Индивидуальная рабочая программа "Особый ребёнок" по альтернативному чтению 1й год обучения.
рабочая программа по теме
Программа предназначена для обучения ребёнка со сложным дефектом развития. Программа апробирована. Возможно внесение корректив.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА № 42 Г. РОСТОВА – НА – ДОНУ
«УТВЕРЖДАЮ» Директор ГКОУ РО школы-интерната VIII вида № 42 Приказ от ___________________ № ___________ Подпись руководителя____________ И. Ю. Богданова |
Индивидуальная рабочая программа
по альтернативному чтению «Особый ребенок»
1-й год обучения ______________________________________________________________________________
для______Ф.И. ребенка_____________________________________ обучающегося на дому
Составитель –
учитель Кабанова Галина Евгеньевна
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка.
Индивидуальная рабочая программа по альтернативному чтению «Особый ребенок» 1 года обучения для обучающегося Ф.И. ребенка составлена с учетом действующих ФГОС НОО, на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011г.), с учетом рекомендаций программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель НИИ дефектологии АПН СССР (М, 1984г.) и программы «Обучение грамоте и развитие речи» для учащихся с тяжёлыми нарушениями развития автора-составителя Т.М.Головкиной г. Переславль, 2007г. а также в соответствии с образовательной программой ГКОУ РО школы-интерната VIII № 42 и следующими нормативными правовыми документами:
- Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- Областным законом «Об образовании в Ростовской области» от 14.11.2013 №26-ЗС,
- Постановлением Главного государственного санитарного врача СССР от 06.03. 1986 г. №4076-86 «Санитарные правила
устройства, оборудования, содержания и режима специальный общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих
недостатки в физическом и умственном развитии» (с изменениями на 29.06.2011г.),
- Положением о порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ учебных предметов в ГКОУ РО школе-интернате
VIII № 42 г.Ростова-на-Дону
- Локальными актами образовательного учреждения;
Цель
Появление у обучающегося элементарной речи.
Понимание обращенной речи.
Задачи
- Формирование вербальных коммуникативных навыков.
- Развитие и коррекция понимания речи;
- слушать и понимать учителя;
- выполнять несложные речевые инструкции;
- внятно выражать свои просьбы и желания;
- накапливать и активизировать словарь;
- Развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия, слухового анализа и синтеза;
- Развитие внимания, зрительной и двигательной координации;
- Формирование пространственных представлений; наглядно-действенного мышления.
- Воспитание положительной эмоциональной реакции на совместную деятельность с педагогом; умения подчиняться словесным
инструкциям.
- Развитие сенсорной сферы на основе упражнений, направленных на коррекцию зрительных, слуховых, двигательных ощущений и
восприятий.
Индивидуальная рабочая программа по альтернативному чтению «Особый ребенок» 1-й год обучения составлена с учетом возраста, психофизических особенностей и диагноза обучаемого на дому Ф.И. ребенка. Программа содержит материал, направленный на формирование у ребенка основ социальной адаптации.
Общая характеристика предмета
Учебный предмет «Альтернативное чтение» предполагает обучение грамоте ребёнка с тяжёлыми нарушениями познавательной
деятельности стимуляции развития речевой деятельности, способствующей:
- развитию когнитивных функций ребенка с точки зрения формирования произвольности психических процессов, перцептивных и
мыслительных операций и действий, саморегуляции;
- развитию социальной коммуникации как взаимодействия между участниками образовательного процесса;
- развитию образа – Я через систему взаимоотношений, взаимодействий в овладении продуктивными видами деятельности.
