Урок СБО "Комнатные растения"
план-конспект урока (6 класс) по теме

Иванова Татьяна Викторовна

Урок социально-бытовой ориентировки в 6 классе коррекционной школы 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komnatnye_rasteniya.docx41.12 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Плоскошская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями

здоровья VIII вида»

Разработка урока по предмету

«Социально-бытовая ориентировка»

6 класс.

Раздел: «Жилище»

Тема урока: «Комнатные растения».

                  Выполнила: учитель СБО

Иванова Татьяна Викторовна.

п. Плоскошь

Цель: Познакомить с комнатными растениями, их значением в жизни человека.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить знания по теме «Уборка жилища».
  • Познакомить учащихся с историей появления комнатных растений, с их значением в жизни человека.
  • Познакомить с разнообразием комнатных цветочных растений.
  • Стимулировать учебно-познавательную деятельность.

Коррекционно-развивающие:

  • Работать над коррекцией речи, внимания;
  • Развивать умения наблюдать, сравнивать;
  • Обогащать словарный запас учащихся, расширять кругозор;

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к растениям.
  • Формировать умение работать в коллективе, чувство ответственности.

Учебно-наглядные пособия: презентация, карточки, тетради.

Тип урока: комбинированный.

Словарь: фитонциды, пеларгония, сенполия, каланхоэ, традесканция, сансевьера, хлорофитум, фитодизайнер.

Ход урока

1. Организационный момент.

   Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок, к нам пришли гости. Но, несмотря на это, я надеюсь, что вас это не смутит, и вы как всегда порадуете не только меня, но и всех присутствующих, будете внимательными и активными. Один из гостей на протяжении всего урока будет внимательно наблюдать за вами с экрана. Посмотрите, что это за гость? (Комнатный цветок).  Слайд №3. Ребята, он пришел к нам в гости не случайно. А почему, именно он, вы должны будете ответить мне в конце урока. Желаю Вам успехов!  

2.Повторение пройденной темы.

На прошлых уроках вы познакомились с правилами уборки жилого помещения и предметами, необходимыми для нее. Давайте проверим, как хорошо вы все усвоили.

- Скажите, какие виды уборки вы знаете? Проверим ваши ответы на слайде. Слайд №4

- Что отличает одну уборку от другой?

(ВОПРОСЫ ПО КАРТОЧКАМ)

- А теперь давайте вспомним, что нам понадобится для уборки? Угадайте основные предметы, без которых не обойтись, когда начнёте уборку:

  1.                            

п

ы

л

е

с

о

с

4.

              2.

т

р

я

п

к

а

       3.

в

е

н

и

к

щ

ё

т

к

а

5.

м

ы

л

о

6.

в

о

д

а

 

Кроссворд: Слайд №5.

1.Включи меня – я заворчу,

Всю пыль я мигом проглочу. (Пылесос)

2.Редко я сухой бываю.

Всё что – то мою, вытираю, протираю. (Тряпка)

3.По комнате я скок – поскок,

А после встану в уголок. (Веник).

4.На спине моей щетинки,

Не оставлю ни пылинки. (Щетка)

5. Если в воду меня опустить,

Веселее будет мыть. (Мыло)

6. Без меня вам ни туда и ни сюда,

Из колодца я, из крана я  … . (Вода)

- Молодцы, вы прекрасно знаете с помощью чего и как нужно наводить чистоту в доме. Но все прекрасно знают, что любое жилище должно быть не только чистым, но и уютным. Как вы думаете, что создает уют в любом доме, комнате? ( Салфетки, картины, ковры и т.п).

Слайд №6.

Очищают воздух, создают уют,
На окнах зеленеют
И зимой цветут.

Вы узнали, о чем у нас пойдет речь?
(
Комнатные растения)

3. Новая тема.

Итак, тема сегодняшнего урока «Комнатные растения». Слайд №7.

История комнатного цветоводства уходит корнями в глубокую древность: человеку всегда хотелось иметь рядом с собой красивые растения, украшающие его дом. Понятие "комнатное растение" существует с момента, когда он догадался бросить семя не на поле, а в горшок с землей.

     Первые комнатные растения появились в Египте. III в. До н.э., на рисунках пирамид и статуй изображены фараоны на фоне комнатных цветов. Слайд №8.

