Диагностическое обследование детей младшего возраста.
учебно-методический материал по теме

Железнова Светлана Серафимовна

Материал предназначен для учителей-логопедов. Содержит задания для обследования психоречевого развития детей 3-4 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskoe_obsledovanie.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностическое обследование детей младшего возраста.

I. Обследование импрессивной стороны речи

Задание 1. Понимание речи на уровне диалога

Цель: выяснить уровень понимания ребенком обращенной к нему речи взрослого.

Оборудование: игрушки (пирамида, мяч, кукла, машина, барабан, кубики).

Ход выполнения задания. Логопед, вступая в контакт с ребенком,  стремится определить, доступны ли пониманию ребенка вопросы взрослого, а также побуждает его к общению (доступными ребенку средствами — вербальными или невербальными). При затруднениях ребенка в понимании вопросов логопед может дополнительно использовать наглядные инструкции (жесты, показ предмета и т.п.).

Задание 2. Понимание инструкций

Цель: определить уровень  понимания ребенком словесных инструкций взрослого.

Оборудование: мяч, кукла, ведерко, барабан, карандаш, бумага, коробка, карандаши, машина.

Ход выполнения задания. Логопед предлагает ребенку сделать  то, что он попросит. При необходимости (для удержания и внимания ребенка) логопед может вместе с ребенком выполнить те или иные игровые действия с имеющимися предметами.

Инструкции логопеда:

Возьми мяч. Дай куклу. Неси ведерко. Брось мяч на пол. Положи барабан на стул. Давай рисовать. Возьми карандаш, бумагу. Убери карандаш в коробку. Возьми у меня карандаши и положи на стол. Подойди к столу и возьми машину. Теперь принеси ее мне.

Задание 3. Понимание слов, обозначающих предметы, действия, признаки

Оборудование: предметные картинки (тетя, дедушка, миска, мишка, мышка, нож, стакан, чашка, кошка, лошадь, груш»помидор, рубашка, варежки, дерево, пирамида, автобус, руль, стул, ведро, уши, глаза, шея, пальцы, волосы); сюжетные  картинки с изображениями различных действий (пишет, читает, дает, идет, сидит, причесывает, ведет, пьет, везет, моет, умывается, стирает, гладит, ловит, лежит); 2 мяча разного размен (большой и маленький); карточки с изображениями 2 платьев («чистого» и «грязного»), шаров разного цвета (красный, зеленый, синий, желтый); 2 игрушечных машинок; 2 шаров.

Цель: выяснить возможности детей в  понимании существительных, глаголов, прилагательных.

Ход выполнения задания,

а) Логопед выкладывает по 2-3 карточки изображениями предметов и предлагает ребенку показать названную им картинку,

б) Логопед выкладывает по2-3 карточки с изображениями тех или иных действий и предлагает ребенку показать то, что он назовет,

в) Логопед выкладывает перед ребенком по 2 предмета (или картинки) и  в  зависимости от ситуации предлагает ребенку показать (сделать) то. что он просит. Примеры ситуаций:

1. Логопед кладет перед ребенком 2 мяча разного размера и предлагает ребенку показать сначала  большой, затем маленький мяч.

2. Логопед выкладывает перед ребенком 2 картинки с изображениями чистого и испачканного платьев и предлагает сначала показать «грязное платье», затем «чистое платье».

3. Логопед  кладет перед ребенком 4 карточки с изображениями шаров разного цвета и  последовательно предлагает ребенку показать шар названный им.

4. Логопед располагает 2 игрушечных машинки перед ребенком так, чтобы одну он мог легко взять, а другую — нет. Затем предлагает ребенку  показать, какая из машинок находится близко от него, а какая — далеко.

5. 2 шара располагают  на неодинаковой высоте  от  ребенка. Ребенку предлагается показать, какой из  шаров висит низко, а какой — высоко.

Задание 4. Понимание предложения

Цель: выяснить возможности ребенка в понимании фраз.

Оборудование: сюжетные картинки (Мальчик  идет. девочки цветы. Девочка чистит картошку. Дети собирают грибы. Девочка дает книгу мальчику. Девочка гладит платок утюгом. Мальчик берет стакан молока. Мяч лежит на скамейке. Мяч лежит в коробке. Мальчик играет с собакой.)

Ход выполнения задания. Логопед кладет перед ребенком по  2-3 картинки и предлагает показать на ту, о которой он расскажет.

Инструкция: Посмотри на картинки. Покажи то, о чем скажу.

Задание 5. Различение существительных единственного и множественного числа

Цель: уточнить возможности ребенка в различении существительных единственного и множественного числа.

Оборудование: игрушки (или предметные картинки):матрешка — матрешки, шар — шары, гриб — грибы, машина — машины, мяч — мячи.

Ход выполнения  задания. Логопед последовательно выкладывает сравниваемые предметы  и предлагает ребенку показать то, что он назовет.