В процессе всего периода обучения ставятся следующие задачи:
- знакомить с жестовыми, жестово-графическими, изобразительными и другими средствами выразительности через погружение в среду
художественной литературы;
- развивать коммуникативную функцию речи обучающегося, удовлетворяя его коммуникативную потребность;
- создавать условия для пробуждения речевой активности ребенка и использования усвоенного речевого материала в процессе «чтения» в
быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- обеспечивать необходимую мотивацию слушания и самостоятельного чтения книг-картинок, книг типа «Азбука» в специально
созданных ситуациях общения, поддерживать интерес к чтению как визуальному и аудиальному процессу;
- расширять словарный запас обучающегося, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового,
трудового опыта в процессе «чтения»;
- знакомить обучающегося с простыми по содержанию рассказами, историями, сказками, стихотворениями;
- использовать в процессе «чтения» «комментированное» рисование для лучшего понимания содержания прочитанного;
- формировать предметные и предметно-игровые действия, учить понимать соотносящие и указательные жесты.
В силу значительных ограничений вербальной коммуникации обучающиеся с умеренной или тяжелой умственной отсталостью оказываются в большой зависимости от коммуникативных партнеров, поэтому так важно научить их альтернативным приемам работы с различными видами доступной информации. Предмет «Альтернативное чтение» предполагает обучение детей следующим вариантам «чтения»:
- «чтение» телесных и мимических движений;
- «чтение» изображений на картинках и картинах;
- «аудиальное чтение»: слушание аудио книг (литературных произведений, записанных на пластинки, аудиокассеты, CD-диски и др.);
- «чтение» видеоизображений (изображений на CD-дисках, видеофильмов: мультфильмов, документальных фильмов о природе, животных,
фрагментов художественных фильмов
- «чтение» пиктограмм;
- глобальное чтение;
- чтение букв, цифр и других знаков;
- чтение по складам.
Такое широкое понимание «чтения» и в соответствии с этим обучение кодированию и декодированию визуальной и аудиальной информации способствует развитию социально-бытовой ориентировки учащихся. Предмет «Альтернативное чтение» интегрируется с предметом «Графика и письмо», а также с различными направлениями коррекционно-адаптационной работы. Он тесно связан с логопедической работой, проводимой с обучающимся.
Место предмета Учебный предмет «Альтернативное чтение» входит в образовательную область «Язык и литература», которая представлена учебными предметами: «Графика и письмо» (1-9 год обучения), «Альтернативное чтение» (1-9 год обучения), «Развитие речи и окружающий мир» (1-9 год обучения), является частью учебного плана. Количество часов: в неделю - 1 ч, в год - 34 ч. (для обучающихся на дому)
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Приказ Министерства образования и науки РФ №253 от 31.03.2014 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Включает перечень используемых учебников и учебных пособий; печатных, электронных, экранно-звуковых учебных изданий; технических средств обучения (средств ИКТ), образовательных ресурсов; учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования; натуральных объектов; демонстрационных пособий; музыкальных инструментов и т.д.
В качестве опорной литературы использовались тексты, рекомендуемые программой, а также логопедические пособия В.И. Городиловой, М.З. Кудрявцевой и А.И.Богомоловой, пособие Дедюхиной Г.В., Кирилловой Е.В. «55 способов общения с неговорящим ребенком», Москва, изд.центр «Техинформ», МАИ 1997-1998 гг.
Методическая литература для учителя:
- Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». М., «Академия», 2003 год.
- Л.Б.Баряева, И.М.Бгажнокова, Д.И.Бойков «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта». М.«Владос», 2009г.
- Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта.
С-Петербург, «Речь», 2005 год.
- Бгажнокова И.М. « Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» М. «Владос»,
2007г.
- «Особенности интеграции детей с тяжелыми нарушениями развития» автор-составитель Т.М. Головкина г. Переяславль, 2007г.
- Программы для подготовительного и 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под общей
редакцией В.В. Воронковой. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
Издание 7-е. Москва: «Просвещение», 2010г.
- Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Под редакцией В.Г. Перовой. М., «Просвещение», 1976.
№ | Содержательные линии | Кол-во часов | Коррекционно-развивающие задачи | Педагогические средства, технология решения коррекционных задач | Проблемы, возникающие при изучении темы | Педагогический мониторинг |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 2 3 4 5 6 7 | Добукварный период Привитие навыков учебной деятельности Специальная логопедическая работа.
