массой проблем и забот, мы очень мало уделяем внимания воспитанию своих детей. Зачастую, наши отношения сводятся к окрикам, ругани, недопониманию. Спросите себя, как давно вы говорили со своим ребенком по душам? А ведь воспитание – это тяжелый труд. Знаменитый педагог Януш Корчак сказал: «Воспитание ребенка – это не милая забава, а задание, требующее капиталовложений – тяжких переживаний, усилий, бессонных ночей и много, много мыслей…».
Сегодня я прошу Вас поделиться советами, как построить хрупкий мостик дружбы и взаимопонимания между родителями и детьми. Может быть, и мой совет окажется кому – то полезнен. Тема нашей встречи - " Любите детей без особых причин "
2. Игра – тренинг «Ребенок»
- Я попрошу Вас всех встать теснее в круг. У меня в руках кукла «Ребенок». Давайте будем передавать друг другу. У кого в руках окажется кукла, пусть выскажет свое мнение: «Что значит для вас ребенок»
"Ах, чем бы мир для нас вдруг стал,
Когда б в нем не было детей,
За нами – только пустота,
А впереди – лишь смерти тень.
Что значат листья для дерев?
И свет, и воздух через них,
Сгущаясь в сладкий, нежный сок,
Идут в стволы, питая их.
Как будто листья в том лесу –
Для мира дети; их глазами
Воспринимаем мы красу,
Дарованную небесами".
/ кукла передается по кругу, каждый родитель высказывает свое мнение
- Каждый ребенок приходит на землю со своей миссией. И взрослые должны его поддерживать, развивать способности, помогать во всем. Но зачастую мы заставляем детей заниматься тем, что им не свойственно, ломаем ребенка, он теряется и уже не может реализоваться.
3. Игра «Связанный ребенок»
- Давайте проведем эксперимент. Коллеги, кто желает мне помочь?
/ вызываю одного родителя для демонстрации – это «ребенок»
Что мы запрещаем ребенку?
Мы говорим ребенку:
Не бегай, не прыгай, не упади… Мы связываем ему ноги
Не трогай то, не трогай это… Мы связываем ему руки
Не слушай, это не для твоих ушей… Завязываем ему уши
Не кричи, не разговаривай громко… Завяжем ему рот
Не смотри этот фильм … Завяжем ему глаза
Перестань реветь… Перевязываем ему живот
Рефлексия: Что вы сейчас чувствуете?
- После всего мы продолжаем «воспитывать» своих детей, читая нотации. А ведь ребенок в таком состоянии уже ничего не воспринимает. Он хочет одного: освободиться.
В первую очередь – вам надо вздохнуть (развязываем живот, т.к. это – запрет на чувство).
Вопрос: Что развязать следующим? ( по очереди развязываем, что просят и спрашиваем для чего это нужно?)
Вывод: Все чувства, испытанные вами – это душевная боль ребенка, когда мы ведем себя по отношению к нему таким образом.
Да, не все ребенку можно позволить, но запретов не должно быть слишком много. А то, что запрещено, должно быть непреложно. Что следует запрещать?
- То, что может нанести вред здоровью ребенка или окружающих
(например, не бегай с ножом) - То, что может привести к порче вещей, в которые вложен труд людей (не царапай стол)
- То, что противоречит нравственным нормам (не читай чужие письма)…
И, конечно же, воспитание должно быть последовательным.
Да, мир взрослых и мир детей различны. Я хочу напомнить Вам цитату из сказки «Маленький принц»: «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит».
(заготовить ватман с надписями «взрослые» и «дети»)
4. Игра «взрослые» и «дети»
- Давайте сейчас узнаем, как дети воспринимают мир взрослых и как мы воспринимаем их детский мир. Назовите ваши ассоциации на слова «взрослые» и «дети».
Перед собранием я попросила детей выполнить такое же задание. Слово «дети» у ребят вызвало ассоциации: игрушки, смех, школа, шалости. Здесь ваши ответы почти совпадают. А с чем ассоциируются у ребят слово «взрослые»? (смотрят на слайд)
На слайде: взрослые ругаются, работают, заботятся, кричат, дерутся, не пускают на кухню, воспитывают.
- Вы скажете, что дети излишне эмоциональны. Но мне кажется, что детское видение мира более правильное, более человечное и естественное. Давайте поговорим об эмоциях человека. Хочется обратить ваше внимание на те эмоции, которые стимулируют развитие неврозов, разрушают внутреннее спокойствие и здоровье ребенка. Это эмоции разрушения: гнев, злоба, агрессия.
- Положительные эмоции появляются у человека тогда, когда его любят, понимают, признают, уважают, принимают его таким, какой он есть. Отрицательные – при неудовлетворении потребностей (взросления, свободы и т.п.)
- Сейчас я хочу рассказать вам притчу.
«Однажды утром один рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла из вида береговую линию.
А в это же самое время буря не пощадила и их маленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жилье и все имущество.
