внеклассное занятие
план-конспект урока на тему

Ирина Анатольевна Тютимова

Тема : Права и обязанности детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ministerstvo_obrazovaniya_i_nauki_khabarovskogo_kraya.docx26.06 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное казённое специальное (коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIIIвида №3»

Внеклассное занятие

« Права и обязанности детей»

Составила:

учитель начальных классов

Тютимова И.А.

Г. Комсомольск – на – Амуре

2014 – 2015 уч.г.

Цель:

 Сформировать у учеников представления об их правах и обязанностях.

Задачи: 
1. Познакомить  с понятиями «права» и «обязанности». 

2. Формировать представления о правах и обязанностях детей. 

3. Воспитывать основы правовой культуры детей. 

Оборудование:

  • Мультимедиа;
  • Картинки;
  • Таблички;
  • Шаблоны – настроение;
  • Карточки.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Вы готовы поработать? (Да!)

Вы готовы отвечать? (Да!)

Вы готовы, если надо,

Что-то вспомнить и узнать? (Да!)

Ну а главное – готовы

Вы сегодня рассуждать? (Да!)

  1. Сообщение темы урока

Сценка (разыгрывают учащиеся класса)


Ведущий:

 После уроков ребята решили поиграть.
Артем: 

Давайте поиграем в войну!

Алеша: 

Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Артем, милиционером. А ты, Оля, будешь бандитом.

Оля: 

А я не хочу.
Артем: 

Чего не хочешь?

Оля: 

Играть в войну.
Влад: 

Как это ты не хочешь? Все будут – а она нет. Будешь!

Оля: 

Я не хочу.
Артем:

 Захочешь.

Оля: 

Что же вы меня заставите? А разве вы имеете на это право? Вы на это право не имеете!


Ведущий: 

- Давайте, ребята, разберемся. Кто прав? Кто не прав?
- Давайте поговорим. Как поступил Артем и Влад? Почему они не правы? Права ли Оля?


Учитель: Может, кто-то догадался о теме нашего разговора? (Заслушиваются предположения детей)


Слайд 1.

Тема нашего разговора  - «Права и обязанности детей».  Сегодня мы поговорим о ваших правах и обязанностях, попробуем разобраться в тех ситуациях, которые встречаются в жизни. 

  1. Знакомство с основными документами, защищающими права ребенка.

- Кто из вас знает основные документы,  которые защищают права ребенка?    

( Конституция страны, Конвенция прав ребенка, Декларация прав ребенка).

Слайд 2.

Конституция – основной закон государства, в котором записаны все права гражданина страны.

Декларация прав ребенка – включает основные принципы обеспечения защиты и благосостояния детей.

- Однако декларация имеет лишь рекомендательный характер и  ее нормы не обязательны для исполнения.

Другое дело – конвенция о правах ребенка. Это договор, который должен неукоснительно исполняться.

Конвенция о правах ребенка – международный документ, в котором определены права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг, оказание других услуг детям.

- Но для школьников существует и другой документ, который должны соблюдать как взрослые, так и дети. Как он называется? (устав школы)

Устав школы – права и обязанности всех участников образовательного процесса ( администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).

Он находится в вестибюле школы.

  1. Знакомство основными прав и обязанностями ребенка.

Слайд 3.

Права – это правила , по которым живут люди.

Обязанности – то, что подлежит выполнению.

- На что имеет право каждый ребенок?

Слайд 4. (по щелчку)

  • Каждый ребёнок имеет право на гражданство, с самого рождения он является гражданином страны, в которой живёт. Каждый ребёнок в нашей стране является россиянином, гражданином России. Это подтверждает первый документ  - свидетельство о рождении.

- Кто из вас является гражданином России? Поднимите руки

          Каждый гражданин обязан любить свою родину, участвовать в жизни своей страны, вставать на её защиту, если ей грозит опасность, быть честным, справедливым, смелым, мужественным. Вы должны гордиться теми людьми, которые отстояли свободу нашей Родины в кровопролитной войне, помнить, что это они сделали для вас.

  • Важнейшее право, которое имеют все люди на планете - это право на жизнь.