Развитие слухового восприятия и фонематического слуха. Уточнение и развитие зрительного восприятия. Букварный период Изучение звуков и букв. Работа над соотношением звука и буквы. Работа над произношением звукокомплексов и слогов. | 2 4 6 6 6 5 5 | Формировать понимание обращенной речи, выполнение элементарных инструкций учителя. Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, звукоречевую память. Формировать правильную артикуляцию звуков (постановка звука и его автоматизация), умение самостоятельно определять артикуляционный уклад звука при чтении букв и слогов. Развивать коммуникативные возможности, используя графические образы, предметные и сюжетные картинки. Формировать эмоциональный отклик на прочитанный текст. Работать над звуковым анализом и синтезом. Обогащать пассивный словарь. Вводить в активный словарь возможные для произношения замены-адаптированные «слова», обозначающих отдельные слова и целые фразы. | Сочетание наглядных, практических и вербальных средств обучения. Артикуляционные приемы и упражнения. Дыхательная и речевая зарядка. Игровые методы и приемы: дидактические игры, упражнения, веселые минутки. Речедвигательные упражнения, элементы логоритмики. Слушание текста. Использование наглядно-демонстрационных методов : рисунков, предметных и сюжетных картинок, натуральных предметов для стимуляции речи. Практические упражнения. | В связи с речевым диагнозом: сенсо-моторная алалия и синдром детского аутизма у обучаемого затруднено понимание речи и соответственно все коммуникативные функции речи. Ребенок отличается гипердинамией, затруднены любые виды восприятия и удержание внимания. Сосредоточение возможно на несколько минут. Ребенок не всегда выполняет инструкции учителя, в основном действует по подражанию. Повышенно истощаем. | Понимание обращенной речи, выполнение элементарных инструкций учителя. Контролировать соответствие речевых возможностей и учебной деятельности. |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | Обязательный минимум | Практическая и речевая деятельность | Проблемы, возникающие при изучении темы | |
знать | уметь | ||||||
1-я четверть | 9 | ||||||
1 | Различение звуков окружающей действительности. | 1 | Предметы, которые могут издавать звуки (знакомые ребенку бытовые предметы). | Слышать и выделять звучащие объекты. | Совместно с учителем находить в комнате звучащие объекты. | ||
2 | Игровые упражнения на развитие слухового внимания. | 1 | Как издавать звуки с помощью разных предметов. | Различать звуки, издаваемые разными предметами (объектами). | Показ, словесная инструкция, совместное выполнение. | ||
3 | Соотнесение звуков с реальным объектом. | 1 | Звучащие предметы (объекты) на картинках. | Соотносить звук и предмет как источник звучания. | Прислушиваться к звукоподражанию, Пытаться повторить вслед за учителем. | ||
4 | Дыхательные упражнения. Упражнения на подражание. | 1 | Ртом можно издавать звуки. | Выполнять дыхательные упражнения по подражанию. | Подражать учителю, повторять упражнения по показу и словесной инструкции. | ||
5 | Я и моя семья. (Члены семьи). Различение звуков по тембру. Звуковая компьютерная игра «Семья». | 1 | Своих близких родственников, членов своей семьи: папу, маму бабушку. | Узнавать себя близких родственников непосредственно и на фотографиях. Различать по голосу папу, маму | Работать перед зеркалом и с фотографиями, находить близких по просьбе учителя. Игра «Кто позвал»? | ||
6 | Я дома. (Умывание,туалет.) | 1 | Правила пользования туалетом и умывальными принадлежностями. | Пользоваться туалетом, Правильно использовать умывальные принадлежности. | Слушать и выполнять словесные инструкции учителя. | ||