Когда рыбак с сыновьями выбрался на берег, его ждала плачущая жена, которая тут же рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Муж, мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет!»
Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем самым светом, который внезапно возник в тумане и указал нам дорогу к берегу».
- Свет в окне дома… Какие чувства он вызывает у наших детей? Радость, что тебя ждут? Слезы очищения: «Ну, вот я и дома»; раздражение – ну, что им надо, чего им не спиться; боязнь – как пройти тихонько, чтобы обошлось без скандала и ругани?
5. Мини – анкета «Общение детей и родителей в лицах»
-Первое, что видит ребенок при встречи с вами – выражение вашего лица. Всегда ли вы контролируете мимику? Предлагаю вам внимательно посмотреть на рисунок и ответить на вопрос.
Какие эмоции они выражают?
- Как вы считаете, какие эмоции должны преобладать в общение с ребенком?
А теперь давайте посмотрим, какими словами обычно мы начинаем общение с ребенком. Из предложенного списка выберите слова, которые вы чаще всего используете при разговоре с ребенком.
- я тысячу раз говорила тебе… - ты у меня самый умный, красивый…
- сколько раз надо повторять… - как хорошо, что у меня есть ты…
- неужели трудно запомнить… - ты у меня молодец…
- о чем ты только думаешь… - я тебя очень люблю…
- ты становишься … -спасибо тебе…
-ты такой же, как… - без тебя я бы не справился…
-отстань, некогда мне…
-почему лена такая, а ты – нет…
Посмотрите, пожалуйста, на слайд и выберите список выражений, которые рекомендуют психологи употреблять чаще и вовсе не употреблять:
Психологи рекомендуют не употреблять выражения:
- я тысячу раз говорила тебе…
- сколько раз надо повторять…
- неужели трудно запомнить…
- о чем ты только думаешь…
- ты становишься…
- ты такой же, как…
- отстань, некогда мне…
- почему лена такая, а ты –нет…
Употреблять чаще:
- ты у меня самый умный, красивый…
- как хорошо, что у меня есть ты…
- ты у меня молодец…
- я тебя очень люблю…
- спасибо тебе…
- без тебя я бы не справился…
III. Подведение итогов.
- Хвалите чаще детей, побольше вселяйте в них уверенность, и тогда дети вам будут доверять. И тогда в вашей семье воцарится мир и доброта.
Любите детей без особых причин.
За то, что ваш внук,
За то, что ваш сын,
За то, что малыш,
За то, что растет,
За то, что на маму и папу похож.
И больше любви до конца ваших дней.
Не будет опоры надежней, сильней.
Сейчас вручу вам памятки с советами, которые, я думаю, помогут в воспитании детей и в общении с ними.
Советы родителям
1. Доверие – основное правило.
2. Всегда ребенку Вы говорите правду.
3. Стараетесь быть примером для ребенка.
4. Уважаете ребенка как личность, имеющую право на свою точку зрения.
5. Советуйтесь с ребенком.
6. Не обманывайте ребенка.
7. Учите правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
8. Если ребенку нужна помощь, дела откладывайте на потом.
9. Выход из безвыходного положения – шутка.
10. Телевизор хорошо, а природа лучше.
11. Познание, чтение – радость для всей семьи. Постоянно читайте вслух.
12. Осуждая ребенка за поступок, вспоминайте себя в его возрасте.
13. Знайте друзей своего ребенка и приглашайте их в дом.
14. Вечером всей семьей обсуждайте, как прошел день.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающие технологии обучения детей с особыми образовательными потребностями
В статье представлены методы и приёмы обучения детей, испытывающих трудности в учебной деятельности...
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:Использование технологии д.м.н. В.Ф.Базарного «Сенсорное раскрепощение и здоровое развитие» в обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями.
«Здоровье - категория педагогическая»В.Ф. БазарныйЗдоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение ...
Любить детей - это значит любить свою работу
Любовь придает силы, оживляет, возрождает. Человек, который работает без любви, только ради заработка, никогда не получит хороших результатов. Можно работать в течение многих часов с любовью к своему ...
Особенности реализации различных принципов при формировании навыков самообслуживания у детей с особыми потребностями в разных возрастных периодах.
В помощь учителям и воспитателям при формировании навыков самообслуживания у детей с ОВЗ....
Урок – мастерская для здоровых детей, родителей и детей с особыми образовательными потребностями.
Урок – мастерская для здоровых детей, родителей и детей с особыми образовательными потребностями. Тема: «Красавица - зима» Цель: Приобщение здоровых детей, родителей и детей с особыми образовательными...
Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.
В данной лекции кратко раскрыта практика работы с девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...
Дети с особыми потребностями: проблемы, педагогические решения (реализация права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов). Обучение английскому языку детей с ЗПР и детей-инвалидов.
Описание практического педагогического опыта работы с детьми с особыми потребностями. Опыт работы с книгой В. Скультэ...