Выступление
методическая разработка по теме

Куклева Марина Викторовна

Сенсорное развитие детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_kukleva_m.v._vystuplenie.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление в секции

 педагога-психолога ГБС(К)ОУ школы-интерната VIII вида

ст.Платнировской Краснодарского края

«Сенсорное развитие у детей с нарушением интеллекта».

План выступления.

  1. Острота проблемы в области сенсорного развития  умственно отсталых школьников.
  2. Диагностическое исследование учащихся 1 класса и намеченные задачи.
  3. Коррекционная работа по преодолению сенсорных недостатков.
  4. Итоговое диагностическое обследование.
  5. Планирование дальнейшей работы.

СЛАЙД 1

           Добрый день, уважаемые участники конференции!

Я, Куклева Марина Викторовна, педагог-психолог школы-интерната VIII вида ст-цы Платнировской. Моя тема выступления «Сенсорное развитие у детей с нарушением интеллекта».

СЛАЙД 2

 Известный русский педагог К.Д. Ушинский требовал, чтобы обучение основывалось на непосредственном восприятии детей. Для развития мышления  необходимо формировать способность наблюдать, так как ребенок «Мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще…». Появившись на свет, ребенок способен видеть, слышать, чувствовать тепло, холод, т.е. воспринимать бесконечное разнообразие окружающей среды. Формированию полноценного восприятия окружающего мира  служит сенсорное развитие, которое предусматривает знакомство с цветом, формой, величиной, включая основные разновидности этих свойств.

СЛАЙД 3

 Острота проблемы в области сенсорного развития умственно отсталых школьников заключается в том, что у них отмечаются грубые нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений, с трудом запоминают названия, плохо дифференцируют предметы.  

             Все это говорит о том, что с детьми, страдающими задержкой интеллекта, необходимо проводить специальную работу по развитию сенсорных процессов, а это длительный и сложный процесс.       

        Познавая мир, ребенок использует все пять органов чувств.  Он должен не только слышать о том или ином предмете, но и увидеть, потрогать, понюхать и даже попробовать его на вкус.

СЛАЙД 4

   Для исследования уровня развития сенсорной сферы, в начале  учебного года было проведено диагностическое обследование учащихся первого класса по следующим параметрам: (Они перед Вами на слайде)

1.Оценка статического равновесия.

2. Оценка ручной моторики.

3. Оценка тактильных ощущений.

4. Оценка владения сенсорными эталонами.

5. Оценка зрительного восприятия.

6. Оценка слухового восприятия.

7. Оценка пространственного восприятия.

8. Оценка восприятия времени.

СЛАЙД 5

      Эти результаты показали, что 80% детей с умственной отсталостью находятся на низком и даже критическом уровне.

     Анализ результатов обследования выявил следующее:

- отсутствие всякого интереса к познавательной деятельности, в связи с недостаточностью развития психических процессов;

-  минимальные знания и представления  об окружающей действительности;

- грубые нарушения двигательной координации и мелкой моторики;

-  хаотичны и импульсивны движения, низкий уровень зрительного контроля;

-  не сформированно зрительное и слуховое восприятие;

-  не знали названий и свойств предметов и не могли их соотносить  по цвету, форме и величине.

Свою работу я начала с того, что более углубленно стала изучать литературу, искать эффективные способы и приемы  коррекции и развития сенсорных навыков у умственно отсталых  школьников.

        Для развития сенсорных способностей каждого ребёнка я наметила основные направления работы: создание среды и необходимых условий; поиск и внедрение эффективных средств и приемов:

- подборка игр и заданий, способствующих развитию сенсорных процессов и творчества детей;                                                                                        

- графических упражнений, направленных на преодоление графо-моторных нарушений;

-  использование занимательных нетрадиционных техник;

- использование наглядного материала;

- создание условий для развития мелкой мускулатуры пальцев;

- работа с родителями.

СЛАЙД 6

         Большое значение для преодоления сенсорных недостатков придаю коррекционным занятиям с использованием изотерапии.

     Рисование, лепка - любимые детские занятия, которые способствуют умственному, нравственному, эмоциональному и речевому развитию. Применяю нетрадиционные способы изображения: печатание, кляксографию. Арт-терапия даёт детям возможность удивиться, раскрепоститься, порадоваться окружающему миру, а главное - почувствовать себя настоящими творцами!

