Внедрение регионального компонента в образовательно-воспитательный процесс школы-интерната VIII вида
статья по теме

В процессе изучения родного края происходит расширение социального опыта у школьников с ограниченными возможностями здоровья, формирование естественных и общественно-исторических знаний и представлений. Вследствие большой значимости для социально-личностного развития обучающихся, воспитанников краеведческий компонент включен в содержание образовательно-воспитательной работы специальной (коррекционной) школы VIII вида и является одним из приоритетных направлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regionalnyy_komponent.docx35.34 КБ

Предварительный просмотр:

 Внедрение регионального компонента

в образовательно-воспитательный процесс

школы-интерната VIII вида г.Новошахтинска

ГКОУ РО школа-интернат VIII вида г.Новошахтинска находится в живописном месте поселка Соколово-Кундрюченского,  удалена на 1750 м от 15 км транспортной магистрали «Новошахтинск - Гуково».

Поселок Соколово-Кундрюченский – центр казачества города Новошахтинска. Жителями соблюдаются казачьи обряды в быту, сохраняется местный фольклор, что создает основу для развития образовательного процесса на народных, казачьих традициях.

В нашей школе-интернате обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Большинство родителей воспитанников очень мало уделяют им внимания. Много детей из неблагополучных семей, поведение родителей которых  часто противоречит нормам морали. Противостоять этим негативным тенденциям, повлиять на часть того мира, в котором живет воспитанник, можем и должны сегодня мы – школа и педагоги. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребёнка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности, необходимые источники добра и красоты, которые всегда спасали человечество.

Большую часть времени дети находятся в школе – интернате, поэтому активное изучение и освоение историко-культурной, природной среды региона и народных традиций является основным средством формирования нравственных качеств воспитанников.

В процессе изучения родного края происходит расширение социального опыта у школьников с ограниченными возможностями здоровья, формирование естественных и общественно-исторических знаний и представлений. Вследствие большой значимости для социально-личностного развития обучающихся, воспитанников краеведческий компонент включен в содержание образовательно-воспитательной работы специальной (коррекционной) школы VIII вида и является одним из приоритетных направлений.

В целях оптимизации процесса накопления знаний о родном крае воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья  нами разработан комплекс организационно-методических мероприятий, обеспечивающих поэтапное развитие познавательного интереса воспитанников в процессе изучения материала. Были  определены этапы формирования знаний и представлений о родном крае. Задачи каждого этапа  ориентированы на формирование у воспитанников системы доступных знаний и представлений; обогащение чувственного и эмоционального опыта, развитие образов и представлений, мыслительных процессов на основе установления причинно-следственных связей, пространственных и временных отношений, развития речи, личностных качеств (наблюдательности, любознательности и др.); воспитание любви к родному краю, чувства патриотизма, бережного отношения к своей земле и ее богатствам, чувства сопричастности к происходящему в крае, желания приносить пользу своей родине и людям, живущим рядом, используя современные формы и методы внедрения регионального компонента в образовательно-воспитательный процесс.

Радикальное обновление содержания образования  требует использования адекватных этому процессу педагогических технологий. Наше внимание обращено к развивающим технологиям, обеспечивающим свободу выбора, пространство поиска. Приоритет отдается следующим технологиям:

- организация учебного процесса на деятельностной основе в отличие от традиционного обучения как излишне созерцательного, репродуктивного;

- построения учебного процесса на проблемной основе, обеспечивающей развитие и саморазвитие обучающихся;

- построения учебного процесса на личностно-смысловой основе, предполагающей использование приемов и методов эмоционально-психологических установок, включающей ценностную ориентацию и означающей пробуждение эмоций более высокого порядка – интеллектуальных и нравственных

Выбор технологии – поле творческой деятельности педагога, показатель и перспектива его профессиональности и творческого потенциала.

Актуальным для коллектива является овладение необходимым уровнем педагогической культуры, новым мышлением и формирование новой идеологической позиции. Ведь по существу, своим участием в реализации новой программы педагог осуществляет индивидуальное педагогическое проектирование – избирает и адаптирует программу, определяется в выборе наиболее целесообразных технологий, ориентируется в психологическом аспекте образовательной деятельности, организует опытную, преобразующую, исследовательскую деятельность обучающихся.

Основными средствами реализации программы школы-интерната являются:

- обеспечение усвоения обучающимися, воспитанниками обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, посредством внедрения современных форм и методов реализации регионального компонента,

- предоставление обучающимся возможности апробировать себя в разных видах деятельности: ведение домашнего быта, приусадебного хозяйства, овладение трудовыми навыками казачьих мастеровых;

- организация интеграции полученных при изучении регионального компонента ЗУН обучающимися, воспитанниками в практику современной жизни;

- создание условий для формирования у обучающихся русского донского национально-гражданского самосознания, способности к полноценной духовно-практической жизнедеятельности в современных условиях.

