Конспект коррекционно-развивающего занятия "Путешествие в весенний лес"
план-конспект урока по теме

конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с ТМНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          Интегрированное занятие в 5 «Б» классе

( развитие речи и окружающий мир, альтернативное чтение, музыка и движение)

 Провела воспитатель класса: Каминская Е. В.

Дата проведения: 22  мая 2014 г.

Тема занятия « Путешествие в весенний лес »

Тип занятия: занятие интегрированное (развитие речи и окружающий мир, альтернативное чтение, музыка и движение). Занятие проходит в форме «Круга», включающего как фронтальные, так и индивидуальные задания; как традиционные формы работы, так и инновационные, в том числе элементы альтернативной коммуникации. Чередование этих методов нацелено на профилактику истощения учащихся, удержание внимания, повышение эффективности коррекционной работы.

Цель занятия:  Обобщение и закрепление знаний по теме «Признаки весны »

Задачи:

Образовательная – продолжать знакомить детей с весенними явлениями природы,   обучать их  воспринимать ритмические стихи и песни, расширять активный жестовый словарь.

Коррекционная –  развивать общую и мелкую моторику рук через взаимодействие с различными материалами (полисенсорный подход), развитие  пластичных общих движений по заданному педагогом ритму и образцу,  развивать долговременную память, расширять возможность общения через применение средств  альтернативной коммуникации.

Воспитательная –  развивать умение работать в группе: слушать учителя, ждать своей очереди, взаимодействовать с детьми и взрослыми в рамках учебно-игровой ситуации;  вызывать  эмоциональный отклик на красоту природы.

Технологии:  логоритмика, музыкотерапия,  здоровьесберегающие технологии, игротерапия с включением элементов  экотерапии – с использованием природных материалов.

Материалы и оборудование к занятию: колокольчик,  пиктограмма «привет», игрушка музыкальная  птичка, трава – овес из зоомагазина,  цветы мать-и-мачеха, игрушка ежик,  массажные мячики, фонарик,  картинка  ( весенний лес), корзинка,  компьютер.

Содержание

Деятельность

Примечания

1

Организационный момент.

Приветствие, эмоциональный настрой на занятие.

«Вот звенит у нас звонок, начинается урок!»

Кто хочет позвонить?

Дети звонят в колокольчик  и передают его воспитателю.( жест «ДАЙ»)

Посмотрите на пиктограмму- будем здороваться.

Леша, Леша не зевай….

Необходимое оборудование:

Колокольчик – 1 шт.

Если кто-то проявляет активность, учитель подходит к ученику. Если никто из учеников не проявляет активности, учитель звонит в колокольчик вместе с ближайшим к нему учеником.

2

Основная часть занятия

«Ребята, сегодня на уроке мы  отправимся в путешествие в весенний лес на паровозике.  Давайте занимать свои места в вагончиках»

Песенка про паровозик.

(см.приложение1)

дети повторяют по возможности за учителем движения по тексту песенки

Ой, музыка закончилась! Приехали в лес!

Весной солнышко светит все ярче и ярче. Солнышко желтое, яркое, круглое.

Покажи солнышко.

Давайте включим наше маленькое солнышко-фонарик.

  Ярко солнце светит,
(руки в стороны)
В воздухе тепло.
(руки вперед)
И, куда не взглянешь,
(через стороны)
Все кругом светло.
(сомкнули на груди)

Необходимое оборудование:

солнышко, фонарик-солнышко.

Дети по очереди нажимают на кнопку-включают фонарик.

Все упражнения выполняются на уровне сопряженных или частично сопряженных действий, с прямой физической помощью педагога и сопровождающего.

Солнышко пригрело и из-под снега показалась травка. Давайте потрогаем травку… зеленая, мягкая.

 

Необходимое оборудование: живая травка овес

А в травке -  ежик, он весной просыпается после зимней спячки, а этот спит. Покажите жест спать.  Давайте его разбудим. Жест « Спать»

Ежик принес с собой массажные мячики. У нас будет физкульт-минутка.

