"Добрый след в твоей жизни"
методическая разработка (7 класс) по теме

Гусева Надежда Романовна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dobryy_sled.docx25.67 КБ
Файл mozhno_i_nelzya_realnoy_zhizni.docx30.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная  (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Тема «Добрый след в твоей жизни»

Составила и провела: воспитатель Гусева Н.Р.

Форма проведения: откровенный разговор

Цель:  формировать представление детей о национальных  особенностях  северного края.  Развивать интересы и склонности в выборе профессии. Воспитывать уважение к людям труда. 

Методические  приёмы:

  1. Педагог. В жизни каждого человека наступает момент выбора своего жизненного пути.

 Послушайте  заповедь старого мудреца.

«Человек рождается, чтобы оставить след. Добрый его след, как звёздный путь. Добрый свет – товарищ  в пути. Сделаешь плохо – доброго не увидишь. Со злом придёшь – сам его испытаешь. Со злом не торопись, с добром спеши. Пожелай людям хорошего – они пожелают тебе добра. Не тревожься, что тяжело: станешь поднимать – поднимешь. Ноги  для того, чтобы идти. Голова -  чтобы видеть будущее. Пусть будет светлой твоя голова!».

Подумайте и ответьте, почему так говорят:

  • Человек рождается, чтобы оставить добрый след в жизни.
  • Добрый свет – товарищ  в пути.
  • Не тревожься, что тяжело: станешь поднимать – поднимешь.
  • Голова -  чтобы видеть будущее.  

Эти  заповеди говорят о том, что для каждого человека важно делать добро, необходимо научиться чему-нибудь полезному – делу, чтобы приносить пользу обществу,  оказывать помощь нуждающимся, быть добросердечным, уметь почувствовать щедрую душу и злой умысел, отличить  добрые намерения от предательства.

  1. Педагог. Уже с четвёртого класса учителя трудового обучения  знакомят девочек со швейным делом, вязанием, плетением простейших узоров бисером. Мальчиков же обучают  столярному и слесарному делу. В настоящее время все вы уже достигли каких-то результатов.  В  этом можно убедиться,  посетив выставки детского прикладного творчества, которые проходят в конце учебного года. А вот уже в старших классах ваша деятельность становится более трудоёмкой и ответственней, к ней предъявляются уже другие требования.  

Подумайте и ответьте.

Какими качествами должен обладать человек, чтобы в дальнейшем добиться успехов в познании окружающей действительности и овладении будущей профессией?  

Ответы детей: трудолюбие, терпение, настойчивость, внимание, уважение, умение прощать, наблюдательность, аккуратность, исполнительность, целеустремлённость, доброта, щедрость души  и  т. п.

Можно ли эти человеческие качества назвать «попутчиками жизни?».  

Можно ли развить эти качества в себе? Что тебе мешает измениться?

Ответы детей.

  1. Педагог. Все вы знаете, о том, что уже который год в нашей школе действует программа «Рыбалка», в которой участвуют старшеклассники, в основном мальчики, обладающие хорошими физическими данными. Бригада ребят занимается ловлей рыбы в осенне-зимний период, под руководством учителей – трудовиков. Главное в работе взрослых – не только преподать основы  общих знаний, но и обучить детей необходимым трудовым навыкам для социальной адаптации своих выпускников в реалиях жизни на севере. Ведь жить у великой реки Обь и не уметь добывать рыбу нельзя. После инструктажа по правилам  безопасности и охране труда, юноши с учителями выезжают на промысел.  И дальше всё происходит как на настоящей рыбалке с отцами и старшими братьями: настоящий рыболовецкий стан, место для костра, для просушки сетей и одежды. Место для хранения рыбы, заготовка дров и  питьевой воды, протапливание печи в избушке и поддержание порядка в ней. Приготовлением пищи ребята занимаются самостоятельно и сами же приводят в порядок промысловый инвентарь. Разумеется под присмотром опытных наставников. Обучение рыбопромысловому делу в школе полезное дело, особенно если учесть, что в Шурышкарском районе несколько рыбодобывающих предприятий, где всегда ценились и ценятся трудолюбивые руки.
  2. Продолжите пословицы и поговорки:

Маленькая рыбка лучше большого … (таракана).

