Главные вкладки

    ЭКСПРЕСС-МЕТОД для оценки звукопроизношения и выявления легкой степени дизартрии. ЭКСПРЕСС-МЕТОД для диагностики лексико-грамматического недоразвития «Повторение фраз»
    опыты и эксперименты по теме

     

    В процессе обследования ребенку предлагается проговаривать речевой материал, насыщенный сложными для произнесения звуками. В основе данного метода лежит идея о том, что предельная длина фразы, которую ребенок способен повторить, близка к той, которой он может пользоваться в спонтанной речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ekspress_metod.doc38 КБ

    Предварительный просмотр:

    ЭКСПРЕСС-МЕТОД

    для оценки звукопроизношения и выявления легкой степени дизартрии

    В процессе обследования ребенку предлагается проговаривать речевой материал, насыщенный сложными для произнесения звуками. Предлагаемый материал состоит из двух частей:

    • двустишья, включающие наиболее часто смешиваемые, артикуляционно сложные согласные звуки
    1. Щеткой чищу я щенка,

    Щекочу ему бока.

    1. Часовщик прищурил глаз,

    Чинит часики для нас.

    1. Стоит воз овса,

    Возле воза – овца.

    1. Клала Клава лук на полку.
    2. Зоя зайкина хозяйка,

    Спит в тазу у Зои зайка.

    1. Клара у Вали играла на рояли.

    • фразы со сложной слоговой структурой (проговаривать каждую два раза)
    1. Рыбки в аквариуме.
    2. Милиционер остановил мотоциклиста.
    3. Велосипедист едет по трассе.
    4. Сыворотка из-под простокваши.
    5. Полполдника проболтали.

    При  исследовании каждая фраза или двустишье произносится логопедом только 1 раз, после чего ребенку предлагается повторить речевой материал самому.

    Оценки:

    • если после повторного прочтения ребенок не смог повторить двустишье или фразу – 1 штрафной балл,
    • замена звука – 0,5 балла,
    • искажение звука – 0,25 баллов,
    • пропуск слога или звука – 0,5 балла,
    • перестановка слогов – 0,5 баллов,
    • скандированная речь – 0,5 баллов,
    • общая нечленораздельность речи – 1 балл.

    (По материалам Л.И. Вассермана, С.А. Дорофеева, Я.А. Меерсон «Методы нейропсихологической диагностики» С-Пб., 1997)

    ЭКСПРЕСС-МЕТОД

    для диагностики лексико-грамматического недоразвития

    «Повторение фраз»

    В основе данного метода лежит идея о том, что предельная длина фразы, которую ребенок способен повторить, близка к той, которой он может пользоваться в спонтанной речи.

    Для повторения детям предлагаются следующие фразы (длина оценивается в слогах).

    Длина фразы в слогах

    1. Дети, ложитесь спать! Дети пошли гулять.                                           6

    2. Часы висят на стене. Чашка стоит на столе.                                        7

    3. Лошадь бежит по дороге. В лесу весной поют птицы.                                       8

    4. Кошка побежала за мышкой. Зимой на улице холодно.                                  9

    5. Посмотрите в окошко на детей. Бедная собачка замерзает.                             10

    6. Летом солнышко греет очень сильно. Книги и карандаш лежат на столе.            11

    7. Курочка повела своих деток гулять. Уточка быстро плавает по озеру.                 12

    8. Поросята любят валяться в грязной куче. Сердитый мороз нарумянил детям

        щеки.                                                                                                                                 13

    9. Вечером няня рассказывает детям сказки. Дети пошли в лес за грибами и

        ягодами.                                                                                              14

    10. Грузовая машина быстро едет по дороге. Страшная буря разрушила избушку

          рыбака.                                                                                          15

    Возрастные нормы выполнения задания «Повторение фраз» (мальчики/девочки)                 

    параметры

    данные по детям

    4 г.

    5 л.

    6 л.

    7 л.

    8 л.

    Средняя длина фразы

    10/10

    12/12

    13/14

    16/16

    16/17

    Размах колебаний

    8-12

    11-14

    12-16

    13-19

    13-19

    Оценкой в данном задании является длина фразы в слогах, которую смог повторить ребенок (засчитывается лучший из полученных результатов).

    (По материалам Л.И. Вассермана, С.А. Дорофеева, Я.А. Меерсон «Методы нейропсихологической диагностики» С-Пб., 1997)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности формирования лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи.

    Особенности формирования лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи....

    Программа специальной (коррекционной) школы - интернат №7 V вида, имеющие лексико - грамматическое недоразвитие речи. 6 класс

    В школу - интернат поступают дети с различными нарушениями речи: общее недоразвитие речи, алалия, ринолалия, дизартрия, дисграфия и дислексия. Направление в школу - интернат прводится на основании зак...

    Практикум по развитию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи

    Проблема преодоления общего недоразвития  речи у дошкольников относится к числу наиболее  актуальных для современной логопедии. Задача дошкольного логопеда – устранить речевые нарушения, кач...

    Развитие связной речи младших школьников с нарушением письма и чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР

    В статье отражаются характерные особенности высказываний младших школьников  с ЗПР, определяются основные проблемы, возникающие при формировании навыка связной речи, и предлагается вариативный те...

    Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.

    Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи «Осень»

    В данном конспекте представлено подгрупповое занятие по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Занятие проводится по лексическо...

    Преодоление лексико - грамматического недоразвития речи ребёнка по теме" Домашние птицы"

    Материалдля родителей, включающий игры и упражнения для преодоления ОНР у ребёнка в рамках лексической темы" Домашние птицы"...