Дифференциация звуков и букв Ц - Ч
план-конспект занятия по теме

Тимофеева Светлана Юрьевна

Логопедическое занятие с группой обучающихся 3, 4-го классов в количестве четырёх человек с логопедическим диагнозом: системное недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью лёгкой степени, дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания (один обучающийся с системным недоразвитием речи, обусловленным умственной отсталостью средней степени, сложной формой дисграфии).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_zvukov_i_bukv_ts_-_ch.docx49.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

Автор занятия: Тимофеева Светлана Юрьевна, учитель – логопед МБОУ «СОШ № 5» г. Кировска

Предмет: логопедия, комбинированное групповое занятие

Тема: Звуки [Ч’] - [Ц] и буквы «Ч», «Ц»

Продолжительность: 1 занятие, 40 минут

Класс: группа обучающихся 3, 4-го классов в количестве четырёх человек с логопедическим диагнозом: системное недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью лёгкой степени, дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания (один обучающийся с системным недоразвитием речи, обусловленным умственной отсталостью средней степени, сложной формой дисграфии).

Технологии: мультимедиа – презентация «Звуки [Ч’] - [Ц] и буквы Ч, Ц» с гиперссылками, готовый электронный продукт (логопедическая коррекционная программа «Игры для Тигры»), ресурсы сети Интернет (картинки).

Аннотация: данное занятие проводится в соответствии с рабочей программой «Коррекция дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания», из раздела «Дифференциация согласных смешиваемых  звуков». В ходе занятия обучающиеся уточняют и расширяют  знания о характеристике звуков, определяют наличие заданного звука и его место в словах, актуализируют словарь по теме «Признаки весны», закрепляют изученные правила правописания гласных после шипящих «ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ».

Подробный конспект

Цель занятия

Уточнить и расширить знания  детей по дифференциации звуков [Ч’] – [Ц] изолированно, в слогах, в словах и правильно обозначать их на письме.

Задачи  занятия

Образовательные: 

  • уточнение и сравнение артикуляции и произношения звуков [Ч’] и [Ц];
  • закрепление знаний детей о характеристике звуков;
  • повторение изученных правил правописания гласных после шипящих «ЧА -  ЩА, ЧУ – ЩУ»;
  • актуализация словаря детей по теме «Признаки весны»;

Коррекционные:

  • развитие фонематического слуха;
  • развитие звукобуквенного анализа  на уровне слога, слова;
  • развитие логического мышления;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие сукцессивных функций;
  • развитие глазодвигательных мышц;
  • расширение сенсомоторного репертуара.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к занятию;
  • воспитание культуры речевого общения;

развитие функции контроля и самоконтроля.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

ИКТ, элементы здоровьесберегающих технологий, наглядные, игровые, словесные методы и приёмы обучения.

Время реализации занятия

40 минут

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, закрепят ученики в ходе  занятия

В ходе занятия обучающиеся уточняют и расширяют  знания о характеристике звуков, определяют наличие заданного звука и его место в словах, актуализируют словарь по теме «Признаки весны», закрепляют изученные правила правописания гласных после шипящих «ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ».

Необходимое оборудование и материалы

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, символы для характеристики звуков, зеркала (на каждого ребёнка), мяч резиновый,  колечки «су-джок», мячи – «ёжики», тетради, ручки.

Дидактическое обеспечение  занятия

Мультимедиа - презентация, план-конспект занятия, CD-диск с коррекционной логопедической программой «Игры для Тигры»

Список учебной и дополнительной литературы

  1.  Куликовская Т.А. Массаж лицевых мышц. – М.: Книголюб, 2004.
  2. Кыласова Л.Е. Коррекция звукопроизношения у детей. – Волгоград: Учитель, 2011.
  3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Владос, 1999.
  4. Мазанова  Е.В. Коррекция акустической дисграфии. – М.: ГНОМ и Д, 2008.
  5. Мещерякова Н.П. Коррекция письменной речи в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2009.
  6. Никитина А.В. 33 лексические темы. – СПб.: КАРО, 2009.

Ход и содержание занятия,

деятельность учителя и учеников.

