Рабочая программа (надомное обучение) 1кл (сп)
рабочая программа по теме

Кудряшова Наталья Владимировна

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 7 Красносельского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО                                     СОГЛАСОВАНО                             УТВЕРЖДЕНО

на  заседании МО                           Зам. директора по УР                    Директор школы

Протокол № ____                       ____________________                             ______ __________

от «__»  августа  20___г.                 «___» августа  20__ г.                     «__» августа  20___ г.

Председатель МО

_________  Ф.И.О.

Рабочая программа

(надомное обучение)

по предмету

«Социально-бытовая ориентировка»

для 1СП класса

на  2013/ 2014  учебный год

     Составитель:

     Кудряшова Наталья Владимировна

      высшая квалификационная категория

                                                                                                                                               

                                                                                                                                               

2013

Содержание рабочей программы

Оглавление

Страницы

Титульный лист.

Оглавление.

2

Пояснительная записка.

3

Содержание программы учебного предмета.

3

Учебно-тематический план.

3

Уровень подготовки учащихся.

4

Календарно-тематическое планирование.

5-6

Материалы для контроля уровня подготовки учащихся.

Список литературы.

7

Перечень учебно-методического обеспечения.

Лист корректировки.

8

Пояснительная записка

         Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» составлена на основании программы для учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией

Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой.

        Данная программа будет реализовываться в 1СП классе.

У детей с  тяжёлой умственной отсталостью недостаточно развита перцептивная (сенсорная) сфера, вследствие этого они испытывают значительные трудности в усвоении учебного материала. У детей также отмечается скованность, неполный объём движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. На уроках дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Все психические процессы развиты слабо. Внимание непроизвольное, крайне рассеянное, неустойчивое. Нарушена как логическая, так и механическая память. Мышление как  самостоятельный процесс отсутствует, оно опирается на восприятие и включение в него. Экспрессивная речь: могут издавать лишь отдельные звуки. Графомоторные навыки у детей не сформированы.  

Цель: подготовка учащихся к взрослой жизни через овладение ими навыками самообслуживания, общения, приспособление их к жизни в обществе, воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.

Задачи:

- создание условий для формирования, затем уточнения и закрепления основных бытовых умений и навыков, обеспечивающих постепенное вхождение в социальную жизненную среду;

- создание условий для формирования, закрепления и постепенного расширения спектра социально-бытовых умений, навыков, операций, которые необходимы в процессе жизнедеятельности в разные временные периоды (во время пребывания в школе, в течение дня, недели и т. п.);

- создание условий для формирования и введения в предметно-бытовое и межличностное общение с учетом индивидуальных особенностей учащихся невербальных и вербальных средства коммуникации.

Программа реализовывается опираясь на следующие принципы:

  • коммуникативный принцип;
  • линейности и концентричности;
  • коррекционной направленности;
  • комплексного подхода;
  • природосообразности и культуросообразности;
  • принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.

Формами обучения: дидактические игры и упражнения, ролевые игры, практические упражнения, экскурсии.

Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел

Количество часов

1

Одежда и обувь

2

2

Питание

3

3

Жилище

3,5

4

Средства связи

2

5

Культура поведения

2

6

Транспорт

2

7

Торговля

2

Всего:

16,5

Предполагаемые результаты:

-  освоение элементарной системы информационно-бытовых знаний, обеспечивающих учащимся комфортное пребывание в школе (центре и других учреждениях), а в целом — проживание в социуме;

-  овладение социально-бытовыми навыками и умениями, операциями, необходимыми им в течение времени, установленного определенным режимом жизнедеятельности (урока, дня, недели и т. д.);

- использование невербальных и вербальных моделей коммуникативного общения, необходимого в процессе межличностного взаимодействия с окружающими в различных социально-бытовых ситуациях.

