Воспитательское занятие "Добро и зло в человеке"
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Родионова Марина Вячеславовна

Данное занятие способствует формированию у детей с нарушением интеллекта основ личностной самооценки, обощить свои знания о добрых и злых качествах человека, воспитывать желание совершать добрые поступки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobro_i_zlo.docx28.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат г.Котовска

Воспитательское занятие

«Добро и зло в человеке»

для воспитанников 5 класса VIII вида

                                                             Составил: Родионова М.В.

                                                                                воспитатель

Цель: формирование личностной самооценки воспитанников

Задачи:

 - обобщить знания детей о добрых и злых качествах человека,

- показать преимущество добрых дел для человека,

-  воспитывать желание совершать добро,

-  корригировать мышление, развивать речь.

Оборудование:

- 2 листа бумаги : белый и чёрный,

- надписи с добрыми и злыми качествами человека,

- бумажные белые куклы: мальчики и девочки,

- краски, вода, кисточки с подставками, клеенки на столы, салфетки,

- магнитофон.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Педагог:

-  Добрый день взрослые и дети!

- Я хочу, чтобы каждый из вас сейчас поздоровался  друг с другом.

                                       (Дети здороваются)

Упражнение “Добрый день “

(Дети здороваются)

Педагог:

- Какое волшебное слово вы сейчас произнесли?

                 («Добрый день»)

- Добрый  значит  добро.

- Назовите противоположное по значению слово слову «добро»?

                     (Зло)

2. Основная часть:

    -  Сегодня мы поговорим о том, как это два  разных таких состояния умещаются в одном человеке.

Наше занятие так и называется Добро и зло в человеке.

 Педагог:

- Вы любите сказки?

- Назовите  любую сказку.

- Какие силы всегда вступают в борьбу в сказке?

             (Добрые и злые )

- Вспомните сказку  «Золушка».

- Какие добрые герои присутствуют в этой сказке?

                  (король, принц, Золушка)

- Почему мы их считаем добрыми?

        (они помогают слабым, беззащитным, любят животных, никогда не унывают).

- Вспомните, какие краски использует художник для изображения добрых героев?

         (светлые, яркие)   К доске прикрепляется белый лист бумаги.

- А каких злых героев этой сказки вы знаете?

                    ( мачеха, сестра)

-  Почему мы их считаем злыми?

           (Приносят всем горе, ни когда не любят, поступают так, как им захочется)

- А какими красками изображены злые герои?

      (тёмными) Прикрепляется чёрный лист бумаги.

- Кто может  продолжить такую поговорку  «Сказка ложь, да в ней намёк,…

           (добрым молодцам урок»)?

- Что означают эти слова?

    (В сказке всегда есть доля правды, т. е. сказка учит детей – добрых молодцев – добру, добрым поступкам и показывает, что каким бы коварным, жестоким не было зло, добро его всегда победит.)

- А как добро борется со злом?

- Вот мы сейчас с вами и попробуем сочить сказку – быль о добре и зле.

Педагог:

-Жили-были муж и жена. В одно прекрасное время на свет у них появился ребёнок .

-Посмотрите, я изобразила его всего беленьким, чистеньким. (Показывается бумажная кукла белого цвета).

- Как вы думаете, почему?

- Потому что при рождении в каждом человеке и в Лене, и в Гале, и …во мне заложено добро, чистота, свет.

- А какие качества человека можно отнести к добру?

 - Быть добрым  это,  значит быть, каким?

Упражнение «Добрые качества»

     Дети называют добрые качества (любовь, помощь, дружба, вежливость, заботливость, терпение, прощение, милосердие, нежность, правдивость, скромность, трудолюбие, ум) написанные на полосках бумаги и помещают на белый лист ватмана. Слова написаны теплыми красками.

     

      Педагог:

- Эти слова такие теплые, разноцветные что не только глаз радуют, но и душу греют.

- И так, на чем мы остановились в своей сказке?

- Что же происходит дальше?

- А дальше человек растет и потихонечку белый цвет начинает превращаться в серый, а затем и вовсе чернеет.

- Почему?

- А потому, что наш маленький человечек начинает творить зло.

- Но какое зло может сотворить ребенок?

Упражнение «Злые качества»

      Дети называют злые качества (жестокость, грубость, лень, зависть, ложь, хвастовство, жадность, враждебность, сквернословие, непослушание, ненависть) и прикрепляют листочки к черному полотну ватмана.

Педагог:

     - Сколько же много плохих, злых качеств существует на свете!

- Посмотрите, совершая плохие поступки, человек меняется: зло, темнота, чернота начинает овладевать им. Чем больше зла сотворил, тем больше почернел.

- Что происходит внутри человека?

- Начинается борьба. Ведь черные силы ворвались туда, где их вообще не должно быть – в человеке – в самом разумном существе на Земле.

- Что победит добро или зло?  От этого зависит судьба и жизнь человека.

- Если победит в человеке добро, то вы будете здоровыми, веселыми, красивыми.

- А если победит зло?

- То все вы почернеете внутри, заболеете и, даже, от злости человек может умереть.

- А как выглядит злой человек?

(Он некрасивый, угрюмый, одинокий).

  1. Динамическая пауза

Педагог:

- Говоря о злых качествах человека, я почувствовала усталость, и на душе стало тяжко.

а) Давайте стряхнем с себя все злые качества. Кистями рук стряхиваем с головы, с плеч, с туловища, с ног.