Мотивация учащихся

- Пришло письмо с сюрпризом. Увидеть его мы сможем, выполнив правильно все задания.

I. Организационный момент.

Развитие сукцессивных функций

- Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас на занятии.  

 Прочитайте слова  на экране. (Слайд №2)

  • Смотрю – вижу,
  • Слушаю – слышу,
  • Вижу, слышу, понимаю.
  • Понимаю – знаю!

  • - Если вы меня будете внимательно слушать, то наше занятие покажется увлекательным и познавательным.

- Какое время года по календарю? (Весна).  (Слайд №3)

- Какое время года было перед весной? (Зима). (Слайд №4)

- Какое время года настанет после весны? (Лето). (Слайд №5)

-Какое время года наступает после лета, но перед зимой? (Осень). (Слайд №6)

- Назовите все времена года по порядку.

II. Основная часть.

  1. Актуализация словаря по теме «Признаки весны».

Логопед:

- К нам пришло письмо. Чтобы узнать от кого, отгадайте, пожалуйста, загадку.

Я раскрываю почки в зелёные листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня…(Весна).

- Правильно, письмо от весны с заданием собрать разрезную картинку. В ходе занятия я буду выдавать по одной детали разрезной картинки за каждое правильно выполненное задание, а в конце мы сложим и увидим, что у нас получилось.

- Назовите весенние месяцы. (Март, апрель, май). (Слайд №7)

Если дети затрудняются в ответах, логопед читает стихотворение:

Идёт матушка – Весна,

Отворяй-ка ворота.

Первым март пришёл –

Белый снег сошёл.

А за ним и апрель

Отворил окно и дверь.

А уж как пришёл май –

Солнце в терем приглашай!

 - Какие изменения в природе и жизни животных происходят с приходом  весны. (Солнце теплее греет, снег тает – появляются проталины, сосульки тают – звенит капель, лёд на реке становится тоньше, на деревьях набухают почки, возвращаются перелётные птицы).

- Каких перелётных птиц вы знаете? (Ласточки, скворцы, грачи,…)

  1. Введение в тему занятия.

- Вот и к нам прилетели две птицы.

Логопед загадывает загадки:

 Всех перелетных птиц черней, 
Чистит пашню от червей, 
Взад-вперед по пашне вскачь, 
А зовётся птица... (Грач). (Слайд №8)

«Из дальних стран вернулся я,

Чтоб вас порадовать, друзья.

Весна пришла! Зиме – конец!» -

Пел у скворечника…(Скворец).

- Какой последний звук в слове «грач»? [ Ч’]

- Какой последний звук в слове «скворец»? [ Ц]

- Ребята, вы догадались, какие звуки мы будем различать сегодня на занятии? [Ч’] и [Ц].

- Какими буквами обозначаются эти звуки? «Ч» и «Ц»

- Какая тема занятия?

-Тема нашего занятия: «Различай звуки [Ч’] – [Ц] и буквы «Ч» - «Ц».

 Дети записывают в тетрадях кратко «ч – ц».

- Вспоминаем, как пишутся буквы «Ч», «Ц».

Прописная «ч» похожа на летящую чайку.

- Буква Ц! Такая цаца! Мастерица наряжаться,

Цепи ценные носить, как царица в них ходить!

Логопед показывает символы букв: ч – в виде чайки, ц – в форме цепи.

3.Самомассаж лицевых мышц. (Слайд №9)

- Чтобы чётко произносить звуки, выполним массаж лицевых мышц. Смотрим на экран и на меня, вспоминаем направление массажных движений и повторяем.

Мы весну встречаем с первыми ручьями.  (Поглаживающие

                                                                                     движения)  

Они весело бегут, звонко песенку поют.

Первые капели в полдень зазвенели.           (Постукивающие

                                                                                     движения)

Стал мороз весною слаб, снегу жарко: кап, кап, кап.

Шлёпаем по лужам после зимней стужи.    (Похлопывающие

                                                                                      движения)

Каждый год весной потоп. Под ногами: шлёп, шлёп, шлёп.

Льдинки звонкие разбились и поплыли по реке,

                                                                          (Зигзагообразные

                                                                                      движения)

И серёжки распушились на осине и ольхе.

