Каждой вещи - свое место
классный час на тему

Ижетникова Екатерина Владиславовна

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovch_kazhdoy_veshchi_svoe_mesto_izhetnikova_e.v.docx220.76 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

КС (К) ОУ «Саланчикская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат»  Минобразования Чувашии

Каждой вещи  - свое место

(методика организации и проведения реабилитационного (коррекционного) занятия по социализации детей с ОВЗ в специальных (коррекционных)  общеобразовательных учреждениях)

Ижетникова Екатерина Владиславовна                                          

      воспитатель

КС (К) ОУ «Саланчикской специальной (коррекционной)

общеобразовательной школы-интернат»  Минобразования Чувашии

                                                                     

Саланчик 2012

Пояснительная записка

Область применения: методика организации и проведения реабилитационного (коррекционного) занятия по социализации детей с ОВЗ в специальных (коррекционных)  общеобразовательных учреждениях.

Возраст обучающихся: 8-10 лет, ученики 1 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида.

Время: 30 минут.

Цели: научить детей бережному отношению к вещам, соблюдению порядка при их использовании.

Задачи: развитие воображения через создание новых образов; работа над формированием навыков коллективной работы в процессе создания совместной работы; формирование навыков развернутой устной речи в ходе обсуждения различных познавательных историй; активизация наглядно-образного мышления детей в случае применения сюжетно-ролевой игры; воздействие положительного результата действий детей на высокое эмоциональное состояние участников занятия.

Формы и методы реализации: реабилитационное (коррекционное) занятие групповой  формы  численностью до 12 человек. В процессе работы применяется игротерапия, арттерапия, куклотерапия. Работа с группой разделена на четыре этапа:

1-й этап «Введение в тему». Педагог с помощью пальчиковой куклы бабушки-волшебницы Мари производит введение в тему участников занятия.

2-й этап «Обсуждение ситуации». Педагог зачитывает фрагменты рассказов и стихотворения. После прочтения  группе задаются вопросы для обсуждения.

3-й этап «Сюжетно-ролевая игра «Милый домик на опушке». Ведущей формой работы на данном этапе занятия является игра. Она для ребенка является формой реализации активности и сферой жизнедеятельности, где он получает удовольствие. Воссоздаваемые в игре реальные и воображаемые предметы, образы, игрушки помогают ребенку познать окружающий мир, приучают его к целенаправленной деятельности, способствуют развитию мышления, памяти, речи, эмоций.  Дети выполняют групповую работу в технике коллажа на тему «Милый домик на опушке». На экране  в виде презентации, детям предстает образ красивого домика, который может быть нарисован, как ими самими, так и детьми  старшего возраста. В дальнейшем идет пошаговая работа по созданию коллажа. Шаг 1-й: Группе выдается лист ватмана с контурами дома, карточки с изображениями  его внутреннего интерьера, а также с изображениями его внешнего окружения. Задача детей приклеить предметы по своим местам. Шаг 2-й: Дети с помощью фломастера дорисовывают недостающие предметы интерьера  в определенные места в доме. Шаг 3-й:  Дети с помощью фломастеров  на коллаже должны нарисовать жителей этого дома. Перед зарисовкой  проходит обсуждение: дети выбирают героев, которыми они хотели бы быть. Распределяя роли в игре, и, общаясь друг с другом, в соответствии с принятыми ролями (мама-ребенок и др.), дети осваивают социальное поведение, учатся взаимодействовать между собой.  Также обсуждается возможность нахождения в этом доме домашних животных. Шаг 4-й: По окончании работы, участники группы рассказывают о том, что, кого и почему поместили в этот милый домик на опушке.

4-й этап «Представление пальчиковых кукол «Вот какая я!».  В процессе представления дети закрепляют полученные знания на занятии. Происходит вербализация основных моментов занятия.

Ожидаемые результаты: работа по теме занятия позволит приобретению навыков бережного отношения к вещам, находящимся в доме, соблюдению порядка при их использовании. Занятие дает возможность его участникам почувствовать себя частью мира, в котором есть волшебный дом, где можно совместными усилиями устроить его по своему усмотрению. Работая в группе над созданием коллажа «Милый домик на опушке», дети смогут теснее ощутить друг друга, прислушаться к своим чувствам и мнению товарища. Сюжетно - ролевое проигрывание персонажей обитателей домика позволяет детям примерить эти роли к своей жизни, давая им одну из возможностей для социализации.

