Особенности постановки звуков у детей с дизартрией.
учебно-методический материал по теме

Алексеева Светлана Алексеевна

В статье дается подробное описание методики постановки звуков у детей с дизартриями из личного опыта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx15.57 КБ

Предварительный просмотр:

При дизартрии у детей часто наблюдается излишнее напряжение лицевой мускулатуры, мышц губ, языка, что делает невозможным постановку звуков. Цель логопедического воздействия на первом этапе, убрать эти сопутствующие  движения. Это делается путем вербального направления пациента: «Смотри, нога (рука, шея) напряглась. Расслабь ее, отпусти», «не надо поднимать ногу», «не сжимай кулаки», «расслабь шею, опусти голову вниз» и т.д. Как правило, напряжению органов артикуляции, сопутствует напряжение общей моторики, и если ребенку удается расслабить тело, то непроизвольно расслабляется и лицо. Затем начинаем выполнение артикуляционных упражнений. Их не должно быть много, т.к. наша цель расслабить, а не перенапрячь. Используются только те упражнения, которые необходимы для постановки того звука, который мы планируем вызвать.

При нарушенных  свистящих звуках необходимо выработать положение языка, при котором язык будет спокойно лежать за нижними резцами. Для этого лучше всего подходит упражнение «горка». «Открой рот  (спокойно, нешироко), убери язык за нижние зубы. Язык широкий, спокойный». Нужно удерживать язык в покое до 5-10 секунд. Все это время логопед следит за общей моторикой ребенка: «не опускай голову», «не напрягай ноги» и т.д.

Если удалось расслабить язык, то логопед ставит пальцы на щеки ребенку, прижимая их к зубам, чтобы направить воздушную струю четко по центру, и просит тихонько подуть. Если выдох идет частично в носовую полость, то надо зажать нос пальцами. Когда получается хороший звук «ССС», начинаем добавлять гласные: СА, СО, СУ, СЫ (в некоторых случаях ребенку проще произнести обратный слог, тогда начинаем работать с них: АС, ОС, УС, ЫС).

Зачастую, при дизартриях, выработать удержание языка в покое, широким, без гиперкинезов очень тяжело. На это уходит много занятий. Пока идет подготовка к постановке свистящих звуков, описанная выше, можно поставить другие звуки (шипящие или сонорные), те которые у ребенка получаются лучше. Не стоит ждать обязательной постановки свистящих до этого.

При нарушении шипящих звуков необходимо выработать поднятие широкого языка вверх. Для этого используется упражнение «чашечка», которое выполняется также без напряжения лицевой мускулатуры. «Открой рот» (спокойно), «подними язык вверх», «губы не напрягай», «расслабь шею», «опусти голову», «опусти ногу» и т.д. Когда логопед видит, что пациент расслабился, язык поднят вверх, язык широкий, то надо ввести шпатель под кончик языка (чтобы язык не упал), поставить пальцы на щеки, прижав их к зубам и попросить тихонько подуть. При утечке воздуха в носовую полость – зажать нос.

Для постановки звука «Р» очень удобно использовать упражнение «болтушка» - когда ребенок широким кончиком языка проводит по твердому  небу вперед-назад (но не вправо-влево!) Как правило, во время этого упражнения звук «Р» «проскакивает» и остается только привлечь к нему внимание ребенка и закрепить. Логопед ставит пальцы на щеки ребенку, прижимая их к зубам, просит делать «болтушку» с разными гласными, привлекая его внимание к получающемуся звуку: «ра-ра-ра-ра, ро-ро-ро-ро, ру-ру-ру-ру, ры-ры-ры-ры». «Послушай, что у тебя получается. А теперь ударь не много раз (ра-ра-ра), а один. Звук получается одноударный, но зато его легко ввести в речь и через несколько занятий ребенок свободно им пользуется. Когда язык привыкает постоянно подниматься вверх, то появляется и вибрация, без лишних усилий, напряжения лицевой мускулатуры, и резкого раскатистого неприятного звука РРРР, от которого у многих детей с дизартрией сотрясается голова или все тело, что препятствует быстрому закреплению звука.

Так же, с помощью упражнения «болтушка», легко поставить звук «Л». Для этого надо сдвинуть кончик языка от альвеол к верхним резцам, добавить гласные. Слышится «ла-ла-ла-ла», «ло-ло-ло-ло» и т.д. Остается привлечь внимание ребенка к получившемуся звуку и закрепить его.

Последнее время в моей практике все чаще встречаются дети с искаженным (заднеязычным) произнесением звука «Н», при котором смычка образуется не передней частью спинки языка, а задней. Звук получается с сильным носовым оттенком. Если ребенку в момент произнесения этого звука зажать нос – слышится «Г». Для коррекции необходимо выработать смычку передней части спинки языка с твердым небом (постановка от звука «Д»), а также привлечь внимание ребенка к тому, что при зажимании носа звука «Г» не должно получаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности логопедической работы по формированию фонетической стороны речи у детей с дизартрией

В статье говориться о том,что учитывая общее состояние здоровья, особенности моторной и психической сферы ребенка с дизартрией, необхо­димо спланировать коррекционную работу так, чтобы она включала на...

Особенности артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией

В данном материале описаны особенности артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией....

Конспект индивидуального занятия по постановке звука [С] с ребёнком с ОНР III со стёртой дизартрией.

Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи. Учить правильно произносить звук [С] с механической помощью и по подражанию. Продолжать учить выделять звук [С] из ряда...

Статья «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

1. Понятие о дизартрии, её патологические особенности.2. Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией.3. Специфика нарушений в произношении звуков раннего онтогенеза у детей с дизартри...

Представление опыта работы "Автоматизация звуков у детей с тяжёлыми нарушениями речи - стёртая форма дизартрии".

Обследование детей в массовых садах показало, что в старших и подготовительных к школе группах от 40% до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее распространённых нарушений - стёр...

Особенности нарушений голоса у детей со стертой дизартрией

Аннотация. В статье отражены мнения разных авторов, характеризующие состояние голоса детей со стертой дизартрией и раскрывающие причины и симптоматику голосовых расстройств у данной категории детей.Кл...

Постановка звуков при стёртой дизартрии

Приёмы постановки звуков при стёртой форме дизартрии....