«Труд на пришкольном участке - средство социализации воспитанников.»
статья на тему

   Труд  на пришкольном участке играет большую роль в трудовом и профориентационном  воспитании. Целенаправленная  работа на пришкольном участке воспитывает, развивает, формирует  умения  и навыки, необходимые  каждому человеку  занимающемуся  трудом  на земле. Работа на пришкольном участке способствует  форованию  жизненно важных умений и навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     МБОУ для  обучающихся, воспитанников с ограниченными  возможностями  здоровья, специальная  ( коррекционная) общеобразовательная  школа – интернат №8  

г. Саяногорска.    

        

«Труд на пришкольном участке - средство     социализации воспитанников.»

                               

                                                    ( Из опыта  работы  учителя  социально-бытовой ориентировки

                                                         Мищенко  Зинаиды   Александровны.)

   

                                               Саяногорск.2014г

                                                                «Всякий труд благороден, и благороден один лишь труд.»

                                                                                                                                                                 

           Современная жизнь предъявляет к выпускникам  коррекционных школ  особые требования. Она определяет необходимость быть конкурентно способными на рынке труда.

Работа на пришкольном участке –это эффективное средство социализации воспитанников коррекционного образовательного учреждения интернатного типа,  способствует созданию  условий для социального и профессионального становления воспитанников.

   Труд  на пришкольном участке играет большую роль в трудовом и профориентационном  воспитании. Целенаправленная  работа на пришкольном участке воспитывает, развивает, формирует  умения  и навыки, необходимые  каждому человеку  занимающемуся  трудом  на земле. Работа на пришкольном участке способствует  форованию  жизненно важных умений и навыков.  

Задачи работы на пришкольном   участке:

а) развивать практические навыки и умения по уходу за культурными растениями, обобщить знания учащихся об агротехнике огородных культур;                                                                                                                б) закрепить  теоретические знания о растениях;                                                              

 в) способствовать профессиональной направленности учащихся;                                                                          е) способствовать развитию трудового, эстетического и нравственного  воспитания;

Я считаю, что пришкольная территория должна быть украшением не только школы, но и нашего города, вызывать чувство гордости у обучающихся за участие в создании такой красоты.  В  нашей школе –интернате  все  пронизано стремлением к красоте. Наша задача  учить чувствовать, понимать, ценить труд и  творить красоту. Если театр начинается с вешалки, то школа- с пришкольного участка.  Мы  стремимся  по возможности обустроить нашу территорию.

 Свою роль учителя я вижу в том, чтобы учить детей в любом труде на земле видеть красоту, разумное и рациональное, а от труда получать радость и удовлетворение.

 Учебная программа по предмету   СБО предусматривает  работу на пришкольном  участке. Участок школы является неотъемлемой частью кабинета СБО т.к. участок используется  для выращивания и заготовки натурального наглядного материала, который необходим для проведения  уроков по теме  « Питание». На  участке ведущая роль принадлежит  учителю, для меня нет мелочей ни в чем. На все  обращаю внимание детей. И совместными усилиями добиваемся  выполнения  стоящих  задач. Ребята участвуют во всем процессе выращивания овощей , с момента заготовки семян до получения урожая. Это оказывает влияние на профориентационную  работу  и играет большую роль в трудовом  воспитании.

Летом 2011, 2012, 2013 годов  был выращен урожай основных овощных культур: картофель – 120 кг., капуста кочанная – 21 кг., свёкла – 8 кг., морковь – 5 кг. петрушка , укроп, бобовые, редька, тыква, огурцы.

*Особое внимание уделяю оформлению цветников. Растения подбираются с таким расчетом, чтобы цветение продолжалось в течение всего лета до снега.

Цветочную  рассаду  обучающиеся  начинают  выращивать  с февраля  под руководством  учителя  СБО. Весной высаживаем  цветочную рассаду  в  цветники  на  школьной территории. Цветовая гамма  цветов очень разнообразна, создаются определенные композиции по высоте и оттенкам, цветники  оформляем используя  подручные средства, что  прививает трудолюбие, формирует эстетический вкуси бережное отношение к результатам  коллективной работы.