И у дохлой щуки живые … (зубы).

Где щуки нет, там … (карась хозяин).

Ищи леща у хвоща, ерша – у … (камня).

Всякая килька лезет в … (селёдки).

  1. Педагог. Следует напомнить вам  о том, какие были школьные поля, где мы выращивали картофель, а затем несколько месяцев она нас выручала.  В последние годы,  на нашем школьном подворье, на открытых  грядках   стали выращивать всякую зелёную мелочь: укроп, петрушку, салат, лук, петрушка, свёкла, перец, капуста, морковь, репка и редиску.  Бригада  учеников, в которую вошли и вы, с педагогами трудового воспитания, установили томатно -  огуречную  теплицу. Подготовили грунт, вскопали его. Девочки под руководством учителей и воспитателей готовили рассаду для высаживания её в теплице. Много пришлось потрудиться, чтобы вырос хороший урожай.  И дальше, осенью вы ели витаминные овощи в неограниченном количестве, некоторый урожай  переработали на зиму.   И всё это сделали вы, своими собственными руками. С уверенностью можно сказать о том, что вы оставили добрый след в жизни. Но и конечно, нужно с благодарностью низко поклониться   нашей северной  щедрой и урожайной земле.
  2.  Дидактическая игра «Проверь себя». Попробуй составить мини – программу самовоспитания для подготовки к самостоятельной жизни.
  • Какими качествами ты должен обладать, чтобы достичь результатов?
  • Каких успехов ты хочешь достигнуть в своей жизни?
  • Как ты объяснишь пословицу «Жизнь дана на добрые дела».
  • Какие качества ты должен в себе развить?
  • В чём важность твоей будущей профессии?
  1. Итог откровенного разговора.

Как бы жизнь не летела –

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело –

Тем живём на земле.

Литература.

  1. Педагогическое творчество. №5/08 г.
  2. Начальная школа. 2010 г. №4.
  3. Газета «Северная панорама» 2012 г. №42.
  4. Газета «Северная панорама» 2013 г. №23.
  5. Газета «Полярный круг» 2008 г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная  (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Тема: «Можно» и «нельзя» реальной жизни.

Составила и провела: воспитатель Гусева Н.Р.

Форма проведения: мозговой штурм.

Цель: Тренировать учащихся в аргументации, развивать  умение справедливо оценивать события, происходящие в реальном мире.

Приобщать  к социальному миру взаимоотношений.

Способствовать развитию коммуникативной культуры учащихся.

Задача:

Развивать умение работать в команде, обобщая свои знания, делать выводы, пользуясь различными источниками информации, анализировать их.

На основе простых ситуаций и некоторых гражданских правонарушений учащиеся должны учиться определять своё отношение к ним, определять свою позицию и в соответствии с этим обоснованно аргументировать.

Предварительная работа.

Чтение художественных произведений, статей из периодической печати и обсуждение прочитанной информации (рассказы, притчи, легенды, стихи, в которых описываются различные жизненные ситуации). 
Подбор пословиц и поговорок.

Занятия с психологом, направленных на сплочение детского коллектива .

Проведение теста по выявлению уровня личностного коммуникативного контроля.

Тест  по выявлению уровня личностного коммуникативного контроля.

Инструкция. Ответ «да», если вы согласны, или «нет», если не согласны со следующими утверждениями:

  1. Мне  трудно  подражать другим людям.
  2. Чтобы привлечь к себе внимание, я способен на глупый поступок.
  3. Я умею быть разным в глазах других людей.
  4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.
  5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
  6. В различных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя по-разному.
  7. Я могу отстаивать только то, в чём искренне убеждён.
  8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают увидеть.
  9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которые мне не очень нравятся.
  10. Я всегда такой, каким кажусь.

