Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе логопеда.
статья

Мирных Светлана Евгеньевна

В статье рассказывается о путях использования возможностей компьютера на логопедических занятиях и  кратко описываются компьютерные программы, которые я применяю в своей практике и рекомендую использовать в коррекционно-развивающей работе логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ИКТ в работе логопеда88 КБ
PDF icon слайды2.73 МБ

Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникационных  технологий

в коррекционно-развивающей работе логопеда.

                        Учитель-логопед высшей квалификационной          категории Мирных С.Е.

МБДОУ детский сад №1 р.п. Шемышейка.

В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития детей дошкольного возраста. Необходимость её решения определяется, во-первых, тем, что речевые нарушения часто встречаются в дошкольном возрасте; во-вторых, своевременное проведение коррекционной работы позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.

Я убедилась в высокой результативности занятий с использованием специализированных компьютерных программ. Появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей, значительно возросла мотивация, эмоциональная заинтересованность детей в занятиях. Такое построение обучения не только намного облегчает труд логопеда, но и позволяет добиться значительно лучших и более устойчивых результатов, чем применение только традиционных приёмов.

Занятия с использованием компьютера провожу фрагментарно, при этом считаю обязательным соблюдение следующих условий для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:

1. Использование новых моделей компьютера.

2. Работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5 -10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы).

3. Проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 2 мин. на несколько секунд.

4. Включение в занятия учителя-логопеда игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений. На логопедических занятиях  использую электронные физминутки для глаз.

Направления коррекционной работы с использованием ИКТ:

1. Работа над звукопроизношением – артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв.

2. Развитие связной речи – пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок.

3. Обучение грамоте – формирование навыков фонематического анализа.

4. Формирование зрительно-пространственных отношений.

5. Формирование лексико-грамматических категорий – словообразование, словоизменение.                

6. Коррекционно-оздоровительное направление – игры на развитие общей, мелкой моторики рук.  

Формы использования ИКТ:

1. Электронные пособия для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе, видео и аудиотехнике:

- электронные книги (детские, энциклопедии, справочники и др.);

- DVD, CD диски и аудиокассеты;

- специальные компьютерные игры.

2. Использование готовых цифровых образовательных ресурсов:

- игры, презентации на сайтах www.logozavr.ru, www.lohmatik.ru, www.logopunkt.ru.

3. Создание собственных презентаций в  Microsoft Power Point.

4. Видео  и аудиозапись речевой работы ребенка на занятии.

Компьютерные программы, которые я применяю в своей практике и рекомендую использовать в  коррекционно-развивающей работе логопеда.

1.) Логопедическая компьютерная программа «Игры для Тигры».

Данная программа предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей среднего и старшего дошкольного  возраста. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях.  В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока: 1. Фонематика. 2. Просодика. 3. Лексика.  4. Звукопроизношение.

2.) Компьютерная программа  для развития речи и формирования правильного произношения     «Развитие речи. Учимся говорить правильно». Эта развивающая программа включает в себя следующие разделы:

1.  Неречевые звуки:

  • знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др.,
  • знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.

2.  Звукоподражание:

  • знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов.

3.  Речевые звуки:

  • развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка.

4. Развитие связной речи:

  • обучение построению связной речи от словосочетания до текста.

3.)   Обучающая  компьютерная программа  «Скоро в школу. Учимся говорить правильно!». Эту компьютерную программу я использую на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения. Она включает в себя следующие разделы:

1. Задания на развитие неречевого и фонематического слуха.

2. Речевая и дыхательная гимнастика.

3. Постановка и автоматизация гласных и согласных звуков.

4. Скороговорки, пословицы и поговорки, игры и загадки для развития памяти.

4.) Компьютерная программа «Веселые игры для развития речи и слуха».  Эта эффективная программа  содержит множество озвученных упражнений, которые помогают в игровой форме исправить дефекты речи. Дети с удовольствием разучивают веселые скороговорки, поучительные пословицы и поговорки, что способствует отработке звуков, помогает развитию речи и памяти.

5.)  Детская обучающая игра "Баба-Яга учится читать».  Игровые задания и головоломки составлены с учетом методики опережающего обучения. Это позволяет заниматься по программе и с детьми, только  начинающими учить буквы, и с теми, кто уже умеет читать.

Применение ИКТ в коррекционной работе позволило сделать мне следующие выводы:

1. Компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи.

2. Использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности, способствует повышению самооценки ребенка.

3. Применение компьютера в коррекционно-развивающей работе значительно экономит силы учителя-логопеда  при подготовке к занятию.

5. Благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время на занятии и появляется возможность получить лучший результат.

Используя на своих занятиях компьютер, необходимо помнить, что главная цель работы учителя-логопеда – это коррекция речи для реализации полноценного общения ребенка с другими людьми. Поэтому основная часть занятия должна быть всё же  посвящена непосредственному общению логопеда и ребенка.  Компьютер следует  использовать только как дополнительное средство работы в течение недлительного времени. Полезно использовать компьютерную программу как часть общего сценария всей работы логопеда с ребенком. 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фототерапии в коррекционно-развивающей работе с подростками

В настоящее время в литературе все чаще используется понятие «фототерапия», а так же разрабатываются методы, связанные с применением фотографии в контексте арт-терапии. Фототерапия – это психокоррекци...

Представление педагогического опыта на тему: "Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе с целью повышения мотивации старших дошкольников с ОВЗ"

В данной статье представлено обобщение опыта работы учителя-логопеда по использованию информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми, имеющих общее недоразвитие речи....

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда

Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с детьми, что позволяет значительно повысить эффективность коррекцион...

РАБОЧАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда для работы с учащимся 7 – 9 кл, имеющим интеллектуальные нарушения, обучающегося в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС

РАБОЧАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАучителя-логопеда для работы с учащимся 7 – 9 кл, имеющим интеллектуальные нарушения, обучающегося в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ

ВВЕДЕНИЕВ настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой инф...

Презентация на тему: "Использование рабочих тетрадей коррекционно-развивающих курсов по логопедии".

В данной презентации представлена методика работы с серией рабочих тетрадей к корекционно-развивающим курсам по логопедии....

Презентация педагогического проекта "Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с дошкольниками с ЗПР" - 15.

Несмотря на летнее отпускное время, работа по проекту продолжается...Ведь здесь очередная подборка специализированных ИКТ-игр сайта "Mersibo", которые можно, а ещё лучше, и нужно, испол...