Конспект урока математики в 9 классе «Умножение обыкновенных дробей на целое число».
план-конспект урока (5 класс) на тему

Мамедова Татьяна Викторовна

Конспект урока предназначен для учителей специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_no_4.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока математики в 9 классе

Филиала МОУ «Средняя школа № 5».

                                     

Тема урока: «Умножение обыкновенных дробей на целое число».

 

Цель: вспомнить, как умножается обыкновенная дробь на целое число.

Задачи: - вспомнить правило умножения обыкновенных дробей на целое число и применение его на практике;

- содействовать формированию общеучебных умений и навыков: работать с учебником, отвечать на вопросы, анализировать, делать выводы, работать самостоятельно, пользоваться опорными схемами, оценивать результаты своего труда;

- способствовать коррекции мышления, памяти, восприятия, развитию6 речи учащихся.

Оборудование: доска, тетради, учебники, опорные схемы, линейки и карандаши, карточки для игры «Спринт», интердоска.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

Учитель: Сегодня на каждом этапе урока вы будете получать определенное количество баллов: от 2 до 5. В конце урока каждому из вас будет поставлена отметка с опорой на заработанные баллы.

II. Устный счет.

Проводится в виде игры «Солнышко».

   

Повторяется сложение и вычитание обыкновенных дробей

     

III. Подготовка к новой теме.

1. На интердоске табличка с шифром:

     

Н

М

Е

Т

Р

А

Л

О

С

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Учитель: Раскодируйте дроби, записанные на доске, опираясь на данную таблицу:

М ,       О ,      Л  ,     Н  .

 Т            С          Л          А

Дети называют дроби, учитель записывает их на доске:  2 ,  8 ,  7 ,  1 .

                                                                                                 4    9    7    6

Учитель: - Что получили? (Обыкновенные дроби.)

                 - Как называется число, записанное в обыкновенной дроби над  

                    чертой? (Числитель.)

                 - Как называется число, записанное в обыкновенной дроби под  

                    чертой? (Знаменатель.)

                 - Сократите те дроби, какие возможно. Как это  делаем?

                    (Делим числитель и знаменатель на наибольший общий

                     делитель:

                          2 = 1   ,     7 =  1 =  .

                          4     2        7      1

2. Учитель: - На доске пример. Решите его.

                       2,3 X  2 =

Учитель: - Как называются числа при умножении?

      Дети:  1-й множитель, 2-й множитель, произведение.

      Учитель: Чем является 1-й множитель?

       Дети: Десятичной дробью.

  Учитель: Чем является 2-й множитель?

       Дети:  Целым числом.

IV. Новый материал.

Учитель: Умножать десятичную дробь на целое число мы умеем. А сегодня вспомним, как умножается обыкновенная дробь на целое число.

Дети открывают тетради, записывают число, Классная работа и тему урока, которая дана на доске.

1. Учитель: - Ребята, найдите и назовите имеющиеся в классе предмет

                    прямоугольной формы. (Называют: доска, дверь…).

Учитель: Вы сказали, что доска представляет из себя прямоугольник. Покажите на доске правый верхний угол, правый нижний угол, левый верхний угол, нижний  левый угол. (Один ученик работает у доски, остальные – проверяют). Сколько всего углов?

Учитель: - Сейчас я буду называть угол, а вы глазами находить его: нижний  левый угол,…

- Покажите длину (ширину) доски – прямоугольника.

2. Учитель: - А теперь решим задачу на нахождение площади прямоугольника (записана на доске).

- Предположим. Нам надо сшить из маленьких лоскуточков коврик для куклы. А лоскуточки будут иметь прямоугольную форму.

       Требуется:

Вычислите площадь прямоугольника (лоскуточка), длина которого 3 см. а ширина 2 см.                                                                                             5

                                                                                                                   

Учитель: - Составим краткую запись. (Учитель записывает на доске, дети  - в тетрадях).

Длина - 3 см                                                                                                          

              5

Ширина - 2 см

 S пр. - ?

Решение:  S пр.  = 3 см X 2 см =

                               5

Учитель: Что представляет собой 1-й множитель?  

Дети: Обыкновенную дробь.

Учитель: Что представляет собой 2-й множитель?                                                                                                        

Дети: Целое число. 

Учитель: Здесь мы должны умножить обыкновенную дробь на целое

                число. Кто вспомнит, как это делаем?

    Дети: Умножаем числитель на целое число. А знаменатель остается    

                 прежним.

                                                                  2                       2                          2

             S пр. = 3 см X 2 см = 3 X 2 см   = 6  см   = 1 1 см  

                         5                       5               5               5

                  Вывешивается опорная схема:

                        3  X  2 =  3 X 2    =  6   = 11   

                        5               5           5        5        

Учитель: Как же умножается обыкновенная дробь на целое число?