 *** Пришкольная  цветущая  территория- это  гордость обучающихся за участие в создании такой красоты.

****К работе на пришкольном участке привлекается все обучающиеся школы. На весенней обработке почвы  участвуют    учащиеся (5-9 классов) школы.

 Летнюю практику учащиеся 5-9-х классов проходят с большим желанием.  Работой  руководят учителя по специально составленному графику

  Ребята работают с удовольствием, так как это не просто «отработка практики», а благоустройство своей школы, заготовка овощей.  Школа с ранней весны до поздней осени утопает в зелени и цветах. Любовь к своей  школе движет учениками и педагогами нашего коллектива. Это единый коллектив, и работают все вместе, проявляя фантазию и инициативу, понимать, ценить труд и творить красоту.

I.     Назначение  пришкольного  участка.

   1.  Пришкольный  участок – место практической  работы обучающихся. Здесь дети закрепляют, расширяют и углубляют знания  о выращивании  овощных культур, познают растительные организмы, овладевают методом управления ростом и развитием растений. У  детей  воспитывается ответственность за порученное дело, они привыкают начатое дело доводить до конца.

     2.  Организация работы  нацелена на развитие интереса к природе, изучение технологии посадки и выращивания растений, а также  на  экологическое и экономическое образование.

      3.На  пришкольном  участке  организованы следующие отделы: цветники,  овощной. В состав участка входят подсобное помещение.  Площадь каждого отдела определяется с учетом  условий  и количества обучающихся, привлекаемых к работе.

6. В овощных отделах выращиваются важнейшие овощные культуры нашей зоны.

В цветочно-декоративном отделе выращиваются однолетние, двулетние и многолетние цветочные культуры.

7. В подсобном помещении хранятся сельскохозяйственный инвентарь, аптечка с необходимыми для оказания первой помощи медикаментами и перевязочными материалами.

8. Вокруг участка создается естественная (из зеленых насаждений)  изгородь.

9. Сельскохозяйственная продукция, выращенная на пришкольном участке, используется для  проведения уроков  СБО.

 II.Содержание и организация работы обучающихся на  пришкольном  участке.

     Назначение овощного отдела участка- вырастить продукцию для  проведения   уроков  СБО, цветочно- декоративного отдела – сделать территорию  школы красивой.

     План работы на пришкольном участке составляю в начале учебного года, в январе- феврале вношу дополнения. В случае необходимости, вношу изменения, которые  подсказывают и  дети.

1. Основными направлениями деятельности  обучающихся на пришкольном участке являются выращивание растений, наблюдение за их ростом и развитием.  Для работы на участке составляются графики работы  обучающихся.

2. На участке  ежегодно  проходит  трудовая практика школьников ( 5-9классов)

3. Работа обучающихся на участке организуется в соответствии с планом, являющимся  составной частью плана учебно-воспитательной работы школы.

4. Содержание и организация работы (перечень растений, возделываемых на участке, календарные сроки и порядок выполнения обучающимися работ, в процессе общественно полезного производительного труда, в том числе в период летних каникул).

5. Руководство работой обучающихся на участке (закрепление учителей, классных руководителей за отделами участка, график их работы в период летних каникул).

6. Ежегодно в начале учебного года подвожу итоги работы на участке.

7. Учителя, привлекаемые к руководству занятиями, трудом обучающихся на участке, обучают их правильным и безопасным приемам работы, обеспечивают соблюдение школьниками правил техники безопасности и санитарно-гигиенического режима, а также осуществляют надзор за исправным состоянием и безопасной эксплуатацией оборудования, инвентаря.

8. Ответственный  за  ПУ( учительСБО) несет ответственность за состоянием участка и содержания работы на нем, за его обеспечение посевными и посадочными материалами, оборудованием и инвентарем. Инструктирует учителей привлекаемых к работе на участке; обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда и техники безопасности.

9. При организации работы о учитываются возрастные особенности школьников.

 Случаев травматизма из-за нарушения охраны и безопасности труда на ПУ не наблюдалось.

10. Полученный  с пришкольного  участка  урожай  идет для проведения уроков  СБО.  