б) Упражнение «Куда уходит зло»

- Ходим по классу и руками сгоняем зло на середину класса. Потопаем на зло, чтобы оно нас испугалось и поднялось вверх. Дум, чтобы оно улетело в открытую дверь.

в) Упражнение «Две сороконожки»

- Давайте себя обнимем, сцепим руки и не дадим прорваться злу к нам:

Две сороконожки бежали по дорожке.

Все бежали и бежали,

Все друг дружку догоняли.

Так друг дружечку догнали,

Так друг дружечку обняли,

Что едва мы их разняли.

г) Упражнение «Смешные человечки»

Бежали мимо речки

                             смешные человечки.

Прыгали – скакали,

                             солнышко встречали.

Забрались на мостик

                             и забили гвоздик.

Потом – бултых в речку.

                              Где же человечки?

Педагог:

- В каждом человеке живет добро и зло. Что победит?

- Добро – если совершать только добрые поступки. Но совершать их легче с друзьями. Друзья – это вы.

- А какие вы?

- В вас тоже есть добро и зло. А вот сколько его, каждый из вас решит это сам.

Упражнение «Изобрази свое добро и зло»

     У детей на партах лежат краски, кисточки с подставками, клеенки, стаканчики с водой, салфетки. Детям раздаются бумажные фигурки человечков белого цвета.

- Представьте, что эти бумажные человечки – это вы.

- Посмотри, ты весь белый – значит добрый. Таким ты родился. Но посмотрите на темные (плохие) качества человека, расположенные на доске. Если к вам относятся какие - нибудь из этих качеств, то у вас поселилась внутри чернота.

- Вот и раскрасьте черным столько, на сколько вы считаете, в вас есть зло.

Работа детей с черной краской (звучит спокойная музыка)

         Педагог:

- Вы работаете, а я скажу по - секрету: 1 шаг к добру можно сделать сейчас: сказать мне на ушко о том, что вы чаще всего делаете плохо. Тем самым вы частично изгоните из себя это зло.

- У всех получились человечки черно-белого цвета.

- А что необходимо сделать, чтобы опять стать беленьким, нести людям радость и свет.

(Необходимо делать добро)

- А что именно?

(Работа с добрыми качествами)

- А легко ли одолеть зло и сколько для этого необходимо усилий, вы мне ответите, когда попробуете закрасить черное белым.

Работа с белой краской (дети пытаются закрасить черную краску белой)

         Педагог:

- Сколько понадобилось вам белой краски?

- В 2-3 раза больше, чем черной краски.

 - Запомните! Чтобы загладить один плохой поступок, необходимо совершить добра в 2-3 раза больше.

- Добро – есть жизнь, т.е. мы живем тогда, когда творим добро.

- А мы с вами живем, значит,   каждый из вас творит хоть маленькое, но добро.

Упражнение «Добро, которое есть в каждом из вас»

Задание: подойти к однокласснику, взять за руку и сказать хорошее о нем.

Все дети становятся у доски.

         Педагог:

- Но чтобы одолеть зло, необходимо стать еще лучше.

Упражнение «Я хочу стать…»

         Педагог:

- Начните со слов «Я хочу стать … добрее»…..

  1. Заключительная часть.

 Педагог:

- Мы с вами выбираем дорогу добра. Так нам советует поступать и народная мудрость в пословицах и поговорках.

Дети рассказывают пословицы и поговорки:

- Худо тому, кто добра не делает никому.

- За добро добром плати.

- Что посеешь, то и пожнешь.

- Доброе слово лечит, злое калечит.

- За доброго человека сто рук.

- Доброе слово питает и разум и тело.

- Добрый человек в добре живет век.

- Добро помни, а зло забывай.

- Злой не верит, что есть добрый.

Дети читают стихотворения:

Когда по склонам вечной суеты

Бежать от неудач устанешь люто.

Направь шаги тропою Доброты

И радость помоги найти кому-то.

Как бы жизнь не летела -

Дней своих не жалей.

 Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело –

Тем живем на земле.

       

  Педагог:

- И так, в путь, дорогою Добра.

Звучит песня «Дорогою Добра»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательский час на тему: «Что такое труд? Зачем человек должен трудиться?»

Цели воспитательского часа:            1.Привить уважение и любовь к труду и людям труда.           2.Показать необ...

Воспитательское занятие "Совесть - внутренний судья человека".

Цель: помочь учащимся в осмыслении важнейшего нравственного понятия – совесть.Воспитательная задача: воспитание этических норм поведения.Коррекционная задача: коррекция речи во время ответов.Обучающая...

Воспитательский час: Роль волевых качеств характера человека в его жизни.

Воспитательский час: Роль волевых качеств характера человека в его жизни....

воспитательское занятие "Труд - как потребность человека"

Как известно, одним из главных положительных качеств личности взрослого либо ребёнка является трудолюбие. Труд – основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социал...

Воспитательский час Тема: «Ложь человека не красит».

Цели: развивать стремление к осмыслению себя, своих поступков в           поведении.- совершенствовать навыки культуры общения через речевые упр...

Воспитательский час в 4 классе «Человек в очках – это смешно?»

Занятие из раздела "Охрана здоровья. Физическое развитие". Тема очень актуальна для моей группы, т.к. дети, которым необходимо носить очки, часто подвергаются насмешкам со стороны сверстников, в связи...

Воспитательский час: «Жизненная стратегия творческого человека».

формирование у воспитанников мотивации достижения успеха, способствование развитию позитивного отношения к жизни, стимулирование  у детей стремления к самовоспитанию....