Ресурсы: компьютер или ноутбук; программы Paint, Power Point, Windows Media; пальчиковые куклы бабушки-волшебницы Мари, мамы, девочки; красочный рисунок дома; схематический план домика, нарисованный на ватмане; карточки с изображениями некоторых элементов интерьера дома и предметов, находящихся около дома (печка, стол, стул, кровать, шкаф, лопата, метла, окно, яблоня, липа, ель, пенек с грибами); фломастеры; восковые карандаши; клей ПВА; ветошь.

Перечень использованной литературы:

  1. http://www.solnet.ee/gallery/br00.html 
  2. Классные часы: 1 класс/авст.-сост. Т.Н.Максимова. М.: ВАКО, 2009. – 272 С.
  3. Андреева Н.Н. Чувашские народные легенды, мифы и сказки о земледелии (этнопедагогические и этнопсихологические аспекты). Чебоксары: Перфектум, 2011. – 92 с.
  4. Добрые слова. Уроки этикета и вежливости для детей/ Е.Ф.Черенкова. М.: РИПОЛ классик: ДОМ.XXI век. 2009.- 188с.
  5. Из книги В.И. Ковалько «Школа физкультминуток»  -   http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/library/fizkultminutki-na-urokakh-pisma-chteniya-russkogo-yaz
  6. http://chrio.edu.cap.ru

Ход мероприятия

Вступительное слово педагога

- Добрый вечер, ребята! Сегодня очень интересный день: к нам пришли  в гости воспитатели нашей  школы. Им очень хочется посмотреть на то, с каким интересом   и любопытством вы будете работать на этом занятии. К нам в гости пришли не только воспитатели, но и старая волшебница. Ее зовут бабушка Мари. Сейчас я вас с нею познакомлю. Посмотрите, это бабушка Мари! (взору детей педагог представляет большую пальчиковую куклу, которая пряталась до этого в коробке на столе).

Ребята, вы, должно быть, поняли из стихотворения, прочтенного бабушкой Мари, тема нашего занятия звучит так: «Каждой вещи – свое место». Наша гостья, бабушка Мари очень любит порядок. В ее доме всё  на своих местах: тарелки стоят на полке, на кухне, картошка, морковь, банки с солеными огурцами в погребе, на чистом полу чистые-пречистые половики, корова в сарае, а на грядках нет сорняков. Волшебница бабушка Мари учит порядку и своих внуков. Ей очень хочется увидеть, что и вы, ребята, такие же аккуратные, умелые дети, как и ее внуки. Ну, как, покажем волшебнице, какие вы смышленые? (Покажем!)

Обсуждение ситуации

Педагог:  - А для этого, ребята, внимательно послушайте одну историю о двух девочках.

История 1. Оля разбросала свои игрушки по всей комнате. Старшая сестра Нина подошла к ней и сказала сердито: «А ну, убери игрушки!». В это время в комнату вошла мама и сказала…

Педагог: - Что сказала мама сестрам? (Девочки, не нужно ссориться! Оля, убери игрушки. Нина, помоги сестре убрать вещи. Оля и Нина, не нужно разбрасывать игрушки по комнате. Девочки, играйте аккуратно!). Действительно, вещи в комнате должны содержаться всегда в порядке.

- Теперь послушаем другую поучительную историю.

История  2. Миша пришел из школы. Снял пальто и шапку, бросил их на стул и вбежал на кухню со словами: «Бабушка, давай, скорее есть!». Но бабушки дома не оказалось. Миша открыл холодильник, достал колбасу, выпил стакан молока и побежал гулять. Когда   бабушка вернулась, на кухне, на столе лежала колбаса, стоял грязный стакан, а дверца холодильника была приоткрыта. Бабушка тяжело вздохнула.

Педагог: - Почему бабушка тяжело вздохнула? (Миша забыл убрать за собой со стола, после того как поел)

- Как надо было поступить Мише? (Колбасу положить в холодильник, а грязный стакан вымыть)

- Почему надо обязательно закрывать холодильник? ( Если не закрывать холодильник, то  он разморозится, и испортятся продукты)

- Ребята, а что вы можете убрать за собой? (выслушиваются высказывания детей)

- Значит, ребята вы можете сами много сделать и следить за порядком в доме.

