Главные вкладки

    Конспект урока математики в 9 классе «Умножение обыкновенных дробей на целое число».
    план-конспект урока (5 класс) на тему

    Мамедова Татьяна Викторовна

    Конспект урока предназначен для учителей специальных (коррекционных) школ VIII вида.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_no_4.doc65.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока математики в 9 классе

    Филиала МОУ «Средняя школа № 5».

                                         

    Тема урока: «Умножение обыкновенных дробей на целое число».

     

    Цель: вспомнить, как умножается обыкновенная дробь на целое число.

    Задачи: - вспомнить правило умножения обыкновенных дробей на целое число и применение его на практике;

    - содействовать формированию общеучебных умений и навыков: работать с учебником, отвечать на вопросы, анализировать, делать выводы, работать самостоятельно, пользоваться опорными схемами, оценивать результаты своего труда;

    - способствовать коррекции мышления, памяти, восприятия, развитию6 речи учащихся.

    Оборудование: доска, тетради, учебники, опорные схемы, линейки и карандаши, карточки для игры «Спринт», интердоска.

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

    Учитель: Сегодня на каждом этапе урока вы будете получать определенное количество баллов: от 2 до 5. В конце урока каждому из вас будет поставлена отметка с опорой на заработанные баллы.

    II. Устный счет.

    Проводится в виде игры «Солнышко».

       

    Повторяется сложение и вычитание обыкновенных дробей

         

    III. Подготовка к новой теме.

    1. На интердоске табличка с шифром:

         

    Н

    М

    Е

    Т

    Р

    А

    Л

    О

    С

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    Учитель: Раскодируйте дроби, записанные на доске, опираясь на данную таблицу:

    М ,       О ,      Л  ,     Н  .

     Т            С          Л          А

    Дети называют дроби, учитель записывает их на доске:  2 ,  8 ,  7 ,  1 .

                                                                                                     4    9    7    6

    Учитель: - Что получили? (Обыкновенные дроби.)

                     - Как называется число, записанное в обыкновенной дроби над  

                        чертой? (Числитель.)

                     - Как называется число, записанное в обыкновенной дроби под  

                        чертой? (Знаменатель.)

                     - Сократите те дроби, какие возможно. Как это  делаем?

                        (Делим числитель и знаменатель на наибольший общий

                         делитель:

                              2 = 1   ,     7 =  1 =  .

                              4     2        7      1

    2. Учитель: - На доске пример. Решите его.

                           2,3 X  2 =

    Учитель: - Как называются числа при умножении?

          Дети:  1-й множитель, 2-й множитель, произведение.

          Учитель: Чем является 1-й множитель?

           Дети: Десятичной дробью.

      Учитель: Чем является 2-й множитель?

           Дети:  Целым числом.

    IV. Новый материал.

    Учитель: Умножать десятичную дробь на целое число мы умеем. А сегодня вспомним, как умножается обыкновенная дробь на целое число.

    Дети открывают тетради, записывают число, Классная работа и тему урока, которая дана на доске.

    1. Учитель: - Ребята, найдите и назовите имеющиеся в классе предмет

                        прямоугольной формы. (Называют: доска, дверь…).

    Учитель: Вы сказали, что доска представляет из себя прямоугольник. Покажите на доске правый верхний угол, правый нижний угол, левый верхний угол, нижний  левый угол. (Один ученик работает у доски, остальные – проверяют). Сколько всего углов?

    Учитель: - Сейчас я буду называть угол, а вы глазами находить его: нижний  левый угол,…

    - Покажите длину (ширину) доски – прямоугольника.

    2. Учитель: - А теперь решим задачу на нахождение площади прямоугольника (записана на доске).

    - Предположим. Нам надо сшить из маленьких лоскуточков коврик для куклы. А лоскуточки будут иметь прямоугольную форму.

           Требуется:

    Вычислите площадь прямоугольника (лоскуточка), длина которого 3 см. а ширина 2 см.                                                                                             5

                                                                                                                       

    Учитель: - Составим краткую запись. (Учитель записывает на доске, дети  - в тетрадях).

    Длина - 3 см                                                                                                          

                  5

    Ширина - 2 см

     S пр. - ?

    Решение:  S пр.  = 3 см X 2 см =

                                   5

    Учитель: Что представляет собой 1-й множитель?  

    Дети: Обыкновенную дробь.

    Учитель: Что представляет собой 2-й множитель?                                                                                                        

    Дети: Целое число. 

    Учитель: Здесь мы должны умножить обыкновенную дробь на целое

                    число. Кто вспомнит, как это делаем?

        Дети: Умножаем числитель на целое число. А знаменатель остается    

                     прежним.

                                                                      2                       2                          2

                 S пр. = 3 см X 2 см = 3 X 2 см   = 6  см   = 1 1 см  

                             5                       5               5               5

                      Вывешивается опорная схема:

                            3  X  2 =  3 X 2    =  6   = 11   

                            5               5           5        5        

    Учитель: Как же умножается обыкновенная дробь на целое число?

