Роль песочной терапии в работе логопеда
статья по теме

Зенина Наталья Васильевна

В данной статье представлен методический материал по использованию элементов песочной терапии на логопедических занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Представленный материал имеет практико-ориентированную направленность, поскольку приводится большое количество примеров упражнений из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_pesochnoy_terapii_v_rabote_logopeda.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Роль песочной терапии в работе логопеда.

(Из опыта работы).

Зенина Наталья Васильевна

Учитель – логопед ГБС(К)ОУ №432

   Нарушения речи у детей с ограниченными возможностями здоровья имеют сложную структуру, они разнообразны по своим проявлениям, механизмам и требуют дифференцированного подхода к их коррекции. Логопедические методики коррекции на протяжении уже многих десятилетий остаются почти неизменными. Тем интереснее осваивать новые педагогические технологии, искать инновационные формы по оказанию логопедической помощи учащимся  вспомогательной школы. Так, например, логопедические задания могут сочетаться с элементами песочной игротерапией.

   Перенос  элементов традиционных логопедических занятий в песочницу даёт большой коррекционный, воспитательный и образовательный эффект. Развиваются представления об окружающем мире, пространственная ориентация, тактильно – кинестетическая чувствительность, совершенствуется координация движений и мелкая моторика. Дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, начинают спонтанно импровизировать, передавая интонацию, темп и ритм речи логопеда. А это, в свою очередь, способствует развитию речи. В играх с песком наиболее гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции: восприятие, внимание, память, мышление. Кроме того, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с  детьми с ограниченными возможностями. Но главное, занимаясь с песком, ребенок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других. А это является базой для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

   Игры – задания с песком можно использовать как для индивидуальной

работы, так и для коррекционно - развивающих занятий с группой детей.

   Песочная терапия используется не с первого занятия. Для начала необходимо  выполнить условия организации качественной работы. Определить уместность и степень эффективности использования песочницы в работе с ребенком. Выявить противопоказания для занятий с песком (это кожные заболевания, аллергия на песок и песочную пыль, порезы на руках). Пройти специальную подготовку и, конечно, творчески подойти к проведению занятий.

    Как только ребенок сам будет стремиться к песочнице, следует  познакомить его с необходимым для таких занятий материалом. А именно: Песочница (ящик для песка) прямоугольной или овальной формы. Традиционно дно и борта окрашиваются в голубой цвет, что символизирует воду и небо. Песок чистый, просеянный, который предварительно следует промыть и прокалить в духовке. Вода, которая увлажняет песок. Вода должна быть теплой, но с каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать, чтобы одновременно происходило дополнительное закаливание ребенка. Набор игрового материала. Он может быть абсолютно разнообразным, начиная от миниатюрных фигурок на разные лексические темы (подойдут игрушки из киндер - сюрпризов),  заканчивая природным материалом в виде веточек, камней, ракушек, шишек, орехов и т.д. А так же салфетки или полотенца для рук и клеенчатые передники.    

   В начале занятий необходимо вместе с ребенком обозначить некоторые правила поведения в песочнице: Нельзя выбрасывать песок из песочницы. Нельзя бросать песок в других детей. Нельзя брать песок в рот. После занятий с песком надо помыть руки.

   Начинать работу следует с введений в логопедические занятия элементов работы с сухим песком. Когда ребенок изучил свойства сухого песка и с охотой выполняет задания с ним, пора приступать к работе с мокрым (смоченным) песком. Начинается работа с  прикосновений и заданий на поверхности песка, затем вводятся задания с погружением рук в песок. Логопед может   сначала показывать движения на песке сам, а затем ребенок повторять его движения, либо задания выполняются ребенком по инструкции (некоторые движения выполняются «рука в руке»).

Примеры упражнений:

   «Песочный дождик». Цель: регуляция мышечного напряжения,  развитие мелкой ручной моторики. Описание: ребенку предлагается пересыпать песок из своих рук в песочницу, на ладони логопеда, на свою ладонь.

   «Песочный ветер». Цель: закрепление нижнерёберного, диафрагмального дыхания. Описание: ребенку предлагается подуть на песок через трубочку. Такое упражнение можно давать только когда ребенок уже умеет управлять своим вдохом - выдохом, чтобы избежать затягивания песка.

   «Следы на песке». Цель: развитие мелкой ручной моторики, пространственной ориентации, тактильной чувствительности, воображения. Описание: ребенку предлагается кулачками, ладонями или кончиками пальцев, надавливая на песок имитировать следы животных, двигаясь в разных направлениях. Задание можно усложнить, дав установку какими именно пальцами имитировать следы.

