Диагностический материал.
материал на тему

Синявцева Светлана Анатольевна

задания по развитию внимания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon для воспитателей и психологов130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс психокоррекционных упражнений

по развитию внимания

Свойства

внимания

Упражнения и игры

Развитие

объёма

внимания на

математическом

материале

1. Игра «Вспышка» (карточки показать на 1 сек., затем закрыть. Ребёнок должен назвать то, что успел запомнить). Оборудование: 15-20 карточек с изображением букв, цифр, геометрических фигур и различных предметов.

2. Игра «Отыскивание чисел» (показать и назвать все числа от 1 до 25 а) в порядке возрастания; б) в порядке убывания). Оборудование: таблицы Шульте с числами.

3. Игра «Пропущенные цифры». (Найти все цифры а) в порядке возрастания; б) в порядке убывания; в) назвать пропущенные цифры). Оборудование: таблицы с цифрами.

24 19 6 11 20

1 37 17 28 5

30 10 32 2 34

27 3 15 38 14

12 39 22 40 8

4. Игра «Расстановка чисел» (расставить в клетках пустого квадрата числа в возрастающем (убывающем) порядке. Которые расположены случайно в заполненном квадрате). Оборудование: таблица с цифрами.

5. «Королевский пирог». Оборудование: рисунок.

6. «Посмотри, запомни, нарисуй» (карточки предъявляются последовательно; учащийся должен посмотреть, что нарисовано и зарисовать в тетради; расставить точки в квадратах). Оборудование: карточки, размером 6х9.

       7. «Игра для внимательных».

2-6-3-4-5-8=12   (Правильный ответ: 2+6-3+4-5+8=12).

9-8-1-3-5-2=12   (Правильный ответ: 9+8+1-3-5+2=12).

8-6-1-7-9-5=12   (Правильный ответ: 8-6-1+7+9-5=12).

3-2-1-4-5-3=12   (Правильный ответ: 3-2-1+4+5+3=12).

7-9-8-4-3-5=12   (Правильный ответ: 7+9+8-4-3-5=12).

1) между цифрами расставить знаки «+», «-» так, чтобы получилось число 12;

2) каких знаков, «+» или «-», было больше?

3) какие цифры встречались чаще?

4) сколько действий в каждом примере?

8. Задачи-шутки. (Слушаем внимательно и считаем. Устный счёт).

9. Игра «Сделай так же» (предлагаются образцы фигур, их соединения, которые необходимо воспроизвести). Оборудование: рисунки.

10. «Сколько и какие геометрические фигуры на чертеже?» Оборудование: чертежи.

        11. «Сколько предметов изображено на рисунке?» Оборудование: рисунки.

12. Игра «Кто внимательный?» (найти сходство и отличие). Оборудование: рисунки.

13. Игра «Что изменилось?» «Чего не стало?» Оборудование: предметы, картинки, карточки.

14. Физкультминутка «Живые картинки» (учащиеся замирают в заданной позе, затем в скульптурную группу вносятся изменения (3, 5). Ведущий должен восстановить первоначальную картину).

15. Физкультминутка «Будь наблюдательным» (ведущий запоминает внешний вид детей, затем выходит, дети вносят 5 изменений во внешний вид (можно поменяться местами), ведущий их обнаруживает).

16. Физкультминутка «Кто самый быстрый и ловкий?» (команда: «Все в домики», учащиеся должны занять стульчики, которых меньше, чем участников).

Развитие

объёма

внимания на

программном

материале по

русскому языку

1. Игра «Весёлые буквы».

(Посмотри на эту странную надпись и скажи на каком языке она написана? (Надпись показать не более 1 сек.) Сколько слов содержится в этой фразе?)

2. «Ералаш».

Злой кабан                                  сидел на ветке.

Пароход                                      томился в клетке.

Соловей                                      точил клыки.

Дикобраз                                    давал гудки.

(Расставьте всё по своим местам).

3. «Корректурная проба». Оборудование: бланк с буквами.

4. «Зашифруй слово цифрами».

С И Р У Л Т З А Б

1  2  3 4  5  6 7  8 9

Арбуз – 83947

Оборудование: таблица.

5. «Найди слова» (Из буквенного текста вычленять слова

РЮКЛБЮСРАДОСТЬФРКНП

6. «Добавь слово» (один ученик называет слово, второй называет это слово и добавляет своё, третий – повторяет первые два слова по порядку и называет своё и т.д.). Например: 1-ый учащийся – «солнце»; 2-ой – «солнце светит»; 3-ий «солнце светит ярко»…

7. «Угадай!» (1-ый ученик выходит за дверь, остальные получаю карточки со словами предложения (правила), которое произносится хором одновременно. Задача вошедшего учащегося понять и произнести предложение целиком). Оборудование: карточки со словами.

8. «Сколько предметов (слов) ты заметил?» (Предъявляется лист с изображением 4-10 предметов (слов), затем он убирается, дети называют предметы (слова), которые увидели). Оборудование: рисунок.