Планируемые результаты на конец года:

  • уметь показывать предметы одежды и обуви
  • знать элементарные правила поведения в классе, в транспорте, в общественных местах
  •  отработать алгоритм проезда на транспорте, нахождения нужной остановки, оплаты за проезд
  •  уметь правильно и быстро действовать в чрезвычайных ситуациях

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема

Дата

Часы

Контроль

Примечание

Одежда и обувь

2

1

Виды одежды: летняя одежда, демисезонная, зимняя.

0,5

2

Виды одежды: летняя одежда, демисезонная, зимняя.

0,5

3

Сухая и влажная чистка одежды, стирка. Удаление загрязнений, подготовка одежды к хранению.

0,5

4

Сухая и влажная чистка одежды, стирка. Удаление загрязнений, подготовка одежды к хранению.

0,5

Питание

3

5

Виды салатов, простейшие рецепты салатов. Упражнения в чтении технологической карты приготовления салата.

0,5

6

Виды салатов, простейшие рецепты салатов. Упражнения в чтении технологической карты приготовления салата.

0,5

7

Хранение и использование продуктов

0,5

8

Хранение и использование продуктов

0,5

9

Практические упражнения в сервировке стола к завтраку, обеду, ужину (с помощью учителя)

0,5

10

Практические упражнения в сервировке стола к завтраку, обеду, ужину (с помощью учителя)

0,5

Жилище

3,5

11

Виды мебели. Дидактическая игра «Интерьер комнаты». Уход за мебелью

0,5

12

Виды мебели. Дидактическая игра «Интерьер комнаты». Уход за мебелью

0,5

13

Ванная комната. Туалетная комната

0,5

14

Ванная комната. Туалетная комната

0,5

15

Наблюдение за уборкой туалетных комнат

0,5

16

Наблюдение за уборкой туалетных комнат

0,5

17

Важность для здоровья человека и необходимость соблюдения гигиенических требований в ванных комнатах Воспитание навыка ухода за руками после уборки помещений

0,5

Средства связи

2

18

Знакомство с почтой, назначением почтового отделения. Виды почтовых отправлений (письмо, телеграмма)

0,5

19

Знакомство с почтой, назначением почтового отделения. Виды почтовых отправлений (письмо, телеграмма)

0,5

20

Чтение произведения К.И. Чуковского «Телефон». Рассматривание иллюстраций к нему

0,5

21

Правила пользования телефоном. Номера экстренных служб и служб спасения

0,5

Культура поведения

2

22

Кривляки, хвастунишки и дразнилки

0,5

23

Кривляки, хвастунишки и дразнилки

0,5

24

Грубость и драка

0,5

25

Грубость и драка

0,5

Транспорт

2

26

Правила поведения в общественном транспорте

0,5

27

Обучение учащихся находить остановки общественного транспорта по знакам

0,5

28

Отработка формы обращения к кондуктору, к дежурному по станции метро, водителю, пассажирам при помощи пиктографического дневника.

0,5

29

Дидактическая игра «Мы едем в гости»

0,5

Торговля

2

30

Знакомство со специализированными магазинами. Ролевая игра «В магазине»

0,5

31

Знакомство с сетью специализированных магазинов «Мебель»

0,5

32

Практические упражнения на узнавание предметов мебели

0,5

33

Ролевая игра «В магазине»

0,5

Список литературы

Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.

Авдеева Н. Н„ Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Рабочая тетрадь (1-4). — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.

Баряева Л. Б. Азбука дорожного движения: Рабочая тетрадь для занятий с детьми старшего дошкольного возраста. — М.: ДРОФА, 2007.

Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Я.— говорю! Ребенок и его дом. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. — М.: ДРОФА, 2008.

Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Я— говорю! Ребенок в школе: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. — М.: ДРОФА, 2008.

Безопасное поведение на улицах и дорогах: 1-4 кл.: Пособие для учащихся / Под ред. П. В. Ижевского. — М.: Просвещение, 2007.

Дети на дороге. Правила дорожного движения в играх и упражнениях / Под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. JI. Б. Баряевой, 2008.

