Формирование у дошкольников с речевыми нарушениями понимания многозначности слов.
проект по теме

Фролкина Светлана Александровна

Представлен паспорт проекта и план досуга "Удивительные слова". Цель проекта - развивать у детей понимание и интерес к многозначным словам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya.docx37.49 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у дошкольников с речевыми нарушениями понимания многозначности слов.                                                                                            «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».                                           Паустовский К.Г.

Одной из основных задач учителя – логопеда является пополнение,  уточнение, расширение словарного запаса детей, испытывающих трудности в речевом развитии. Объём и точность словарного запаса ребёнка обуславливают успешность его обучения в школе. Чем точнее и шире активный словарь ребёнка (слова, которыми ребёнок пользуется), тем легче пополняется пассивный словарь (слова, которые ребёнок слышит, понимает, но сам не употребляет в речи), а из пассивного словаря слова значительно легче переходят в активный. Большинство слов русского языка имеют не одно, а несколько значений. Они называются многозначными или полисемантическими.  Существует закономерность: чем чаще употребляется слово в речи, тем более оно многозначно. Многозначными могут быть слова всех самостоятельных частей речи, кроме числительных.

Многозначность слова реализуется в контексте: законченный в смысловом отношении отрезок речи проясняет одно из конкретных значений многозначного слова. Обычно даже самого узкого контекста – словосочетания -  бывает достаточно для того, чтобы прояснились оттенки значений многозначных слов: дверная ручка, детская ручка, шариковая ручка. Взятое изолированно, вне контекста, слово воспринимается в своём основном значении, в котором чаще всего и функционирует в речи. Слово приобретает многозначность в процессе исторического развития языка, отражающего изменения в обществе и природе, познание их человеком. В итоге наше мышление обогащается новыми понятиями. Объём словаря любого языка ограничен, поэтому развитие лексики происходит не только благодаря созданию новых слов, но и в результате увеличения числа значений у ранее известных, отмирания одних значений и возникновения новых.

Внешне напоминает многозначность омонимия – совпадение в звучании и написании слов, различных по значению. Однако употребление слова в разных значениях (многозначность) не даёт основания говорить о появлении каждый раз новых слов, в то время как при омонимии сталкиваются совершенно различные слова, совпадающие в звучании и написании, но не имеющие ничего общего в семантике.

Я работаю в дошкольном отделении для детей с нарушениями в развитии опорно-двигательного аппарата. Логопедическая коррекция проходит с детьми, имеющими различные речевые заключения: общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, фонетическое нарушение речи. В процессе работы по расширению словарного запаса, формированию правильного звукопроизношения постоянно приходится сталкиваться с многозначными словами. Дошкольникам бывает непросто понять, почему слова, звучащие одинаково, обозначают разные предметы, явления, действия  и признаки. Даже встречая эти слова в контексте, дети иногда затрудняются в объяснении того, что эти слова обозначают, путаются, а в результате неверно воспринимают информацию. Формировать у детей понимание многозначности слов я решила посредством проектной деятельности. Проектная деятельность – одна из привлекательных и результативных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых. Это создание педагогом таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослыми формировать практический опыт, анализировать его. Организация проектной деятельности детей позволяет осуществлять педагогу интеграцию образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом , педагогами, родителями, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд.  Первый проект посвящён многозначным словам – существительным, так как предметы, явления легче всего отразить в наглядном материале. Наглядность помогает ребёнку быстрее понять многообразие значений одного и того же слова. Проект получил название «Удивительные слова»: многие дети выражали искреннее удивление, осознав, что одним и тем же словом люди называют разные предметы.

Паспорт проекта «Удивительные слова»

Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста понимания многозначности слов.

Задачи проекта:                                                                                                                   - формировать у детей понимание многозначности слов родного языка;                          - расширять словарный запас детей многозначными существительными;                     - автоматизировать  у детей правильное звукопроизношение;                                         - прививать интерес к родному языку;                                                                                            - развивать творческие способности детей в совместной деятельности с воспитателями и родителями;                                                                                                         - привлечь родителей в образовательный процесс дошкольного отделения.

Участники проекта: дети старших групп, посещающие коррекционные логопедические занятия; учитель – логопед; воспитатели; родители.

Сроки реализации проекта: 3 месяца (январь, февраль, март).

Продукт проектной деятельности:                                                                                      - видеопрезентация «Удивительные слова»;                                                                        - альбом рисунков «Удивительные слова»;                                                                              - выставка «Удивительные предметы»;                                                                              - настольная игра «Удивительные слова».