9. «Предметы сюжетной картинки». (Рассмотреть сюжетную картинку (1 мин.) и по памяти написать названия отдельных предметов, изображённых на картинке, дополнительно ответы на вопросы по картинке). Оборудование: сюжетная картинка.

10. «Соединение частей разорванных предложений».

11. «Выделение слов и предложений в слитном тексте».

12. «Посмотри вокруг» (назвать предметы в комнате:

  • предметы, которые начинаются с одной буквы;
  • предметы, обозначающие одни и те же части речи;
  • предметы, названия которых состоят из 2-ух, 3-ёх слогов;
  • слова, которые не делятся для переноса).

13. «Что изменилось?»

«Чего не стало?» Оборудование: предметы-карточки, слова-карточки.

14. «Лабиринты». (Проследить путь от одного объекта к другому, усложнение: проследить путь мысленно). Оборудование: лабиринты.

15. Игра «Переделай смысл стихотворения». (Учитель построчно одновременно читает каждому ребёнку четверостишие; ребёнок должен передать смысл своего четверостишия).

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Тут зайчиха выходила

И медведю говорила:

«Стыдно старому реветь,

Ты не заяц, а медведь».

Побежала мышка-мать

Тётю лошадь в няньки звать:

«Приходи к нам, тётя лошадь.

Нашу детку покачать».

Развитие

распределения

внимания на

математическом

материале

1. Игра «Прочитай написанное» (необходимо прочитать то, что написано мелкими буквами, затем то, что написано крупными буквами, а потом найти среди цифр числа, которые могли бы относиться к прочитанным словам).

                                   А    5

     р      7     5

с       9      С  7      Л   6    р а      Л

      а    м               9                 9    ю

Я    9

           0          9     9           6

  1   1

(Самара  1996, Ярославлю 975).

2. Игра «Отыскивание чисел» (показать и назвать все числа от 1 до 25 в порядке возрастания/убывания). Оборудование: таблицы Шульте с числами.

3. Игра «Пропущенные числа» (отыскать по порядку пропущенные в таблице числа; каждое пропущенное число зачеркнуть в бланке, где все числа от 1 до 40 расположены по порядку).

                                                       Контрольный бланк

14 5 31 27 37                                 1 8 15 22 29 36

40 34 23 1 20                                 2 9 16 23 30 37

19 16 32 13 33                               3 10 17 24 31 38

2 6 8 25 9                                       4 22 18 25 32 39

12 26 36 28 39                               5 12 19 26 33 40

                                                       6 13 20 27 34

                                                       7 14 21 28 35

4. Игра «Расставь значки» (можно проводить с учётом времени: игра «Кто быстрее?»).

1

2

3

4

5

6

7

1

6

5

4

.

С

+

¬

V

С

.

.

.

.

Оборудование: таблицы.

5. «Счёт по таблице» (одновременный счет разных фигур. Счёт начинать с каждой новой строки, далее можно увеличивать количество строк). Оборудование: таблицы.

О + О + О О О + О + + О  

(1 кружок 1 крестик, 2 кружка 2 крестика, 5 кружков 3 крестика, 6 кружков 5 крестиков, 7 кружков).

6. «Окна…».

  1. Определить «на глазок», каких окон больше: круглых или квадратных;
  2. сосчитать как можно быстрее сначала круглые, затем квадратные окна;
  3. сколько всех окон? Оборудование: рисунки.

7. «Арабские и римские числа».

Вариант 1.

1     I        3

    2   III   IX   6   1

                  7       XIII

IV  2   X       40

XV    7    VIII      5

                         VII

IV    V     VI             XI

Определить сумму чисел, написанных арабскими цифрами, затем римскими.

Вариант 2

     5       II                    

3        IX     45

III   37   19

                   11

XI      85   IV

      IXXX   67

 74   7

                 IX

      VI   38

Некоторые цифры можно написать «вверх ногами», с наклоном, в зеркальном отражении и тогда перед ребёнком ставятся следующие задачи: 1) быстро и без ошибок найти сумму чисел, написанных арабскими цифрами, затем римскими; 2) сколько цифр на этом рисунке написано неправильно.

9. «Одновременное чтение простого стихотворения и решение простых арифметических примеров».

10. «Задача в стихах». (Одновременно рассматривать рисунок и слушать стихотворение-задачу, затем ответить на вопросы). Оборудование: рисунок, стихотворение-задача.

11 «Конструирование из геометрических форм». (Слушать стихотворение и одновременно конструировать из геометрических форм). Оборудование: геометрические фигуры, палочки.

12. «Два дела одновременно». (Подсчитать число качаний маятника и пересказать содержание репродукций). Оборудование: маятник, 3 репродукции.

13. «Юлий Цезарь».

Вариант 1. Совершать одно действие двигательное и одно умственное (например, приседать и считать от 1 до 30) (ритм выполнения не должен совпадать).