Детство без пожаров. Правила пожарной безопасности в играх и упражнениях / Под ред. В. В. Груздева, С. В. Николаева, С. В. Жолована. — СПб.: ЦДК проф. JI. Б. Баряевой, 2010.

Зайцев Г. К.Уроки Айболита. Расти здоровым. СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2006.

Зайцев Г. К.Уроки Мойдодыра. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

Зайцев Г. К., Зайцев А. Г.Твое здоровье: Укрепление организма. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

Кислякова Ю. Н.Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями развития. Путешествие в мир окружающих предметов. — М.: ВЛАДОС, 2004.

Обучение правилам дорожного движения: 1-4 кл.: Пособие для учителя / Под ред. П. В. Ижевского. — М.: Просвещение, 2007.

Лист корректировки

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лист корректировки



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 7 Красносельского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО                        СОГЛАСОВАНО                        УТВЕРЖДЕНО

на  заседании МО                 Зам. директора по УР                 Директор школы

Протокол № ____                ____________________                ______ __________

от «__»  августа  20___г.        «___» августа  20__ г.                     «__» августа  20___ г.

Председатель МО

_________  Ф.И.О.

Рабочая программа

(надомное обучение)

по предмету

«Ручной труд»

для 1СП класса

на  2013/ 2014  учебный год

                                                                                                                                                Составитель:

                                                                                                                                                Кудряшова Наталья Владимировна

 высшая квалификационная категория

                                                                                                                                               

                                                                                                                                               

2013

Содержание рабочей программы

Оглавление

Страницы

Титульный лист.

Оглавление.

2

Пояснительная записка.

3

Содержание программы учебного предмета.

3

Учебно-тематический план.

4

Уровень подготовки учащихся.

4

Календарно-тематическое планирование.

5-7

Материалы для контроля уровня подготовки учащихся.

Список литературы.

8

Перечень учебно-методического обеспечения.

9

Лист корректировки.

10

Пояснительная записка

Рабочая программа   по предмету «Ручной труд» разработана на основе:

- Федерального закона об образовании от 29.12.2012 №273 - Ф3

- «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н.Яковлевой. Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.

Ведущим принципом построения программы является практическая и коррекционная направленность обучения.

Цель программы по обучению ручному труду является освоение детьми практических навыков и умений работы с пластичными материалами, природным материалом, бросовым материалом, бумагой, тканью.

В рамках поставленной цели определены следующие задачи:

- создать условия для развития тонкой моторики рук;

- создать условия для ознакомления с основными свойствами пластичных материалов (глина, пластилин, пат);

- создать условия для ознакомления с бумагой, тканью, природным и бросовым материалом.

Ручной труд – это так называемые ручные занятия, взятые из области ремесленных работ, но отличающиеся от них своими задачами, которые состоят не в подготовке к какому-либо виду ремесла, а в повышении ловкости рук вообще, а косвенно в развитии эмоциональных и эстетических качеств учеников.

Предмет «Ручной труд» рассматривается в образовательном процессе с позиций психотерапевтических технологий, направленных на воспитание трудолюбия, развития мышц рук, глазомера, ознакомление со свойствами материалов и различными инструментами. В ходе обучения ручному труду создание поделок, их качество и практическое применение не является самоцелью. Основная цель этих уроков, сенсорное развитие учащихся, формирование и обогащение их   сенсорного опыта.

        Уроки по предмету «Ручной труд» направлены на обучение учащихся доступным приёмам труда, развитие их творческих способностей, формирование умения работать в коллективе.

Содержание программы

Условия реализации программы:

Рабочая программа по предмету «Ручной труд» в соответствии с учебным планом рассчитана на 33 часа, 1 урок в неделю.

Для детей   с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью на индивидуальном обучении достаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал. Учащиеся овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому в рамках реализации программы важен не только   дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

На уроках отсутствует оценочная система. Программа составлена с учётом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально – дифференцированного к ним подхода.

В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие, здоровьесберегающие технологии.

