Культура общения учителя и учащихся.(Педагогика)
учебно-методический материал (11 класс) по теме

Сударикова Олеся Николаевна

Презентация по теме "Культура общения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kultura_obshcheniya_ui_u.ppt613 КБ
Файл zakadrovyy.docx17.35 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Тема: Культура общения учителя и учащихся.

Содержание:

1.Педагогическое общение и его функции

2.Стили общения учителя

3.Педагогический такт учителя

4.Развитие коммуникативных способностей учителя

5. Литература

  1. Общение – важнейший профессиональный инструмент педагогической деятельности. Исследования  А.А Бодалева, Н.В. Кузьминой, В.А. Кан – Калика и другие доказали большое значение общения в труде педагога. Чтобы понять роль учителя в характере его общения с обучающимися, рассмотрим, что собой представляет педагогическое общение. ( слайд 3)

Неправильное педагогическое общение рождает страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, нарушение динамики речи и, как следствие, появление стереотипных высказывания школьников, ибо у них снижается желание и умения думать самостоятельно. В конечном счете – рождается устойчивое негативное отношение к учителю, а потому и к предмету.

Требования  товарещевских отношений в школе выдвигалось с первых дней ее возникновения замечательными советскими педагогами, опираясь на высокие и благородные принципы социалистического  общежития, исходя из гуманной направленности нашел школы Ф.С. Макаренко пришел к выводам :

( слайд4)

Информационная функция общения, обеспечивая процесс обмена материалами и духовными ценностями, создает условия для развития положительной мотивации учебно – воспитательного процесса, обстановки совместного поиска и раздумий. Функциями общения выступает и самоутверждения личности, поэтому выделяют следующие виды функции педагогического общения: ( слайд5)

По В.А. Кан – Калику, структуру процесса профессионально – педагогического общения включает:

  1. Моделирование педагогам предстоящее общение с классом.
  2. Организация непосредственного общения на момент начального взаимодействия.
  3. Управление общением в ходе педагогического процесса
  4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование ее на предстоящую деятельности.

Часто само по себе общение учителя с учащимися представляется ему в свернутом виде, не дифференцируется по этапам, характеру деятельности педагога. Подумаем, что необходимо учителю, что бы осуществить общения на каждом из этапов. ( Слайд 6)

1 этап – требует знания особенности аудитории

2 этап-нужна техника быстрого включения класса в работу, нужно владеть приемами самопрезентации и динамического воздействия

3 этап – умение поддерживать инициативу школьников, организовывать диалогическое общение, корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия

4 этап- направляется на соотнесение цели, средств и результата.

(слайд 7) В общение можно выделить две стороны: отношения и взаимодействия. Это как бы подводная и надводная часть айсберга, где видимая часть – серия речевых и неречевых действий, а внутренняя, невидимая  -потребности, мотивы, интересы, чувства все что толкает человека к общению. Учитель тоже руководит, по-разному осуществляет свое взаимодействие. Рассмотрим три основных стиля руководства, обращая на внимание взаимодействия ( слайд8)

1 Авторитарный

2Демократический

3 Либеральный

Какой педагог может быть, если он не тактичен. Его не смогут полюбить дети, он не сможет управлять процессом обучения, в итоге он не сможет дать те знания, которые необходимо понять и усвоить учащимся. Эта проблема сейчас очень актуальна, т.к. большинство педагогов попросту забыли, что такое педагогический такт, они часто не сдержаны и даже грубы. Педагогический такт – характернейший профессиональный признак учителя. Он включает в себя и умение подойти к детям, установить с ними контакт, и взаимоотношения с родителями и учителями. Он необходим и в обучении, и в воспитании, так как эти два понятия не разделимы. Хорошо известно, что бестактный учитель может хорошо изложить программный материал, но завладеть мыслями и чувствами детей не сможет. ( Слайд 12)

Правильно считать такт не как избежание трудностей, а как умение увидеть более краткий путь к цели. Общий такт и педагогический не одно и то же; не каждый человек тактичный, деликатный обладает педагогическим тактом, (слайд 13)

   И.В. Страхов утверждает, что успешность учебно-воспитательной работы зависит, прежде всего, от педагогического такта.
Выделяют следующие основные признаки педагогического такта:
(слайд 14)

Обеспечение правильного стиля общения учителя, соблюдения им педагогического такта в любой деятельности требует развитых коммуникативных умений. А.Н. Леонтьев дал развернутую характеристику коммуникативных умений: ( слайд 15)

Интересные и остроумные советы для вас  можно подчеркнуть из рекомендаций Л.Б. Филонова « Советы начинающим педагогам»

Литература

1.Педагогический такт как компонент нравственной культуры учителя.

 http://www.kontrolnaja.ru/dir/marketing/120736 2. Педагогический такт / Под ред. И. Зязюна //Народное образование. - 1990.

3. Педагогическая этика: Учебно-методическое пособие / Сост

 4.История педагогики/ Под ред. Н. А. Константинова, Е. Н. Медынского, М.Ф.Шабаевой. - М.: Просвещение, 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура общения как условие повышения педагогического мастерства учителя.

«Любовь воспитателя к воспитанникам - не готовое чувство, с которым он пришел на ниву педагогического труда. Это неусыпная, тяжелая, захватывающая работа». Это путь развития собственной личности, а не...

Культура общения учителя в процессе управления учебной деятельностью учащихся

Главной задачей учителя при взаимодействии с учащимися является не только выдача рекомендации по общению со взрослыми, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы школьнико...

Культура общения учителя в процессе управления учебной деятельностью учащихся

Главной задачей учителя при взаимодействии с учащимися является не только выдача рекомендации по общению со взрослыми, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы школьнико...

Стили общения учителя физической культуры

Любой учитель осуществляет свою педагогическую деятельность с помощью определенных приемов и способов, которые в совокупности определяют тот или иной стиль его деятельности.  Стили педагогической...

Из опыта работы по теме самообразования « Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся (VIII вида) на факультативных занятиях «Речь и культура общения», «Этика речевого общения» как одно из условий социального здоровья» (с презентацией)

Совершенствование культуры речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем для развития личности ребенка. Решение проблемы путем развития и коррекции...