    Учитель: Вычислите устно (примеры даны на доске).

    1   X  5 ;     4   X  2 ;    2   X  4 ;     6   X  2 .

    6              9             5             11

    VI. Продолжение работы над новой темой.

    Учитель: А теперь решим письменно такой пример. (Учитель – на доске, дети – в тетрадях).

                                                  1

       1   X  4  =  1 X  4  =  1 .

       8                8         2

                           2

    Учитель: До нахождения ответа можно произвести сокращение. 4 и 8 имеют общий делитель, причем берем наибольший общий делитель – 4. Сокращаем: 4 : 4 = 1 ;  8 : 4 = 2. Получаем  1.

                                                        2

                               Вывешивается вторая опорная схема: 

                                                                                              1

                                      1  X  4 =  1 X 4    =  1     

                                           8               8 2         2        

    Учитель: Пользуясь этими опорными схемами, будем решать примеры.

     V. Закрепление.

                                                                 

         1.  Работа с учебником : стр. 142 № 796 ( 1,2 строчки).

     

      Учитель: Сначала разберем образец. (Объясняет 1 ученик с места).

      Учитель: А теперь решим 4 примера из 2-ой строчки.

                     1 и 2 примеры – работа с человеком у доски;

                     3 и 4 примеры – комментирование с места.

         

                                                             1                                                                           2

       1).  4   X  3  =  4 X  3  =  4 ;       2).     2  X  10 = 2  X 10 =  4  =    1;

            15              15         5               15              15          3        3

                                                    5                                                                        3  

                                                                 1                                                                                          3

       3).  5   X  14  =  5 X  14  =  5  =   2;       4).     4  X  45 = 4  X 45 =  12  = 12 .

            42                 42          3       3              15              15           1        

                                                        3                                                                                      1  

    Физкультминутка:

    Учитель:- Я хлопаю 15 раз, а вы – в 3 раза меньше; топаю 4 раз, а вы – в

                      3раза больше   и т.п.

    VI. Самостоятельная работа – игра  «Индивидуальное лото».

    Учитель: Выполним самостоятельную работу в форме игры «Индивидуальное лото». Каждый из вас получил конверт с набором карточек с примерами и большой картой с ответами. Например:

      7   X  9  =           3    X   15  =        2  X   4  =  

      9                       5                         8        

             

      1   X  8  =            4      X  5 =          3  X  2  =  

     24                      25                      10        

    Учитель: Вы берете первую карточку с примерами, решаете его в тетради и накрываете ею соответствующий ответ на большой карте, положив карточку примером вниз. Если все примеры решены верно. То получается рисунок. А какой, вы определите сами.

             (У каждого ученика должно получиться геометрическое тело, которому он дает название. Учитель легко проверяет результат работы. Затем дети обобщают, что у всех получились геометрические тела).

    Дополнительно, для тех, кто быстро справится с заданием, даются дополнительные примеры (учебник 7 кл. – стр. 144 № 637).

    VII. Подведение итогов.

    Учитель: Как же  умножается обыкновенная дробь на целое число?

    VIII. Домашнее задание.

              стр. 142 № 796 (3 стр.) – учитель объясняет, как его выполнять.

    IX. Выставление отметок.

    Проставляются отметки с опорой на баллы, заработанные на каждом этапе урока.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока математики. 5 класс. Тема: «Обыкновенные дроби».

    Тип урока: урок выработки умений и навыковЦели урока:Образовательная: закрепить знания, выработать умения и навыки, научить применять ЗУН в новых условиях....

    Конспект урока по математике на тему:"Умножение обыкновенных дробей на натуральное число". 6 класс.

    На уроке математики использованн системно-деятельностный подход в обучении учащихся умножению обыкновенных дробей на натуральное число.Конспект крока сопровождается мультимедийной презентацией....

    Методическая разработка урока математики 5 класс "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"

    Конспект урока по математике в 5 классе соответствует программе образовательных учреждений. Тип урока: изучение новой темы. На уроке используетс ядидактические методы обучения: проблемно- поисковый, м...

    Разработка урока по математике для 6 класса "Умножение обыкновенных дробей на натуральное число"

    представлена разработка урока для 6 класса по теме "Умножение дробей на натуральное число" . Урок разработан по технологии критического мышления....

    Конспект урока математики в 8 классе "Умножение обыкновенных дробей на целое число"

    Конспект разработан для обучающихся 8 класса с умственной отсталостью в соответствии с программными требованиями к уроку по математике, разработанными М.Н.Перовой. Данный урок - второй по теме "У...

    Урок математики 5 класс Умножение обыкновенных дробей

    Урок  "Умножение обыкновенных дробей" Автор учебника Никольский...

    Умножение обыкновенных дробей на целое число

    Конспект  и презентация к уроку...