Встаем , берем мячик и садимся на стульчик.

Стихотворение про ежика.

Необходимое оборудование:

Игрушка ежик, бубен, коммуникативная кнопка, массажные мячики.

Стихи про ежика

 ( приложение 2 ).

В силу психофизиологических особенностей ребенка действие выполняется самостоятельно, полу-сопряженно с воспитателем или помощником или сопряженно  со взрослым.

Цветочки расцвели. Они похожи на  солнышко-желтенькие, ароматные  и приятно пахнут. Давайте их понюхаем. Леша,  покажи где твой нос? Чем мы нюхаем?

Необходимое оборудование: цветы мать-и-мачеха

Ой, что это за звуки? Это птичка поет свою песенку и к нам летит.

«Прилетела птичка, птичка-невеличка  Леша смотрит птичку, птичку-невеличку.  Леша, как птичка машет крылышками? Как зернышки клюет?»

Дети по  по очереди нажимают на кнопку.    Давайте споем птичке песенку и немного разомнемся.

 

Необходимое оборудование:

Птичка музыкальная.

 В силу психофизиологических особенностей ребенка действие выполняется самостоятельно, полу-сопряженно с воспитателем или помощником или сопряженно  со взрослым. Песенка про птичку.

 (Приложение 3).

вот и подошло к концу наше путешествие-пора возвращаться. Поедем на нашем паровозике.

Песенка про паровозик (приложение 1).

3

Подведение итогов, положительная оценка каждого ребенка

Ребята, мы с вами побывали в весеннем лесу.

Что у нас весной:

  • Светит теплое солнышко
  • Прилетают птицы
  • Появляется травка
  • Расцветают цветочки

Мы молодцы, ( жест «здорово»), давайте себе похлопаем в ладоши.

4

Завершение урока

Вот звенит у нас звонок…

Приложение:

1.Песенка Е. Железновой Паровозик:

Паровозик чух-чух-чух, поезд мчится во весь дух( 2 раза)

Чух-чух, чух-чух

А колесики стучат, тук-тук говорят( 2раза)

Тук-тук –тук

2. Стихотворение про ежика:

Ходит ежик вдоль дорожек

По лесу по лесу        

И иголками своими колется колется

Как я ежику ежу ту тропинку покажу

Где катают шишки маленькие мышки.

3.Физкультминутка: летели 2 птички….

1.Летели две птички - ростом невелички  

     ай люли ай люли ай хорошие мои.

2.Как они летели - все на них  глядели

     ай люли ай люли ай хорошие мои

3.Весело скакали - зернышки клевали

    ай люли ай люли ай хорошие мои.

4.Зернышки клевали - быстро улетали

     ай люли ай люли ай хорошие мои

5.Как они прощались - крепко обнимались.

    ай люли ай люли ай хорошие мои.

4. Птичка клюет  

Птичка-птичка - водим пальчиком по ладошке.
Вот тебе водичка! - барабаним пальчиками по ладошке.
Вот тебе крошки на моей ладошке. - стучим пальчиками по ладошке.



Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно – развивающего интегрированного занятия

(развитие речи и окружающий мир, альтернативное чтение,  социально-бытовая ориентировка).

6 «Б» класс «Особый ребенок»

Воспитатель: Каминская Е. В.

Дата проведения: 18 февраля 2015

Тема занятия: « Путешествие в зимний лес»  

Тип занятия: закрепление пройденного материала

Цель урока:  закрепление знаний по теме признаки зимы 

Задачи:

Образовательная – продолжать знакомить детей с признаками зимы: много снега, холодно,  обучать  воспринимать ритмические стихи и песни,  продолжать учить выполнять действия по образцу, закреплять представления о жизни птиц зимой  

Коррекционно-развивающие -   развивать и корректировать - мелкую моторику рук через взаимодействие с различными материалами, - ритмические движения по заданному  образцу,  расширять возможность общения через применение средств  альтернативной коммуникации (жесты, пиктограммы, картинки)

Воспитательная –  развивать умение работать в коллективе: слушать воспитателя, взаимодействовать с детьми и взрослыми в рамках учебно-игровой ситуации, прививать интерес к окружающему миру

Материалы и оборудование к уроку:  колокольчик,  пиктограммы «привет», «зима», «холодно», «снег», картинка «зима», USB-проигрыватель, аудиозапись песни для физкультминутки, дидактическая игрушка «паровоз», поднос, контейнер со снегом, дидактическая игрушка «птичка», семена подсолнечника, савок, ведерко,  две коммуникативные  кнопки.

