Главные вкладки

    Индивидуальное занятие по РСВ и обучению произношения в 8 классе (класс со сложной структурой дефекта)
    план-конспект занятия (8 класс) на тему

    Один из серии занятий на тему:" Я Петербуржец".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok1.doc72 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учитель-дефектолог Корнеева Ольга Филипповна

    Аннотация к занятию по РСВ и обучению произношения в 8  "к" классе (класс со сложной структурой дефекта.

    Представленное занятие - очередное в разделе "Я Петербуржец". Работа по данной теме продолжалась на протяжении всего учебного года.  

     Первая часть занятия-упражнения в словесном ударении и дифференциация произносительных навыков звуков  Д-Т, хотя  данные звуки у  ученика  поставлены, однако в устной речи  требуют  постоянного контроля.  При   работа над словесным ударением,  в помощь учащемуся предлагалось воспринимать ударный слог на слух и  связывать произношение с  движением отстукиванием и  отхлопыванием.   Учитывая реальные возможности и  те особенности мыслительной деятельности ,  которые  характерны для ученика, я уделила особое   внимание  правильному отбору речевого материала, для успешной работы на занятии.  В этой части занятия  были использованы различные виды работ:  чтение слогов,  слов,  составление словосочетаний и предложений.

    Речевой материал  первой части занятия ( работа над словесным ударением и звуками Д-Т),  слоги, слова, составление словосочетаний и предложений  эффективно подготовили ученика  к распознаванию текста на слух.

     Вторая часть занятия  - работа над  текстом  проводилась на рабочем расстоянии ученика ,  в этой части занятия практиковались различные виды речевой деятельности :  подражание,  ответы на вопросы, называние иллюстраций,   работа с деформированным текстом:   ученик читал предложения после его различения на слух.  Ученик  воспринимал  текст на слух и воспроизводил  его с соблюдением словесного ударения и правил орфоэпии.

    На мой взгляд, была достигнута  одна из главных целей  занятия - ученик  выказывал явный интерес и желание активно работать над исправлением собственной речи.

                                 

    Тема занятия:

    1. Словесное ударение.
    2. Дифференциация звуков «Д-Т».
    3. Текст «Наш любимый город».

    Цели занятия.

    Цели по обучению произношения.

    • Дифференциация звуков  "Д-Т"
    • Автоматизация звуков " Д-Т" в различных позициях.
    • Развитие навыков самоконтроля за соблюдением словесного ударения.
    • Соблюдение правил орфоэпии по надстрочным знакам.
    • Развитие логического мышления.

                   Цели по развитию слухового восприятия.

    • Различение, распознавания на слух речевого материала по тексту: "Наш любимый город".

    Задачи:

    Обучающая:

    • добиться четкого произнесения звуков Д-Т;
    • закрепить правильное произношение звуков Д-Т изолированно;
    • в прямых слогах, словах, предложениях;
    • развивать навыки  в восприятии  на слух программного материала;
    • развивать слуховое восприятие в условиях нестандартной ситуации;
    • добиваться правильного словесного ударения в различных словах.

    Коррекционно-развивающая:

    • содействовать реабилитации личности ребенка;
    • развитие навыков самоконтроля за соблюдением словесного ударения;
    • способствовать автоматизированию  навыка произношения звуков Д-Т в самостоятельной речи;
    • развивать слуховое внимание, память, воображение и мышление;
    • создать условия для формирования учебных навыков.

    Воспитательные: 

    • формировать положительную мотивацию на занятия;
    • воспитывать интерес и желание активно работать над исправлением собственной речи.
    • создавать условия для формирования учебных навыков ;
    • прививать интерес, любознательность и любовь к родному городу.

    Оборудование:

    • таблички (труднопроизносимые слова);
    • картинки  и иллюстрации города Спб;
    • таблички со словами для составления словосочетаний и предложений;
    • профили звуков Д-Т;
    • зеркало;
    • экран.

    План занятия:

    1. Организационный момент.
    2. Работа над словесным ударением.
    3. Работа с профилями.
    4. Развитие фонематического слуха.
    5. Чтение слогов и слов.
    6. Составление словосочетаний и предложений.
    7. Работа с текстом «Наш любимый город».
    8. Работа без ЗУА.
    9. Итог занятия.

    Ход занятия:

    I.Организация начала занятия.  

    -Здравствуй Артем.

    -Здравствуйте.

    - Как ты меня слышишь?

    -Я слышу хорошо.

    II. Словесное ударение.

                      -   Ты помнишь правило:

                Ударный слог говорим протяжнее и громче.

    - Прочитай, выделяя голосом  ударный слог.

    таТА

    ТА та

    таТАта

    татаТА

                                                                                                                                           

         - Прочитай слова, правильно поставь ударение и соблюдай правила орфоэпии.