 Правила техники безопасности при работе на  пришкольном    участке

 (для учителей)

 1. На школьном участке категорически запрещается посадка колючих кустарников и ядовитых растений

 2. При переносе заостренных  орудий (лопат, грабель) с места хранения на участок обучающиеся должны держать их вертикально, рабочей  частью вниз, во избежание нанесения травм другим.

    3. Сельскохозяйственные орудия должны соответствовать росту и возрасту об учающихся. Рабочая часть лопат должна быть небольшой, ручки их следует делать легкими; длина ручек лопат должна быть различной с учетом роста учащихся различных возрастных групп.

    4.   Лейки использовать  небольших размеров вместимостью до 4 л. Если в  наличиирасполагает   большие стандартные лейки,  следить , чтобы дети  наливали в них воду объемом не более    1/3 вместимости.

 5. Продолжительность работы  на пришкольном участке устанавливается в соответствии с их возрастом. Учащиеся   V - IX классов работают на участке 1 час, с 5-10-ти минутными перерывами через каждые 15-20 минут. Во время каждого занятия необходимо разнообразить виды деятельно

6. Детям до 15 лет запрещается подъем и переноска тяжестей с помощью носилок, ведер и т.д.

Систематическая  организация работы обучающихся на пришкольном участке даёт возможность формировать умения и навыки для работы с овощными и цветочно- декоративными растениями, проводить работу связанную с благоустройством территории школы.

     Для организации  работ имеется ручной с\х инвентарь в достаточном количестве, соответствующий возрасту учащихся. Храню инвентарь в подсобном помещении. Инвентарь ремонтируем  силами учащихся  9 класса и учителями трудового обучения.

     Перед началом работ на  пришкольном участке знакомлю обучающихся с правилами работы на пришкольном участке и техникой безопасности при работе с с/х инвентарем.

     Проведенный инструктаж заполняю в специальной тетради.  В кабинете СБО имеется специальная папка с инструкциями по ТБ.

     Дети узнают о требованиях к одежде. Я в свою очередь, определяю место хранения спецодежды ( рабочих рукавиц, косынок).

    Объясняю,  как продлить срок их носки и следить за внешним видом….

Инструкция по правилам безопасности для учащихся на пришкольном участке.

 I. Требования безопасности перед началом  работы  на пришкольном участке.

  1. Пройти инструктаж по ТБ при выполнении любого вида работ.

  2. Одеть рабочую одежду и защитные перчатки.

  3. Получить, соответствующие своему росту  орудия труда.

  4. Получить конкретное задание на ближайшие 20 - 30 минут от руководителя трудовой практики.

  5. При наличии порезов кисти, пальцев рук  освобождается от работы с землёй.

 II. Инструкция  для всех работающих на участке обучающихся.

1. Работать на учебном участке в  спецодежде  и перчатках.

 2. Пользоваться соответствующими возрасту сельскохозяйственными орудиями труда.

 3. Не переносить тяжести с помощью носилок, вёдер до достижения 15 лет.

 4. Пользоваться лейками вместимостью не более 4-х литров

 5. Учащиеся, в возрасте 11-12 лет работают на участке 1 час, через каждые 15 минут работы 10 минутный перерыв, 13-14 лет работают 1 час с 5 минутным перерывом через каждые 20 минут.

6. Запрещается  работать с ядохимикатами, инсектицидами и гербицидами.

7. Приступать  к работе   после инструктажа  после  педагога, руководителя трудовой практики.    

 8. Не производить прополку руками, только рыхлителями, мотыгами и в перчатках.

  9. Травмоопасность на учебном участке: солнечный удар, порезы и ушибы при работе с инвентарём.

III. Требования безопасности во время занятий

  1. Приступить к работе после указания учителя.

  2. Лопату, грабли, вилы, мотыгу переносить только рабочей частью вниз.

  3. Работу по обработке земли производить в защитных перчатках.

  4. Прополку вести только инвентарём, но не руками.

  5. Очищать почву от камней, осколков стекла, обломков металла проводить граблями, лопатой.     6. Соблюдать порядок и дисциплину во время работы.

  7. Защитить голову от солнечных лучей платком, косынкой, кепкой.

  8. Проводить 10 минутный отдых в тени.