Обработка и интерпретация результатов.

Начислите себе по одному баллу за ответ «нет» на вопросы 1, 5 и 7  и за ответ «да» на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Если вы отвечали искренне, то о вас можно сказать следующее:

0–3балла – у вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и вы не считаете нужным его изменять в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают вас «неудобным» в общении по причине вашей прямолинейности.

4-6 баллов – у вас  средний коммуникативный контроль. Вы искренни, но сдержаны в своих эмоциональных проявлениях. Вам следует больше считаться при выборе своего поведения с позицией окружающих людей.

7-10 баллов -  у вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменения в ситуации и даже в состоянии предугадывать впечатление, производимое вами на окружающих.  

Итоги озвучить сразу после тестирования.

Процедура выполнения занятия

1. Организационный момент. (1 мин.) Диалог между учениками.

– Поговорим? 
– О чем? 
– О разном и о прочем. 
– О том, что хорошо. 
– И хорошо не очень. 
– Поговорим? 
– Поговорим. Вдруг будет интересно.

2. Психогимнастика.   (5 мин.)  Для создания психологического настроя в начале занятия ученикам предлагается упражнение  «Один равен одному».

Цель: данная игра позволит создать атмосферу открытости и доверия, эмоциональной свободы, сплочённости – снимет коммуникативные и психологические барьеры, подчеркнув общность каждого со всеми, подымет настроение, активизирует внимание и мышление, создаст положительный настрой на дальнейшую работу.

Техника проведения: Для  того, чтобы получше узнать друг о друге,педагог  предлагает участникам игру, которая называется «1=1». Все мы сейчас с вами равны, каждый из вас имеет своё место, свой стул. Но сейчас я встану, уберу свой стул и окажусь в неравном положении. Безусловно, мне захочется тоже занять с вами равное положение, т. е. обрести стул. Для этого я буду предлагать поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Например, я скажу «Поменяйтесь местами те, у кого есть сёстры» или «…у кого весёлое настроение», или «…кто любит шоколад». И все, кто отвечает данному признаку, должны будут пересесть, поменяться местами. Я же в это время постараюсь занять одно из освободившихся мест. Тот же, кто останется без места, поведёт игру. Эта игра поможет как можно больше узнать друг о друге.

Педагог.  Улыбнуться соседу слева, соседу справа, пожать друг другу руки.

3. Актуализация знаний. Постановка проблемы (1 мин.) 

« В пути вы узнаете не только то, что делать, но и то, чего не делать»

П. Чистхольм, английский психолог.

Педагог.  Как вы понимаете это изречение?  Важно ли для вас умение справедливо оценивать события, происходящие в реальной жизни? Можно ли научиться бесконфликтному общению? Можно научиться честно и тактично  высказывать своё мнение? Почему дружбу называют школой самовоспитания?  Открывается тема занятия: «Можно» и «нельзя» реальной жизни».

4. Обсуждение основных вопросов занятия. (9–10 мин.)

Учащимся предлагается обсудить список житейских ситуаций  гражданских правонарушений,  которые происходят повседневно и которые можно или нельзя признать уважительными. Определить те ситуации, которые нуждаются в положительном отзыве, а также требующие одобрения или общественного порицания.  

  1. Почему говорят «школьные годы, чудесные».
  2. Нужно ли быть честным?
  3. Обида на взрослого. Решение проблемы.
  4. Потеря книги из библиотеки.
  5. Оскорбление человека
  6. Кража сотового телефона из чужой куртки.
  7. Очевидец несчастного случая  (на улице, на дискотеке, в магазине). Как поступить?
  8. Как вы относитесь к телевизионной рекламе и рекламе вообще?
  9. Можно ли по внешнему виду определить, что это хороший человек и ему можно доверять?
  10. На какие темы можно говорить с незнакомыми людьми?
  11. Можно ли  испортить впечатление (мнение) о себе? Как и чем?
  12. Вызовет ли окрик в спину в вас негативную реакцию? Объясните.

