Развитие невербальных средств коммуникации как составная часть процесса обучения связной речи детей с ОНР.
статья по теме

Хомякова Светлана Евгеньевна

В статье выявлена необходимость развития невербальных средств коммуникации у детей с ОНР в процессе развития связной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие невербальных средств коммуникации как составная часть процесса обучения связной речи детей с ОНР.

   Речевое развитие ребёнка осуществляется в процессе его социализации определяется прежде всего характером взаимодействия со взрослыми. На ранних этапах взаимодействия у ребёнка начинают складываться первичные представления об окружающем мире. Основными средствами в этом взаимодействии выступают различные движения и слова матери. Благодаря этому общению намечаются две взаимосвязанные линии в развитии коммуникативных способностей ребёнка: вербальная и невербальная коммуникация. В дальнейшем оба средства коммуникации выступают в ситуациях межличностного речевого взаимодействия в совмещённом виде, представляя тем самым структурно-семантическое единство целостного коммуникативного процесса, что обеспечивает информационную содержательность высказываний и одновременно их эмоциональную и экспрессивную выразительность.

  В нашей стране и за рубежом проводились исследования о роли и использовании невербальных средств общения между людьми.

A. Mehrabian приводит данные, согласно которым в ходе коммуникативного акта вербальными средствами сообщается лишь 7% информации, 38% передаётся при помощи звуковых средств и 55% информации передаётся с помощью невербальных и незвуковых средств.

В своих исследованиях И.Н.Горелов показал, что невербальные компоненты могут выполнять основные определяемые языкознанием функции естественного языкового знака, т.е. фактически заменять текст.

Интонация, по мысли Жинкина Н.И., связывает текстовые компоненты в единый динамический поток, который образует устойчивое равновесие в процессе разговорной коммуникации.

 Без учета жестов, по мнению Петровой Е. А.,  невозможно создать полноценную речевую продукцию.

Невербальная коммуникация детей с ОНР имеет специфический характер, что она количественно и качественно отличается от таковой у детей с нормой речевого развития. Дошкольники с ОНР используют и понимают более простые средства невербального общения (движения, жесты, мимику, взгляды), характерные для детей более раннего возраста. Из анализа литературы и моих собственных наблюдений следует, что у дошкольников с ОНР нарушение коммуникации не ограничивается речевым компонентом, а охватывает всю коммуникативную систему в целом, включая её невербальную составляющую. Недостаточность коммуникативных возможностей затрудняет взаимодействие детей с ОНР с другими людьми, расстраивает процесс формирования у них представлений об окружающем мире, нарушает речемыслительную деятельность, что в целом ведёт к смещению сроков становления предметного и других форм сознания, к деформированному развитию личности с речевой патологией.

К числу важнейших задач логопедической работы с детьми с ОНР относится формирование у них связной монологической речи. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у таких детей обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы-фонетико-фонематического, лексического, грамматического, а также недостаточной сформированностью смысловой стороны речи. Поиск новых, более эффективных способов обучения на современном этапе связан с широким использованием в логопедической работе новых технических средств. Такие способы усиливают наглядность и тем самым повышают осознанность воспринимаемого материала. Просмотр красочных картин, использование музыки для более точной характеристики героев вызывают у детей различные эмоциональные переживания и благоприятно влияют на познавательную деятельность, обогащают её чувственную основу.

Из изложенного со всей очевидностью вытекает вывод о необходимости целенаправленной работы по развитию невербальной коммуникации у дошкольников с ОНР, проведение которой особенно важно на ранних этапах коррекционного воздействия. Необходимо системно и целенаправленно вырабатывать у детей умения и навыки применения невербальных средств коммуникации в моделируемых ситуациях общения (игры-драматизации, музыкальные и другие занятия, самостоятельные игры, бытовые ситуации…) Учить выражать с помощью невербальных средств различные эмоциональные состояния.

Результаты проведённой коррекционно-развивающей работы по формированию невербальных средств общения у дошкольников с ОНР показали не только положительную динамику в количественном и качественном состоянии невербальной коммуникации детей, но и их возросшие коммуникативные возможности в целом. К концу обучения у детей повысилась социальная активность: они стали инициативнее вступать в межличностные взаимодействия со сверстниками и взрослыми, использовать разнообразные средства невербального общения, их эмоциональные проявления приобрели более выразительный характер. Развитие невербальной коммуникации требует разработки направлений специального коррекционно-педагогического воздействия.

Основной целью обучения детей становится развитие у дошкольников умения воспроизводить различные типы интонационного оформления высказываний. При этом они должны научиться произвольно использовать интонационные средства в соответствии с коммуникативной направленностью,  со смыслом высказывания и его эмоциональным значением.

Литература:

  1. Горелов И.Н.  Невербальные компоненты коммуникации. – М.: Наука, 1980.
  2. Петрова Е.А.  Жесты в педагогическом процессе. – М., 1999.
  3. Жинкин Н.И.  Речь как проводник информации. – М.: Наука, 1980.
  4. Mehrabian A.  Silent Messages. – Belmont,  California:  Wadsworth, 1971.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучению связной речи детей старшего дошкольного возраста

Здесь представлены конкретные рекомендации по формированию связной речи детей....

Домашнее задание как составная часть процесса обучения в географии

Домашнее задание как составная часть процесса обучения в географии      Домашнее задание преследует очень важные задачи. Это повторение ранее полученных знаний, кото...

Использование игрового пособия "Угадай -ка" для развития связной речи детей с общим недоразвитием речи

В данной статье даётся подробное описание игрового пособия "Угадай -ка" , направленного на развитие связной речи детей с ОНР. Это игровое пособие является адаптированным и усовершенствованным вар...

Опыта работы по теме "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами наглядного моделирования"

Непосредственно образовательная деятельность учителя -логопеда по теме "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами наглядного моделирования. (Лексическая тема: "Зима"...

Интегрированное занятие по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами в процессе восприятия репродукций картин И.К.Айвазовского

В процессе занятия  дети расширяют знания о картинах И.К.Айвазовского, учатся пересказывать, понимать музыку, отображать характер моря в цвете....