Занятие по логопедии
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Воронова Светлана Дмитриевна

Занятие по логопедии "Однозначные и многозначные слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_logopedii_odnoznachnye_i_mnogoznachnye_slova.rar706.77 КБ

Предварительный просмотр:

ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 26 V вида»

Занятие
с группой учащихся, имеющих диагноз «дизорфография»

Тема: «Однозначные и многозначные слова.

Составила

учитель - логопед Воронова С.Д.

Цели:

1) закрепить и расширить знания об однозначных и многозначных словах;

2) закрепить навык анализа лексики, распознавания однозначных и многозначных слов;

3)    расширять и активизировать словарный запас.

Задачи урока:

1. Коррекционная: расширить знания  о многозначных и однозначных словах.

   2. Лексическая:  учить определять в каком лексическом значении употреблено многозначное слово;  приобретение навыков работы со словарём.

   3.Речевая: пополнение словарного запаса учащихся.

   4. Познавательная:  ценностное отношение к слову, уважение к родному  языку.                        

  5.  Развивать внимание, образное мышление, языковую   культуру, умение сравнивать и анализировать.

План занятия:

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

1. Введение в тему. Постановка проблемного вопроса.

2. Определения: однозначные, многозначные.

3. Лексическое значение многозначных слов.

          4. Работа с признаками многозначности слова.

5. Дифференциация однозначных и многозначных слов.

6. Динамическая пауза.

7. Письмо по памяти.

III. Подведение итогов.

-А с чего же мы начнем? (надо выяснить тему урока)

-Предлагаю вам стихотворение из «Ларца мудрых мыслей». Его нашел Саша с воспитателем в библиотеке.

                 «Я ко всем наукам ключ имею.

                   Я со всей вселенною знаком.

                   Это потому, что я владею

                   Русским всеохватным  языком».   (С. П.Данилов)

- Что значит владеть русским языком?  (правильно и красиво говорить,  любить русский язык,  расширять свой словарный запас).

-Знаете ли вы лексическое значение слова «всеохватный»? (выслушать ответы, если нет, то ответит Саша).

- Саша  обещал узнать значение этого слова. Где ты искал информацию? (в библиотеке, Людмила Петровна помогла, вот книга).

 -А вы о чем-то хотите меня спросить? (почему слова выделены красным цветом?)

-Они помогут нам определить тему урока.

- Что объединяет эти слова? Обсудите  (существительные, неодушевленные).

-Какую большую тему изучаете на уроках русского языка? (лексика) (значение слов)

-Попробуйте теперь обсудить. Что общего у этих слов?

-Кто готов поделиться мыслями? (язык- несколько значений, ключ тоже)

-Сколько значений слова «ключ» и слова «язык» вы назвали? ( 5, несколько,  много), назовите.

-Если у слов 2 значения, то, как мы их назовем? (двузначные)

-А если три? (трехзначные)

-Но  у нас не урок  математики, а урок русского языка.

-Если у слов много значений, то, как мы их назовем? (многозначные).

-Если есть слова многозначные, то какие еще есть? (однозначные).

(Если дети не могли правильно назвать определение слов, то открыть слайд)

- Кто из вас назовет тему нашего урока?

-Это мы так назвали эти слова, а теперь прочтите определения. (слайд)

-Как же называются слова, у которых только одно значение?

-А если много?

Попытайтесь сформулировать задание? (тренироваться в определении лексических значений слов).

Ответьте на следующие вопросы:

Какой косой нельзя косить? (слайд)

Какой иглой не сошьешь рубашку? (слайд)

- Откройте толковый словарь русского языка и выпишите значение слова «земля» (выпишите лексические значения слова в тетрадь). Кто выписал 1-е значение? Кто выписал 2-ое значение?

В каких из данных ниже словосочетаниях слово «земля» употребляется в значении: планета, суша, территория, почва, край? (слайд)

Земля отцов. Вращение земли. Песчаная земля. Увидели землю. Колхозная земля.

