Конспект урока. Тема:Звуки "н" и "нь"
план-конспект урока по теме

Березина Татьяна Николаевна

Занятие проведено с учащимися 2 класса. У детей общее недоразвите речи. Большое количество ошибок в письменных работах. Трудности дифференциации твёрдых и мягких согласных звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx51.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по устранению нарушений письменной речи

у учащихся 2 класса

Тема: звуки «н» и «нь»

Цели:

  • обучение различению на слух и в произношении звуков [н] и [н,];
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие навыка фонематического анализа и синтеза;
  • расширение словарного запаса;
  • развитие логического мышления.

Материалы, необходимые для проведения урока: предметные картинки, слоговые карточки, цветные карандаши, тетради, ручки.

ЭТАПЫ УРОКА

1. Организационный момент.

2. Беседа по картинкам.

У нас в гостях две девочки. Их имена вы узнаете по первым звукам представленных картинок: ножницы, арбуз, стул, тетрадь, яблоко (Настя); нож, юбка, тарелка, арбуз (Нюта). Девочку в синем платье зовут Настя, девочку в зелёном платье – Нюта (рис.1).

http://festival.1september.ru/articles/538634/img1.jpg

- Какой первый звук в имени Настя?

-Какой первый звук в имени Нюта?

- н,

- Одинаково произносятся звуки [н] и [н,]?

- Чем отличается звучание [н] и [н,]?

- Какой звук звучит более твёрдо - [н] или [н,]? ([н])

- Какой звук звучит более мягко – [н] или [н,]?

[Н] звучит твёрдо – это твёрдый звук, [н,] звучит мягко – это мягкий звук

3. Соотнесение звуков [н] и [н,] с буквой.

Какой буквой обозначаются звуки [н] и [н,]?

- Буквой н.

- Для того, чтобы различать звуки [н] и [н,] , возьмём букву н синего и зелёного цвета.

Звук [н] – твёрдый (буква н синего цвета). Звук [н,] – мягкий (буква н зелёного цвета).

4. Составление графической схемы слов Настя и Нюта.

- В имени Настя какой звук первый? (н). Это твёрдый или мягкий звук? (Твёрдый)

Какой буквой обозначим этот звук – зелёной или синей? (Синей)

- В имени Нюта какой звук первый? (н,). Это твёрдый или мягкий звук? (Мягкий)

Какой буквой обозначим этот звук – синей или зелёной? (Зелёной)

5. Дифференциация звуков [н] и [н,] в слогах.

Послушать слоги.

Поднять синюю букву н если, если в слоге твёрдый звук [н]; поднять зелёную букву, если в слоге мягкий звук [н,].

На , ня, но, нё, ну, ню, ны, ни, нэ, не.

6. Прослушать слова, записать слоги с буквой н:

Кони, вороны, баня, фонари, ноги, ночь, конёк.

Подчеркнуть букву н синим или зелёным карандашом.

 

7. Дифференциация звуков [н ] и [ н,] в словах.

Настя и Нюта собирали ягоды. Разложите ягоды в корзинки (рис.2).

http://festival.1september.ru/articles/538634/img2.jpg

Если в названии ягоды твёрдый звук [н], то картинка кладётся под синюю корзинку, если мягкий – под зелёную корзинку.

Предлагаются картинки: малина, земляника, клубника, черника, смородина, ежевика, брусника.

- На какие две группы мы можем разделить картинки?

- Ягоды лесные и садовые.

- Какая ягода лишняя? (Ежевика)

Почему?

- В слове “ежевика” нет звука [н].

- Назовите ещё ягоды, в названии которых есть звуки [н] или [н,] (калина, рябина, вишня, крыжовник).

Запишите слова, вставьте пропущенные буквы карандашом синего или зелёного цвета:

Мали…а, смороди…а, земля…ика, клуб…ика, чер…ика, брус…ика.

8. Физминутка.

- Какой зверь любит лесные ягоды?

- Медведь.

(Координация речи с движением. Дети выполняют движении по тексту с соответствующей интонацией. Текст дети знают наизусть, проговаривая вместе с логопедом)

Медвежата в чаще жили,
Нежно, радостно дружили.
Вот так, вот так,
Медвежата те дружили.

(Дети обнимаются, жмут друг другу руки, улыбаются)

Мишки фрукты собирали,
Дружно яблоньку качали.
Вот так, вот так
Дружно яблоньку качали.

(Наклоны вперёд-назад с вытянутыми перед собой руками – 7–10 раз)

А потом они плясали,
К солнцу лапы поднимали.
Вот так, вот так
К солнцу лапы поднимали.

(Прыжки с поочерёдным поднятием колен на уровень живота – 5–8 раз. Руки поднимаются вверх и опускаются вниз)

9. Дифференциация звуков н и н, в предложениях.

Составьте предложения:

Собирала, Настя, малину, спелую.

Чернику, в, июле, собирала, Нюта.

Запишите предложения, подчеркните букву н синим или зелёным карандашом.

10. Дифференциация звуков н и н, в тексте.

Прочитайте:

Цвет_ые с_ы

Тому, кто лёг
На правый бочок
Может прис_иться
Си_ий бычок.
Тому, кто лёг
На левый бочок
Может прис_иться
Зелё_ый бычок.
А тому, кто спит
На спи_ке
Крас_ые яблоки
С_ятся в корзи_ке.

Вставьте пропущенные буквы карандашом синего или зелёного цвета.

11. Итог урока.

Какие звуки мы учились различать?

Чем отличаются эти звук


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...