Дифференциация С-Ш
план-конспект занятия на тему

Лиходед Надежда Петровна

Тема. Дифференциация звуков С-Ш

Цели. 1 Учить детей различать смешиваемые звуки на слух и правильно употреблять их в собственной речи.

2 Развитие моторики артикуляционного аппарата.

3 Развитие зрительного и слухового внимания.

4 Развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: картинки (насос и гусь); мяч, картинки: шуба, шарф, шапка, лиса, сорока, оса, соловей, сова, соль, сыр, колбаса, лошадь, собака, самолет, сумка, санки, колесо, усы, шорты, шило, шина, кувшин, вишня, груша, мишка, матрешка, слива, абрикос, свекла, шкаф, стол, стакан, чашка.

 

Ход занятия

1 Организационный момент

Сядет тот, кто ласково назовет свое имя.

2 Постановка цели занятия

Логопед кладет перед детьми 2 картинки, а дети определяют кто из нарисованных персонажей  свистит, а кто шипит.

3 Характеристика звуков С-Ш, артикуляционный уклад

Когда произносим звук «с»

- губы в улыбке, зубы видны;

- верхние и нижние зубы сближены, но не сжимая;

- широкий кончик языка упирается в нижние зубы;

- по середине языка идет сильная холодная струя воздуха;

- голос спит.

Звук «ш»

- Губы округлены и слегка выдвинуты вперед;

- верхние и нижние зубы сближены;

- широкий кончик языка приподнят к верхним зубам, но не прижимается;

- по середине языка идет сильная теплая струя воздуха;

- голос спит.

4 Артикуляционная гимнастика

- Накажем непослушный язычок. Положить широкий язык между губами и пошлепать его «пя-пя-пя»

- Лопаточка. Открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до 10.

- Трубочка. Открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх. Подуть в «трубочку». Можно придерживать трубочку из языка губами.

- Чашечка. Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до 10.

- Фокус. Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.

- Лошадка. Улыбнуться, рот открыть. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. На счет до 10.

- Грибок. Улыбнуться, рот открыть. Присосать широкий язык к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. На счет до 10.

- Гармошка. Положение языка как в упражнении «грибок». Не отрывая языка, открывать и закрывать рот. На счет до 10.

5 Игра «Внимательные ушки»

Выделение на слух изолированных звуков «с», «ш» в ряду согласных звуков

- картинки (гусь, насос);

- руки вверх, вниз;

- в ряду согласных;

6 Игра «Запомни, повтори»

- цепочки звуков

С-ш-с-ш-с-ш

Сс-ш-сс-ш-сс-ш

Шш-с-шш-с-шш-с

- слоги

Са-шаса-са-шаша-ша-са

Со-шоша-са-саса-ша-ша

Су-шуса-ша-саша-са-шасы-ши

- слова

Миска-мишка                   суп-шум

Крыса-крыша                   суд-шут

Сад-шар                               сайка-шайба

Сон-шов                               сокол-шорох

Песок-мешок                     носок-пушок

7 Игра с мячом «Слог да слог – и будет слово, мы в игру сыграем снова».

Логопед бросает мяч, называя первый слог, а ребенок заканчивает слово.

Ша-шары                 шу-шуба

Са-санки                   су-сумка

Шо-шорох                ши-шины

Со-сорока                 сы-сырок

- игровое упражнение «Назови ласково»

Сыр-сырок                          сарафан-сарафанчик

Сын-сынок                          сумка-сумочка

Сук-сучок                             шарф-шарфик

Шапка-шапочка                машина-машинка

Шуба-шубка                        лиса-лисичка

Лошадь-лошадка               собака-собачка

8 Игра «Подари друзьям»

Соне подарить игрушки со звуком «с», Шуре со звуком «ш».

9 Игра «Четвертый лишний»

- по звучанию лишняя

-по логическим операциям

-шуба, шарф, шапка, лиса;

-сорока, оса, соловей, сова;

-соль, сыр, колбаса, лошадь;

-лиса, лошадь, собака, самолет.

10 Динамическая пауза – Пальчиковая гимнастика «Птичка», «Гусь»

«Птичка». Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены большой палец-головка, сомкнутые пальцы-крылья. Помашем ими.

           Птичка крылышками замахала

           И тихонько пропищала:

            Пис-пис-писсссс.

«Гусь». Предплечье-вертикаль. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой: остальные пальцы прижаты друг к другу.

            Шипит сердитый гусь,

            Его я вовсе не боюсь - «ш-ш-ш-ш».

11 Игра «У кого чего нет»

У Сони нет (дети добавляют слова со звуком «ш»), у Шуры нет ( слова со звуком «с»).

12 Составление предложений по сюжетной картинке.

13 Словотворчество детей.

Логопед начинает, а ребенок заканчивает.

Са-са-са-летит оса.

Ша-ша-ша-молочная лапша.

Су-су-су-мы увидели осу; прогоним осу.

Шу-шу-шу-мама сварит нам лапшу.

Сы-сы-сы-у Сони две косы; не боимся мы осы.

Ши-ши-ши-все хотят лапши; купили мне карандаши.

14 Итог занятия

С какими звуками сегодня работали?

Какие это звуки?

Что нового узнали на занятии?

Что понравилось?

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyat-e_5.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Дифференциация звуков С-Ш

Цели. 1 Учить детей различать смешиваемые звуки на слух и правильно употреблять их в собственной речи.