Вариант 2. Совершать 2 двигательных действия и последовательно прибавлять к одной и той же цифре все цифры от 1 до 10 и называть ответ (5+1=6, 5+2=7, 5+3=8).

Вариант 3. Одновременно левой рукой гладить себя по животу, правую руку поднимать вверх и опускать вниз и отвечать быстро на арифметические вопросы (3+5; 4+8 и т.д.)

Вариант 4. Одновременное выполнение нескольких умственных действий (например, одновременно решать в тетради простые арифметические примеры и слушать рассказ учителя, после чего точно пересказать услышанное, или повторить слово, которое часто встречается).

14. Упражнение «Двумя руками». (Нарисовать обеими руками одну и ту же фигуру в параллельном и зеркальном исполнении).

15. «Найди отличия». Оборудование: рисунок.

16. Физкультминутка «По половице с тремя горошинами». Пройти по половице от одной стенки к другой, не уронив 3 горошины, которые лежат на книге, которую ребёнок держит на ладони.

17. «Каждой руке своё дело».  «Счёт с помехой».

Развитие

распределения

внимания на

программном

материале по

русскому языку

1. «Найди, сосчитай, запомни».

         В        к              м

Я    л     с           С              Б

         Н      Р          П     N

             в        к                   с

                           я                  М

а) сосчитать сначала большие буквы, затем маленькие, результат запомнить;

б) Сколько нарисовано больших букв? Сколько маленьких? Проверь полученный результат.

в) Были ли на рисунке необычные буквы, какие?

г) Какая буква была нарисована неправильно?

2. «Прочти предложения».

                м       е       ю

Я      М       Ю

?    У       Е         а  т  ь

  С   У    И      т             !     Ь

я    .   Ч  ч  и        Т   А   Т

                      г  

(«Я умею считать» большими буквами; «Я умею читать» маленькими буквами).

А) Прочитать сначала то, что написано большими буквами, а затем маленькими.

Б) Нарисовать по памяти расположение всех букв.

В) В конце какого предложения наиболее уместен «!», а где «?».

Г) Сколько на этом рисунке изображено «!», «?» знаков?.

3. «Корректурная проба». Оборудование: таблицы букв.

4. «Зашифруй слово цифрами».

с  и  р  у  л  т  з  а  б

1  2  3  4  5  6  7  8  9

Арбуз – 83947. Оборудование: таблица.

5. «Вычёркивай буквы и слушай». (Слушать рассказ, который читает учитель и вычёркивать на бланке буквы (1-2)). Оборудование: таблица-текст.

6. «Два дела одновременно». Выполнять двигательные упражнения и называть слова (части речи; слова, состоящие из одного слога; слова, с сочетаниями жи-ши, ча-ща и т.д.).

7. «Распределительный диктант».

8. Игра «Кто больше увидит и запомнит?»

Учитель считает до 20, учащиеся за это время должен найти и запомнить все предметы в классе на заданную тему. При произнесении учителем последнего числа – «двадцать!»— все закрывают глаза. Один ученик перечисляет всё, что запомнил, остальные дополняют. Затем дети открывают глаза и считают, сколько предметов пропустили.

9. Игра с мячом. «Разноцветные мячики».

Учитель в случайном порядке бросает мячи разного цвета. Если ученик поймал мяч красного цвета, он должен назвать слово, которое можно переносить; если мячик синий – слово, которое переносить нельзя. Оборудование: мячики разного цвета.

10. Физкультминутка. «Удержи книгу». Перенести на голове книгу, не держа её руками. Выполнять различные физические упражнения с книгой на голове.

Развитие

устойчивости и

концентрации

внимания на

математическом

материале

1.«Корректурная проба». Оборудование: таблица чисел.

2. «Цифры в кривом зеркале». В таблице в случайном порядке располагаются цифры от1 до 55 разной формы, величины и с разной штриховкой.

А) Отыскать и назвать числа в порядке возрастания, указывая на них указкой.

Б) ) Отыскать и назвать числа в порядке убывания, указывая на них указкой.

В) Найти только все чётные или нечётные цифры. Оборудование: таблица-рисунок.

3. «Запретный номер. Выбирается «запретная цифра», при счёте вместо неё делается хлопок. (Например, число 4 и числа, заканчивающиеся на 4 – 24, 24, 84,   ). Можно увеличить число «Запретных цифр».

4. «Перебивалки». 2 игрока одновременно считают вслух: один называет только чётные цифры от 1 до 100, другой – нечётные.

5. «Считаем вместе».

Участники игры по очереди должны выполнять сложение или вычитание однозначных чисел.

1-й называет число, например, 9;

2-ой называет знак, например, +;

3-ий называет число:…             3;

4-ый называет знак:                   =;

5-ый называет сумму;

6-ой называет знак, «+» или «-» и т.д.

6. «Игра для внимательных». Между числам расставить знаки «+» и «-» так, чтобы получилось заданное число.

