Дифференциация звуков Ж – Ш
план-конспект занятия по теме

Конспект занятия:  Тема:________Дифференциация звуков Ж и Ш___________________________________________________________________

Цель: _______Дифференцировать звуки Ж и Ш изолированно, в слогах, словах._______________________________________

Задачи.

Образовательные:

- Закрепление навыков звукового анализа;

Коррекционные:

- Развитие зрительного внимания и памяти.

- Развитие артикуляционного аппарата, дыхания.

- Развитие конструктивного праксиса.

- Развитие ориентировки в пространстве.

- Развитие фонематического слуха и восприятия;

- Развитие общей и мелкой моторики.

Воспитательные:

- Развитие внимательности и наблюдательности на занятии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zh_-_sh.docx992.81 КБ

Предварительный просмотр:

КУ “Сургутская школа с углубленной трудовой подготовкой»

        

Конспект занятия по логопедии (подгрупповое)

Тема: Дифференциация звуков Ж – Ш

        

Выполнил: Учитель – логопед

Полякова Евгения Сергеевна

Сургут 2014.

Дата:______________________________________________________________________________________________

Класс:_____________________________________________________________________________________________

Тема:________Дифференциация звуков Ж и Ш___________________________________________________________________

Цель: _______Дифференцировать звуки Ж и Ш изолированно, в слогах, словах._______________________________________

Задачи.

Образовательные:

- Закрепление навыков звукового анализа;

Коррекционные:

- Развитие зрительного внимания и памяти.

- Развитие артикуляционного аппарата, дыхания.

- Развитие конструктивного праксиса.

- Развитие ориентировки в пространстве.

- Развитие фонематического слуха и восприятия;

- Развитие общей и мелкой моторики.

Воспитательные:

- Развитие внимательности и наблюдательности на занятии.

Оборудование:  Муляжи: хлеб, яйцо, курица, батон, колбаса, сыр и сосиски. Таблички с артикуляционным укладом (фото). Карточка (слоговые таблицы и чистоговорки). Разрезные картинки (шарф, жаба). Карточка с характеристикой звука. Ракушки, разрезные буквы.  Карточка с заданием, тетрадь, ручка, карандаши (синий, зеленый). Компьютер, логопедический тренажер.

Ход занятия:

Этап работы.

Деятельность логопеда.

Деятельность логопата.

Примечание.

1.

Организационный момент.

Игра «Чего не стало?».

Логопед выставляет  муляжи (продукты питания), затем предлагает ученикам закрыть глаза, в это время один из муляжей убирается.

Называют муляжи: хлеб, яйцо, курица, батон, колбаса, сыр и сосиски.

Закрывают глаза.

Определить чего не стало!

2.

Артикуляционная гимнастика.        

Комплекс артикуляционных упражнений для звуков Ж - Ш

На парту выкладывается карточка с артикуляционным укладом, (фото) следить за правильностью выполнения (Отслеживать и записывать нарушения).

Протереть руки влажной салфеткой, раздать бумажные салфетки.

«Дудочка»

На дудочку губы положим, 
И даже сыграть на ней сможем. 
Ду-Ду-Ду.

«Кружочек»

Губы кружочком сложи

и под счёт их держи.

Раз… два… три… четыре… пять…

Губы можно расслаблять.

«Непослушный язычок»  

Язык губами зажми и под счёт его держи, Раз, два, три, четыре, пять. Язык можно убирать.

«Лопаточка»

Язык широкий покажи.
И лопатку подержи.

«Качели»

На качелях
Я качаюсь
Вверх – вниз,
Вверх – вниз,
И все выше поднимаюсь,

А потом вниз.

«Индюк» Болтушка - Индюк

По двору индюк ходил
Бл-Бл-Бл
Хвост, как веер, распустил.
Бл-Бл-Бл
Вот какой красивый я,
Бл-Бл-Бл
Полюбуйтесь на меня!

«Чашечка»

Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.

«Красим потолок»              

Мы поднимем язычок                         и покрасим потолок.  

«Красим верхний заборчик»       

Рот откройте, улыбнитесь, 
Свои зубки покажите, 
Красим  верхний заборчик.

«Колокольчик»                                Упражнение на дыхание.

«Дудочка»                                           Губы сомкнуты и вытянуты вперед в виде трубочки. Удерживать губы в таком положении следует 10—15 с. 

«Кружочек»                                      Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.

«Непослушный язычок»                 Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «та-та-та» в течение 5—10 секунд. Затем пошлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение 5—10 секунд.

«Лопаточка»                                         Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«Качели»                                           Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.

«Болтушка»                                          Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движение вперед – назад.

«Чашечка»                                          

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена,

прогибается к низу.

«Красим потолок»                                    Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому                                                                                                         небу в направлении сзади – вперед.

«Красим верхний заборчик» Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка                                                                                                                            с внутренней стороны «КРАСИМ» верхние зубы «кисточкой»                                                                                                  - кончиком языка. Движения вверх – вниз и влево – вправо.                                                                                                                            «Колокольчик»                                      Упражнение на дыхание закрываем пальцем одну ноздрю, через другую выдыхаем со звуком мммммм, затем поменять.

3.

Речевая гимнастика:

(Слоговые таблицы – чистоговорки).

Слоговая таблица логопед читает.

ЖИ – ЖИ ЖИ – На столе ножи.

ШИ – ШИ – ШИ – Это наши малыши.

АША – АША – АША – Это школа наша.

УЖА – УЖА – УЖА – На улице лужа.

ЖИ – ЖИ – ЖИ – Я беру лыжи.

УШКИ – УШКИ – УШКИ – Я даю вам игрушки.

ОШ – ОШ – ОШ – Как сегодня день хорош!

ЫШ – ЫШ – ЫШ – Мы увидели камыш.

