Медодическая разработка по курсу «Развивайка», 1 класс
методическая разработка на тему
Коррекционно-развивающие занятия для учеников 1 класса с ЗПР
Пояснительная записка.
С первых дней обучения ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать программу и т. д. Даже хорошо подготовленные дети в период адаптации испытывают стресс, показывают нестабильные результаты. Что тогда говорить о детях с ограниченными возможностями здоровья, которые являются основным контингентом в нашей школе. Наиболее эффективный путь помощи таким детям – активное воздействие на процесс формирования личности.
Каковы же особенности уроков, общей задачей которых является психологическое развитие учащихся, в чем их отличия от других? Прежде всего, эти уроки отличаются тем, что задания выполняются учениками в игровой форме, что весьма привлекательно для младших школьников. На уроках психологического развития не ставятся отметки, хотя оценивание, конечно, осуществляется. В результате ученики избавляются от «отметочной» психологии, у них формируется отношение к этим урокам как средству развития своей личности.
Интересные по содержанию задания, отсутствие напряженности, связанной с боязнью получить низкую отметку, создают на данных уроках положительный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Этот эмоциональный фон, положительное отношение к заданиям учителя постепенно распространяются на обычные школьные уроки.
Цели: активизация памяти, внимания, мышления; активизация речевой деятельности учащихся; развитие коммуникативных навыков; развитие мелкой пальцевой моторики; формирование познавательной активности и учебной мотивации.
Задачи: оказать психологическую поддержку учащимся; развивать психические процессы: мышление, память, восприятие; формировать произвольность внимания
Приоритетные направления развития:
- формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкости мыслительных процессов)
- развитие внимания (устойчивости, концентрации, расширения объема, переключение, самоконтроль и т.д.)
- развитие памяти (расширение объема, формирования навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти)
- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
- формирование учебной мотивации;
- развитие личностной сферы
Структура занятия:
Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут.
РАЗМИНКА (3—5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, включение в работу. Поэтому вопросы разминки достаточно лёгкие, способные вызвать интерес и рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции. ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ: ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООВРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ (10—15 минут). Задания, используемые на этом этапе, не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут). Динамическая пауза, проводимая на занятиях, не только развивает двигательную сферу ребёнка, но и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ. На данном этапе предлагаются задания, обучающие детей: наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую информацию, решать кроссворды, пользоваться выразительными средствами русского языка.
ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. ШТРИХОВКА (10 минут). В процессе работы с графическими диктантами формируются внимание, глазомер, зрительная память ребенка, аккуратность, фантазия; развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, активизируются творческие способности.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ. РЕФЛЕКСИЯ.
Требования к уровню подготовки учащихся
Ребенок научится в плане ориентации:
- ориентироваться в пространстве,
- копировать с доски,
- ориентироваться в тетради;
в плане произвольности:
- воспринимать инструкцию
- управлять своими познавательными процессами
- организовать простые виды деятельности
в плане тонкой моторики, координации:
- мелкие движения
- письмо без отрыва от листа
в плане мышления:
- сравнивать предметы
- анализировать предметы и явления
- проводить аналогичные связи между предметами и явлениями, простые
аналогии
- выделять существенные признаки
в плане регулятивной деятельности
- концентрировать внимание
- переключаться с одного вида деятельности на другой
- использовать опосредованное запоминание
- развивать восприятие и воображение
Тематическое планирование
№ | Дата | Цели | Упражнения |
1 |
| развитие способности самостоятельно ориентироваться в пространстве, развитие произвольной сферы, формирование навыков самоконтроля.
| 1. Разминка 2. Найди закономерность 3. «4-ый лишний» 4. Физкультминутка 5. Продолжи ряд 6. Рефлексия |
2 |
| развитие способности самостоятельно ориентироваться в пространстве, развитие произвольной сферы, формирование навыков самоконтроля.
| 1. Разминка 2. Дорисуй предметы 3. Продолжи ряд 4. Физкультминутка 5. «4-ый лишний» 6. Задача на логику 7. Тренируем память |
3 |
| развитие способности к переключению внимания, развитие мелкой моторики, развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления.