Учебно-тематический план

№ п/п

Разделы

Количество часов

1

Упражнения для развития тонкой моторики рук

5

2

Упражнения с пластичными материалами

11

3

Упражнения со строительными материалами

17

Всего:

33

Предполагаемые результаты:

- уметь разминать пластичные материалы (глину, пластилин, пат) двумя руками, расплющивать, разрывать на большие и мелкие части;

- воспроизводить комбинации из двух – трёх деталей строительного набора;

- знать свойства бумаги, ткани, конструировать из бумаги, пользоваться клеем;


Календарно-тематическое планирование

№ п / п

Тема урока

Дата

Кол-во

часов

Контроль

Примечание

1

Упражнения для развития тонкой моторики рук

Привлечение внимания учащихся к различному по качеству материалу: бумаге, ткани, природному материалу.

5

1

2

Рассматривание простых изделий из различного материала и обучении фиксации взгляда на объекте, активному восприятию, удержанию изделий в руках для рассматривания их со всех сторон (совместно с учителем).

1

3

Упражнение для кистей рук с использованием различных материалов.

1

4

Формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса.

1

5

Упражнения с природным материалом и предметами-орудиями.

1

6

Упражнения с пластичными материалами

Лепка без задания – знакомство  с основными свойствами глины, пластилина, пата (цветного теста);

11

1

7

Лепка без задания – знакомство  с основными свойствами глины, пластилина, пата (цветного теста);

1

8

Лепка без задания – знакомство  с основными свойствами глины, пластилина, пата (цветного теста);

1

9

10

Лепка без задания – знакомство  с основными свойствами глины, пластилина, пата (цветного теста);

Лепка без задания – знакомство  с основными свойствами глины, пластилина, пата (цветного теста);

1

1

11

Освоение основных приёмов работы с пластичными материалами.

1

12

Освоение основных приёмов работы с пластичными материалами.

1

13

Освоение основных приёмов работы с пластичными материалами.

1

14

Освоение основных приёмов работы с пластичными материалами.

1

15

Освоение основных приёмов работы с пластичными материалами.

1

16

Освоение основных приёмов работы с пластичными материалами.

1

17

Упражнения со строительными материалами

Воспроизведение (совместно с учителем и по подражанию) комбинаций из двух-трёх деталей строительного набора, представляющих собой простую конструкцию.

17

1

18

Воспроизведение (совместно с учителем и по подражанию) комбинаций из двух-трёх деталей строительного набора, представляющих собой простую конструкцию.

1

19

Воспроизведение (совместно с учителем и по подражанию) комбинаций из двух-трёх деталей строительного набора, представляющих собой простую конструкцию.

1

20

Воспроизведение (совместно с учителем и по подражанию) комбинаций из двух-трёх деталей строительного набора, представляющих собой простую конструкцию.

1

21

Совместное обыгрывание постройки по предложенному учителем элементарному сюжету.

1

22

Совместное обыгрывание постройки по предложенному учителем элементарному сюжету.

1

23

Совместное обыгрывание постройки по предложенному учителем элементарному сюжету.

1

24

Совместное обыгрывание постройки по предложенному учителем элементарному сюжету.

1

25

Совместные игровые упражнения с конструктивными материалами.

1

26

Совместные игровые упражнения с конструктивными материалами.

1

27

Знакомство с разной по плотности бумагой и её свойствами

1

28

Знакомство учащихся с наиболее характерными особенностями бумаги;

1

29

Упражнения в нанесении клея кисточкой на бумагу и наклеивание на неё деталей;

1

30

Упражнения в нанесении клея кисточкой на бумагу и наклеивание на неё деталей;

1

31

Знакомство учащихся с наиболее характерными особенностями ткани;

1

32

Упражнения на узнавание материалов зрительно, на ощупь и по характерным звукам в момент действия с ними;

1

33

Упражнения на узнавание материалов зрительно, на ощупь и по характерным звукам в момент действия с ними;

1

Всего по программе:

33 ч.