Учащиеся усаживаются в круг и по одному высказывают мнение по одному из приведённых ситуаций. Если ребята  согласны с автором аргументов, они поднимают жёлтую карточку, если не согласны, то поднимают красную карточку и объясняют свою позицию, приводят свои аргументы.  Постепенно распределяют ответы на «можно» и «нельзя» реальной жизни.

5. Педагог.  Каждый человек стремится к общению с другими людьми. С детства вы усваиваете набор житейских правил, соблюдение которых обеспечит в будущем “роскошь общения”. Что значит это выражение? А существуют ли секреты этих правил?  Несомненно, прежде всего, необходимо осознать свои личные особенности и возможности. Это по силам каждому. Понаблюдайте за собой. Не исключены некоторые личные открытия, но ведь трезвый взгляд полезнее “розовых очков”.

Чему учат эти пословицы? Подумайте и определите, какие из них можно взять в свою жизнь. Распределите  части пословицы на «можно» и «нельзя».

Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

Добрая слава лежит, а худая бежит.

За своё вступайся, за чужое не хватайся.

Труд кормит, а лень портит.

Добрый сын отцу радость, а худой – печаль.

6. Педагог.   Совместно с детьми выработать житейские правила событий, происходящих в реальной жизни:  

  1. Будь всегда честен по отношению к себе и другим людям.
  2. Быть дружелюбным и  справедливым  лучше, чем злым и раздражительным.
  3. Поступать с людьми так, как хотели бы, чтобы обращались с вами.
  4. Учиться культурному времяпровождению.
  5. Уметь тактично  высказывать своё мнение.
  6. Развивай умение слушать и слышать  себя и другого человека.
  7. Оказывать поддержку  всем, кто нуждается в твоей помощи, независимо от возраста.
  8. Соблюдай сам эти правила и требуй соблюдения этих правил от других.

  1. Итог мозгового штурма. Невербальный контакт. Задача: передать сообщение партнеру невербальными средствами – «Я бы хотел с тобой еще раз встретиться», «Не сердись на меня», «Ты самый лучший мой товарищ». Каждый выбирает себе партнера произвольно.

Педагог также передаёт сообщение детям «Спасибо за общение».

Материалы для выполнения упражнения.

  • Список ситуаций.
  • Карточки с пословицами  и поговорками.
  • Сигнальные карточки красного и жёлтого цвета.

Литература.

  1. Н. И.  Дереклеева. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе. М. «5 за знания». 2005.
  2. А. Н. Афанасьев. Пословицы и поговорки. М. 1996.
  3. Методическое пособие «Обучение через общение».2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Твоя жизнь – твой выбор»

Название: «Твоя жизнь – твой выбор» (Родительский всеобуч по профилактике употребления психоактивных веществ детьми и подростками)...

Классный час на тему "Твоя жизнь в твоих руках!"

Классный час о здоровом образе жизни в форме защиты презентаций, выполненных учащимися группы....

Интегрированное занятие "Твоя жизнь. Твои возможности. Твой выбор"

Занятие рассчитано на учащихся 8-11 классов. Его лучше проводить с небольшой группой детей, чтобы у каждого ребенка была возможность активно включиться в работу и обсуждения....

Модуль "Твоя жизнь - твой выбор"

Предлагаемый модуль включает комплекс материалов для занятий, направленных на приобретение воспитанниками знаний, умений и навыков реализации здорового образа жизни и предупреждения употребления нарко...

Просветительская образовательная программа по профилактике асоциальных явлений в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Твоя жизнь в твоих руках»

Данная программа предназначена для профилактики асоциальных явлений в детской и подростковой среде, а также сопутствующих «факторов риска»: употребления ПАВ, противоправного поведения, нар...

Комплексная психолого-педагогическая программа первичной профилактики немедицинского потребления наркотиков «Твоя жизнь – твой выбор»

Создание системы информационно - пропагандистской работы с обучающимися  по формированию здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения детей и подростков...