Инструкция: «Покажи то, что назову: матрешка (матрешки  и т.п.)».

Задание 6. Понимание существительных с суффиксами уменьшительности

Цель: выяснить возможности ребенка в  понимании существительных с суффиксами уменьшительности.

Оборудование: предметные картинки или игрушки: дом — домик, утюг — утюжок, сумка — сумочка, кровать — кроватка.

Ход выполнения  задания. Логопед попарно располагает перед ребенком соответствующие картинки или предметы и предлагает показать то, что она называет.

Инструкция: «Посмотри на картинки (игрушки). Покажи дом (домик, и т.п)».

Задание 7. Состояние фонематического восприятия

Цель: определить возможности ребенка в различении слов, отличающихся одним звуком.

Оборудование: картинки (кит — кот,  ком — дом, мыш- — мишка, мишка — миска, коза — коса, лак — рак).

Ход выполнения задания. Логопед попарно выкладывает соответствующие картинки перед ребенком и предлагает ему показать ту, которую он назовет.

Инструкция: «Посмотри на эти картинки. Где кот (кит и  т.д.)?»

II. Обследование экспрессивной стороны речи

Задание 1. Диалог (см. задание 1.1)

Цель: выявить вербальные и невербальные возможности общения ребенка со взрослым.

Оборудование: игрушки (пирамида, мяч, кукла, машина, барабан, кубики).

Ход выполнения задания. Задавая вопросы  ребенку, логопед стимулирует его ответы с помощью  доступных ему средств общения. Перечень возможных вопросов: Как тебя зовут? Кто тебя привел сюда? Показать тебе игрушки? Какая игрушка тебе понравилась? Любишь играть с игрушками? Поиграй с  игрушками. Что ты делаешь? Что можно делать с этими игрушками?

Задание 2. Изучение активного лексикона детей

Цель: выяснить объем и качественный состав активного лексикона у детей.

Оборудование: игрушечные животные или бибабо (или изображения животных), часы-игрушка; предметные картинки, сюжетные картинки (изображения действий).

Ход выполнения задания:

а) Звукоподражания. Логопед задает вопросы ребенку, при необходимости использует при этом игрушечных животных  (или изображения  животных): Как лает собака? Как кричит петух? Как мяукает  кошка? Как мычит корова? Как кричит коза? Как хрюкает свинья? Как тикают часы?

б) Существительные. Логопед предлагает ребенку назвать предметные картинки. Лексический материал: дядя, бабушка, тарелка, ложка, кровать, стол, собака, рыба, мяч, кубики, кофта, свитер, кукла, машина, курица, цветы, яблоко, морковка, шапка, колесо,  нос.

в) Глаголы. Логопед, предъявляя сюжетные картинки предлагает ребенку ответить  на вопрос: «Что делает мальчик, девочка. дядя и т.п.). Лексический материал: спит, ест, гуляет, падает, смеется, едет, плавает, летит, рисует, плачет, катает. прыгает, играет, поет, надевает.

г) Прилагательные. Логопед, показывая ребенку предметные картинки  или  соответствующие ситуации предметы, сравнивая предметы по величине  или другому параметру, предлагает ответить на вопросы типа: «Какой по цвету (мяч, шар. кубик и  т.п.)? Какая кукла (большая или маленькая)? Какое платье (чистое или грязное)? и др.». Лексический материал: большой, маленький, чистый, грязный, красный, синий, желтый, зеленый.

д) Наречия. Создавая различные ситуации, логопед с помощью просьб, вопросов стимулирует ребенка к выполнению действий  (достать машину, висящий высоко шарик и т.п.) и к речевым ответам: «Где машина (близко или далеко)? Где шарик?» Лексический материал: близко, далеко, высоко, низко.

Задание 3.  Изучение объема и типов предложений

Цель: выяснить возможности ребенка  к использованию фразовой речи.

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход  выполнения задания. Логопед последовательно выкладывает перед ребенком сюжетные картинки и предлагает сказать, что на них нарисовано (кто? и что делает?). Лексический материал: Девочка спит. Зайчик ест морковку. Дети поливают цветы. Мальчик кладет морковку в корзину. Девочка подметает пол веником. Бабушка дает шар  девочке. У мальчика санки. Дедушка лежит на диване. Девочка играет с кошкой. Малыш сидит в коляске.

Задание 4. Обследование грамматического оформления речи

Цель: выяснить возможности ребенка использовать в речи некоторые грамматические формы.

Оборудование:  предметные картинки, игрушки.

Ход выполнения задания:

а) Образование формы именительного падежа множественного числа существительных. Логопед предлагает поиграть в игру. Он называет одну картинку, а ребенок — другую (с изображением нескольких однородных предметов). Лексический материт: кукла - куклы, стол - столы, пирамида - пирамиды, носок - носки, кубик - кубики.

б) Образование формы винительного падежа существительных (значение объекта).