  • Каждый ребёнок имеет право знать своих родителейправо на их заботу. Родители по закону несут ответственность за ребёнка, управляют и руководят ребёнком.

- Расскажите, как о вас заботятся родители.

        А ребёнок обязан уважительно относиться к ним, проявлять почтение.

 Каждый ребёнок имеет право жить в благополучной, дружной семье. Хорошо, когда детей окружают папа, мама, бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки.

  • Каждый ребёнок имеет  право на жильё и его неприкосновенность

- Поднимите руки те, у кого есть жилье?

  • Дети имеют право на образование.  Каждый ребёнок должен иметь возможность учиться, чтобы раскрывать свои таланты, умственные и физические способности. Ученики обязаны хорошо учиться, выполнять правила поведения в школе, соблюдать устав школы

  • У каждого ребёнка есть право на охрану здоровья и бесплатное медицинское обслуживание.

-Кому из вас хоть раз приходилось обращаться к доктору?

-Здоровье – главная ценность человека. А вы обязаны заботиться о своём здоровье: заниматься спортом,  соблюдать правила безопасности, правильно питаться, соблюдать режим дня.

  • Ещё одно, очень нужное право, которое имеют все люди на планете - это право на отдых.

- Но мы не должны забывать, что у нас есть  обязанности, которые мы должны выполнять. Все дети обязательно помогают дома родителям.

-Какие обязанности по дому выполняете вы? (ответы детей)

  1. Физ минутка.

  1.   Закрепление, полученных знаний.

Учитель: Я предлагаю вам посмотрите мультфильмы и сказать, о каком праве каждого ребенка и человека идет речь

  • «Кошкин дом» - право на достойную жизнь.
  •  «Золушка» - право на отдых.
  • «Кот Леопольд» - право на безопасные условия жизни.
  • «Теремок» -   право на жильё и его неприкосновенность. 

Игра «Разрешается – запрещается»

Для детей эти права изображены на знаках – разрешающих или запрещающих (они похожи на дорожные знаки)

Учитель: Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается». Сейчас мои помощники будут рассказывать вам о каком-то праве, а вы, ребята, будете находить соответствующий знак, располагать его в нужную колонку и отвечать: разрешается или запрещается.

Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг.
Слушать мнение ребенка (
разрешается).

Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (
запрещается)

С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить – 
Это (
разрешается).

Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это (
запрещается).

Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (
разрешается).

Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа (
запрещается).

Вместе дружно в мире жить, 
с разными детьми дружить –
Это (
разрешается).

Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (
запрещается).

Учитель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых мы сегодня говорили.

Игра «Юридическая консультация».
            Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу.

Консультация - это совет, разъяснение, а юристы - это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства.

               Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, пожалуйста, давая консультацию, начинайте со слов: «Каждый ребенок имеет право…»

 (Во время игры дети вытаскивают одну карточку и комментируют, какие права ребенка были нарушены в данном случае).

  1. Итог занятия.

Учитель:

Кто считает, что он не зря провёл время на классном часе.

Выберите шаблон с вашим настроением после занятия. Объясните, почему у вас такое настроение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие МОРСКОЙ БОЙ

Внеклассное мероприятие по информатике для 9 классов...

План-конспект внеклассного занятия "Мир басен Крылова"

План-конспект внеклассного занятия...

Внеклассное занятие "В гостях у Шишкина".

Разработка внеклассного занятия "В гостях у художника Шишкина" для уч-ся школы VIII вида....

разработка внеклассного занятия для учащихся коррекционной школы VIII вида.

Данные занятия разработаны для учащихся 2-4 классов коррекционной школы VIII вида....

Внеклассное занятие Olympic games

Внеклассное занятие Olympic games, 8 класс...

(Практическое пособие по организации и проведению внеклассного занятия по географии, раздел – геология)

В этой работе показывается возможность проведения занятия по геологии на территории бывшего рудника Придорожный, Солнечного района, Хабаровского края. По такому принципу можно для своей территории соз...

ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИЦель занятия:  познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности. Наше внеклассное мероприятие по русском...