Ни кому не надо доказывать, что растения наши друзья и помогают нам выжить в современном мире. Трудно представить в наше время дом без цветов или окно, не украшенное зеленью. С помощью комнатных растений люди стараются восполнить дефицит общения с природой. Каждый цветок несет в дом не только красоту, но и много полезных свойств для человека. Все без исключения растения выделяют особые летучие вещества - фитонциды. Эти вещества убивают микробов, они как бы дезинфицируют воздух.

- Ребята, а сейчас обратите внимание на схему.

Слайд №9.

Учитель. Комнатные растения бывают цветущими и декоративными. Как вы понимаете цветущие растения?

Дети. Это когда у растения есть цветки, и растение один или несколько раз в год цветет.

Учитель. Хорошо. Как понимаете декоративные?

Дети. К декоративным комнатным растениям относятся лиственные и хвойные, вечнозеленые растения, используемые для создания красоты и уюта в помещениях.

Учитель. Ребята, а какую пользу, кроме красоты, приносят комнатные растения человеку?

Дети. Очищают воздух в помещениях, повышают влажность воздуха, летом при жаре охлаждают комнату, убивают вредные бактерии, помогают человеку расслабиться.

4. Физ. пауза. Все встанем и на минутку превратимся в цветы. Слайд №10.

Наши нежные цветки  Круги ладонями параллельно полу

Распускают лепестки  Плавно поднимаем руки вверх

Ветерок чуть дышит  Вздыхаем и выдыхаем

Лепестки колышет  Качаем вверх поднятыми руками и верхним туловищем

Наши алые цветки  Ладони параллельно полу

Закрывают лепестки  Опускаем руки, приседаем

Тихо засыпают  Ладони к щеке

Головой качают  Вправо – влево

- А теперь, ребята, давайте рассмотрим наиболее распространенные цветущие комнатные растения. Слайд №11.

Посмотрите, на этот цветок. Кто знает, как он называется? (Герань) Слайд №12.

Пеларгония, ошибочно называемая в народе «герань» - любимица наших бабушек. Это комнатное растение наверняка хорошо известно абсолютно всем, даже кто далёк от цветоводства. Она прекрасно смотрится на подоконнике в квартире в оконных и балконных ящиках, в клумбах и на газонах, в садах и на дачах. Растение обладает положительной энергетикой, создает тепло и уют в доме, именно поэтому герань всегда сопровождает по жизни Вас, Ваших близких и друзей.

Фиалка или сенполия. Слайд №13. Это растение цветущее, имеет самые разные оттенки цветения. Родина семполии - Узамбарские горы Африки. Цветы любят свет, но не прямые лучи солнца. Листья у сенполии мясистые, сверху темно - зеленые опушенные, снизу более светлые. Цветет сенполия круглый год.

Каланхоэ. Слайд №14. Каланхоэ сегодня, пожалуй, выращивают в каждом втором доме. Прежде всего, потому, что многие уже наслышаны о его целебных свойствах. Все растения этого семейства имеют сочные мясистые стебли и листья. Недаром латинское название семейства происходит от слова "толстый".

Следующая группа комнатных растений – это, так называемые, декоративные растения.  Слайд №15.

К ним относятся:

Традесканция Слайд №16. - неприхотливое многолетнее травянистое растение с длинными хрупкими стеблями, покрытыми обильной листвой. Традесканция очищает и увлажняет воздух в комнате, нейтрализует электромагнитное излучение. У человека, любующегося её пышной зеленью, снимается напряжение глаз, быстро улучшается настроение и облегчается дыхание.

Сансевьера Слайд №17.  - многолетнее корневищное вечнозеленое травянистое растение. У нас ее называют "щучий хвост" или "тещин язык". Сансевьеру выращивают в основном за её красивые листья, но она способна и цвести при правильном уходе. Сансевьера – одно из самых неприхотливых и благодарных комнатных растений, способное украсить любой уголок помещения, не требуя взамен слишком много внимания. Это растение идеально подходит для тех, кто не любит возиться с цветами, но хочет украсить зеленью свой дом.

Хлорофитум. Слайд №18. Ампельное растение (висячее), южноафриканское, с длинными линейными листьями и свисающими розетками (усиками). Очень выносливое, неприхотливое, быстро растет. Красивые свисающие листья. Любит яркий свет, но не прямые лучи солнца.

- А какие, кроме перечисленных, комнатных растений вы еще знаете? Какие комнатные растения есть у вас дома, в комнате?

Цветы могут располагаться на подоконниках, столах, специальных подставках, на стенах. Слайд №19 

- Ребята, комнатные растения – это живые организмы, которым требуется уход. Назовите способы ухода за комнатными растениями. Слайд №20.