Ход занятия

1.​ Организационная часть. Приветствие.

Воспитатель: «Здравствуйте ребята!   Вот звенит у нас звонок – начинается урок!

Кто хочет позвонить в колокольчик?»

Воспитатель:      К нам Леша приходил – колокольчик приносил

Поиграл, поиграл – и соседу передал.

(Все дети звонят в колокольчик каждой рукой по очереди, по возможности передают колокольчик друг другу)

 Воспитатель:    «Будем здороваться и петь песенку»  (предъявление  пиктограммы «привет»)

 Кто хочет песенку?                                 (Ждем отклика на вопрос, поем тому, кто отреагировал)

 

Кто здесь? Кто с нами?                 (хлопаем в ладоши )

Кто здесь? Кто пришел?

Это Леша, Леша, Леша                                                                                                ( машем рукой )

Привет, привет, привет!

         

Воспитатель: «Давай всем скажем «Привет» (с помощью коммуникативной кнопки)

Ребенок нажимает на кнопку

Воспитатель: « У нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними». Ученики, самостоятельно или с помощью взрослых, поворачивают голову в сторону сидящих гостей и выполняют жест «Привет»

2. Основная часть.

Воспитатель: « Ребята, давайте повторим, какое сейчас время года? (предъявление пиктограммы «Зима»)

«Зимой много снега и холодно, мы с вами отправляемся в путешествие в зимний лес, посмотрим на снег. А  поедем мы на паровозе».

( предъявление дидактической игрушки «Паровоз»)

«Кто хочет поехать в зимний лес на паровозе?» (ученики поднимают руки)

Воспитатель:  (по очереди обращается к каждому из учеников, поднявших руки)

« Ты поедешь в лес на паровозе?» Учащийся отвечает при помощи к. кнопки «да»

Потешка «Паровоз» (выполнение действий по тексту самостоятельно или в рамках сопряженных действий )

Паровозик чух-чух-чух, мчит по рельсам во весь дух

В лес детишек он везет, чух-чух-чух он им поет      (вращаем кулаками или кистями)

Остановка- ту, остановка- ту, остановка ту-ту-ту

А вагончики подряд раскачались и гремят,               (наклоны назад и вперед)

Качи- качи- качи- кач, паровозик наш силач

Остановка- ту, остановка- ту, остановка ту-ту-ту

Паровозик чух-чух-чух, мчит по рельсам во весь дух (вращаем кулаками или кистями)

В лес детишек он привез, наш веселый паровоз.

Остановка- ту, остановка- ту, остановка ту-ту-ту

Воспитатель:  «Ой! Музыка закончилась! Приехали в лес» (предъявление картинки «Зимний лес»)  А в лесу снег - покажи снег» (предъявление снега, ребенок показывает снег - указательный жест)

«А теперь потрогаем его, он холодный и мокрый» (дети трогают снег)

«Зимой холодно (предъявление пиктограммы «холодно»)  Как мы показываем, что нам  холодно?» ( Жест «холодно»: воспитатель и ученики обнимают себя руками)

«Руки замерзли - надо погреть. Давайте проведем физкультминутку»

Потешка   « Снег – Снежок…»  (выполнение действий по тексту самостоятельно или в рамках сопряженных действий )

Снег-снежок, снег-снежок,              (сжимаем и разжимаем кулачки)

По дорожке стелется.                        (круг ладонями )

Снег-снежок, снег-снежок,              (Снова сжимаем и разжимаем кулачки)

Белая метелица,                                 («Мотор» - сжимаем кулачки и вращаем)

Снег-снежок, снег-снежок,              (Сжимаем и разжимаем кулачки)

Замело дорожки,                               («Разглаживаем» дорожку сверху вниз)

Снег-снежок, снег-снежок,              (Сжимаем и разжимаем кулачки)

Тает на ладошке.                               (Переворачиваем ладошку вверх и смотрим на нее)

Воспитатель: «А кто это чирикнул? Это птичка! Вот хвост, вот крылья, вот клюв.