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Бумага разного формата (А4, А3) и разной плотности, листы упаковочной бумаги, рулоны обоев.
  2. Детские совочки.
  3. Детская посудка: ложки, подносы, блюдца.
  4. Ёмкости для насыпания плодов.
  5. Индивидуальные пластиковые доски.
  6. Карандаши, карандашницы.
  7. Кисточки для клея, тряпочки.
  8. Клейстер.
  9. Детские строительные наборы (деревянные, пластмассовые).
  10. Игрушки разных размеров.
  11. Пластилин.
  12. Природный материал: шишки, жёлуди, веточки.
  13. Ткань различная по фактуре.
  14. Клеёнки.

Список литературы:

«Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н.Яковлевой. Перечень учебно-методического обеспечения

«Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью»

Под редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой

Список литературы

Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.

Авдеева Н. Н„ Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Рабочая тетрадь (1-4). — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.

Баряева Л. Б. Азбука дорожного движения: Рабочая тетрадь для занятий с детьми старшего дошкольного возраста. — М.: ДРОФА, 2007.

Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Я.— говорю! Ребенок и его дом. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. — М.: ДРОФА, 2008.

Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Я— говорю! Ребенок в школе: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. — М.: ДРОФА, 2008.

Безопасное поведение на улицах и дорогах: 1-4 кл.: Пособие для учащихся / Под ред. П. В. Ижевского. — М.: Просвещение, 2007.

Дети на дороге. Правила дорожного движения в играх и упражнениях / Под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. JI. Б. Баряевой, 2008.

Детство без пожаров. Правила пожарной безопасности в играх и упражнениях / Под ред. В. В. Груздева, С. В. Николаева, С. В. Жолована. — СПб.: ЦДК проф. JI. Б. Баряевой, 2010.

Зайцев Г. К.Уроки Айболита. Расти здоровым. СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2006.

Зайцев Г. К.Уроки Мойдодыра. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

Зайцев Г. К., Зайцев А. Г.Твое здоровье: Укрепление организма. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

Кислякова Ю. Н.Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями развития. Путешествие в мир окружающих предметов. — М.: ВЛАДОС, 2004.

Обучение правилам дорожного движения: 1-4 кл.: Пособие для учителя / Под ред. П. В. Ижевского. — М.: Просвещение, 2007.

Лист корректировки

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 7 Красносельского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО                        СОГЛАСОВАНО                        УТВЕРЖДЕНО

на  заседании МО                 Зам. директора по УР                 Директор школы

Протокол № ____                ____________________                ______ __________

от «__»  августа  20___г.        «___» августа  20__ г.                     «__» августа  20___ г.

Председатель МО

_________  Ф.И.О.

Рабочая программа

(надомное обучение)

по «Альтернативному чтению»

для 1СП класса

на  2013/ 2014  учебный год

                                                                                                                                                 

Составитель:

                                                                                                                                                        Кудряшова Наталья Владимировна

высшая квалификационная категория

                                                                                                                                               

                                                                                                                                               

2013

Содержание рабочей программы

Оглавление

Страницы

Титульный лист.

Оглавление.

2

Пояснительная записка.

3

Содержание программы учебного предмета.

4

Учебно-тематический план.

5

Уровень подготовки учащихся.

5

Календарно-тематическое планирование.

6-9

Материалы для контроля уровня подготовки учащихся.

Список литературы.

Перечень учебно-методического обеспечения.

10

Лист корректировки.

11


Пояснительная записка

        Рабочая программа   по предмету «Альтернативное чтение»  разработана на основе:

- Федерального закона об образовании от 29.12.2012 №273 - Ф3

- «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н.Яковлевой. Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.

Ведущим принципом построения программы является практическая и коррекционная направленность обучения.

              В основу предмета «Альтернативное чтение» положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации. Эта система предусматривает формирование логической цепочки: первоначальное понятие  «знак» («пиктограмма») – обобщающее понятие – закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами – самостоятельная ориентировка в системе знаков.

