РОЛЬ УРОКОВ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
статья по теме

Уланова Галина Михайловна

      Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогают подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам профессионально-трудового обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ УРОКОВ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

      Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогают подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам профессионально-трудового обучения.

    Практика показывает, что для учителя задача развития творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.

   Творческий процесс- это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.

    В ходе своей педагогической деятельности  на уроках профессионально-трудового обучения мы столкнулись с проблемами: 

• отсутствует внутренняя мотивация к деятельности или ученик работает по шаблону (выполняет задания ради оценки, нет стремления к самопознанию, самосовершенствованию); 

• ребенок не может применить теорию на практике; 

• испытывает страх перед практической деятельностью. 

    Почему ребенок приходит в школу и уже через неделю он не хочет в нее идти, ему не интересно? Как сохранить в ребенке  его творческое начало, как помочь ему стать творческой личностью, как помочь ему справляться со своими проблемами? Работа над развитием творческих способностей личности – актуальная проблема на сегодняшний момент.

    В результате наблюдений зачастую приходится делать вывод:

* Оригинальность  создаваемых образов не наблюдается.  В большинстве же дети создают однотипные образы, малооригинальные или неоригинальные.

* Гибкость мышления не развита.  Большинство детей не способны к выделению существенных признаков из множества случайных, не способны быстро перестраиваться с одной идеи на другую, не могут комбинировать и варьировать, предлагают лишь одно – два решения проблемы.

* В течение урока отмечается нестабильность интереса к процессу и результату деятельности, т. е. происходит постоянный спад и рост интереса.

* Дети, которые аккуратно и качественно выполняют задание, а также у которых эмоциональный положительный настрой сохраняется на протяжении всего урока, более расположены к творчеству.

            Учитывая всё это, наша работа с детьми направлена на творческий поиск новых методов и приемов активизации учебной и внеучебной деятельности, стремление расширить кругозор, развивать практические навыки.

    Продолжая учить, надо создавать возможности для творчества, иначе и освоение не будет надёжным и процесс будет формальным,  скучным, а полученные навязанные знания будут легко забываться, выветриваться, не закрепленные повседневными  целеустремленными упражнениями.

Надо, чтобы дети всегда хотели учиться, чтобы у них было постоянное желание к познанию.

    На уроках мы уделяем большое значение приобретению знаний и умений. Здесь они осваивают приемы вышивания, шитья, отделочных работ, сезонных работ по сельскохозяйственному труду, помогающие достигать ожидаемых результатов.        Овладение мастерством по профилям трудового обучения предполагает развитие фантазии и творческих способностей, приобретение технических знаний и умений. При этом у учащихся развивается особое чувство материала, его декоративно – прикладных особенностей, которое является одним из критериев развитого художественного вкуса и мастерства.

            Существуют различные пути для развития творчества: это может быть коллективное создание работы, учащиеся высказывают свои идеи, каждый старается предложить свой вариант.  С другой стороны это может быть серия уроков: на первых уроках – это творчество учителя, т. е. я учу что и как делать по принципу «делай как я»; на втором уроке может быть выполнена та же работа, но с изменениями, учащиеся проявляют свою самодеятельность.

            Путь развития творческих способностей мы выбираем индивидуально для каждого класса и обучающегося, здесь можно варьировать способы  развития  творческих способностей, комбинировать их.  На уроках  создаем проблемные ситуации, в которых учащиеся учатся использовать ранее полученные знания в новой ситуации, учатся быстро находить решения и предлагать несколько вариантов.          

На основе этого можно сформулировать основную цель развития творческих способностей учащихся:

  • Приобщить учащихся к творческой работе;
  • Прививать интерес к творчеству, поиску;
  • Развивать навыки созидания, самореализации.

   Особое место в развитии творческих способностей принадлежит элементам исследовательской  работы, которым присущи элементы творчества, новизны, которые применяет на уроках сельскохозяйственного труда Козлова Л.В.

  Исследовательский метод  - это не только средство открытия новых знаний, но и условие формирования функционально грамотной личности, способной решать проблемы в различных жизненных ситуациях, т.е. умеющей ставить цель, составлять план её достижения, осуществлять поиск  решения, обобщать  результаты своей деятельности.

       И задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить условия, при которых ученики  не только запоминали, но и самостоятельно получали знания в ходе таких видов деятельности, как:

- лабораторные и практические работы;

- изучение  объектов;

- исследование гербарного материала;

- закладка опыта и наблюдение.

Цель исследовательского метода:

развивать у учащихся познавательную самостоятельность, умение применять знания, использовать их самостоятельно в жизни.

Положительные стороны:

  • позволяет реализовать творческие и исследовательские задатки
  • повышает мотивацию изучения предмета
  • развивает умения решать задачи в различных жизненных ситуациях
  • улучшает качество знаний
  • каждый ученик может ощутить успех

Особенности применения исследовательского метода в коррекционной школе

- исследования проводятся по инструктивным карточкам;

- исследование сопровождается словесной   инструкцией

- под руководством учителя;

- при исследованиях нужно дать возможность каждому ребенку побыть в роли экспериментатора, ощутить радость открытия;

- после исследования  необходимо сделать вывод и закрепить изученное.