Учитель: Вычислите устно (примеры даны на доске).

1   X  5 ;     4   X  2 ;    2   X  4 ;     6   X  2 .

6              9             5             11

VI. Продолжение работы над новой темой.

Учитель: А теперь решим письменно такой пример. (Учитель – на доске, дети – в тетрадях).

                                              1

   1   X  4  =  1 X  4  =  1 .

   8                8         2

                       2

Учитель: До нахождения ответа можно произвести сокращение. 4 и 8 имеют общий делитель, причем берем наибольший общий делитель – 4. Сокращаем: 4 : 4 = 1 ;  8 : 4 = 2. Получаем  1.

                                                    2

                           Вывешивается вторая опорная схема: 

                                                                                          1

                                  1  X  4 =  1 X 4    =  1     

                                       8               8 2         2        

Учитель: Пользуясь этими опорными схемами, будем решать примеры.

 V. Закрепление.

                                                             

     1.  Работа с учебником : стр. 142 № 796 ( 1,2 строчки).

 

  Учитель: Сначала разберем образец. (Объясняет 1 ученик с места).

  Учитель: А теперь решим 4 примера из 2-ой строчки.

                 1 и 2 примеры – работа с человеком у доски;

                 3 и 4 примеры – комментирование с места.

     

                                                         1                                                                           2

   1).  4   X  3  =  4 X  3  =  4 ;       2).     2  X  10 = 2  X 10 =  4  =    1;

        15              15         5               15              15          3        3

                                                5                                                                        3  

                                                             1                                                                                          3

   3).  5   X  14  =  5 X  14  =  5  =   2;       4).     4  X  45 = 4  X 45 =  12  = 12 .

        42                 42          3       3              15              15           1        

                                                    3                                                                                      1  

Физкультминутка:

Учитель:- Я хлопаю 15 раз, а вы – в 3 раза меньше; топаю 4 раз, а вы – в

                  3раза больше   и т.п.

VI. Самостоятельная работа – игра  «Индивидуальное лото».

Учитель: Выполним самостоятельную работу в форме игры «Индивидуальное лото». Каждый из вас получил конверт с набором карточек с примерами и большой картой с ответами. Например:

  7   X  9  =           3    X   15  =        2  X   4  =  

  9                       5                         8        

         

  1   X  8  =            4      X  5 =          3  X  2  =  

 24                      25                      10        

Учитель: Вы берете первую карточку с примерами, решаете его в тетради и накрываете ею соответствующий ответ на большой карте, положив карточку примером вниз. Если все примеры решены верно. То получается рисунок. А какой, вы определите сами.

         (У каждого ученика должно получиться геометрическое тело, которому он дает название. Учитель легко проверяет результат работы. Затем дети обобщают, что у всех получились геометрические тела).

Дополнительно, для тех, кто быстро справится с заданием, даются дополнительные примеры (учебник 7 кл. – стр. 144 № 637).

VII. Подведение итогов.

Учитель: Как же  умножается обыкновенная дробь на целое число?

VIII. Домашнее задание.

          стр. 142 № 796 (3 стр.) – учитель объясняет, как его выполнять.

IX. Выставление отметок.

Проставляются отметки с опорой на баллы, заработанные на каждом этапе урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики. 5 класс. Тема: «Обыкновенные дроби».

Тип урока: урок выработки умений и навыковЦели урока:Образовательная: закрепить знания, выработать умения и навыки, научить применять ЗУН в новых условиях....

Конспект урока по математике на тему:"Умножение обыкновенных дробей на натуральное число". 6 класс.

На уроке математики использованн системно-деятельностный подход в обучении учащихся умножению обыкновенных дробей на натуральное число.Конспект крока сопровождается мультимедийной презентацией....

Методическая разработка урока математики 5 класс "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"

Конспект урока по математике в 5 классе соответствует программе образовательных учреждений. Тип урока: изучение новой темы. На уроке используетс ядидактические методы обучения: проблемно- поисковый, м...

Конспект урока математики в 8 классе "Умножение обыкновенных дробей на целое число"

Конспект разработан для обучающихся 8 класса с умственной отсталостью в соответствии с программными требованиями к уроку по математике, разработанными М.Н.Перовой. Данный урок - второй по теме "У...

Урок математики 5 класс Умножение обыкновенных дробей

Урок  "Умножение обыкновенных дробей" Автор учебника Никольский...

Умножение обыкновенных дробей на целое число

Конспект  и презентация к уроку...

Технологическая карта урока математики 6 класс «Умножение обыкновенных дробей»

Разработка предназначена для учителей математики.В работе представлена технологическая карта урока математики для 6 класса по теме:"Умножение обыкновенных дробей". По основнойдидактической...