        Процесс чтения – условное понятие по отношению к учащимся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, которые на всём протяжении обучения зависимы от педагога в выборе книг для чтения, способах, формах и степени выразительности и т. д.

        В силу значительных ограничений вербальной коммуникации учащийся с умеренной или тяжёлой умственной отсталостью оказывается в большой зависимости от коммуникативных партнёров, поэтому так важно научить его альтернативным приёмам работы с различными видами доступной информации.

        При обучении «Альтернативному чтению» учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, основной акцент делается на то, что важнейшей задачей обучения является не собственно ознакомление учащихся с художественной литературой, не занятия их литературным образованием, а ежедневное чтение им художественной литературы (потешек, стихотворений, сказок, коротких рассказов и т. п.) и формирование умений самостоятельно воспроизводить эти тексты, используя для этого невербальные и вербальные средства коммуникации.

           Как показывают данные исследований, у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций. В результате эти дети получают неполные, а порой искажённые представления об окружающем, их опыт крайне беден. Известно, что при умственном недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень познания – восприятие.

        Главным недостатком является нарушение обобщённости восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Детям требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый материал ( картину, текст, и т.п, и т.д.). Замедленность восприятия  усугубляется ещё и тем, что они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому  их восприятие отличается и меньшей дифференцированностью.

        Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, так же в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова, и т.п. Отмечается также узость объема восприятия. Дети с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью  выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия.

        Все отмеченные недостатки восприятия  протекают на фоне недостаточной активности этого процесса, в результате чего снижается возможность дальнейшего понимания материала. Их восприятием необходимо руководить.

        Для таких детей  характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Часто они не различают правую  и левую стороны, не могут найти в помещении школы свой класс, столовую, туалет и т.п. Значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом, ребята начинают различать цвета. Особую трудность для них представляет различение оттенков цвета.

        Восприятие неразрывно связано с мышлением. Если ученик воспринял только внешние стороны учебного материала, не уловил главное, внутренние зависимости,  то понимание, усвоение и выполнение задания будет затруднено.

        Отличительной чертой мышления детей с  умеренной и тяжёлой  умственной отсталостью является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Для таких детей характерны сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления.

        Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Основные процессы памяти – запоминание, сохранение и воспроизведение – имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются логические связи.

        У  детей с  умеренной и тяжёлой  умственной отсталостью отмечаются трудности в воспроизведении образов восприятия – представлений. Недифференцированность, фрагментарность, уподобление и иные нарушения представлений отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности.

        Для того чтобы обучение детей протекало успешней и носило творческий характер, необходимо достаточно развитое воображение. Оно отличается фрагментарностью, неточностью и схематичностью. Так как их жизненный опыт беден, а мыслительные операции несовершенны, формирование воображения идёт на неблагоприятной основе.

        На ряду с указанными особенностями психических процессов у детей отмечаются недостатки в развитии  речевой деятельности, физиологической основой которой является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами. Страдают все стороны речи, снижена потребность в речевом общении.

        У детей с  умеренной и тяжёлой  умственной отсталостью более чем у их нормальных сверстников, выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость, сильно страдает непроизвольное внимание, однако преимущественно недоразвита именно  его произвольная сторона.

        Отмечается недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций.

        Цель программы - всесторонняя педагогическая  поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья, предоставить в их распоряжение систему невербальных средств общения, способствующих развитию языковой компетенции, расширяющих возможности общения и образования.

        В рамках поставленной цели определены следующие задачи:

- формировать первичные ценностные представления учащихся о книгах и иллюстрациях, картинках и картинах;

- приобщать к словесному искусству в доступных для учащихся ситуациях;

- развивать коммуникативную функцию речи учащихся, удовлетворяя их коммуникативную потребность;

- создавать условия для пробуждения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в процессе «чтения» в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;

- знакомить с жестовыми, жестово-графическими изобразительными и другими средствами выразительности через погружение в среду художественной литературы;

- приобщать к словесному искусству в доступных для учащегося ситуациях;

- развивать коммуникативную функцию речи учащихся, удовлетворяя их коммуникативную потребность;

Учебно-тематический план

№ п/п

Разделы

Количество часов

1

«Чтение» телесных и мимических движений.