7. «Сколько раз?». У каждого карточка с цифрой; следует встать тому, у кого цифра соответствует количеству ударов. Оборудование: карточки с цифрами.

8. «Счёт по командам». Группа делится на две команды. Заранее оговаривается порядок цифр (в пределах 10, в пределах 20) и используемые арифметические операции (+; -; х). Затем дети 1-ой команды называют по очереди цифры, ведущий или кто-то из детей называет арифметические действия. Дети 2-ой команды следят за этим рядом и в уме производят операции.

9. «Забавная арифметика».

Вариант 1. Ведущий называет ряд из 3-ёх цифр, например: 4, 7, 1. Ребёнок называет цифры в обратном порядке (1,7,4).

Вариант 2. Назвать числа, а не цифры (273 - 372).

Вариант 3. Цифры называются не в обратном порядке, а в возрастающем (убывающем). (2714 – 1247 (7421)

Вариант 4. Состав числа: ведущий называет любое однозначное число (от1 до 9), а игрок должен назвать число, недостающее до 10 (т.е. разность между 10 и названным числом. Например: 6 – 4 (10).

Вариант 5. Перейти к двузначным числам (усложнение).

Вариант 6. Игрок должен назвать число в 2 (3, 4) раза больше, чем назвал его ведущий.

10. «Ошибки-невидимки».

11. «Какой пример решён правильно?»

12. «Сделай также». Предлагаются образцы фигур, их соединения, которые необходимо воспроизвести. Оборудование: рисунок.

13. Игра «Неразбериха». Сложить из частей геометрическую фигуру. Оборудование: фигура, разрезанная на части.

14. «Какие числа пропущены?» Оборудование: таблица с цифрами.

15. «Найди такую же фигуру».

«Найди одинаковые фигуры». Оборудование: рисунок.

16. «Найди отличия». Оборудование: рисунок.

17. «Подбери предметы к форме». Рассмотреть нарисованные предметы и геометрические формы. Закрыть глаза и назвать предметы, похожие на треугольник, квадрат, круг и т.д. Открыть глаза и проверить себя. Сосчитать предметы, напоминающие прямоугольник, треугольник и т.д. Оборудование: рисунок.

18. «Найди место фишке». (Слуховой диктант, графический диктант). Сравнение своего орнамента с образцом, нахождение ошибок.

19. «Выложи по образцу» (по памяти). Оборудование: палочки.

20. Физкультминутка «Слушай хлопки». Ведущий хлопает в ладоши определённое количество раз, дети принимают соответствующую позу на 10-20 секунд.

1 хлопок – «аист»;

2 хлопка – «лягушка»;

3 хлопка – возобновит ходьбу.

21. Физкультминутка «Слушаем тишину». В течение 3-ёх минут слушать тишину. Рассказать, кто что услышал и в каком порядке.

22. Физкультминутка «Что слышно?».

Вариант 1. Учитель предлагает учащимся послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем рассказать, что они слышали.

Вариант 2. По сигналу ведущего внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребёнок должен рассказать, что за ними происходило.

23. Физкультминутка «Минутка». Внутренне измерить время, равное одной минуте. Проверка секундомером. Оборудование: секундомер.

24. «Улавливай шёпот». Учитель шёпотом подаёт команды, а учащиеся их выполняют.

Развитие

устойчивости и

концентрации

внимания на

программном

материале по

русскому

языку

1. «Корректурная проба». Оборудование: таблицы с текстом.

2. «Слова-невидимки». Ведущий пишет на доске (на стене, в воздухе) пальцем слово по одной букве. Дети записывают буквы по мере их изображения на бумаге или пытаются их запомнить. Затем обсуждается, какое слово получилось у каждого.

3. «Невидимые слова». Аналогичное задание, только слова записываются не по буквам, а целиком.

4. «Синтез слов из звуков». Ведущий произносит слово по отдельным звукам. Дети синтезируют эти звуки в слово. 2 параметра усложнения: длина слова и темп произнесения звуков. Далее дети сами могут загадывать слова из звуков.

5. «Зашифруй слово цифрами». (Арбуз – 83947). Оборудование: таблица.

6. Преобразование слов в указанном порядке.

5 4 1 2 3

с о к о л   (колос).

7. «Каждой букве своё место». Запомнить, какие буквы соответствуют фигурам, затем закрыть их. По памяти вписать соответствующие буквы. Оборудование: таблица.

К      Г      С      Т       Р  

8. «Прочти слово». Расшифровать пословицы, используя план. Оборудование: таблица букв, чертёж.

9. «Тайнопись». «Рассекретить» строчки стихотворения.

я Л я У ф Ч А т М И   (лучам).

10. Игра «Алфавит». Между детьми распределяются буквы алфавита. Ведущий диктует какую-либо фразу. Учащиеся, как на пишущей машинке, должны «распечатать» эту фразу. Каждый свою букву обозначает хлопком в ладоши.