СЛАЙД 7

Использую песочную терапию, где игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм.

СЛАЙД 8, 9, 10, 11

          Работу по формированию сенсорных способностей я начала проводить постепенно и гармонично, соответственно возрасту и учитывая большой разброс индивидуальных возможностей каждого ребенка, с постепенным усложнением заданий.    

    Усвоение знаний  происходит в результате систематической работы в интересной для детей форме.

     Однако большинство детей выполняли задания только с помощью взрослого, чаще индивидуально. В обучении я соблюдала последовательность, чтобы психика ребенка выдержала многообразие информации и не привела к неврозу.

Процесс моей работы строился на постоянном анализе динамики развития каждого ребенка и учете уровня его возможностей.

         Для формирования у детей сенсорных процессов применяла следующие приемы:

- чтение художественной литературы с описанием характерных признаков предметов и явлений природы, загадывание загадок;

- рисование на «волшебной доске», манке, стекле;

- вырезание деталей, помогающих уточнить форму;

- игры с мозаикой, пуговицами, цветными палочками, нитками;

- игровые упражнения с пластилином «Чудесные превращения».  

        При коррекции сенсорных процессов включаются зрительные, двигательные и мускульно-осязательные анализаторы.

СЛАЙД 12, 13

     В своей деятельности особое внимание  уделяла планированию индивидуальной работы, т.к. была необходимость заинтересовать ребенка и вызвать у него желание заниматься.

Для этого  разработала:

 - программное планирование индивидуальной работы  по развитию сенсорных процессов;

 - альбомы игровых упражнений для детей со сниженными способностями по формированию опыта поисковой, элементарной творческой деятельности.    

         Посредством использования вышеуказанных технологий,  у детей складываются представления об основных цветах спектра, форме и разновидностях величины. Появляется произвольность и координированность движений руки, развивается мелкая мускулатура пальцев, точность зрительного восприятия и сенсорно-моторного интеллекта. Дети учатся делать элементарные умозаключения.

СЛАЙД 14

Для более успешной работы по развитию сенсорных способностей составила:

 - методические папки-копилки: «Разноцветные страницы», «Волшебные фигурки», «Игровые уроки» с яркими наглядными пособиями и игровыми заданиями.

   - в увлекательной форме - конспекты и модели занятий, отражающие систему работы по закреплению умений дифференцировать цвета, узнавать соответствующие формы, называть их, действовать с ними, правильно употреблять их в речи.

        Систематизировала игры на развитие сенсорных процессов,  разных видов памяти, составила подборку творческих игр, куда входят задания с картинками-обводками: «Обведи и назови»,   «Обведи и оживи», обведение по точкам, клеточкам, шаблонам, а также: «картинки - загадки», «рисунки-постройки», изображение способом трафаретографии (рисуем, что хотим, но используем только круглую форму).

Игры помогают: развить цветоощущение, чувство формы, величины, ритма, память, логику, мышление, глазомер; улучшить мелкую моторику, координацию движений, формируют навык и умение правильно держать карандаш, ножницы; расширяют словарный запас и образную речь.

           Также были подобраны игры на развитие мелкой моторики (пересыпание, переливание, сортировка).  

           Наглядный материал и использование образных игрушек подарили детям яркие образы, доставили радость.

СЛАЙД 15

Значительную трудность представляла проблема неусидчивости, импульсивности движений, быстрой утомляемости. Это побудило искать новые приемы привлечения и удерживания внимания детей. Был составлен в игровой форме комплекс динамичных и релаксационных пауз, что дало положительный эффект в коррекции эмоционально-волевой сферы. Такие игры поднимали настроение, успокаивали детей. Игры были не только полезны, но и интересны. В результате повысилась работоспособность детей.

СЛАЙД 16

            Успешность обучения умственно отсталых детей во многом зависит от физического состояния и настроения ребенка. Для этого я использовала приемы включения сюрпризных моментов, образные игрушки. Чтобы заинтересовать ребенка необходимостью какой-либо деятельности, применяла стихи, песенки. Дети с удовольствием повторяли небольшие забавные стихотворения, сопровождая свою речь простыми движениями, отгадывали загадки на основные формы, цвета.  Такие игры, как «Раскрась карандаш по описанию», «Найди с помощью стихотворения-загадки пластилин нужного цвета» способствуют успешному усвоению знаний. Вместе с решением основной задачи происходит развитие образной и слуховой памяти.