Землю солнышко согрело, и трава зазеленела.

                                                                          (Поглаживающие

                                                                                       движения)

День весенний стал длиннее, небо ярче и синее.

Обогрела всех весна, пробудился лес от сна. (Спиралевидные

                                                                                       движения)

Все, кто спал, весной проснулись. Птицы с юга к нам вернулись.

Логопед читает стихотворение и выполняет соответствующие движения руками. Дети повторяют движения вместе с ним.

4.Уточнение и сравнение артикуляции и произношения звуков [Ч’] и [Ц]. (Слайд №10)

- Возьмите зеркала. Произносим поочерёдно звуки [Ч’] и [Ц], рассмотрим положение артикуляционных органов в момент произнесения и дадим характеристику этим звукам.

- Вспомните, пожалуйста, из каких звуков состоит звук [Ч’]?

Звук [Ч’] – сложный, он состоит из двух простых звуков - [Т’] и [Щ’].

       Звук [Ч’] - губы округлены (), слегка вытянуты вперёд. Кончик широкого языка поднят вверх (). Он вначале образует смычку-преграду (→|) с передней частью твёрдого нёба, а затем щель. Язык принимает форму «чашечки». Голосовые складки не работают, голоса нет. Воздушная струя тёплая (≈), быстрая, толчкообразная (●). Звук [Ч’] – согласный, так как есть преграда – язык, глухой, мягкий.

Звук произносится быстро, его нельзя тянуть.

- Вспомните, пожалуйста, из каких звуков состоит звук [Ц]?

 Звук [Ц] – сложный, он состоит из двух простых звуков - [Т] и [С].

   Звук [Ц] - губы улыбаются (   ). Кончик широкого языка упирается в нижние передние зубы (). Передняя часть спинки языка вначале образует смычку-преграду с верхними зубами, а затем щель. Голосовые складки не работают, голоса нет. Воздушная струя быстрая (●), холодная (≈), направлена вниз по желобку, расположенному по средней линии языка. Звук [Ц] - согласный, так как есть преграда (→|) – язык, глухой, твёрдый.

При объяснении дети показывают символы (для характеристики звуков). Для проверки эти символы появляются на экране. В тетрадях записывают таблицу со сравнительными фонетическими и артикуляционными характеристиками звуков.

5. Сравнение звуков [Ч’] – [Ц] по таблице. (Слайд №11)

- По таблице на экране и в тетрадях определяем общее: губы округлены, язык образует преграду, нет голоса,  струя воздуха – быстрая, толчкообразная (символы →|, ≈, )  и разницу: при произнесении звука [Ч’] губы округлены, воздушная струя тёплая; у звука [Ц] – губы в улыбке, воздушная струя холодная. Символы  меняем на слова «согласный, глухой, сложный». Символы различия оставляем.

«Поезд мчится, и пыхтит,

И колёсами стучит: Ч – Ч – Ч – Ч» (быстро произносим).

Цапля, стоя на крыльце, объясняет букву «Ц».

- Подойди, цыплёнок Цып!

Повторяй-ка, Ц – Ц – Ц!      (быстро произносим).

  1. Физминутка (расширение сенсомоторного репертуара, речь с движениями).

По дороге долго, долго,                 (Маршируют.)

Взявшись за руки, мы шли            (Берут друг друга за руки.)

Усидеть весною дома                     (Руки на пояс.)

Мы с друзьями не смогли.      

Светит солнце ярко, ярко,      (Поднимают руки вверх,     сжимают и разжимают пальцы рук.)

От цветов пестреет луг,                    (Хлопают в ладоши.)

В небе радуга, как арка,                 (В воздухе рисуют радугу.)

Из семи лучистых дуг.

  1. Фонетическая зарядка.

- Проговариваем чистоговорки. Слушаем, читаем и повторяем. (Слайд №12)

            ЧА – ЧА – ЧА - нос-то чёрный у грача.

ЧУ – ЧУ – ЧУ - каши гречневой хочу!

ЧУ – ЧУ – ЧУ - вот тебе я покричу!

ЧО – ЧО – ЧО – греет солнце горячо.

ЦО – ЦО – ЦО – снесла курица яйцо.

ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ – летят на юг скворцы.

ЦУ – ЦУ – ЦУ – дали нам по огурцу.

ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ – мы помыли огурцы.

ЦЕ – ЦЕ – ЦЕ – много зёрен в огурце.

  1. Зрительная гимнастика по тренажёру В.Ф. Базарного.

  1. Игры с мячом.

«Перевёртыши».

- Я буду бросать мяч, называя слоги, слова. Вы мне его возвращаете, меняя звук [Ц] на [Ч’] или [Ч’] на [Ц].

Ча - …, цо - …, цу - ... ,чи - …, ац - …, уч - …, оца - …, ачу - …,уцу -….

 

«В стране гномов»

- Я буду бросать мяч, называя слова. Вы возвращаете его, проговаривая те же слова в уменьшительно-ласкательной форме.

        Овца – овечка, крыльцо - …, кольцо - …, пуговица - …, рукавица - …, луковица - …, водица - …, страница - …, теплица - …, птица - …, синица - …, палец - …, птенец - …, заяц - …, огурец - …, цветок - … .

  1.  Пальчиковая гимнастика.

Логопед читает стихотворение и выполняет соответствующие движения руками, используя колечки «су-джок», мячики «Ёжики». Дети повторяют движения вместе с ним.

Упражнение «Птенцы» (нанизывают колечки на пальцы, растирают, начиная с кончиков, последовательно соединяют все пальцы правой руки, левой руки с большим пальцем, поочерёдно загибают  и разгибают пальцы, начиная с большого, и наоборот).

            Птичек мы окольцевали,

Наблюдали, узнавали,

Улетев, в какие дали,

Где морозы переждали,

Что пернатые клевали,

Гнёзда, где свои свивали,

Где вы яйца отложили,

Как вы бури пережили,

Сколько вы, в конце концов,

В гнёздах вывели птенцов?

Клювы из гнезда торчат,

Птенчики в гнезде пищат:

«Где же мама, где же папа?

Почему к нам не летят?»

Упражнение «Колючий ёж» (катают мячик между ладонями, с тыльной стороны)

Я мячом круги катаю,

Взад – вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Дифференцированный подход

  1.  Работа в тетрадях. (Слайды  №13-№26)

- Паровозик и щётка приготовили для вас картинки, они будут появляться на слайдах. Вы называете картинку, определяете какой звук в названии  ([Ч’] или [Ц]) и где он находится (в начале, середине или конце слова). Запишите в тетрадях в столбик под соответствующей буквой.

            Запомни: ча – ща пишут с «а»,

            Чу – щу – только с «у»!

Один обучающийся со сложной формой дисграфии работает на компьютере по программе «Игры для Тигры», выполняя аналогичные задания, но на более простом речевом материале и в игровой форме.

Игры «Четвёртый лишний», «Поезд».

III. Итог занятия

- Наше занятие подходит к концу. Вы отлично справились со всеми заданиями. Давайте из частей разрезной картинки составим целую. Что получилось?

Дети выкладывают изображение весны.

- Вы меня порадовали. И я хочу вас похвалить и угостить чем-то вкусным, в названии которого тоже есть звук [Ч’]. Угадайте.

В гости к нам приехал пупс,

Под названьем …(Чупа – чупс!) (Слайд № 27)

Рефлексия деятельности на занятии

- Какие звуки мы сегодня сравнивали на занятии?

- Чем они похожи и чем отличаются?

- О каком времени года мы говорили?

- Назовите приметы весны.

- Что вы сегодня узнали на занятии?

- Какое задание вам понравилось?

Домашнее задание  

Раскрасить картинки перелётных птиц.