(Ученики  самостоятельно или в рамках сопряженных действий показывают хвост, крылья и клюв)

Как птичка машет крыльями?                 (машем руками как крыльями)

Как птичка зернышки клюет?»                (стучим пальчиками по ладошке)

Птичка бедная летала, птичка крыльями махала

Вот тебе крошки на моей ладошке

(Ученики показывают движения  самостоятельно или в рамках сопряженных действий )

Воспитатель:   « Птичкам зимой холодно. Нет еды. Давайте покормим птичку.

Положим  ей семечки в кормушку»

( Практические действия  с семечками  и кормушкой самостоятельно или в рамках сопряженных действий)

Воспитатель:   «Берем в руку совок. Набираем семечки и накладываем их в кормушку»

(алгоритм высыпания семечек в кормушку воспитатель предъявляет каждому ребенку)

«Ребята, вы молодцы, насыпали целую кормушку семечек, птицы не замерзнут. А нам пора возвращаться обратно»

Воспитатель: «Споем песенку про птичек»  (выполнение действий по тексту самостоятельно или в рамках сопряженных действий )

1.Летели две птички - ростом невелички                       (машем руками как крыльями)

   ай люли,  ай люли,  ай хорошие мои.

 2.Как они летели - все на них  глядели                          (ладони подносят к глазам)

   ай люли,  ай люли,  ай хорошие мои.

3.Весело скакали - зернышки клевали                     (стучим пальчиками по ладошке)

   ай люли,  ай люли,  ай хорошие мои.

4.Зернышки клевали - быстро улетали                            (машем руками как крыльями)        

   ай люли,  ай люли,  ай хорошие мои.

5.Как они прощались - крепко обнимались              (обхватываем себя руками)

   ай люли,  ай люли,  ай хорошие мои.

3.Подведение итогов, положительная оценка каждого ребенка

Воспитатель: «Ребята, вы все молодцы. Отлично поработали! Давайте повторим, что мы делали на уроке:

 

  • Вспомнили, что сейчас зима
  • Вспомнили, что зимой много снега
  • Вспомнили, что зимой холодно
  • Прокатились на паровозе
  • Потрогали снег
  • Положили птичкам семечки в кормушку

Мы молодцы! (жест «молодец!») Давайте сядем поближе, возьмем друг друга за руки

и  скажем, что мы молодцы.

 « Вот звенит у нас звонок, и закончился урок!» (воспитатель звонит в колокольчик).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи "Транспорт"

Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте. Задачи:Образовательные:уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»;закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действиях...

Конспект коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия.

Цель занятия: коррекция агрессивных проявлений у детей.Задачи занятия:- создание в группе доверительной обстановки;- тренировка умения выражать свои эмоции в мимике, пантомимике;- развитие навыков общ...

Конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия по курсу "Лексика" по теме "Составление описательного рассказа о двух предметах в сравнении с использованием сенсорно-графического плана. Фрукты."

Цели: расширение словаря существительных, прилагательных, антонимов; закрепление навыка образования относительных прилага­тельных; развитие связной речи; обучение составлению описатель­ного ра...

КОНСПЕКТ коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи с детьми старшего возраста «Весенние посиделки»

Занятие посвящено знакомству дошкольников с народными промыслами нижегородского края и автоматизации звука ц в связной речи....

Конспект коррекционно-развивающего занятия с элементами арт-терапии «Путешествие на сказочную полянку»

Цель занятия:  Создать условия для развития психических процессов у обучающихся, и стабилизации эмоционального фона детей посредством использования техники  рисования   эбру и...