16

2

«Чтение» изображение на картинках.

 

17

Всего:

33

Планируемые результаты:

- уметь показать указательным жестом своё отражение в зеркале;

- уметь подражать выражению лица учителя;

- двигаться по различным сенсорным дорожкам;

- показывать части тела на себе и на фотографии;

- имитировать в движении образы животных;

- показывать картинки по указанию учителя;

- находить игрушки по картинке;

Условия реализации программы:

Для детей  с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью недостаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал. Учащиеся овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому в рамках реализации программы важен не только  дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала. На уроках отсутствует оценочная система.

        Программа составлена с учётом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов,  индивидуально – дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема

Дата

Часы

Контроль

Примечание

1

1.«Чтение» телесных и мимических движений.

Упражнения на рассматривание себя в зеркале, указательным жестом показ себя и своего отражения в зеркале.

16

1

2

Упражнения на подражание выражению лица учителя (перед зеркалом и без него) и его действиям (жалеет-обнимает, гладит по голове; радуется-хлопает в ладоши и т. п.)

1

3

Движение по различным сенсорным дорожкам (учитель держит ученика за руку и указательным жестом показывает направление движения, движение по подражанию действиям учителя и по образцу).

1

4

Двигательные упражнения типа «Покажи, как это делают».

1

5

Двигательные упражнения типа «Покажи, как это делают».

1

6

Упражнения на ковриках и дорожках со звуковым сопровождением музыкальных инструментов.

1

7

Упражнения на ковриках и дорожках со звуковым сопровождением музыкальных инструментов.

1

8

Игры-имитации на передачу в движении образов животных (заяц, лисичка). Показ движений учителем и выбор учащимися (совместно с учителем) игрушки, соответствующей образу. Повторение движений учениками за учителем, по показу игрушки или картинки.

1

9

Игры-имитации на передачу в движении образов животных (заяц, лисичка). Показ движений учителем и выбор учащимися (совместно с учителем) игрушки, соответствующей образу. Повторение движений учениками за учителем, по показу игрушки или картинки.

10

 Игры-имитации, сопровождаемые текстом песенок и потешек.

1

11

Игры-имитации, сопровождаемые текстом песенок и потешек.

1

12

Игры-имитации, сопровождаемые текстом песенок и потешек.

1

13

Аудиальные и двигательные упражнения типа «Слушай и делай вместе со мной (чтение потешек, стихотворений-четверостиший)».

1

14

 Аудиальные и двигательные упражнения типа «Слушай и делай вместе со мной (чтение потешек, стихотворений-четверостиший)».

1

15

Аудиальные и двигательные упражнения типа «Слушай и делай вместе со мной (чтение потешек, стихотворений-четверостиший)».

1

16

Упражнения на движения  мимической мускулатуры по подражанию (зажмуривание  глаз, надувание щёк).

1

17

2.«Чтение» изображение на картинках.

 

Совместные с учителем упражнения с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе.

17

1

18

 Аудиальные и визуальные упражнения с использованием большой дидактической куклы типа «Слушай и показывай на кукле».

1

19

Игровые упражнения с куклой, которая соотносится с

образом ученика.

1

20

Зрительные упражнения с картинками.

1

21

Зрительные упражнения с картинками.

1

22

Нахождение игрушки по картинкам (цветная картинка-иллюстрация). Узнавание игрушки по характерным звукам (звучащие игрушки).1 gjk

1

23

Аудиальные и зрительные упражнения типа «Слушай стишок и показывай картинку» (построчное иллюстрирование текста).

1

24

Знакомство с пиктограммами : «нос», «голова», «ухо», «глаза».

1

25

 Зрительные и аудиальные упражнения с игрушками и картинками.