В результате применения на уроках трудового обучения элементов исследовательского метода, повышается у детей интерес к предмету, появляется  умение самостоятельно получать новую информацию, формируется потребность в преодолении трудностей, развиваются творческие способности.

   Сорокина Л.П. на своих уроках использует метод создания проблемных ситуаций, как  один из активных методов формирования учебно-познавательной компетенции на уроке с\х труда.  Суть метода сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию.

Задача учителя - помочь любому учащемуся раскрыться, почувствовать себя преуспевающим при выполнении заданий. Создание проблемных ситуаций,  с учётом особенностей учащихся, благотворно влияет на формирование их познавательных творческих способностей. В такой атмосфере учащиеся не ощущают себя объектом, а являются полноправными субъектами познавательной  творческой деятельности.

   На уроках швейного дела особое внимание на занятиях уделяется групповым проектам. В творческих коллективах складываются отношения дружбы, взаимных симпатий, где учащиеся ориентируются на продуктивные формы общения и сотворчества. На данных уроках учащиеся выполняют различные типы проектов, чаще всего это практико-направленные и творческие проекты.

    Для закрепления знаний, умений и навыков создаются мини-проекты. С введением таких видов проектов у учащихся появляется дополнительный шанс исследовать, придумывать, по-новому решать проблему, создавать изделие, использовать его и оценивать в реальных условиях. Интерес к проектам зависит от степени самостоятельности.

    Метод проектов помогает учащимся приобретать разнообразные знания и навыки по предмету. Также использование компьютера как на уроке, так и во внеурочное время позволяет сократить время на разработку эскиза, развивает художественный вкус, формирует навыки компьютерной грамотности. Содержательные презентации позволяют обеспечить наглядность при изучении нового материала. Поэтому, использование компьютера в образовательном процессе, безусловно, важно, т.к. позволяет учащимся решать и творческие задачи. Учащиеся выполняют защиту творческих проектов с использованием компьютерных презентаций.

     На уроках по штукатурно-малярному делу проходят лабораторные мини- работы по изучению свойств отделочных  материалов. Организация лабораторных работ учащихся  включает в себя следующие приемы: а) постановка цели лабораторных  заданий, б) определение порядка работы, в) подведение итогов работы. При проведении лабораторных работ  обучающиеся могут пользоваться учебниками и другими учебными пособиями, а также консультироваться с учителем.    В целях развития творческих способностей учащихся при усвоении ими учебных знаний на уроках штукатурно-малярного дела весьма эффективно использование приема сравнения и выбора, позволяющего устанавливать признаки сходства и различия между объектами, материалами, трудовыми операциями, с последующим выбором необходимых материалов и способов действий. Обучающиеся сравнивают виды красок, виды штукатурки, виды обоев. После сравнения выбирают необходимые материалы, объясняют свой выбор.

   

    Таким образом, результатом работы по развитию творческих способностей на уроках трудового обучения является:

> Легче решается проблема мотивации, дети сами проявляют желание творить.

> Творческие работы привлекают внимание детей, которые не блещут знаниями по другим  предметам, здесь они открываются с положительной стороны.

> При систематическом использовании творческих методов обучения у детей вырабатывается личностный подход к получению индивидуального результата, умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения. Дети становятся коммуникабельными.

> Открываются большие возможности для совместного творчества учителя и ученика. При этом ведущим становится  понятие сотрудничества, сотворчества, а дети становятся полноправными участниками  образовательного процесса.

    В своей дальнейшей педагогической деятельности мы будем продолжать работу над развитием творческих способностей детей, искать новые пути и методы работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения.

Представлен опыт работы педагога по развитию творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения...

статья"Роль игровых технологий в развитии творческих способностей обучающихся."

В статье показана роль игровой деятельности для развития творческих способностей обучающихся...

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей обучающихся с ОВЗ на уроках поварского дела и подготовка к самостоятельной жизни»

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.  Если учитель имеет только любовь к ученикам,  как отец, мать он будет лучше тогоучителя, который прочел все книги, но не и...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) НА УРОКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Статья на тему "Развитие творческих способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках профессионально - трудового обучения"...

Методическая разработка открытого урока тема: «Педагогическая поддержка обучения и развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ через активную музыкально-творческую деятельность на уроке вокала»

Создавшаяся критическая ситуация выдвигает в числе первоочередных задач образовательной политики России: развитие инклюзивного образования в стране. Ключевым принципом инклюзивного обучения является с...

Игра на уроках математики, как средство развития творческих способностей обучающихся

     Виды игр для детей очень разнообразны. Есть такие игры, которые предназна-чены специально для развития умственных способностей школьников, совершенс-твования и тренировки их...