     ПРОСПЕКТ    ЛЮБИМЫЙ НЕВСКИЙ ОСНОВАН ГЛАВНАЯ УЛИЦА

        III. Работа с профилями.

    Сегодня мы продолжим работу над звуками Д-Т.

    Посмотри на профили этих звуков.

    Чем они похожи?

    Кончик языка вверху.

    В чем различие этих звуков?

    При звуке Д есть голос, при звуке Т голоса нет.

    Звук Д - звонкий звук.

    Звук Т - глухой звук.          

                                                                                                             

        IV. Развитие фонематического звука.

    Артем, вот тебе две табличку когда услышишь один из данных звуков подними табличку.

    ДОБРЫЙ ТОЧКА ДВОРЕЦ ВОДА ПОДАРОК МАШИНА ИСТОРИЯ ТАКСИ ПЕТЕРБУРГ ЗАДАЧА СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

    V. Чтение слогов, слов,  чистоговорок.

    Да-да

    да-да-та

    да-та-та

    да-та-да-та

    ду-ту-ду-ту

    ды-ты-ды-ты

    до-то-до-то

    Дом-том

    дам-там

    дочка-точка

    дачка-тачка

    доля-Толя

    Та-да-та Вот вода.

    Ту-ту-ту Я иду.

    VI. Составь словосочетания и предложения.

    Разложи по двум колонкам существительные и прилагательные, затем

    составь словосочетания.

    Прилагательное

    Существительное

    дождливый

    всадник

    летний

    проспект

    Невский

    Петербург

    дворцовый

    сад

    медный

    мост

    Составь предложения из полученных словосочетаний.

    Невский проспект - главная улица Петербурга.

    Медный всадник памятник - Петру I.

                               II. часть

    Развитие слухового восприятия.

    Учитель читает текст на слух, предварительно посадив ученика на рабочее расстояние.

    Город Санкт-Петербург начали стоить  27 мая 1703 года.

    Петр I решил строить город на Заячьем острове.

    В Петербурге много рек и каналов.

    Медный всадник - памятник Петру I.

    Невский проспект - главная улица Петербурга.

    -Что ты слушал?

    -Я слушал текст.

    -О чем текст?

    -О Петербурге.

    -Послушай текст еще раз. (Учитель читает текст второй раз).

    -Какие слова ты услышал? Медный всадник, Невский проспект. (Учитель сопровождает ответы ученика иллюстрациями).

    -Слушай текст еще раз. Учитель читает текст по предложениям, перед учеником лежат предложения из текста вперемежку, ученик находит предложение и читает его.

    -Прочитай текст полностью. Что у нас получилось?

    -Текст.

    -Как бы ты его назвал?

    -Я назвала его "Наш любимый город".

    Работа без ЗУА.

    -Сними аппараты. Слушай внимательно.

    -Любимый, Город, Медный всадник, Невский проспект.

    Итог занятия: Ты сегодня отлично поработал, спасибо тебе!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс. Организация обучения и содержания детей со сложной структурой дефекта.

    В настоящее время среди воспитанников образовательных учреждений увеличилось число детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии . К множественным нарушениям детского развития относят сочета...

    Особенности контроля и оценки учащихся со сложной структурой дефекта в первом классе: безотметочное обучение.

    Статья посвещена проблеме несформированности адекватной оценки учащихся со сложной структурой дефекта своей учебной деятельности. Предлагаются пути решения указанной проблемы....

    конспект интегрированного логопедического занятия в классе детей со сложной структурой дефекта "Наш город"

    Цель занятия – развитие коммуникативных функций речи у детей с тяжелыми нарушениями психической деятельности на материале ознакомления с окружающим миром, включает краеведение и культурное досто...

    Индивидуальное занятие по РСВ и обучению произношения в 7 классе (класс со сложной структурой дефекта)

    Открытое занятие по развитию слухового восприятия и обучению произношению...

    Адаптированная рабочая программа по чтению и письму для индивидуального обучения на дому ученика со сложной структурой дефекта

    Адаптированная рабочая программа по предметам письмо и чтение разработана для индивидуального обучения на дому ученика со сложной структурой дефекта (атипичный аутизм, нарушение зрения, полное отсутст...

    Итоги экзамена по общественно- полезному труду в классах со со сложной структурой дефекта

    В сообщении излагаются  этапы подготовки к  экзамену по профильному труду в классах со со сложной структурой дефекта...

    Адаптированная рабочая программа по предмету "Письмо", "Чтение" для инди дуального обучения на дому подростка с о сложной структурой дефекта, 9 класс

    Двнная рабочая программа разработана для обучающегося на дому со сложной структурой дефекта, 9 класс...