Известно, что живые цветы создают неповторимую атмосферу в помещениях. Интерьер, полный цветов, всегда смотрится красиво, изысканно и необычно, а правильный выбор растений и их взаимного расположения обеспечивает неповторимую гармонию в пространстве жилого помещения. Растения дарят нам легкость и чистоту воздуха в доме, а также играют огромную роль в формировании дизайна интерьера.  Расположенные в красивых кашпо, горшках и вазонах, живые цветы акцентируют на себе внимание,  поднимают настроение.

Существует даже такая профессия, как фитодизайнер. Слайд №21.  Это человек, который создает  растительные композиции для оформления интерьеров,  озеленение помещений, и создание зимних садов.

5. Закрепление новой темы.

Итак, сегодня мы с вами познакомились с комнатными растениями, узнали много  новых названий. Слайд №22.

  • Перечислите комнатных растения, которые мы изучили сегодня на уроке (по цепочке).
  • Для чего люди выращивают комнатные растения?
  • Где выращивают комнатные растения? (В помещении).

- Молодцы! А теперь вам задание:

1. Нужно найти в классе растения, которые мы изучили на уроке, и поставить их на стол, распределив на цветущие и декоративные. (Дети выполняют задание под музыку «Вальс цветов»).

2. С этим заданием вы справились, а сейчас распределитесь на две группы, у каждой группы в конверте разрезанная картинка с цветком. Нужно собрать картинку, определить, как называется цветок и к какой группе относится.

3. Задание в тетрадях. Составь названия комнатных растений из двух половинок.

хлоро

канция

пелар

фитум

традес

гония

4. Игра «Волшебный мешочек». Слайд №23. 

Ученикам необходимо  на ощупь определить листочек какого растения находится в мешочке.

5. Игра “Четвертый лишний” Слайд №24.

Прочитайте слова: бегония, георгин, герань, кактус. Исключите одно слово и объясните почему.

6. Ребята, я на доске поместила  картинку комнатного растения, но  нечаянно потеряла  его вторую половину, помогите ее найти и назвать цветок.

6. Итог урока. Рефлексия. Слайд №25.

  • Ребята вам понравился урок?
  • Помните, в начале урока я задала вам вопрос: Почему именно цветок пришел к нам на урок? Кто ответит мне на этот вопрос? ( Изучали на уроке комнатные растения).

Правильно! А теперь вы узнаете, как я оценила вашу работу на уроке. Перед каждым из вас лежит рисунок ладошки с одной буквой, составьте из этих букв слово. (Молодцы.). Составить цветок из ладошек, в центре круг с оценкой 5. Слайд №26.

http://www.flowerdekor.ru/fitodizayn/oformlenie-interierov-cvetami/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация открытого урока «Классификация растений и их размещение в природных комплексах»

Презентация к интегрированному уроку по географии и биологии для 6-х классов «Классификация растений и их размещение в природных комплексах»...

конспект и презентация к уроку "Характеристика растений семейства Лилейные"

Вашему вниманию предлагается разработка урока по теме «Характеристика растений семейства Лилейные» для учащихся 7 класса, по программе Н.И.Сонина. Цели урока: изучить характерные особенности семейства...

биология 6 класс Тема урока: "Мир растений. Наука о растениях - ботаника."

Цель: Сформировать знания о предмете изучения наук биологии и ботаники; датьпонятие «царство»; дать представление о многообразии растений; познакомить справилами ТБ в кабинете биологии.Задачи:Образова...

биология – 6 класс Тема урока:«Ткани растений. Лабораторная работа «Рассматривание тканей растений»».

№ п/пЭтап урока, времяСодержание Деятельность учащихсяДеятельность учителя 1Организацион-ный этап2 мин.- Подготовка учащихся к работе на уроке,- обеспечить нормальную внешнюю  обстановку для...

Обобщающий урок Биология растений 6 класс Урок-игра: «Биологические раскопки»

(игра проводится после изучения семейств растений классов однодольные и двудольные)...

Конспект открытого урока. «Комнатные растения в интерьере квартиры. Технология выращивание комнатных растений»

Тема урока: «Комнатные растения в интерьере квартиры.Технология выращивание комнатных растений»...

Презентация к уроку " Царство Растений. Строение семени покрытосеменных растений" для 6 класса

Презентация к уроку состоит из двух частей. Дело в том, что Царство растений по УМК Пасечника подробно изучается в 5 классе. А физиология и анатомия растений  - в 6 классе. Чтобы подвести к изуче...