Помогали мне в решении поставленных задач и тематические занятия: «Страна цвета», «Волшебные фигурки», «Веселые зарисовки» (пофантазировать и нарисовать, чего в жизни не бывает), «Нарисуй сказку». Такие занятия помогают проявить творчество, воображение, самостоятельность, а также способствуют удовлетворению сенсомоторной потребности в зрительных, слуховых, тактильных впечатлениях и движениях.

СЛАЙД 17

 Хорошей базой для сенсорного воспитания служит и активный, разнообразный отдых. Для этого  использую на прогулке увлекательные игры с песком, водой, растениями и природным материалом. Такие игры способствовуют закреплению и пополнению знаний детей, укрепляют физическое и эмоциональное здоровье. А сколько было удовольствия!

      В достижении этой цели помогают организованные наблюдения, где дети учатся замечать характерные признаки предметов, анализировать форму, определять сходство и различие, видеть богатство цвета и форм окружающего мира.

       В процессе творческих заданий  ребенку предоставляется возможность проявить себя. Такие занятия раскрепощали детей, они стали более смелыми, инициативными.    

                                                                                             

СЛАЙД 18, 19

    В своем кабинете организовала уютный, эстетически оформленный уголок по сенсорному развитию. Дети получают эмоциональное наслаждение от занятий, развивают навыки общения в обыгрывании своих творений.   

СЛАЙД 20

Провела анкетирование родителей, анализ которого дал неутешительные результаты. Я выяснила, что родители практически всех детей не считают важным для развития своего ребенка иметь дома краски, пластилин, а у некоторых не было даже цветных карандашей. Ответы позволили получить достоверные данные о ребенке, особенностях его развития, возможностях, что помогло планированию и построению дальнейшей коррекционной работы  с детьми.  Чтобы расширить кругозор родителей разработала и представила разнообразные  консультации, советы, практическую помощь.

В процессе общего сотрудничества большая часть родителей осознают важность работы по формированию сенсорных процессов, что способствует их активизации, формированию осознанного отношения к данному направлению педагогической деятельности. Больше родителей стало заниматься с детьми дома по рисованию, лепке, используя материалы папки-передвижки, практических консультаций. Но, к сожалению, ещё не все родители.

         

СЛАЙД 21 

Итоговое диагностическое обследование показало, что использование методических наработок дало положительную динамику и успешное формирование сенсорно-моторных навыков у 80 % детей, о чем свидетельствуют данные диагностического исследования детей.  Положительные результаты: (Они перед Вами на слайде)

  - у 65% детей заметно повысился интерес к практической деятельности на занятиях и в свободное время;

 - деятельность детей приобрела мотивированный и целенаправленный характер, повысилась самостоятельность, регулирование своей деятельности в процессе работы;

 - более 45% детей научились правильно называть и более точно передавать характерные особенности предметов: форму, величину, цвет.

СЛАЙД 22

     Вместе с тем, результаты диагностики и анкетирования родителей выявили и оставшиеся проблемы: (Обратите внимание на слайд)

1. Дети затрудняются закрашивать карандашом, не выходя за контур.

2. У 65% детей грубо нарушена зрительно-двигательная координация.

3. 25% родителей не осознали важность сенсорного развития для овладения навыками письма в школе.                                                                                              Планирование дальнейшей работы:

-углубить индивидуальную работу с детьми, оставшимися на низком уровне по развитию мелкой моторики, расширению объема внимания;

-систематически использовать в работе упражнения, направленные на развитие зрительно-двигательной координации;

-особое внимание уделить развитию познавательной деятельности;

-продолжать использовать игры и упражнения на развитие сенсорных способностей и другие материалы моего опыта работы;

- искать новые приёмы по формированию сенсорных процессов учащихся.

Так, постепенно, всесторонне развивая ребенка, корригируя психические процессы, способствую раскрытию его потенциальных возможностей.

СЛАЙД 23

        Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление участников секции «Физика» на Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»

Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»....

Мои выступления. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе

24 декабря 2014 г. выступала с  докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и  учредительном совете с докладом  на тему: Эффективное применение на у...

Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"

Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...

"Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1

Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности;  даёт возможность расширить представление о  публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни...

Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».

Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...

Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"

В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...

Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...