ЭКСПРЕСС-МЕТОД для оценки звукопроизношения и выявления легкой степени дизартрии. ЭКСПРЕСС-МЕТОД для диагностики лексико-грамматического недоразвития «Повторение фраз»
опыты и эксперименты по теме

 

В процессе обследования ребенку предлагается проговаривать речевой материал, насыщенный сложными для произнесения звуками. В основе данного метода лежит идея о том, что предельная длина фразы, которую ребенок способен повторить, близка к той, которой он может пользоваться в спонтанной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekspress_metod.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКСПРЕСС-МЕТОД

для оценки звукопроизношения и выявления легкой степени дизартрии

В процессе обследования ребенку предлагается проговаривать речевой материал, насыщенный сложными для произнесения звуками. Предлагаемый материал состоит из двух частей:

  • двустишья, включающие наиболее часто смешиваемые, артикуляционно сложные согласные звуки
  1. Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

  1. Часовщик прищурил глаз,

Чинит часики для нас.

  1. Стоит воз овса,

Возле воза – овца.

  1. Клала Клава лук на полку.
  2. Зоя зайкина хозяйка,

Спит в тазу у Зои зайка.

  1. Клара у Вали играла на рояли.

  • фразы со сложной слоговой структурой (проговаривать каждую два раза)
  1. Рыбки в аквариуме.
  2. Милиционер остановил мотоциклиста.
  3. Велосипедист едет по трассе.
  4. Сыворотка из-под простокваши.
  5. Полполдника проболтали.

При  исследовании каждая фраза или двустишье произносится логопедом только 1 раз, после чего ребенку предлагается повторить речевой материал самому.

Оценки:

  • если после повторного прочтения ребенок не смог повторить двустишье или фразу – 1 штрафной балл,
  • замена звука – 0,5 балла,
  • искажение звука – 0,25 баллов,
  • пропуск слога или звука – 0,5 балла,
  • перестановка слогов – 0,5 баллов,
  • скандированная речь – 0,5 баллов,
  • общая нечленораздельность речи – 1 балл.

(По материалам Л.И. Вассермана, С.А. Дорофеева, Я.А. Меерсон «Методы нейропсихологической диагностики» С-Пб., 1997)

ЭКСПРЕСС-МЕТОД

для диагностики лексико-грамматического недоразвития

«Повторение фраз»

В основе данного метода лежит идея о том, что предельная длина фразы, которую ребенок способен повторить, близка к той, которой он может пользоваться в спонтанной речи.

Для повторения детям предлагаются следующие фразы (длина оценивается в слогах).

Длина фразы в слогах

1. Дети, ложитесь спать! Дети пошли гулять.                                           6

2. Часы висят на стене. Чашка стоит на столе.                                        7

3. Лошадь бежит по дороге. В лесу весной поют птицы.                                       8

4. Кошка побежала за мышкой. Зимой на улице холодно.                                  9

5. Посмотрите в окошко на детей. Бедная собачка замерзает.                             10

6. Летом солнышко греет очень сильно. Книги и карандаш лежат на столе.            11

7. Курочка повела своих деток гулять. Уточка быстро плавает по озеру.                 12

8. Поросята любят валяться в грязной куче. Сердитый мороз нарумянил детям

    щеки.                                                                                                                                 13

9. Вечером няня рассказывает детям сказки. Дети пошли в лес за грибами и

    ягодами.                                                                                              14

10. Грузовая машина быстро едет по дороге. Страшная буря разрушила избушку

      рыбака.                                                                                          15

Возрастные нормы выполнения задания «Повторение фраз» (мальчики/девочки)                 

параметры

данные по детям

4 г.

5 л.

6 л.

7 л.

8 л.

Средняя длина фразы

10/10

12/12

13/14

16/16

16/17

Размах колебаний

8-12

11-14

12-16

13-19

13-19

Оценкой в данном задании является длина фразы в слогах, которую смог повторить ребенок (засчитывается лучший из полученных результатов).

(По материалам Л.И. Вассермана, С.А. Дорофеева, Я.А. Меерсон «Методы нейропсихологической диагностики» С-Пб., 1997)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи.

Особенности формирования лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи....

Программа специальной (коррекционной) школы - интернат №7 V вида, имеющие лексико - грамматическое недоразвитие речи. 6 класс

В школу - интернат поступают дети с различными нарушениями речи: общее недоразвитие речи, алалия, ринолалия, дизартрия, дисграфия и дислексия. Направление в школу - интернат прводится на основании зак...

Практикум по развитию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи

Проблема преодоления общего недоразвития  речи у дошкольников относится к числу наиболее  актуальных для современной логопедии. Задача дошкольного логопеда – устранить речевые нарушения, кач...

Развитие связной речи младших школьников с нарушением письма и чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР

В статье отражаются характерные особенности высказываний младших школьников  с ЗПР, определяются основные проблемы, возникающие при формировании навыка связной речи, и предлагается вариативный те...

Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.

Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...

Формирование грамотного звукопроизношения и лексико - грамматических конструкций в речи детей дошкольного и школьного возраста.

Данные статьи,  презентация,  конспекты зянятий -  предложены автором для пополнения практического опыта учителей - логопедов. Родителям данный материал поможет в ежедневном общении с р...

Методическая разработка «Особенности логопедических занятий с обучающимися с системным недоразвитием речи легкой степени в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании».

В методической разработке раскрыта тема: «Особенности логопедических занятий с обучающимися с системным недоразвитием речи легкой степени в рамках реализации программы «Разговор о правильн...