В системе работы школы-интерната сформированы устойчивые предпосылки для реализации идей по внедрению регионального компонента с помощью современных форм и методов:

- в структуру учебного плана школы включены разделы,  углубляющие, расширяющие знания русской, донской истории, культуры, казачьих традиций;

- образовательный процесс дополнен факультативами: «Экономический практикум», «Писатели Дона», «Домоводство на Дону»;

-  воспитательная работа  направлена на формирование личности ученика – гражданина России,  на формирование системы знаний о родном крае. Регулярно проводятся мероприятия по краеведению;

- школа-интернат имеет давние традиции, связанные с краеведческим поиском. Создан уголок казачьего быта, в котором собраны материалы, отражающие историю развития города и поселка. Воспитанники постоянно совершают экскурсии по достопримечательным местам Донского края, в музеи города Новошахтинска;

- организация трудовой подготовки в условиях школы-интерната;

- постоянное совершенствование профессионального мастерства педагогических кадров;

- обновление учебно-методической базы, внедрение новых технологий в учебно-воспитательный процесс;

- более половины педагогов школы-интерната имеют донские казачьи корни, хорошо осознают необходимость развития школы на народных традициях.

ГКОУ РО школа-интернат располагает необходимыми материально-техническими условиями, необходимыми для достижения целей и задач программы.

Имеется спортивный зал, кабинет СБО, работает компьютерный класс, столярная мастерская, оснащенная мультимедийным оборудованием, интерактивной доской.

На обширной территории школы-интерната разбит фруктовый сад, клумбы, установлены теплицы.

Работает библиотека, в читальном зале которой располагается уголок казачьего быта.

К реализации программы будут привлечены ресурсы учреждений поселка Соколово-Кундрюченского (библиотека имени М.А.Шолохова, Дом культуры поселка).

Педагоги школы-интерната осознают, что сегодня невозможно обойтись только внутренними ресурсами, собственным потенциалом, необходим выход за пределы собственного образовательного пространства.

Считаем, что ресурсом развития учреждения является участие в конкурсах различного уровня: муниципального, регионального, федерального, международного - в целях развития потребности каждого участника образовательного процесса в личностном росте, в создании ситуации успеха.

Проанализировав особенности социально-педагогической ситуации, осмысливая реальное положение дел, образовательных проблем, возникающих в изменяющихся социально-экономических условиях, мы пришли к выводу, что  внедрение регионального компонента с помощью современных форм и методов,  основанных на национальных традициях, формирующих, хранящих национальную культуру, актуально для воспитанников школы-интерната.

Идею внедрения регионального компонента в образовательно-воспитательный процесс школы-интерната коллектив воспринимает как ориентацию на духовное саморазвитие и самосовершенствование личности, рост национального самосознания как идентификацию личности со своей страной, Донским краем, своим народом, его прошлым, настоящим и будущим.

Путешествуя  по  родному краю,   изучая памятники истории и культуры,  объекты природы,  беседуя с участниками и очевидцами  изучаемых  событий,  знакомясь с документальными,   изобразительными объектами наследия края, участвуя в  экологических мероприятиях, обучающиеся получают более конкретные и образные представления по истории,  культуре и природе своего  поселка и города,  учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические процессы,  происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.

Таким  образом,  конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса истории, литературы,  реализуется региональный компонент образовательных стандартов, то есть изучается история Донского края.

Мы считаем, что программа «Кундрючане» поможет воспитанникам проявить себя, обрести уверенность в своих силах, получить знания о родном крае, приобрести практические навыки. Реализация программы позволит решить вопросы, связанные с краеведением, изучением малой родины, фольклором, формированием национального мышления в процессе учебной и внеклассной деятельности. Программа позволит создать среду, приближенную к образовательному процессу, включающую обучающихся в систему ценностных отношений своих предков и их малой родины.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт введения регионального компонента в образовательный процесс ДШИ п.Черноморского

Понятие  «Кубановедение» -  сталь  приоритетной  национальной  идеей  образования  детей  и  молодежи.  Музыкальный  фольклор ...

Тренинг на сплочени коллектива для учащихся 5-6 классов школы-интерната №6 VIII вида

В данном тренинге, представлены игры, в процессе которых происходит процесс сплочения детского коллектива....

Конспект открытого урока по истории России в Специальной (коррекционной) школы - интернат №9 VIII вида.

Конспект открытого урока по истории России в 8 классе на тему "Полтавская битва"...

Тема по самообразованию: «Воспитание самостоятельности у учащихся в процессе профессионально–трудового обучения (на материале швейного дела) в ГКОУ «Специальной (Коррекционной) школы - интернат №14, 8 вида с. Константиновского.» Учитель швейного дела –

Введение.Основной задачей коррекционной школы является подготовка детей с отклонениями в развитии к трудовой деятельности. Выяснение причин слабой подготовки учащихся к практической деятельности...

Организация работы с подопечной и неблагополучной семьей в школе интернате 8 VIII вида № 102

Несмотря на позитивность принимаемых в последние годы мер, проблемы семейного неблагополучия остаются крайне острыми.Семейное неблагополучие-комплексная социальная проблема, которая заключается в нару...

Внедрение регионального компонента на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Сохранение и возрождение народных традиций, национальной самобытности разных народов, проживающих на территории России – актуальная проблема воспитания духовно богатой личности. В данной статье рассма...

Внедрение регионального компонента в учебный процесс

механизм внедрения регионального компонента в образовательный процесс...