2 Развитие моторики артикуляционного аппарата.

3 Развитие зрительного и слухового внимания.

4 Развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: картинки (насос и гусь); мяч, картинки: шуба, шарф, шапка, лиса, сорока, оса, соловей, сова, соль, сыр, колбаса, лошадь, собака, самолет, сумка, санки, колесо, усы, шорты, шило, шина, кувшин, вишня, груша, мишка, матрешка, слива, абрикос, свекла, шкаф, стол, стакан, чашка.

Ход занятия

1 Организационный момент

Сядет тот, кто ласково назовет свое имя.

2 Постановка цели занятия

Логопед кладет перед детьми 2 картинки, а дети определяют кто из нарисованных персонажей  свистит, а кто шипит.

3 Характеристика звуков С-Ш, артикуляционный уклад

Когда произносим звук «с»

- губы в улыбке, зубы видны;

- верхние и нижние зубы сближены, но не сжимая;

- широкий кончик языка упирается в нижние зубы;

- по середине языка идет сильная холодная струя воздуха;

- голос спит.

Звук «ш»

- Губы округлены и слегка выдвинуты вперед;

- верхние и нижние зубы сближены;

- широкий кончик языка приподнят к верхним зубам, но не прижимается;

- по середине языка идет сильная теплая струя воздуха;

- голос спит.

4 Артикуляционная гимнастика

- Накажем непослушный язычок. Положить широкий язык между губами и пошлепать его «пя-пя-пя»

- Лопаточка. Открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до 10.

- Трубочка. Открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх. Подуть в «трубочку». Можно придерживать трубочку из языка губами.

- Чашечка. Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до 10.

- Фокус. Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.

- Лошадка. Улыбнуться, рот открыть. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. На счет до 10.

- Грибок. Улыбнуться, рот открыть. Присосать широкий язык к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. На счет до 10.

- Гармошка. Положение языка как в упражнении «грибок». Не отрывая языка, открывать и закрывать рот. На счет до 10.

5 Игра «Внимательные ушки»

Выделение на слух изолированных звуков «с», «ш» в ряду согласных звуков

- картинки (гусь, насос);

- руки вверх, вниз;

- в ряду согласных;

6 Игра «Запомни, повтори»

- цепочки звуков

С-ш-с-ш-с-ш

Сс-ш-сс-ш-сс-ш

Шш-с-шш-с-шш-с

- слоги

Са-ша         са-са-ша                ша-ша-са

Со-шо         ша-са-са                са-ша-ша

Су-шу         са-ша-са                ша-са-ша         сы-ши

- слова

Миска-мишка                   суп-шум

Крыса-крыша                   суд-шут

Сад-шар                               сайка-шайба

Сон-шов                               сокол-шорох

Песок-мешок                     носок-пушок

7 Игра с мячом «Слог да слог – и будет слово, мы в игру сыграем снова».

Логопед бросает мяч, называя первый слог, а ребенок заканчивает слово.

Ша-шары                 шу-шуба

Са-санки                   су-сумка

Шо-шорох                ши-шины

Со-сорока                 сы-сырок

- игровое упражнение «Назови ласково»

Сыр-сырок                          сарафан-сарафанчик

Сын-сынок                          сумка-сумочка

Сук-сучок                             шарф-шарфик

Шапка-шапочка                машина-машинка

Шуба-шубка                        лиса-лисичка

Лошадь-лошадка               собака-собачка

8 Игра «Подари друзьям»

Соне подарить игрушки со звуком «с», Шуре со звуком «ш».

9 Игра «Четвертый лишний»

- по звучанию лишняя

-по логическим операциям

-шуба, шарф, шапка, лиса;

-сорока, оса, соловей, сова;

-соль, сыр, колбаса, лошадь;

-лиса, лошадь, собака, самолет.

10 Динамическая пауза – Пальчиковая гимнастика «Птичка», «Гусь»

«Птичка». Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены большой палец-головка, сомкнутые пальцы-крылья. Помашем ими.

           Птичка крылышками замахала

           И тихонько пропищала:

            Пис-пис-писсссс.

«Гусь». Предплечье-вертикаль. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой: остальные пальцы прижаты друг к другу.

            Шипит сердитый гусь,

            Его я вовсе не боюсь - «ш-ш-ш-ш».  

11 Игра «У кого чего нет»

У Сони нет (дети добавляют слова со звуком «ш»), у Шуры нет ( слова со звуком «с»).

12 Составление предложений по сюжетной картинке.

13 Словотворчество детей.

Логопед начинает, а ребенок заканчивает.

Са-са-са-летит оса.

Ша-ша-ша-молочная лапша.

Су-су-су-мы увидели осу; прогоним осу.

Шу-шу-шу-мама сварит нам лапшу.

Сы-сы-сы-у Сони две косы; не боимся мы осы.

Ши-ши-ши-все хотят лапши; купили мне карандаши.

14 Итог занятия

С какими звуками сегодня работали?

Какие это звуки?

Что нового узнали на занятии?

Что понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ, 2004 г., статья в журнале "ЛОГОПЕД"

В статье представлены авторские логопедические игры по автоматизации звуков на этапе "слово", "предложение", а так же конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе, как п...

Уровневая дифференциация на уроках математики

Актуальность использования технологии уровневой дифференциации в образовательном процессе, положительные и отрицательные аспекты.    ...