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

http://tajine.ru/chaynik-bordoviy-91010038060000-le-creuset.html - чайник

http://forum.myrybinsk.ru/attached_img/171209.jpg - рукавицы

http://ugabuga.ru/files/monsters/drev_mif/bochka2.jpg - бочка

http://aquadomik.ru/wp-content/uploads/2009/11/raspisnaya-cherepaha.jpg - черепаха

http://baikal24-sport.ru/public/images/upload/image1382938740372.jpg - кольца http://www.photoshop.kulichki.net/lessons/photofx/37/final.jpg - мяч

http://storage.azh.kz/archive/5008/fd/72/a85f88/78/75/030/000/photos/3867305010.jpg/full.jpg- солнце http://akak.ru/recipes/pictures/000/001/820_big.jpg - очки

http://img.second.by/u2/lots/30086/55069899575479_480.jpg - огурцы

http://www.motto.net.ua/pic/201209/1600x1200/motto.net.ua-8461.jpg - цветы

http://900igr.net/datai/literatura/Blok-Aleksandr/0012-008-Svecha.jpg - свеча

http://images.colourbox.com/thumb_COLOURBOX6045896.jpg - индеец

http://www.lenagold.ru/fon/clipart/k/kluc.html - ключ

http://4.bp.blogspot.com/-mBgY2s5dItE/T0vCd_DPXVI/AAAAAAAALm8/oJQ18YpJlDk/s1600/%D0%92%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B0+7.jpg - весна

http://uralpolit.ru/sites/fedpress/files/daktry/news/ciplyata.jpeg - цыплята

http://www.tourblogger.ru/sites/default/files/tournews/anons/winter_0078.jpg - зима

http://www.newizv.ru/images/photos/big/20080318105259_grach_B.gif  - грач

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/7/94/434/94434198_535.jpg - скворец

http://slovco.in/images/bukva_ch.png - буква «ч»

http://yahooeu.ru/uploads/posts/09/05/01/24/yahooeu_ru_20.jpg - буква «ц»

http://detkivkletke.ru/wp-content/uploads/2011/04/85acd8b597ddt.jpg - паровозик

http://caricatura.ru/parad/euro/pic/21412.jpg - цапля

http://900igr.net/data/tsvet-i-forma/Zvuki-tuk.files/0006-009-Kolokolchik-zvenit-DIN-DIN.jpg - колокольчик

http://www.o-prirode.com/photo/37-0-2569 - лето

http://st.gdefon.ru/wallpapers_original/wallpapers/150875_osen_listopad_listya_derevya_1920x1200_(www.GdeFon.ru).jpg -осень

http://discovery-ru.livejournal.com/pics/catalog/273/4895 -  карамель (чупа – чупс)

В помощь учителю

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Использование мультимедиа презентаций  в работе учителя-логопеда специальных (коррекционных) классов позволяет достигать лучших результатов в усвоении тем по дифференциации звуков. Яркие картинки, анимация привлекают внимание учащихся и поддерживают интерес к упражнениям на протяжении всего занятия.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

Данная презентация используется на последующих этапах по дифференциации звуков «Ч» - «Ц» в словосочетаниях, предложениях и текстах, выборочно некоторые слайды – при изучении лексических тем «Зима», «Лето», «Осень»,   «Перелётные птицы».

Подобные презентации целесообразно применять при изучении различных дифференциаций  звуков (гласных – согласных, твёрдых – мягких, звонких – глухих, свистящих – шипящих).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.

В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....

Дифференциация звуков и букв У-О

Логопедическое занятие для учащихся вторых классов с использованием специальных ЭОР,воспроизведение которых дидактически наиболее обосновано на интерактивной доске....

Групповое занятие"Дифференциация звуков и букв Ж-Ш"

В занятии дифференцируются звуки и буквы Ж-Ш в слогах, словах, предложениях....

«Комплекс логопедических приёмов по дифференциации звуков и букв в устной и письменной речи»

Конспект разработан для учащихся 3-х классов, имеющих нарушения письменной речи. Данные приёмы можно использовать для коррекции устной речи....

Конспект занятия "Дифференциация звуков и букв с - з" (обобщающий урок)

Представлен план-конспект группового занятия в коррекционном 4 классе VII вида ....

"Дифференциация звуков и букв ч-щ в предложениях" 2 класс

Конспект открытого логопедического урока по теме " Дифференциация звуков и букв ч-щ в предложениях "...

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков и букв Ж - З»

Цели занятия:- сравнение звуков по акустическим и артикуляционным признакам.- совершенствование фонематического восприятия.- развитие звукового анализа, тактильных ощущений, мелкой моторики.- формиров...