Общественно-полезный труд на пришкольном участке
материал по технологии

Тютьков Алексей Владимирович

Предварительный просмотр:

Роль пришкольного участка в трудовом воспитании

обучающихся сельской школы.

Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых всё удаётся и спорится.
Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое.

Труд – основа человеческой жизни. Человек трудится не только для того, чтобы заработать, а потому что сознательное отношение к труду определяет его природную сущность. Приобщение к труду – важная часть воспитания в школе. Но труд не рассматривается нами как некоторое универсальное средство, во внимание принимается нами не только физический труд. Труд, на наш взгляд, воспитательно эффективен, если он многообразен, продуктивен, включен  в воспитательную систему. Мы ставим перед собой задачу одухотворить детский труд, сделать его созидательным, творческим, воспитывать у детей уважение к людям труда, учить благотворительности, бескорыстию. Труд только тогда хорош, когда он приносит пользу, развивает и реализует потребности ребенка, когда он общественно значим. В трудовом воспитании мы исходим из того, что кто – то из учеников продолжит обучение в высших учебных заведениях, а кто – то вольется непосредственно или через учебные заведения в сферу народного хозяйства. Неважно кем станут выпускники в жизни – учителями, агрономами, рабочими, врачами, но они уже познали вкус труда, успешного, коллективного, увидели его плоды.

Как реализовать технологию с гарантированным результатом, дающую на выходе человека ответственного за свои поступки, порядочного и дисциплинированного, работающего в меру склонностей и способностей в век нежелания трудиться ни в школе, ни за её пределами, в условиях сокращения и отсутствия часов на трудовое обучение, необязательности летней трудовой практики, в рамках прав ребёнка, в мире противоречий? Решению этой задачи способствует грамотная организация работы на пришкольном учебно-опытном участке.

            Учебно-опытный участок служит базой для реализации тех практических заданий, которые требуют  дополнительные исследования. Опытный участок – это место, где дети разных возрастных групп приобретают основы экологических знаний под руководством педагога, ведут целенаправленную учебно-опытническую работу с целью наблюдения за ростом и развитием растений, изучают влияние на них различных экологических. Пришкольный учебно-опытный участок является важным условием в формировании основ рационального природопользования, бережного отношения к окружающей среде.

              Участок является примером культуры земледелия, местом отдыха для малышей, исследовательской лабораторией и трудовой школой для старших. Здесь, с 1-го класса, учащиеся получают первые навыки грамотного возделывания земли, учатся заботиться о её плодородии. Участок школы является неотъемлемой частью кабинета биологии, "зеленой лабораторией" под открытым небом, где учащиеся выполняют большую часть практических работ, предусмотренных учебной программой.

Задачами трудового образования и воспитания при работе на учебно-опытном участке являются следующие:

-Обеспечение школьной столовой сельскохозяйственной продукцией, с целью уменьшения стоимости школьных обедов. Для реализации этой задачи каждый год мы выращиваем: картофель, свёклу столовую, морковь, лук, капусту, огурцы, зеленные культуры;

-повышение уровня теоретических знаний учащихся и освоение трудовых навыков в сфере современного непрерывного цикла учебно-воспитательного процесса в системе  обучения учащихся;

-совершенствование непрерывного круглогодичного цикла учебно-воспитательного процесса в системе дополнительного обучения учащихся;

-развитие творческих, аналитических способностей учащихся, склонных к исследовательской работе;
-формирование и подготовка социально-ориентированной личности выпускника в сфере сельскохозяйственного производства;
-формирование гармоничной, разносторонне развитой и профессионально ориентированной личности выпускника сельской школы.


 
Воспитывающий, хорошо организованный труд, имеющий моральные и материальные стимулы реализуется в учебно-воспитательной системе нашей школы через:
-систему школьных, воспитательных мероприятий;
-обязательную летнюю трудовую практику (по графику ребятам разных классов предлагается отработать её в течение лета, а также по индивидуальному графику ребята приходят наблюдать и фиксировать результаты своих опытов);

-участие всех работников школы в трудовых делах.


К счастью, в нашей школе есть условия для того, чтобы предотвратить инфантильное отношение к труду. Этому способствует ряд факторов:
-Школьный коллектив единомышленников, понимающий важность задач трудового воспитания и имеющий возможности для их решения.
Под школьным коллективом мы понимаем не только педагогов и учащихся, но и технический и обслуживающий персонал.
-Преемственность в трудовом воспитании ( начальная школа – основное звено). Привитие трудовых навыков начинается в дошкольной группе. Каждая возрастная группа детей в школе имеет свои трудовые обязанности и поручения. Учащиеся начальных классов уже способны участвовать в самообслуживании, выращивать комнатные растения, ухаживать за посожженными деревьями и растениями, наводить порядок на пришкольной территории, собирать семена цветов и растений.