 VI. Требования безопасности в аварийных ситуациях

   1. В случае возникновения аварийных ситуаций (буря, ураган, пожар и т.п.) покинуть участок по указанию  руководителя работ.

   2. При травматизме обратиться за помощью к учителю.

   3. При плохом самочувствии, внезапном заболевании сообщить учителю.

 V. Требования безопасности по окончании занятий.

 1. Сдать рабочий инструмент и инвентарь учителю.

 2. Снять рабочую одежду и защитные перчатки, сдать .

  3. Вымыть тщательно с мылом руки, лицо.

  4. О всех недостатках, замеченных во время работы на участке, сообщить учителю.

  В зависимости от состава учащихся, сохранения  их здоровья, для обработки земельного участка применяю современные технологии.

Это безотвальную обработку почвы весной, при которой рыхление почвы проводим плоскорезом Фокина. Новая технология подготовки почвы для  посадки предполагает:

1) Обязательное ранне- весеннее закрытие влаги.( чуть подсохнет почва граблями проводим рыхление верхнего  слоя почвы в одно- два движения).

2) Разметка гряд и борозд с использованием не  менее двух шнуров. ( натягиваем шнур по длине гряд, расставляем их с учетом ширины борозд и гряд).

3) Выравнивание почвы в борозде с помощью граблей. ( борозда и боковая часть грядки выравниваются, создается эстетический вид, а влага равномерно проникает в почву, не скатывается в углубления).

4) Окончательное выравнивание и рыхление поверхности грядки с помощью граблей.

5) Разметка участка для посева или посадки растений по длине грядки ( как это делается в производственных условиях) с помощью мотыги- бороздника на длинном черенке или лопаты.

6) Далее посев или посадка в соответствии с технологией выращивания, конкретной сельскохозяйственной культуры.

     При перекопке почвы применяю здоровьесберегающие технологии ( н.п.- вскапывание по цепочке). В этом случае быстрее формируются умения. Ученик, работая в группе, может сравнивать свои способности с другими. Здесь заложены возможности для развития контроля и самоконтроля.  Переход учащегося от конца бороздок к ее началу- это переключение на отдых, а также возможность посмотреть на труд других ребят со стороны. Любое трудовое задание на участке – довольно трудоемкий процесс. И чтобы облегчить работу учащихся , до урока я переосмысливаю его. В некоторых случаях предварительно выполняю задания сама. Среди нескольких вариантов выбираю наиболее оптимальный. В ходе инструктажа практической работы обсуждаем варианты ее выполнения.

III. Приёмы работы,  позволяющие получить желаемый результат и     формировать у моих воспитанниках умения и навыки,  рачительного хозяина на земле:

1)При подготовке почвенной смеси добавляем в нее немного опилок,

 подготовленных по новой  технологии  ( на 25 кг опилок - 15 л. воды. Поливать опилки 3 раза в день  7 дней, через 5 дней 5% раствором аммиачной воды. После увлажнения каждый раз опилки перемешать.) Через 2 месяца, подготовленные таким образом опилки, готовы к внесению на участок. При осенней подготовке опилок мы проливаем их обильно только 1 раз. Этого вполне достаточно чтобы опилки к весне были готовы к использованию.

2)Для сохранения влаги в почве,  от уплотнения  применяем опавшие листья деревьев. Слой мульчи от 5 до 10 см. в дальнейшем становится пищей для дождевых червей, они же делая ходы, рыхлят почву и выделяя капоры дают питание растениям.

3)Главное условие получения урожая на участке- обеспечить каждому растению необходимую площадь питания. Чем меньше свободного места, тем меньше сорняков.

Для отпугивания вредителей, приданию овощному отделу участка красоты, в борозды высаживаем крупноцветные бархатцы на расстоянии 70 см друг от друга, с таким расчетом, чтобы во время ухода за культурой можно было перешагнуть через цветок. Бархатцы взаимно уживаются со всеми овощными культурами.

4). В картофельные рядки высеваем фасоль, горох, по краям участка  бахчивые культуры.

5)Для  восстановления земли, вносим подготовленные опилки, зеленое удобрение или компост.