11. «Пишущая машинка». Ведущий предлагает напечатать интересную поговорку, считалку и т.д. Например: «Не говори не умею, а говори научусь». Фраза написана на доске. («Чтение – вот лучшее учение»). Учащиеся должны по очереди называть буквы. Каждая буква обозначается хлопком в ладоши. Когда слово кончается, все должны встать. Знак препинания – все топают ногой. Конец строки – все хлопают в ладоши.

Буквы можно разделять на гласные и согласные (гласная – хлопок в ладоши, согласная – хлопок рукой по столу).

Усложнение: фраза читается учителем, ученики воспроизводят её в уме и «печатают» по памяти как описано выше.

12. «Спрятанное слово».

ЗПСБТКУЫШЭДЯЖЬФЮЭ

ФТШВЗЧПКРСАГПОМЫСЫ

ЭЛЮЕКНШЖИТЯЧЗ

Зачеркнуть буквы, встречающиеся более чем один раз и прочитать оставшиеся буквы. (Будь врагом лени).

13. Игра «Страна Наоборотия».

Мод       дом;       сон        нос;     кос        сок;     топ        нот;

Ток         кот.

14. «Из какой сказки?»  (шагать фишкой по плану). Оборудование: таблица букв.

15. «Запомни и покажи». Учитель быстро показывает ребёнку 2-3 картинки (названия) из общей стопки. Затем раскладывает все приготовленные картинки (названия), а ребёнок должен показать и назвать те картинки, которые ему были предъявлены вначале. Оборудование: предметные картинки, слова-карточки.

16. «Выбери звуки». Учитель называет слово, учащиеся записывают только гласные буквы (рука – уа); можно только согласные (только звонки, только глухие и т.д.).

17. «Какое слово спряталось?»  Из каждого слова исключить по одному звуку так, чтобы получилось новое слово:

хлев, уточка.

18. Чтение текста или его прослушивание с последующим выделением из текста предложений с определённым количеством слов (2,3,4); слов, с определённым количеством слогов (звуков); слов на определённое правило, заданную часть речи, на заданную букву, с заданным звуком и т.д.

19. «Чем отличаются?»  Нахождение сходств и различий в расположении элементов печатных букв.

  1. А И Н П           5)  О Ю С
  2. Г Т П Н            6)  Е Ё Ш
  3. Ш Щ Ц             7) В Б Ф
  4. Р Ь Ф                8) К Н И
  1. Х У К Ж

20. Назвать правильные и указать на неправильные начертания букв печатных и прописных. Оборудование: рисунок.

21. Нахождение букв (слова, предмета) среди других. Оборудование: рисунок.

22. Игра «Телеграф». Узнавание слов по их ритмическому рисунку. Учитель отстукивает слоговую структуру слова, учащиеся должны догадаться, какое это может быть слово.

23. «Строгий учитель». Предлагается 2 текста: один правильный, второй со смысловыми ошибками (пропуски, перестановка, удвоение, подмена слов, слогов, букв). Задача учащихся найти и исправить все ошибки.

На верхушки каланчи

Ден  и ночь кричат врачи.

Старые лебеди склонили горые шеи.

Летом выпал снег.

Зимой в саду расцвели яблони.

Как нет на свете бес ножек столов..

Давайте, ребята, учится считат…,

Делит , умножат

24. «Пишем предложение». Кто-то из игроков играет роль подлежащего, кто-то – сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства, кто-то – предлога, запятой, точки и т.д. Исполняемая роль записывается на карточке и прикрепляется к одежде. Затем ведущий диктует предложение, учащиеся изображают его. Оборудование: слова-карточки.

25. «Вслушиваемся в ритм поэтических представлений». Дописать строфы стихотворений.

26. Игра «Передай смысл стихотворения».

27. «Волшебный город». Одновременно слушать стихотворение и дорисовывать незаконченную картинку. Оборудование: рисунок.

28. «Знаете ли вы пословицы?». Каждому предлагается пословица: изменённая или правильный её вариант. Ребёнок должен произнести пословицу правильно.

Без труда выловишь рыбку из пруда.

Сначала начинай, потом подумай.

Семь раз отрежь, один раз примерь.

Дело мастера не боится.

29. «Кто больше заметит небылиц?». Учитель читает стихотворение, учащиеся должны заметить нелогичные ситуации и объяснить их.

30. «Подумай и скажи». Выделить в стихотворении одинаковые слова, объяснить их значение.

Собирала Маргаритка

Маргаритки на горе.

Растеряла Маргаритка

Маргаритки во дворе.

31. «Найди слова». ( Карточки со словами, входящими в заданные тексты, но расположены в случайном порядке). Оборудование: карточки со словами.

32. Диктанты (графический, зрительный, зрительно-слуховой, картинный, словарный, выборочный) комментирует письмо.

33. «Бабушкина вышивка». Рассказать и показать, что вышить на скатерти. Оборудование: рисунок.

34. Лабиринты. Проследить путь от одного объекта к другому. Оборудование: лабиринты.