- Какие это части речи? (существительные).

- Какие еще части речи могут быть многозначными?  (ответ).

Рассмотрим многозначность слова «золотой» (слайд).

  • золотой, от расцветших одуванчиков луг;
  • золотая голова;
  • золотые руки;
  • золотое сердце;
  • золотая душа.

Какую часть речи мы рассмотрим? Придумать предложение с данными словосочетаниями.

А теперь о многозначности глаголов.  Поясните значение слова «разбить» в предложениях (слайд).

Петя разбил себе нос. Туристы разбили палатку на берегу реки. Разбили врага наголову… Лесоводы разбили участок под посадку саженцев.

МИНУТКА ОТДЫХА. Найдите однозначные слова.

 Как только услышите однозначное слово – хлопните в ладоши. Приготовились…

Ключ, колокольчик, небо, хлеб, карандаш, черствый, подошва, нос, автобус, тротуар, ручка.

Письмо по памяти (перед записью работает над орфографией и пунктуацией)

        

Я от солнца, от огня,

Яркий луч несет меня.

Но бывает смысл иной:

Весь огромный шар земной (свет)

 - Какое слово по значению? Докажите. (свет огня, свет солнца, объехать весь свет)

-Зарядка для глаз.

- Посмотрите и прочитайте слова на стене про себя.

-Зафиксируйте голову. Найдите слово на стене  по его описанию и прочитайте вслух.

-Есть у человека на лице и у лодки есть. (нос)

-Есть у птицы и у самолета. (крыло) (хвост)

-Оно светит нам с небосвода. (солнце)

-Есть у стола и у гриба. (ножка)

-Это зверек и грибок. (лисичка)

-Какое слово лишнее?

-Какое оно?

-А остальные?

- Какие  слова называются однозначными. Какие многозначными.

 - Закройте глаза. И по цепочке называйте  многозначное слово. (дальше)

-Достаточно.

Отгадать загадки:

  • Какую часть слова можно найти в земле? (корень)
  • Что можно разбить, получив за это не выговор, а благодарность? (грядки)
  • Какую строчку не прочтет ни один грамотей? (швейную)

Итог урока

- Какова тема нашего урока?

-Какую цель вы ставили перед собой? (закрепить и расширить знания об однозначных и многозначных словах)

-Что мы делали, чтобы достичь цели? (обсуждали, тренировались)

-Что помогло вам сегодня раскрыть тему урока. (Желание узнать новое, словарь, наши знания, взаимовыручка, работа в парах, учитель,..)

Сколько лексических значений может иметь слово? Как называются эти слова?

-Сейчас вы должны оценить свою работу за урок.

-Я благодарю Сашу за проведенную работу по поиску значения слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий на индивидуальных коррекционно-логопедических занятиях, журнал "ЛОГОПЕД" № 3, 2011 г.

Представлены авторские компьютерные игры-презентации по автоматизации поставленных звуков на разных этапах работы....

Открытое занятие по логопедии Тема: Автоматизация звука [С ] в слогах и словах со стечением согласных.

конспект индивидуального занятия для ребенка с дизартрией и моторной алалией...

Когда начитать занятия с логопедом

Статья будет полезна родителям, которые беспокоются о развитии речи ребенка...

Конспект занятия по логопедии. Тема: "Дифференциация звуков Ш-Ж".

Занятие по логопедии в коррекционной школе 8 вида. Вид занятия: повторение....

конспект фронтального занятия по логопедии "Звук и буква р"

Занятие направлено на развитие фонетико-фонематических представлений, профилактику дисграфии, также продолжается работа над звуко-буквенным анализом слов....

для чего нужны занятия с логопедом.

Если не исправить у ребенка произношение до школы, то потом это сделать очень трудно, так как оно закрепляется и входит в привычку....

План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему: КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА И ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДАИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"(ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ).УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МИЛЛЕР ОЛЬГА ВИКТОРОВНА....