Этапы проекта:                                                                                                1. Подготовительный этап.                                                                                                          Подбор логопедом предметных картинок , сочинение рифмовок.                                                                                                          2. Погружение в проект.                                                                                                                                 На индивидуальных логопедических занятиях в процессе автоматизации правильного звукопроизношения используются и многозначные слова с закрепляемым звуком. Логопед просит ребёнка объяснить значение слова, составить предложение с этим словом,  спрашивает, что ещё называют этим же словом, показывает картинки с изображением разных предметов, которые называют этим словом.  Предлагаются игры с картинками: «Найди картинки, которые одинаково называются»,  «Разложи по группам»,  «Четвёртый лишний».                                                                                                                                   3. Организация деятельности.                                                                                         Логопед предлагает детям создать проект «Удивительные слова», который включает в себя видеопрезентацию и заучивание рифмовок (дети и логопед); рисование сюжетных картинок (дети и воспитатели, дети и родители) и создание альбома; подбор или  изготовление предметов для выставки (дети и родители).                                                                                                                           4. Осуществление деятельности.                                                                                               Логопед разучивает с детьми рифмовки, создаёт видеопрезентацию: показывает, как накладывать картинки на слайд, предлагает выбрать и установить фон слайда.                                                                                 Воспитатели обсуждают с детьми выбранную тему (многозначное слово), создают совместный сюжетный рисунок.                                                              Родители по совету логопеда выбирают многозначное слово и работают всей семьёй с этим словом: в толковом словаре или интернете смотрят значения слова, рисуют сюжетную картинку, подбирают настоящие или игрушечные   предметы, изготавливают поделки.                                                                                5. Презентация результатов.                                                                               Презентация проекта проходит в виде досуга «Удивительные слова».            

     

План досуга.

В зале оформлена выставка «Удивительные предметы».                                     По залу  на ковре разложены пластмассовые колечки и карточки (предметные картинки «многозначные слова» изображением вниз): одна карточка под колечком, другая – на колечке.

  1. Дети входят в зал, садятся.                                                                          Логопед: Мы с вами много говорили об очень интересных словах. Есть разные предметы, явления, которые люди называют одним и тем же словом. То есть слово имеет несколько, много значений. Такие слова называются многозначными. Мы с вами назвали их удивительными словами и сделали проект «Удивительные слова». Сегодня мы покажем, что у нас получилось.
  2. Видеопрезентация.  На экране поочередно появляются слайды: написано слово; ребёнок, работавший с этим словом, читает рифмовки; на слайде постепенно появляются картинки.                                   В середине видеопрезентации проводится динамическая минутка: дети двигаются под музыку; когда музыка заканчивается, останавливаются у колечка, берут верхнюю карточку и садятся на места. Логопед называет многозначное слово и просит подойти тех детей, у кого на картинке изображён соответствующий предмет.  В этой игре  используются слова, о которых говорилось в первой части видеопрезентации.                                                                                                       После игры продолжается видеопрезентация. По окончании проводится ещё одна динамическая минутка. Дети снова двигаются под музыку, когда музыка заканчивается, берут карточку из-под колечка. Проводится игра «Найди друзей» - дети, ориентируясь на название своей картинки, самостоятельно объединяются в группы.
  3. Презентация альбома с рисунками.  Логопед показывает, какой получился альбом – возле каждого рисунка помещена выписка из толкового словаря о значениях слова. Предлагается рассмотреть несколько рисунков и найти на них соответствующие изображения. Для подробного рассматривания альбом передаётся в группы.
  4. Презентация выставки «Удивительные предметы».  Дети подходят к столам, на которых предметы и поделки расположены группами, называют эти группы предметов, рассказывают, кто какие экспонаты подготовил.
  5. Заключение.  Логопед: Мы с вами проделали очень интересную и важную работу, узнали много многозначных слов. Скажите, а если человек не знает значение слова, где и как он может его узнать? (ответы детей были: спросить у родителей, посмотреть в интернете). Есть очень умные и полезные книги – толковые словари. Они толкуют, то есть объясняют значения слов. Посмотрите, у меня есть такая книга – толковый словарь русского языка, в этой книге можно узнать, что означают слова ( логопед зачитывает, как в словаре толкуются значения слова «стол»).                                                                                  Я советую вам подружиться с этой замечательной книгой – толковым словарём.

Работа над пониманием многозначности слов обеспечивает речевое развитие ребёнка, способствует формированию качественной стороны детской лексики, развитию умения сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства, повышает уровень общей речевой культуры.

Использованная литература.

1.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б.,  Теленкова М.А.  Современный русский язык.  – Москва, 2002.

2. Деркунская В.А.  Проектная деятельность дошкольников.  – Москва, 2013.

3. Карельская  Е.  Многозначные слова и омонимы (из опыта работы). Статья в журнале «Дошкольное воспитание» №12, 1998.

Приложение. Рифмовки «Многозначные слова» для заучивания детьми.