| 1. Разминка 2. Развитие моторики 3. Найди закономерность 4. Физкультминутка 5. Продолжи ряд 6. Игра «Не пропусти растение» 7. Рефлексия |
4 |
| развитие устойчивости, способности к переключению и распределению внимания, развитие словесно-логического мышления, развитие зрительной памяти
| 1. Разминка 2. Дорисуй предмет 3. «4-ый лишний» 4. Физкультминутка 5. Корректор 6 Задача на логику 7. Рефлексия |
5 |
| развитие устойчивости, способности к переключению внимания, развитие словесно-логического мышления, расширение кругозора
| 1. Разминка 2. Найди закономерность 3. «4-ый лишний» 4. Физкультминутка 5. Классификация - игрушки, школьные принадлежности 6. Рефлексия |
6 |
| развитие способности к переключению внимания, развитие словесно-логического мышления
| 1. Разминка 2. Дорисуй предмет 3.Продолжи ряд 4. Физкультминутка 5. Корректор 6. Классификация, геометрические предметы 7. Задача на логику 8. Рефлексия |
7 |
| развитие способности к переключению внимания, памяти, мышления.
| 1. Разминка 2. Дорисуй предмет 3. Закрась геометрическую фигуру 4. Физкультминутка 5. Игра «рыба, птица, зверь» 6. Рефлексия |
8 |
| развитие способности к переключению внимания, памяти, мышления. | 1. Разминка 2. Задача на логику 3. Классификация (мебель, электрические приборы) 4. Физкультминутка 5. Раскрась по образцу 6. Рефлексия |
9 |
| развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов, развитие словесно-логического мышления | 1. Разминка 2. Найди закономерность 3. Классификация (домашние, дикие животные) 4. Физкультминутка 5. Продолжи последовательность 6. Рефлексия |
10 |
| развитие внимания, памяти, логического мышления | 1. Разминка 2. Дорисуй предметы 3. Найди пару 4. Физкультминутка 5. Корректор 6. «Оживи картинку» 7. Рефлексия |
11 |
| развитие внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентации | 1. Разминка 2. Пространственная ориентация 3. Дорисуй картинку - лево, право 4. Физкультминутка 5. Задача на логику 6. Развиваем память 7. Рефлексия |
12 |
| развитие внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентации
| 1. Разминка 2. Дорисуй картинку - лево, право 3. Развиваем память 4. Физкультминутка 5. Продолжи узор 6. Игра «Снежный ком» 7. Рефлексия |
13 |
| развитие внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентации | 1. Разминка 2. Лабиринт 3. Раскрась по образцу 4. Физкультминутка 5. Перерисуй картинку 6. Рефлексия |
14 |
| развитие внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентации | 1. Разминка 2. Соедини стрелочками (времена года) 3. Дорисуй предмет 4. Физкультминутка 5. выполни по инструкции 6. Рефлексия |
15 |
| развитие внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентации | 1. Разминка 2. Раздели на группы 3. Дорисуй недостающий элемент 4. Физкультминутка 5. Найди закономерность 6. Игра «Закончи последовательность» 6. Рефлексия |
16 |
| развитие внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентации | 1. Разминка 2. Дорисуй предметы 3. Продолжи последовательность 4. Физкультминутка 5. Раздели на группы 6. Выполни по инструкции 7. Рефлексия |
17 |
| развитие внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентации
| 1. Разминка 2. Раскрась по схеме 3. Задача на логику 4. Физкультминутка 5. Нелепицы 6. Игра «Много-один» 6. Рефлексия |
18 |
| развитие внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентации
| 1. Разминка 2. Дорисуй недостающие детали 3. Задачи на логику 4. Физкультминутка 5. Развиваем слуховую память 6. Поставь знак больше, меньше или равно 6. Рефлексия |
19 |
| развитие внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентации
| 1. Разминка 2. Дорисуй предмет 3. Задача на логику 4. Физкультминутка 5. Игра «Кто кем, будет?» 6. Найди лишнюю картинку 6. Рефлексия |
20 |
| развитие внимания, памяти, мышления, пространственной ориентации
| 1. Разминка 2. Раскрась по образцу 3. Задача на логику 4. Физкультминутка 5. Корректор 6. Реши филворд 7. Игра «Кто кем был?» 7. Рефлексия |
21 |
| развитие внимания, памяти, мышления, пространственной ориентации
| 1. Разминка 2. Пространственная ориентация 3. Расположи картинку разными способами 4. Физкультминутка 5. Что было раньше, что потом 6. Задача на логику 7. Рефлексия |
22 |
| развитие внимания, памяти, мышления, пространственной ориентации
| 1. Разминка 2. Найди закономерность 3. Корректор 4. Физкультминутка 5. Найди отличие 6. Задача на логику 7. Найди тропинку 8. Рефлексия |
23 |
| развитие внимания, памяти, мышления, пространственной ориентации
| 1. Разминка 2. Выполни по инструкции 3. Дорисуй предметы 4. Физкультминутка 5. Задача на логику 6. Игра «Кто кем был?» 7. Рефлексия |
24 |
| развитие внимания, памяти, мышления, пространственной ориентации