1

26

Зрительные и аудиальные упражнения с игрушками и картинками.

1

27

 Двигательные упражнения вместе с учителем, а потом и самостоятельно (с минимальной жестовой помощью учителя); «Покажи, как это делают».

1

28

Двигательные упражнения вместе с учителем, а потом и самостоятельно (с минимальной жестовой помощью учителя); «Покажи, как это делают».

1

29

 Аудиальные и двигательные упражнения типа «Слушай и танцуй вместе…»(по тексту стихотворения).

1

30

Аудиальные и двигательные упражнения типа «Слушай и танцуй вместе…»(по тексту стихотворения).

1

31

 Игровые ситуации на узнавание игрушки по рассказу учителя. Нахождение игрушек по картинкам.

1

32

Игровые ситуации на узнавание игрушки по рассказу учителя. Нахождение игрушек по картинкам.

1

33

 Узнавание учениками знакомой игрушки (целостное восприятие) по отдельным деталям, по характерным звукам.

1

Перечень учебно-методического обеспечения

«Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью»

Под редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой

Список литературы

Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.

Авдеева Н. Н„ Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Рабочая тетрадь (1-4). — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.

Баряева Л. Б. Азбука дорожного движения: Рабочая тетрадь для занятий с детьми старшего дошкольного возраста. — М.: ДРОФА, 2007.

Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Я.— говорю! Ребенок и его дом. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. — М.: ДРОФА, 2008.

Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Я— говорю! Ребенок в школе: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. — М.: ДРОФА, 2008.

Безопасное поведение на улицах и дорогах: 1-4 кл.: Пособие для учащихся / Под ред. П. В. Ижевского. — М.: Просвещение, 2007.

Дети на дороге. Правила дорожного движения в играх и упражнениях / Под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. JI. Б. Баряевой, 2008.

Детство без пожаров. Правила пожарной безопасности в играх и упражнениях / Под ред. В. В. Груздева, С. В. Николаева, С. В. Жолована. — СПб.: ЦДК проф. JI. Б. Баряевой, 2010.

Зайцев Г. К.Уроки Айболита. Расти здоровым. СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2006.

Зайцев Г. К.Уроки Мойдодыра. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

Зайцев Г. К., Зайцев А. Г.Твое здоровье: Укрепление организма. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

Кислякова Ю. Н.Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями развития. Путешествие в мир окружающих предметов. — М.: ВЛАДОС, 2004.

Обучение правилам дорожного движения: 1-4 кл.: Пособие для учителя / Под ред. П. В. Ижевского. — М.: Просвещение, 2007.

Лист корректировки

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы (надомное обучение)

Рабочие программы 7 класс...

рабочая программа надомного обучения 5 класс по УМК Зубаревой, Мордкович

Рабочая программа для надомного обучения расчитана на 3 часа в неделю, всего 102 часа, по УМК Зубаревой, Мордкович...

Индивидуальная рабочая программа надомного обучения для класса " Особый ребёнок" по предмету: " Мир растений".

Эта программа подходит для обучения детей с умственной отсталостью в классе ОР (7 год обучения). Программа содержит пояснительную записку и календарно- тематическое планирование из расчета 1 учебный ч...

Индивидуальная рабочая программа надомного обучения для класса " Особый ребёнок" по предмету: " Мир животных".

Рабочая программа составлена для обучающихся с умственной отсталостью 7 класса (ОР). Прграмма содержит пояснительную записку и календарно- тематическое планирование из расчёта 1 час в неделю, 34 часа ...

Рабочая программа надомного обучения.

Рабочая программа надомного обучения по математике в 6 классе.  2часа в неделю. Всего 70часов....

Рабочая программа надомного обучения по истории в 6 классе

Данная рабочая программа курса «История» предназначена для учащихся 6 класса средней общеобразовательной школы, изучающих предмет в первом концентре исторического образования в процессе надомного обуч...

Рабочая программа надомного обучения ученицы 10 класса.

Рабочая программа для надомного обучения....