-Учащиеся 5-8 классов на уроках труда, во время летней трудовой практики работают на пришкольном участке, участвуют в благоустройстве и озеленении школьной территории.
-Положительное отношение родителей к труду детей и поддержка преобладающего их большинства.


Целью данной работы является - формирование навыков разумного землепользования у учащихся и получение гарантированных урожаев экологически чистой с/х продукции. Эта работа представляется нам как результат объединения биологических и с/х знаний с разумно организованной практической деятельностью.

это выглядит следующим образом:

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА -  уроки природоведения, уроки сельскохозяйственных трудов, экскурсии на пришкольный участок, выполнение проектов. С 1 класса учащиеся знакомятся с пришкольным участком, выполняют элементарные работы по выращиванию сельскохозяйственных культур в двухпольном севообороте. В курсе природоведения получают понятие о сообществе поля, сада, знакомятся с видовым составом животных и растений, о их взаимосвязях. Рассматриваются взаимосвязи живой природы и человека, вопросы охраны искусственного природного сообщества.

ОСНОВНАЯ  ШКОЛА -  уроки биологии, уроки сельскохозяйственных трудов, летняя учебная практика, исследовательская работа.
На первом этапе формируются мотивы необходимости и желания, стремления и интересы примерах (посевах, урожайности культур) ученики не могут не понять, что все это результат большого труда, и что им тоже придется поработать. Надо только соблюдать правила, которые будут сообщаться перед началом каждой новой операции. Во время экскурсии ребятам уже в общих чертах ясно, чем они будут заниматься на пришкольном участке.
При самостоятельной работе с сельскохозяйственными культурами, их агротехникой, в опытнической работе ученики видят конкретные факты воздействия человека на растения (улучшая среду обитания добивается повышения урожайности, используя знания о фенологии защитить урожай от болезней и вредителей).
Опыты учащиеся закладывают в урочное время, а продолжают в период летней практики. Результаты и выводы представляются на итоговых школьных конференциях в виде докладов.
Долговременная деятельность учащихся в системе работы обеспечивается исследовательскими работами на пришкольном участке.
Исследования учащихся часто не заканчиваются в один сезон и продолжаются в течение нескольких лет. Полученные данные конечно же, обогащают запас знаний о рациональном землепользовании.

Ориентир на подготовку сельского выпускника к жизни в условиях рынка, приоритет трудового воспитания. Организация культуротворческой деятельности на земле не могут не привести к желаемым результатам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат на тему: "Общественно полезный труд"

В реферате описывается трудовая и общественно полезная деятельность детей коррекционной школы-интернат, а также виды этой деятельности по годам обучения. Далее описывается процесс формирования навыка ...

Мастер-класс: «Применение элементов хромотерапии на уроках СБО (социально-бытовая ориентировка) и ОППТ (общественно-полезного производительного труда).

Мастер-класс: «Применение элементов  хромотерапии на уроках СБО (социально-бытовая ориентировка) и ОППТ (общественно-полезного производительного труда).Обоснование выбора:   Использован...

«Труд на пришкольном участке - средство социализации воспитанников.»

Труд  на пришкольном участке играет большую роль в трудовом и профориентационном  воспитании. Целенаправленная  работа на пришкольном участке воспитывает, развивает, формир...

Итоги экзамена по общественно- полезному труду в классах со со сложной структурой дефекта

В сообщении излагаются  этапы подготовки к  экзамену по профильному труду в классах со со сложной структурой дефекта...

Деятельность школьной добровольческой организации «Шаг навстречу» как пример вовлечения обучающихся в общественно-полезный труд.

Выступление на августовской конференции на тему "Деятельность школьной добровольческой организации «Шаг навстречу» как пример вовлечения обучающихся в общественно-полезный труд"....

Рабочая программа "Общественно-полезный труд" 5 класс

Рабочая программа по предмету "Общественно-полезный труд" для учащихся 5 класса с индивидуальными особенностями, занимающихся по соответствующему виду адаптированной учебной программы....

Программа ОБЩЕСТВЕННО_ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД

 Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению -общественно-полезная деятельность составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образователь...