| 1. Разминка 2. Найди закономерность 3. Нарисуй под диктовку 4. Физкультминутка 5. Пространственная ориентация 6. Рефлексия |
25 |
| развитие внимания, памяти, мышления, пространственной ориентации
| 1. Разминка 2. Раскрась картинки по образцу 3. Задача на логику 4. Физкультминутка 5. Тренируем память 6. Рефлексия |
26 |
| развитие воображения, речи, пространственной ориентации. | 1. Разминка 2. Раскрась разными способами 3. «Оживи» картинку 4. Физкультминутка 5. Игра «Мячик с путаницей» 6. Дорисуй чайник 7. Рефлексия |
27 |
| развитие внимания, памяти, мышления, пространственной ориентации
| 1. Разминка 2. Найди пару 3. Переверни картинку и нарисуй 4. Физкультминутка 5. Корректор 6. Рефлексия |
28 |
| развитие внимания, памяти, мышления, пространственной ориентации
| 1. Разминка 2. «Оживи» картинку 3. Найди закономерность 4. Физкультминутка 5. Раздели на группы 6. Рефлексия |
29 |
| развитие внимания, памяти, мышления, пространственной ориентации
| 1. Разминка 2. Задача на логику 3. Соедини точки 4. Физкультминутка 5. Расставь буквы по порядку 6. Рефлексия |
30 |
| развитие внимания, памяти, мышления, пространственной ориентации | 1. Разминка 2. Раскрась по схеме 3. Корректор 4. Физкультминутка 5. Задача на логику 6. Рефлексия |
31 |
| развитие внимания, памяти, мышления, пространственной ориентации
| 1. Разминка 2. Дорисуй снежинку 3. Корректор 4. Физкультминутка 5. Нарисуй по схеме 6. Рефлексия |
32 |
| развитие внимания, памяти, мышления, пространственной ориентации | 1. Разминка 2. Действуй по инструкции 3. Раскрась по схеме 4. Физкультминутка 5. Задача на логику 6. Рефлексия |
Литература:
- Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети – М.: Просвещение, 1983.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1997.
- Венгер А. Цукерман Г.А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. – Томск, 1992.
- Гуткин Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Образование, 1996.
- Гуркова Е.А. Занятия с группой учащихся 1 классов, испытывающих трудности в адаптации к школе // Завуч, №5.
- Диагностика школьной дезадаптации. М., 1993..
- Игры. Обучение, тренинг, досуг. – М .,1993.
- Ильина Н.Н. 100 психологических тестов и упражнений для подготовки ребенка к школе – М.: Образование, 2005.
- Калинина Н.В. Особенности диагностического развития личности учащихся в начальной школе // Завуч начальной школы. 2003, №5.
- Насонов А.Н. Дети в процессе адаптации к школе // Завуч начальной школы. 2003, №4.
- Панасюк В.П. Артемьева Л.В. Психодиагностика в условиях дифференцированного обучения в начальной школе // Завуч начальной школы. 2003, №3.
- Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании. М., 1992.
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие познавательных способностей младших школьников.- Ярославль 2004г
- Цыба Н.В. Старцева Г.И. Система адаптации первоклассников как педагогическая технология // Завуч начальной школы. 2001, №5.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.64 МБ |
![]() | 1.27 МБ |
![]() | 1.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/10/picture-107663.jpg)
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/22/picture-301018-1379872225.jpg)
"Что нужно знать педагогу об авторской программе" (медодические рекомендации)
В данных рекомендациях дано описание авторской образовательной программы, ее отличительные особенности, рекомендуемые сроки реализации, этапы создания и утверждения. Представлены и описаны структурные...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/14/picture-264192-1371210579.jpg)
ГОУ «Педагогическая Академия» Проект выступления на областной научно-медодической конференции
Образование - этоцеленаправленный процесс и результат воспитания и обучения в интересах личности, сопровождающийся констатацией достижения человеком определенных государством образовательных уро...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/20/picture-818294-1474362022.jpg)
Медодические рекомендации "Возможности интегрированного подхода к преподаванию химии. Использование межпредметных связей "
Возможности интегрированного подхода к преподаванию химии. Использование межпредметных связей...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/23/picture-424054-1395567969.jpg)
Выступление на медодическом семинаре по теме: Интерактивные ресурсы и инструменты в обучении иностранному языку
*Условием эффективного обучения является сочетание традиционных методик обучения с использованием ряда современных интерактивных ресурсов и инструментов, которые ориентированы на личность обучающегося...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/10/picture-454680-1404960958.jpg)
Медодические рекомендации при аттестации
Методические рекомендации для аттестации учителя в 2023-2024году. Может быть полезным материал для заинтересованных лиц...