6)Для получения гарантированного урожая идет отработка навыков посадки, связанной с пикировкой  растений.

7)Гарантией урожая являются здоровые семена. Перед посевом семена томатов, перца, моркови, свеклы, капусты, прогреваем при темп 40-45 гр. от 20 до 30 мин.

Чтобы влажные семена рассыпались обсушиваем их с помощью сухой ткани ( томаты, перцы, физалис и др).В семена моркови добавляем золу, которая прилипая к оболочке, делает их рассыпчатыми. крупнее и заметнее при посеве.

8)Для сохранения влаги в почве в начале выращивания рассады, ящики со всходами мелкосеменных растений ставим на северную сторону. Правильно увлажненная почва остается рыхлой, с ней легко работать , растениям обеспечен хороший рост.

 9)При выполнении больших объемов работ, связанных с выращиванием рассады применяем посев способом вразброс.  Астры лучше всего высевать рядовым способом с использованием маркера. Работая по воспитанию культуры труда и эстетики быта, ящики и другие емкости с растениями расставляем в местах общего пользования одинакового цвета и высоты. На подоконники под ящики расстилаем пленку, всю тару протираем от загрязнений, особенно дно и стенку с лицевой стороны.

Выше перечисленные приёмы работы позволяют сделать труд интересным, продуктивным, результативным.

 В заключение приведу слова ученика и соратника А.С.Макаренко В.Н.Терского.Он очень доступно определили роль педагога, занимающегося обучением учащихся труду.

 «ПОЧЕМУ У НАС МНОГИЕ НЕ ЛЮБЯТ СВОЮ РАБОТУ? ДА БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОТОМУ. ЧТО НЕ УМЕЮТ ЕЕ ХОРОШО ДЕЛАТЬ. РАБОТАЯ ЧЕРЕЗ ПЕНЬ- КОЛОДУ. ДЕЛА СВОЕГО НЕ ПОЛЮБИШЬ. КАЖДЫЙ ЛЮБИТ ДЕЛАТЬ ТО. ЧТО ОН УМЕЕТ ДЕЛАТЬ ХОРОШО. И ПОЭТОМУ, МОЖЕТ БЫТЬ , ГЛАВНОЕ В НАШЕМ ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ДЕЛЕ- УЧИТЬ ДЕТЕЙ ХОРОШО ДЕЛАТЬ СВОЮ РАБОТУ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТЫ НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ.

Конечно, научные полевые опыты на больших делянках, с применением трактора и сельскохозяйственных машин, не по силам юному опытнику. Для него существуют упрощенные, облегчен­ные, доступные...

ТЕМА ЗАНЯТИЯ:УБОРКА ПРИШКОЛЬНОГО УЧАСТКА

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:ПОЗНАКОМИТЬ РЕБЯТС С ОВОЩНЫМИ КУЛЬТУРАМИ,СОСТАВИТЬ ПРАВИЛА УХОДА ЗА ПРИШКОЛЬНЫМ УЧАСТКОМ В ОСЕННИЙ ПЕРИОД,РАЗВИВАТЬ МЫШЛЕНИЕ,ВНИМАНИЕ,ВОСПИТЫВАТЬ ТРУДОЛЮБИЕ. -ОТГАДАЙТЕ З...

Программа социализации воспитанников посредством ручного труда "Мастерилка"

Программа разработана для детей младшего школьного возраста, расчитана на 3 месяца....

Занятия физкультурой и спортом как средство социализации воспитанников школы – интерната для детей с ОВЗ.

Здоровье подрастающего поколения -  это проблема не только медицинская  и социальная , но и конечно воспитательная.  Опыт показывает, что успешность социализации выпускников специальных...

Формирование навыков коммуникативного общения у воспитанников с умственной отсталостью как средство социализации.

Формирование навыков коммуникативного общения у воспитанников с умственной отсталостью как средство социализации....

Влияние воспитательной системы пришкольного интерната на социализацию воспитанника

Основной целью воспитания в интернате является формирование гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, способности к успешной социализации в обществе и активной адапта...

Общественно-полезный труд на пришкольном участке

Общественно-полезный труд на пришкольном участке...