  1. Ключ всегда нам нужен, чтоб замок открыть.                                                                          Гаечный ключ сможет гайки закрутить.                                                                                 Когда музыкант начинает играть,                                                                     Скрипичный ключ помогает ноты понимать.                                                          Ключ – это родник, текущий среди камней.                                                          Много на свете есть разных ключей!
  2. Из длинных волос можно косу заплетать.                                                            Коса нам нужна, чтобы траву срезать.                                                                        От берега тянется земли полоса –                                                                                 Эта часть земли называется коса.
  3. Иглу мы возьмём и будем шить.                                                                             Иглой называют у здания шпиль.                                                                                    Ежи и дикобразы с иглами живут.                                                                          На хвойных деревьях иглы растут.
  4. Ручкой в тетрадке мы станем писать.                                                                        Будем за ручку дверь открывать.                                                                                 Чемодан, сковородку за ручку возьмём.                                                                        И руку малыша мы ручкой назовём.
  5. Кисть – для нанесения краски приспособление.                                                        Кисть из ниток и шнурков нужна для украшения.                                                 Кистью называется часть нашей руки.                                                                                     Кисть – гроздь рябины, растущей у реки.
  6. Шляпку девушка надела и головкой завертела.                                                     По шляпке гвоздя стучим – забиваем.                                                                     Есть шляпка у грибочка, грибы собираем.
  7. Маленькой ножкой топает малыш.                                                                             Ножка есть у стула – на стуле ты сидишь.                                                             Ножка под шляпкой есть у грибочка.                                                           Ножкой циркуль чертит кружочки.
  8. Носом воздух мы вдыхаем, запахи им ощущаем.                                             Носом называется также, друзья, передняя часть самолёта, корабля.    И вот какой интересный вопрос: клюв у птицы – это тоже нос.
  9. Язык есть во рту, он чувствует вкус: кислый лимон, сладкий арбуз.                                                                                                                                                                                            Есть язык у колокола – по стенкам стучит он.                                                Слышен очень далеко колокольный звон.                                                                       Язык пламени поднимается высоко.                                                                         Затушить сильный огонь очень нелегко.
  10.  У многих животных хвост сзади есть,                                                                    Они на свой хвост могут и сесть.                                                                           Это - хвост очереди, люди в ней стоят.                                                                             В хвосте самолёта куда-то летят.                                                                                     И в хвост поезда сядут потом.                                                                            Комета летит, сверкая хвостом.
  11.  Рукав – часть одежды, он руку покрывает.                                                        Рукав – пожарный шланг, огонь из него заливают.                                                      От русла реки рукава отходят, по рукавам речным пароходы ходят.
  12. Засеем поля, и будет урожай.                                                                                        Шляпу с полями скорее надевай.                                                                                              Есть поля и в школьной тетрадке.                                                                          Пусть в тетрадке всё будет в порядке.
  13.  Мы на даче весной в землю лук сажали.                                                                           В старину из лука воины стреляли.
  14.  Музыкант на трубе прекрасно играет.                                                                   По водопроводной трубе в дом вода поступает.                                                                  Когда хозяин в доме печку топит,                                                                         На улицу дым из печной трубы выходит.
  15.  Во время грозы в небе молния сверкает.                                                       Молния – застёжка куртку закрывает.                                                            Телеграмму – молнию срочно отправляем.                                                            В стенгазете «Молния» новости читаем.
  16.  Когда люди моют руки, кран открывают.                                                Подъёмные краны грузы поднимают.
  17.  На плитке электрической готовим обед.                                                             Вот плитка шоколадная -  вкуснее её нет.                                                       Можно и стены выложить плиткой,                                                                         Дорожку на даче от дома до калитки.
  18.  Дворник с метлой улицы подметает.                                                                          Дворники у машин стёкла очищают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых ситуаций и стихотворных текстов при обучении грамоте дошкольников с речевыми нарушениями

В данной разработке предложены стихотворные тексты и игровые ситуации, которые погут быть использованы при ознакомлении дошкольников со звуками и буквами родного языка....

"Игровые упражнения и практические задания по формированию и коррекции лексики, грамматики, связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями" из опыта работы.

Основной целью предложенного практического материала  является разработка комплекса игрогвых упражнений, по 42 лексическим темам...

Консультация для воспитателей ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Консультация для воспитателей логопедических групп(ОНР, ФФНР) по обучению грамоте  детей с речевой патологией....

Рекомендации родителям по развитию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с речевыми нарушениями

Давайте вспомним, что представляют собой мыслительные операции анализа и синтеза мышления.Анализ – это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними. Синтез – ...

Дидактический синквейн в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями

В данной статье описывается применение технологий дидактического синквейна, направленных на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений....

Использование таблиц для анализа звукового состава слова в работе со старшими дошкольниками, имеющими речевые нарушения.

Успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированного фонематического слуха и навыков звукового анализа слов. Это является основной проблемой для детей с различными речевыми нарушениями. ...


 

Комментарии

Антонова Светлана Константиновна

Очень интересная тема и хороший материал! Спасибо!