Ход выполнения задания. Логопед предлагает ребенку посмотреть на картинку (в сумку) и сказать, что купили в магазине. Лексический материал: (купили)  машину, куклу, капусту, морковку, шапку.

в) Усвоение некоторых глагольных форм (глаголы второго лица повелительного наклонения; глаголы третьего лица единственного числа).

Ход выполнения задания. Логопед знакомит ребенка с куклой (другой игрушкой) и предлагает ему дать кукле «поручения» (попросить ее):  «Иди» (к мишке), «принеси» (мячик) и т.п. Лексический материал: иди, ищи, принеси, возьми, убери.

Примечание: использование форм глаголов третьего лица единственного числа проверяется в задании 2.

Задание 5. Состояние словообразования

Цель: определить возможности ребенка в образовании слов с уменьшительным значением.

Оборудование: предметы или предметные картинки.

Ход выполнения задания. Логопед называет большой предмет и предлагает ребенку назвать маленький. При необходимости дается образец. Лексический материал: мяч — мячик, флаг — флажок, шапка — шапочка, машина — машинка.

Задание 6. Изучение слоговой структуры слов

Цель: выяснить возможности ребенка в воспроизведении в речи слов разной слоговой структуры.

Оборудование: предметы или предметные картинки.

Ход выполнения задания. Логопед предлагает ребенку назвать предметы или предметные  картинки.

Лексический материал: мяч, стул, вода, кошка, панама, бабушка, пирамида, велосипед.

Задание 7, 8. Общее  звучание речи. Состояние голоса

Цель: выяснить особенности звукового оформления речи ребенком и состояние его голоса.

Примечание: характеристика общего звучания речи темпа, ритма, интонационной выразительности, внятности речи) и основных параметров голоса (силы, высоты, тембра) ребенка лается логопедом на основании его наблюдений в процессе обследования.

Задание 9. Состояние звукопроизношения

Цель: выяснить звукопроизносительные возможности ребенка.

Оборудование: предметные картинки.

Ход выполнения задания. Логопед предлагает ребенку в игровых ситуациях произнести вслед за ним изолированные фонемы. Характер звукопроизношения отдельных фонем на уровне слова проверяется в процессе других заданий обследования; при необходимости дополнительно могут быть использованы предметные  картинки .

III. Изучение строения и подвижности артикуляционного аппарата

Цель: обследовать строение и подвижность артикуляционных органов ребенка.

Ход выполнения задания. Строение и подвижность органов артикуляции ребенка логопед проверяет в процессе выполнения им других заданий. Специально ребенку (в игровой форме) может быть предложено, выполнить некоторые артикуляционные движения по подражанию — вслед за логопедом («язычок отдыхает на нижней губе», «язычок качается на качелях» и т.п.).

Примечание: в речевой карте отмечается строение, а у подвижных артикуляционных органов — характер движений (их объем, амплитуду, тип переключаемости), возможности Удержания той или иной артикуляционной позы.  Обследуются следующие органы артикуляции: зубы, нижняя челюсть, твердое небо, мягкое небо, губы, язык.

 Заключение логопеда. В результате проведенного обследования и с учетом результатов комплексного обследования (медико-психолого-педагогического) логопедом делается заключение о состоянии импрессивной и экспрессивной речи ребенка. Отмечается характер принятия им помощи в процессе обследования. Может быть сделан предварительный прогноз относительно дальнейшего хода развития его речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по обследованию детей младшего дошкольного возраста

Статья условно состоит из трех частей : пояснительная записка, план обследования, основные направления обследования. Публикация предназначена: педагогам, логопедам, дефектологам. Программа апробируетс...

Программа по обследованию детей младшего дошкольного возраста

Статья условно состоит из трех частей : пояснительная записка, план обследования, основные направления обследования. Публикация предназначена: педагогам, логопедам, дефектологам. Программа апробируетс...

Программа по обследованию детей младшего дошкольного возраста

Статья условно состоит из трех частей : пояснительная записка, план обследования, основные направления обследования. Публикация предназначена: педагогам, логопедам, дефектологам. Программа апробируетс...

Методические рекомендации «По использованию диагностических методик учителем-дефектологом для обследования детей младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет)».

Пояснительная запискаВ настоящее время здоровье детского населения в Российской Федерациипредставляет серьезную социальную проблему. К сожалению, уменьшается долярождения здоровых детей, повышаются по...

Выступление на Педагогическом совете «Диагностический минимум учителя – дефектолога для обследования детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями»

Данное пособие  предназначено для учителей - дефектологов дошкольных учреждений, работающих с детьми с ограниченными возможностями, детьми-инвалидами с интеллектуальными нарушениями....

выступление на городском методическом объединении с темой "Дефектологическое обследование детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями"

                        Из – за сложных диагнозов у детей, которые стали приходить к нам в учреждение - с глубоким поражением Ц...