   «Фигуры на песке». Цель: развитие пространственных представлений, зрительного внимания, изучение геометрического материала. Описание: ребенку предлагается начертить или построить на песке геометрические фигуры в определённом углу (нижний правый, верхний левый и т.д.) и назвать где и какая фигура находится.

   «Найди букву» (вариант игры «Волшебный мешочек»). Цель: развитие мелкой ручной моторики, тактильной чувствительности, фонематического слуха, автоматизация поставленного звука. Описание:  ребёнку предлагается с закрытыми глазами найти закопанные в песке  буквы (все или определённую) или игрушки в названии которых есть заданный (автоматизируемый) звук.

   «Буквы на песке». Цель: развитие фонематического слуха, мелкой моторики. Описание: ребенку предлагается из ряда произносимых логопедом звуков услышать заданный и написать соответствующую ему букву на песке.

   «Слова на песке». Цель: автоматизация поставленных звуков, развитие фонематического анализа. Описание: ребенку предлагается написать на песке и произнести слово с автоматизируемым звуком; из ряда произносимых слов, выбрать слово с автоматизируемым звуком и записать его.

   «Превращения». Цель: коррекция оптической дисграфии и дислексии, формирование буквенного гнозиса, развитие зрительного восприятия и внимания. Описание: ребёнку предлагается превратить написанную на песке букву в заданную другую. Причём буквы можно как дописывать, так и стирать ненужные элементы; узнать недописанную букву и дописать её. Можно использовать, как печатные, так и письменные буквы.  

   Опыт работы показал, что использование элементов песочной терапии на логопедических занятиях в коррекционной школе  дает положительные результаты. У детей значительно возрастает интерес к занятиям. У первоклассников более легко проходит адаптационный период к школе, напряжение и страх быстро исчезают. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние.  Возбужденные, гиперактивные дети быстро  успокаиваются. Благодаря тому, что слова и буквы на песке можно писать сначала пальчиком, а потом палочкой, развивается становление руки для письма ручкой. Песок позволяет дольше сохранять работоспособность ребёнка, что немаловажно в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным, не бояться допустить ошибку.  

    Таким образом, любую логопедическую задачу можно реализовать с помощью такой прекрасной коррекционно – развивающей среды, как песочница. Занимаясь в песке вместе с детьми, логопед пытается передать ученикам свои знания и жизненный опыт. Игры с песком обеспечивают процесс обучения чтению, письму, грамоте. Дают возможность узнать детям о многообразии окружающего мира, способствуют развитию пространственных представлений, открывают потенциальные возможности ребёнка, развивают его творчество и фантазию, что является базой для достижения максимально возможных положительных результатов в развитии школьника с ограниченными возможностями здоровья.

                         Список используемой литературы:

  1. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т. М.  Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. – Спб., 2007.
  2. Копытин А.И. Теория и практика арттерапии.- СПб., 2002.
  3. Овчар О.Н., Колягина В.Г. Формируем личность и речь дошкольника средствами арттерапии. Москва, 2004.
  4. Сакович Н.А. Игры в песок. Игры на мосту. Спб., 2006.
  5. Эль Галина Человек, играющий в песок. Динамическая песочная терапия.Спб., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ

Игры на песке  одна из форм естественной деятельности ребёнка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих, коррекционных целях. Строя фигурки из песка с использо...

Семинар для педагогов "Песочная терапия в работе с младшими школьниками и их родителями"

Сегодня одним из наиболее популярных методов психологической помощи детям является песочная терапия. Благодаря этому относительно новому методу, у ребенка развивается способность к самовыражению и тво...

Использование элементов песочной терапии в работе логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В данной презентации представлен методический материал по использованию элементов песочной терапии на логопедических занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Представленный материал и...

"Использование элементов песочной терапии в работе учителя-дефектолога"

В статье рассматривается практическое применение  элементов песочной терапии в работе учителя-дефектолога...

Песочная терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка....

«Песочная терапия в работе с обучающимися начальной школы» - практико-значимый проект

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙШКОЛЫ ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ ИХ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПО ОЦЕНКАМ ВОЗ (ДЕКАБРЬ 2013Г.) ПРИМЕРНО У 20% ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В МИРЕИМЕ...

«Использование песочной терапии в работе педагога - психолога. 

Песочная терапия — один из удивительных методов терапии, который дает ребенку  возможность восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира, прикоснутьс...