История 3. А вот еще одна героиня стихотворения. Ее зовут Валя. Послушайте, какая же у нее проблема.

Перчатки (стих. В.Лифшиц)

Ну, все пропадает у девочки Вали!

Сегодня у Вали перчатки пропали.

Старательно ищет перчатки весь дом,

Поэтому в доме ужасный содом.

Их дедушка ищет у Вали в кармане.

Их бабушка ищет за кухней в чулане.

Под старым диваном их ищет сестра,

Там Вали передник был найден вчера.

 - Быть может, за шкафом? – додумался папа,

Но папе не сдвинуть тяжелого шкафа.

Он с помощью мамы его поволок.

Перчатки не найдены, найден чулок

Их нет под плитою, где варится ужин.

Зато под плитою башмак обнаружен.

Быть может, упали они за буфет?

Там Валина кукла, перчаток там нет.

Сестра говорит:

- Загляну под кровать я!

Там Валина лента и Валино платье.

Вдруг мама воскликнула:

- Вот они, Валенька!

И вынула обе перчатки из валенка.

Я думал, что эти стихи про перчатки,

А вышло, что это стихи о порядке.

На этом, ребята, они и кончаются.

И всем растеряхам они посвящаются.

Педагог: - Что не могла найти Валя? (Перчатки)

- А что находили вместо перчаток? (Ленту, куклу, башмак, платье, чулок, передник)

 - Почему Валя не может найти перчатки? (Валя не кладет свои вещи на место)

 -Куда она должна была положить свои перчатки? (На полку, рядом со своей курткой или пальто)

- Кто помогал Вале искать перчатки? (Дедушка, бабушка, сестра, мама, папа) 

– Ребята, о чем это стихотворение? (О беспорядке)

- Из-за того, что у Вали пропали перчатки, она, может быть, не смогла пойти погулять со своими подругами. Так может случиться и с вами – вместо прогулки долгие поиски, потерявшейся вещи. Поэтому будьте аккуратны, и вы сможете сберечь и свое время, и время мамы, папы, бабушки, а может, дедушки.

Физкультминутка

Дружно маме помогаем  (из книги В.И. Ковалько «Школа физкультминуток»)

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полоскаем, отжимаем.

Подметаем все кругом,

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

 (Дети выполняет подражательные движения по тексту)

Педагог: – Ребята, мы только что, играя, помогали нашим мамам по дому. Расскажите мне, как вы помогаете своим мамам дома? (Мы подметаем полы. Протираем пыль. Помогаем стирать. Убираем вещи, чтобы не было беспорядка)

Сюжетно-ролевая игра «Милый домик на опушке»

C:\Users\Екатерина\Documents\милый домик на опушке.jpg

Автор рисунка:
Марина Воропаева (12 лет)

http://www.solnet.ee/gallery/br00.html 

Материалы: красочный рисунок дома; схематический план домика, нарисованный на ватмане; карточки с изображениями некоторых элементов интерьера дома (печка, стол, стул, кровать, шкаф, лопата, метла, окно, яблоня, ель, липа, пенёк с грибами); фломастеры; восковые карандаши; клей ПВА; ветошь; ноутбук; программа Windows Media для проигрывания музыкального произведения во время работы детей.

 

стол                                кровать                   стул                   шкаф

 

      печка                                 метла           лопата      окно

дом

              яблоня                              ель                                   липа

пенёк с грибами

Педагог.  – Сейчас я вам предложу сыграть в игру «Милый домик на опушке».