Развитие

переключаемости

внимания на

математическом

материале

1. «Корректурная проба». На двух строчках вычеркнуть треугольники и квадраты (цифры 3 и 6), а на третьей – ромбы и овалы (цифры 4 и 7). Затем опять вычеркнуть на двух строчках треугольники и квадраты, а на третьей - ромбы и овалы и т.д. Оборудование: таблица с геометрическими фигурами, цифрами.

2. «Отметь знаки»

*  :  !  +  =  −  >  <  !  =

−  =  *  :  <  =  *  +  :  >

:  +  =  !  *  −  :  !  +  *

Вариант 1. Последовательно просматривать каждую строчку и как можно быстрее отмечать карандашом разными способами три, а затем четыре указанных знака (например, *- обвести в кружочек, ! – зачеркнуть одной чертой, = - обвести квадратиком. Оборудование: таблица с изображением 8-ми видов знаков.

Вариант 2. Зачеркнуть все имеющиеся в таблице следующие пары знаков «–« и «>» одной чертой, а пары знаков «:» и «+» - двумя.

Затем ребёнок должен проверить, сколько нужных знаков он пропустил и сколько знаков зачёркнуто неправильно.

3. «Расставь значки». Можно проводить с учётом времени. Игра «Кто быстрее?».

1

2

3

4

.

С

+

4. «Отыскивание чисел». Показать и назвать все числа от 1 до 25 в порядке возрастания/убывания. Оборудование: таблицы Шульте с числами.

5. Работа с двухцветной цифровой таблицей. Необходимо поочерёдно показывать и называть то чёрные, то красные цифры, причём чёрные надо показывать и называть в возрастающей последовательности от 1 до 24, а красные – в убывающей от 25 до 1. Оборудование: 49-тизначная двухцветная цифровая таблица. (Цифры, выделенные жирным шрифтом, должны быть красными).

8 9 24 20 15 6 19

4 5 12 1 24 13 23

14 18 17 22 2 11 6

22 11 7 21 8 3 9

2 7 16 23 19 16 3

13 1 21 5 10 25 17

15 10 18 20 4 14 12

6. «Арабские и римские цифры» (описание смотри выше).

7. Игра «Прочти написанное» (описание смотри выше).

8. Задача-шутка «Кто получил двойку?».

Учитель читает стихотворение, учащиеся должны успеть сосчитать, сколько учеников в классе.

В нашем классе два Ивана,

Две Татьяны, две Светланы,

Три Катюши, три Галины,

Пять Андреев, три Полины,

Восемь Львов, четыре Саши,

Пять Ирин и две Наташи.

И всего один Виталий, Сколько всех вы насчитали?

Далее учитель читает продолжение стихотворения, учащиеся должны сказать, сколько ребят получили «пятёрки»?

Вот отметки по контрольной:

Получили «пять» все Саши,

Иры, Кати и Наташи.

Сколько ребят получили «четыре»?

По «четвёрке» Тани, Гали,

Львы, Полины и Виталий.

Сколько ребят получили «три»?

Остальные все Иваны, все Андреи и Светланы

Получили только «тройки».

А кому достались «двойки»?

9. Одновременно рассматривать картинку и слушать стихотворение. После прочтения стихотворения картинка убирается, учащиеся отвечают на вопросы.

Сидят рыбаки, стерегут поплавки.

Рыбак Корней поймал 13 окуней.

Рыбак Евсей – четырёх карасей.

А рыбак Михаил двух сомов изловил.

Сколько рыб рыбаки

Натаскали из реки?

-О чём говорится в стихотворении?

-Как звали рыбаков?

-Каких рыб поймал Корней? И сколько?

-Каких рыб изловил Евсей? Сколько?

-Какого удалось поймать Михаилу и сколько?

-Сколько рыб все вместе рыбаки натаскали из реки?

Оборудование: сюжетная картинка.

10. «Расшифруй слово». Решить примеры, соотнести ответ с буквой и прочитать полученное слово. Оборудование: таблица.

11. «Строители». Рассмотреть рисунок и сказать, что надо дорисовать к каждому из них, чтобы все они были одинаковыми. Оборудование: рисунок.

12. «Найди отличия». Оборудование: рисунок.

13. Упражнение «Ромашки, колокольчики…»

Необходимо как можно быстрее сосчитать сначала ромашки, затем колокольчики. Насчитать 5 цветков, остановиться, прочесть четверостишие, затем продолжать работу. По окончании ответить на вопросы. Оборудование: рисунок.

14. Физкультминутка «Наоборот». Ведущий показывает движения, учащиеся должны делать наоборот. Если ведущий поднимает руки, ребята должны их опускать. Если ведущий сложит ладони в кулак, дети должны разжат ладони.

15. Физкультминутка «Нос – ухо – нос». (Учитель говорит «ухо» показывает на подбородок).