Повторяют.

См. приложение.

4.

Тема занятия.

Раздать каждому ученику разрезную картинку. (ЖАБА, ШАРФ).

Собрать картинку.

5.

Характеристика звуков.

(Работа с карточкой).

Выделить первый звук в слове ШШШапка

ЖЖЖаба

Дать характеристику звукам, пользуясь карточкой.

Ш

Ж

Положение губ, языка, воздушная струя, согласный, звонкий, глухой.

См. приложение.

6.

Фонематический слух.

(Работа со слогом).

Хлопни в ладоши, если услышишь звонкий звук Ж в слоге.

Топни если звук глухой Ш в слоге.

ЖА – ША – Ш0 – ШУ – ЖИ                 ЖУ – АЖ – ОШ – УШ - ИШ

Покажи нужную карточку, если в слове звонкий звук, то карточка с колокольчиком, если в слове глухой звук, то карточка с перечеркнутым колокольчиком.

ШКОЛА МАЛЫШ ЛУЖА ЖАБА

ШОРОХ ШОПОТ ЖЕЛУДЬ

Хлопают и топают.

Показывают картинки с колокольчиком и перечеркнутый колокольчик.

См. приложение.

7.

Физкультминутка.

Раз - подняться-потянуться,

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладошки три хлопка.

На четыре руки шире

Пять руками помахать

На шесть тихонько можно сесть.

Повторяют за логопедом.

8.

Развитие мелкой моторики.

(Упражнение с ручкой).

Ракушки.

Разрезная буква.

Логопед выполняет упражнение совместно с учениками.

Собрать из ракушек

Собрать букву из элементов прописную букву.

Соединить ладони пальцами вперёд. Ручка находится в вертикальном положении между ладонями. Перемещать ладони вперед-назад, передвигая ручку только мягкими частями ладоней.

Не выпуская ручку, повернуть ладони так, чтобы одна была сверху, а другая - снизу. Перемещать ладони вперед-назад, совершая энергичные плавающие движения от начала ладони до кончиков пальцев.

Взять ученическую ручку подушечками большого и указательного пальцев. Ручка находится в вертикальном положении. Перетирающими движениями кончиков пальцев перекатывать ручку вперед-назад, слегка нажимая на неё. Аналогично сделать самомассаж кончиков среднего и большого пальцев, большого и безымянного, большого и мизинца.

Собрать букву.

9.

Работа в тетради.

(Карточка с заданием).

Раздается задание с карточкой вставить пропущенную букву и записать слова в столбики С и Ш.

Самостоятельная работа по карточке и в тетради.

См. приложение.

10.

Работа у компьютера.

Дельфа 142 «Грузовик» Дифференциация звуков Ж и Ш.

Работа в паре у компьютера прочитать слова и собрать его правильно!

11.

Итог занятия.

Какие звуки учились различать?

Какое задание понравилось больше всего?

Приложение

ЖИ – ЖИ ЖИ – На столе ножи.                ЖА – ША – Ш0 – ШУ – ЖИ  

ШИ – ШИ – ШИ – Это наши малыши.                                  ЖУ – АЖ – ОШ – УШ - ИШ

АША – АША – АША – Это школа наша.                               ШКОЛА МАЛЫШ ЛУЖА ЖАБА

УЖА – УЖА – УЖА – На улице лужа.                                   ШОРОХ ШОПОТ ЖЕЛУДЬ

ЖИ – ЖИ – ЖИ – Я беру лыжи.

УШКИ – УШКИ – УШКИ – Я даю вам игрушки.

ОШ – ОШ – ОШ – Как сегодня день хорош!

ЫШ – ЫШ – ЫШ – Мы увидели камыш.

Добавить слоги ЖИ или ШИ

СКА…

НАПИ…

ДОКА…

ПОЛО…

Добавить слоги ЖИ или ШИ

СКА…

НАПИ…

ДОКА…

ПОЛО…

        

        

ША – ША - ША — у меня лапша    ШО – ШО – ШО  — летом хорошо                                           ШУ - ШУ - ШУ    — я флажком машу                                               ШИ – ШИ - ШИ — это малыши

        

        

        

ЖА – ЖА - ЖА — мы видели ежа

ЖИ – ЖИ - ЖИ — у меня ножи

ЖУ – ЖУ – ЖУ — на лужок хожу

ЖОК – ЖОК – ЖОК —у меня флажок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация звуков [т] и [д]. Закрепление понятий звонкий/глухой звук

Цель занятия: Сравнение и дифференциация  звуков [т] и [д].Задачи:  Образовательные: закрепление умения давать характеристику звука (по звонкости – глухости, твёрдости - мягкости), зак...

Знакомство со звуком «н» на материале лексической темы «Перелётные птицы» ,« Дифференциация звуков «н» – «нь» на материале лексической темы «Перелётные птицы»

Занятие №1 Цель: Знакомство со звуком «н»; Накопление предметного словаря по теме «Перелётные птицы»Занятие №2(Продолжение) - Учить детей различать звуки «н» - «нь» в слогах, словах; - Формировать нав...

Автоматизация звука «Х» в игровых упражнениях. Дифференциация звуков «С - З».

На индивидуальном занятии ведется работа на дифференциацию звуков «С – З» и автоматизацию звука «Х» в разных игровых упражнениях, которые затрагивают развитие таких познавательных процессов как: памят...

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «в». Дифференциация звуков «л-р». Постановка звука «ц». Текст «Осень».

Открытое индивидуальное занятиепо развитию  слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «в».Дифференциация звуков «л-р».Постановка звука &laqu...

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «н» Дифференциация звуков «с-з» Постановка звука «х» Текст «День рождения»

Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «н»Дифференциация звуков «с-з»Постановка звука «х&raqu...