  • - Посмотрите на рисунок, который называется «Милый домик на опушке». Ребята, в этом домике живет знакомая нам волшебница бабушка Мари. Скажите мне, что вы видите? (Деревянная избушка,  солнце, прудик, густой лес, грядки с капустой, репой, луком, морковью, есть и грибы с ягодами) Ребята, вам нравится этот рисунок? (Да, он красивый, солнечный)
  • - Мы не знаем, как там внутри: где стоят печка, стол, кровать или шкаф. Где бабушка Мари держит лопату, метелку. Все это нам нужно будет представить. А для этого у нас  с вами есть пустое изображение дома  и карточки некоторых вещей, что могут там быть. Ребята, вы должны сейчас сообща приклеить в своем милом домике необходимые вещи, посадить возле дома деревья. (дается время на выполнение этого задания)
  • - Ребята, но в нашем домике все-же чего-то не хватает. Возьмите в руки фломастеры, чтобы вы сами смогли нарисовать все необходимое для дома. Может это будет тарелка или ведро? А вы, как думаете? (дается время на выполнение этого задания)
  • -  Но в вашем доме точно кто-то живет. А кто, там может жить, ребята? (Мама, папа, дети, бабушка с дедушкой) Верно. И нам нужно тоже определиться, кто в этом доме из вас будет папой, может мамой, а может дочкой или сыном? (дети распределяют между собой роли)  Фломастерами, что лежат перед вами, нарисуйте тех, кто там будет жить: маму, папу, бабушку, дедушку или кошку. (дается время на выполнение этого задания)

Педагог. – Я вижу, что вам удалось поместить вещи на свои места – туда, где они и должны были быть. Расскажите мне, что и куда вы поместили. А что делают  люди, может быть, животные  в этом доме? Расскажите.

Представление пальчиковых кукол «Вот какая я!» (стих. О.Бадарева)

 

        

Чья это ложка валяется в глиняном блюдце у кошки?

Моя.

Чья это книга лежит под столом без обложки?

Моя.

Пуговка чья закатилась ко мне под кровать?

Моя?

Чья это грязная кукла такая, что трудно узнать?

Моя?

Чья там тетрадка лежит на окошке забытая?

Моя.

Что за девочка из зеркала хмуро глядит неумытая?

Ой! Кажется, я!

Вымою ложку. Книгу – в обложку.

Тетрадку на полку. В руки иголку:

Пуговка пришита. Кукла умыта.

В зеркало гляну я: личико умытое.

Вещь никакая не брошена.

Вот я какая хорошая!

Педагог. – Что сделала девочка, чтобы порадовать маму? (Она умылась. Девочка пришила пуговку. Она умыла куклу. Тетрадку положила на полку)

- А что нужно делать вам, чтобы радовалась ваша мама? (Нужно нам быть чистыми. Убирать за собой вещи. Нужно не мусорить).

- Вот и заканчивается наше занятие, ребята. Мы о многом с вами говорили: о том, что у каждой вещи в доме или здесь в интернате, должно быть свое место. Ботинки должны стоять на полке с обувью. Платье или брюки должны висеть на вешалке в шкафу. А мусор бросать в мусорное ведро. Тогда вокруг вас будет порядок. Вам будет хорошо и уютно. Ой! Кто-то в коробке шевелится, и очень хочет вылезть наружу! А, это наша волшебница, бабушка Мари. Она хочет нам что-то сказать. Давайте, ребята, послушаем ее. (выступление пальчиковой куклы бабушки - волшебницы Мари)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «У каждого человека свои звезды…» по произведению Экзюпери "Маленький принц"

Цели урока: Образовательные цели: раскрыть главную проблему сказки-повести “Маленький принц” – взаимоотношения детей и взрослых; расширить знания о личности писателя. Развивающие цели: ...

«У каждого человека свои звезды…» (По произведению А.Экзюпери «Маленький принц»).

Урок по произведению А.Экзюпери «Маленький принц».«У каждого человека свои звезды…» Образовательные цели:1)      раскрыть главную проблему сказки-повести «Маленький принц...

Методическая разработка урока литературы Малиной Е.В. с применением Дальтон - технологии. Тема урока: «У каждого человека свои звезды» ( по произведению А Экзюпери «Маленький принц»)

Методическая разработка урока литературы Малиной Е.В. с применением Дальтон - технологии. Тема урока: «У каждого человека свои звезды» ( по произведению А Экзюпери «Маленький принц»)...

Внеклассное мероприятие по литературе"У каждой собаки своя судьба"

в основе мероприятия - произведения  Л.Андреева "Кусака" и Г.Троепольского"Белый Бим Черное ухо"....

Каждому мила своя сторона...

Данный материал рассказывает об истории заселения Архаринского района Амурской области. Прилагается презентация и аудиозаписи...

Работа кружка ДПИ "Красивые вещи своими руками"

Кружокдекоративно-прикладного искусства«Красивые вещи своими руками»(из бросового материала)Данное методическое пособие составлено на основе опыта работы учителя и предназначено для учащих...