Развитие

переключаемости

внимания на

программном

материале по

русскому

языку

1. «Корректурная проба». Например, на двух строчках вычеркнуть «в» и «р», на третьей – «к» и «ч». Затем опять на двух строчках вычеркнуть «в» и «р», на третьей – «к» и «ч» и т.д.

2. «Зашифруй слово цифрами».

с  и  р  у  л  т  з  а  б

1  2  3  4  5  6  7  8  9

Арбуз – 83947. Оборудование: таблица.

3. «Буква-таблица».

Вариант 1. Последовательно найти и показать все буквы и цифры, следуя таким правилам: а)цифры называются в порядке возрастания, буквы – в алфавитном порядке; б) называние цифр и букв обязательно чередуется («1», «А», «2», «Б» и т.д.). Можно пользоваться карточкой, на которой написана последовательность букв алфавита.

11 4 3 9 Б 2

В Р 15 М 13 Е

Л 17 1 19 И 7

6 8 Д 16 П 10

14 О С А Н 5

Ж З К 12 18 Г

Вариант 2. Найти и показать цифры и буквы по порядку, но а) цифры должны называться в порядке убывания (начиная с 19), а буквы – по алфавиту; б) задание аналогично 1 варианту («19», «А», «18», «Б», и т.д.). Игру можно проводить с учётом времени, а также в условиях соревнования. Оборудование: таблица, в которой в случайном порядке расположены набор цифр от 1 до 19 и набор букв от А до С (пропущены буквы Е и Й).

4. «Разноцветные буквы».

-Найти все жёлтые гласные. Сколько их?

-Сколько синих согласных?

-Сколько красных гласных? и т.д.

Ответ дети показывают молча, подняв руки, числом пальцев. Затем один ученик показывает найденные буквы указкой в большой таблице, а остальные хором проговаривают звуки вместе с ним. Оборудование: таблица с изображением гласных и согласных букв разного цвета (использовать от 3 до 5 цветов).

5. «Сюжетная картинка». После демонстрации картинка убирается, ребёнок описывает по вопросам всё, что он увидел и запомнил. Оборудование: сюжетная картинка.

6. Игра «передай смысл стихотворения» (описание смотри выше).

7. Физкультминутка «Летает – не летает». Если учитель называет летающий предмет, учащиеся машут руками и говорят «летает», если не летающий – движение не выполняется.

8. Физкультминутка «Четыре стихии».

Если ведущий скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз; «вода» - вытянуть руки вперёд; «воздух» - поднять руки вверх; «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.

9. Физкультминутка «Запретные движения».

Дети стоят в кругу, ведущий – в центре. Он показывает несколько движение, одно из которых (например, приседание) «запретное». Дети должны повторить все действия ведущего, кроме запретного.

10. Физкультминутка «Повтори- отличись». По команде «повтори!» нужно повторить действия учителя. По команде «отличись!» - показать совершенно другое движение.

Развитие

наблюдательности,

произвольности и

избирательности

внимания

1. Игра «Что изменилось?» «Чего не стало?» Оборудование: предметы, картинки, карточки.

2. «Чего не хватает на этих рисунках? Скажи, что не нарисовано?» Оборудование: рисунок с отсутствующими деталями.

3. «Зоопарк». Найти зверей зоопарка. Оборудование: рисунок.

4. «Заколдованные цифры». Нужно кидать друг другу мячик и одновременно называть цифры по порядку. Но при этом нельзя называть цифры 3, 5, 8, а также любые другие (двузначные) цифры, содержащие 3, 5, 8 (13, 15, 18 и т.д.). Вместо них делается хлопок. Следует заранее договориться, до какой цифры идёт игра (30, 100). Оборудование: мяч.

5. «Подчеркни слова».

Предлагается буквенный текст, в котором «спрятаны» разные слова. Ребёнку необходимо как можно быстрее прочитать этот текст, найти и подчеркнуть имеющиеся слова. Необходимо научить детей анализировать строку по частям.

ЫРКУЖВШЭЕЖЙФЪЯДНЮСУПТРОВРЧАЙЛИЩУХО

ЮЬЯТАЗУГЕКН

ФЫЯЙЦОМАЮНЕБОЖХЕМУХАТОЪЛЫЖИПЮНАИСТ

ГУВАЗАМРОЗА

6. «Спрятанные слова». Обнаружить в этом «хаосе» букв спрятанные слова. Слова могут читаться по вертикали, по горизонтали и по диагонали в любом направлении (снизу вверх, слева направо и т.д.). В данной таблице «спряталось» 16 слов (пар, сад, кора, кол, бак, лак, бор, ус, рука, бык, мак, жук, дом, рис, лев, кок). Оборудование: таблица, содержащая 10-15 слов из 3-4 букв.

Й П А  Р Е  Д

К Я  К  О Р А

О А Ш О У С

Л Ф  Б  Ы К Р

Е Ж У К А И

В Ы Д О М С

7. «Грибной кузовок». Учащийся записывает в тетради следующие слоги:

ка-ро-мас-лё-сы-еж-вик-нок-под-оси-вик-ры—ка-жик-ка-сич-ли-под-ре-бе-зо-но-нуш-ик-ка-ин-пе-мок-вол-ов-о.

