Дифференциация Ш-Щ.
план-конспект занятия на тему

Калинина Евгения Викторовна

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии (младший школьный возраст).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия:

Дифференциация Ш-Щ.

Цели:

- Формировать умение дифференцировать звуки и буквы  Ш – Щ изолированно, в слогах и словах.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

-  учить сравнивать буквы ш-щ, Ш - Щ, ш - щ, Ш - Щ по начертанию;

- дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, словах;

- научить образовывать существительные при помощи суффикса -ИЩ-;

- корригировать зрительное внимание, восприятие, кинестетические ощущения;

- способствовать преодолению кинетических нарушений у детей.

Образовательные:

- систематизировать и обобщить знания о буквах [Ш] и [Щ];

- уточнить характеристики звуков [Ш] и [Щ];

- формировать умение образовывать существительные от глаголов;

- уточнить и расширить словарь;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к занятиям;

- воспитывать самостоятельность;

Здоровьесберегающие:

- планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;

- соблюдать правильную посадку ребенка;

- способствовать созданию благоприятного психологического климата;

- соблюдать режим охраны зрения;

- чередовать статические и динамические задания.

Оборудование: графическое изображение Ш-Щ, карточки с заданиями, зеркало, зеленый и синий круги, шнурок, счетные палочки,

Ход занятия

Этапы и виды работы на этапе

Деятельность педагога

Деятельность ребенка

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

I. Оргмомент. Традиционный.

Организовать ребенка. Настроить его на занятие. Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

II. Сюрпризный момент.

Педагог предлагает ребенку отгадать загадки:

1) Для шипенья хороша
В алфавите буква ...

2) Не получится борща,
Если нет в нем буквы …

После того, как дети отгадают загадки логопед выставляет их графическое изображение на доску и записывает тему занятия.

Ребенок отгадывает загадку.

Привлечь внимание и вызвать интерес к занятию.

III. Основной этап.

1. Развитие зрительного восприятия.

Педагог раздает карточки и дает задание:

По команде зачеркните синей ручкой все буквы Ш, зелёной ручкой - все буквы Щ

(см. приложение 1)

Ребенок выполняет   задание.

Научить детей дифференцировать на письме буквы Ш-Щ

 2. Произношение звуков, которые обозначают буквы Ш - Щ.

Педагог предлагает произнести

звуки Ш-Щ и сравнить их по артикуляции (работа с зеркалом)

и дать характеристику звукам ( Ш – согласный глухой, твердый; Щ – согласный глухой, всегда мягкий).

Ребенок отвечает.

Сравнение звуков по артикуляции. Анализ звуков.

3. Соотнесение звуков с буквами и символами, подходящими для их обозначения

Ш — будем обозначать синим кружком на письме.

Щ – зеленым кружком.

Ребенок слушает.

Закрепление правил символического обозначения звуков на письме.

4. Сравнение букв по написанию.

Педагог дает ребенку шнурок и счетные палочки и просит сконструировать рукописные буквы занятия из шнурков и печатные из палочек.

Ребенок выполняет задание.

Сравнение букв ш-щ, Ш - Щ, ш - щ, Ш - Щ по начертанию

5. Развитие слухового внимания.

- Послушай звуки, слоги и слова, и поднимай символы, когда услышишь соответствующий звук. Для звука ш - синий кружок, для щ зелёный.

Ряд звуков: Ш, щ, п, и, ц, щ, ш, ч, ть, ц. щ, ш, ш...

Ряд слогов: ша, ща, ши, що, цо, цу, иш, ищ...

Ряд слов: щипать, шить, шерсть, щепка, щётка, ущелье, шапка, часы, шестой, шест.

Ребенок выполняет задание.

Коррегировать и развивать слуховое восприятие.

6. Динамическая пауза.

- Настало время отдохнуть. Давай сделаем зрительную гимнастику «Послушные глазки».  Педагог вместе с ребенком произносит слова и выполняет движения:

Закрываем мы глаза, вот такие чудеса.

Наши глазки отдыхают,

Упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем,

Через речку мост построим.

Нарисуем букву «О», получается легко.

Вверх поднимем, глянем вниз.

Вправо-влево повернем,

Заниматься вновь начнем.

Ребенок выполняет движения:

Закрывает оба глаза.

Стоит с закрытыми глазами.

Открывает глаза,

Взглядом рисует мост.

Глазами рисует букву «О».

Глаза поднимает вверх, опускает вниз.

Глаза смотрят вправо-влево.

Моргает глазами.

Снятие зрительного напряжения, формирование умения сочетать речь с движением.

IV. Закрепление изученного материала.

7. Дифференциация букв занятия в слогах.

Педагог дает карточки на которых написаны слоги с буквами занятия и просит раскрасить синим цветом слог с Ш, зеленым с Щ    .

Дети выполняют задание на карточках

(см. приложение 2).

Дифференциация букв занятия на письме.

8. Развитие навыков образования слов при помощи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением и суффикса. -ИЩ-

Я буду сейчас называть слова, а ты из них будешь делать сначала «огромное» слово, а затем «маленькое».

Например: Уши - ушищи – ушки

Логопед называет цепочку слов: уши, шкаф, нос, глаза, лапы

Ребенок  запоминает и повторяют три слога подряд в том же порядке.

Развитие памяти, фонематического восприятия, закрепление звука [Ш] в слогах, развитие умения образовывать слова в уменьшительно-ласкательной форме и наоборот.

9. Образование существительных от глаголов.

Сейчас мы с тобой будем фокусниками, которые умеют превращать существительные в глаголы.

Я буду называть тебе существительное, которые ты будешь превращать в глагол.

Цепочка существительных: посвятить, простить, просить, носить, известить, укрощать, восхитить, смутить, относить, подносить.

Ребенок «превращает» слова, а потом записывает пары в тетрадь.

Развитие умения образовывать глаголы от существительных.

IV. Итог занятия.

10. Подведение итогов и оценка деятельности.

Педагог предлагает ребенку вспомнить, что он делал на занятии.

Ребенок отвечает.

Подвести итог работы на занятии. Развивать долговременную память. Оценить деятельность ребенка.

11. Домашнее задание.

Педагог раздает карточки с заданиями (приложение 3).

Закрепить знания и умения, полученные на занятии, дома.

Приложение 1.

Приложение 2.


Приложение 3.

C:\Users\Евгения\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\crop_85469684_7YcRYY.JPG

Используемая литература.

1. Крутецкая В.А. 90 эффективных упражнений для исправления дисграфии. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2012. – 96 с.: ил. – (Серия «Азбука письма»).

2. МАЗАНОВА Е.В.КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИ И. Конспекты занятий с младшими школьниками / Е.В. Мазанова. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. — 88 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ, 2004 г., статья в журнале "ЛОГОПЕД"

В статье представлены авторские логопедические игры по автоматизации звуков на этапе "слово", "предложение", а так же конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе, как п...

Уровневая дифференциация на уроках математики

Актуальность использования технологии уровневой дифференциации в образовательном процессе, положительные и отрицательные аспекты.    ...