По тропинке во весь дух

Мчится из лесу петух!

Он кричит: ку-ка-ре-ку!

Честь и слава грибнику.

Я наполнил кузов мой

И бегу скорей домой!

Из-под ёлки фыркнул ёж

-Все грибы ты растрясёшь!

Ёжик прав: у Петуха

В кузовке одна труха.

Чтоб узнать, какие грибы собрал Петух, нужно подобрать так слоги друг к другу, чтобы получились названия грибов. Какие же грибы были у петуха? (Маслёнок, подосиновик, волнушка, сыроежка, подберёзовик, рыжик, опёнок, лисичка).

8. «Запретные слова».

Ведущий задаёт вопрос, а игрок отвечает. Ответы могут быть разными, только нельзя произносить 2 «запретных» слова, например, «да» и «зелёный».

Вопросы ведущего:

-Ты любишь бананы?

-Какая трава летом?

-Ты когда-нибудь ел торт?

-Какого цвета иголки на ёлке?

-Ты умеешь писать?

-Какие бывают листочки на деревьях весной?

Ты живёшь с мамой?

-Ты сам носишь портфель в школу? т.д.

Ребёнок должен найти такую форму ответов, чтобы выполнить правила игры. Можно поменяться ролями: ученик задаёт вопросы, учитель отвечает.

Усложнение: ввести большее количество запретных слов; ограничить такими словами игрока, задающего вопросы (например, запретить использовать в вопросах слова «какой», «какая» «какие», «ты» и т.д.).

9. «Зайчата».

Ребёнок должен подчеркнуть всех зайчиков с заданными признаками, например:

-с прямыми ушками;

-с двумя усиками;

-с закрытым глазами и т.д.

В данной игре в качестве объектов можно избрать схематические изображения человека, животных, игрушек. Оборудование: таблица с изображением 60 зайчиков, которые отличаются положением ушек (3 вида), глаз (2 вида) и количеством усиков.

10. Физкультминутка «Шерлок Холмс».

Ведущий рассматривает внешний вид игроков и выходит из комнаты. Игроки меняют некоторые детали своего внешнего вида – «сыщик» их обнаруживает. Можно вносить 3-4 (и более) изменений в расположение предметов в комнате, мелких деталей на рисунке и т.д.

11. «Исследователь». Нужно называть все окружающие предметы, для которых характерен заранее выбранный признак (форма, цвет, материал, называется на определённую букву и т.д.). Можно задавать сочетание нескольких признаков. Например, назвать как можно больше предметов:

а) зелёного цвета;

б) зелёного цвета и круглых;

в) деревянных, начинающихся с буквы «с»;

г) каменных, жёлтых, прямоугольных и т.д.

12. «Пантомима для наблюдательных».

Учитель показывает пантомимы, ученик должен угадать, что данное действие означает («ем фрукты», «наливаю чай», «играю в футбол», «накрываю на стол», «гуляю по пляжу», «делаю уборку в квартире», «кого-то ругаю или хвалю» и т.д.).

13. «Зеркало». 

«Зеркало» должно внимательно следить за всеми жестами, мимикой, позами артиста и повторять их.

14. Игра «Два мяча».

Правила: большой мяч надо ловить всегда, а маленький –  только если его кидают молча. Если игрок, бросающий мяч, крикнет «Лови!» - ловить такой мяч нельзя. (Мячи лучше кидать по очереди). Оборудование: мячи разного цвета или размера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический материал по оценке степени дифференцированности отдельных действий и операции внутри целостной деятельности обучающегося с ОВЗ

Данный диагностический материал будет полезен педагогам-психологам при составлении психологического профиля развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и индивидуальных программ сопров...

Диагностический материал

В документе представлен диагностический материал для учащихся и их родителей...

Диагностический материал по русскому языку. 6 кл.

Диагностическая работа по русскому языку .6кл. Повторение материала в начале года....

Диагностический материал для изучения личностных особенностей подростков

Представлен набор диагностических методик для изучения личности подростка по направлениям "Интеллект", "Взаимодействие", "Нравственность", "Ориентация в жизни", "Познай себя и других", "Семья"....

Диагностический материал для определения одарённости.

В данном материале собран диагностический материал для учителей, родителей и детей для определения одарённости....

Диагностический материал к образовательной программе дополнительного образования детей "Путь к успеху"

Диагностический  материал Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации А.М. ПрихожанМетодика Дж. Голланда «Определение типа личности»Методика диагностики предрасположенн...

ПРОЕКТ «Разработка контрольно-диагностического материала по математике. 5 класс»

Постановка проблемы: «Технология реализации системно-деятельностного подхода в преподавании математики». Цель проекта:  Разработать контрольно-измерительные материалы – средство диагно...