7 | Моя любимая игрушка. | 1 | Свою любимую игрушку, находить ее среди других, показывать. | Выполнять простые действия с игрушкой по инструкции учителя. | Проявлять интерес и положительное отношение к игрушке. | ||
8 | Мой – дом. | 1 | Свою комнату и предметы, расположенные в ней. | Находить в комнате знакомые предметы. | Проявлять интерес к совместной со взрослыми деятельности (игре). | ||
9 | Игра со знакомыми игрушками. | 1 | Кукла – «а-а-а»; Машина – «ж-ж-ж»; Самолет – «у-у-у». | Находить соответствующие игрушки по характерному звучанию. | Проявлять интерес и потребность в эмоциональном общении с учителем. | ||
2-я четверть. | 7 | ||||||
10 | Соотнесение звука с реальным объектом. Домашние животные. | 1 | Домашних животных и птиц, их голоса. (Кошка, собака, корова, свинья, лошадь, овца, петух, гусь, курица, цыплята, утка). | Слушать, выделять животное, голос которого прозвучал. | Игра на подражание «Кто как кричит?» | ||
11 | Упражнения на развитие и согласование слухового внимания и зрительного восприятия. | 1 | Обозначение действий, движений: хлопать, топать, стучать, звенеть. | Слушать, повторять движение по образцу сопряженно и отраженно с учителем. | Выполнять звуковые движения согласованно. | ||
12 | Соотношение звука с предметом. Музыкальные инструменты. | 1 | О музыкальных инструментах. | Узнавать музыкальные инструменты, изображенные на картинках. Слушать и различать их звучание. | Картинное лото, предметные картинки, компьютерные игры. | ||
13 | Соотнесение звука с реальным объектом. Лесные звери и птицы. | 1 | Животные, живущие в лесу: волк, медведь, заяц, лиса, ворона, кукушка, сова. | Узнавать лесных животных и птиц. Слушать их голоса. | Игра на звуковосприятие «Узнай по голосу» | ||
14 | Упражнения и игры на развитие дыхания. | 1 | Правильное дыхание: вдох через нос, выдох ртом. Долгий выдох, губы трубочкой. | Узнавать предметы по внешним признакам и действовать сними. | Упражнения для всех органов артикуляции. | ||
15 | Соотнесение звуков с реальным объектом. Транспорт. | 1 | Городской транспорт: трамвай, автобус, легковой и грузовой автомобили, велосипед. | Узнавать виды городского транспорта, изображенного на картинках. Слушать и соотносить со звуками, которые они издают. | Игра « Четвертый лишний». | ||
16 | Чтение и обыгрывание стихов и потешек. | 1 | Потешки, стихи. Внимательно слушать. | Понимать смысл потешек и стихотворений. | Игра « Повторяй-ка». | ||
3-я четверть | 10 | ||||||
17 | Действия со звучащими игрушками. | 1 | Игрушки, которые издают различные звуки. | Действовать с игрушкой, извлекать звуки. Различать звучащие игрушки. | Игра «Найди игрушку». | ||
18 | Соотнесение звука с реальным объектом. Бытовые предметы. | 1 | Звучащие предметы в быту. | Пользоваться некоторыми бытовыми приборами, определять какой прибор звучит | «Что звучало?» «Что звучит одинаково?» | ||
19 | Игровые упражнения на развитие слухового внимания. Игра «Зеркало». | 1 | Обозначение действий, движений, звуков. | Слушать, повторять движение, звуки по образцу сопряженно и отраженно с учителем. | Выполнять звуковые движения согласованно. «Что звучит» | ||
20 | Различение звуков. Звуковая компьютерная игра «Что звучит?» | 1 | Музыкальные инструменты | выполнять простые действия с музыкальными инструментами, различать их звучание | «Угадай, что звучит» | ||
21 | Выделение первого звука в слове, игра «Айболит». | 1 | Сказочного героя –доктора Айболита, об оказании простейшей медицинской помощи | четко произносить звук А, соотносить его с буквой А | Игра-драматизация «Айболит» | ||
22 | Артикуляция звука «а». Игра «Эхо». Понимание прослушанного текста «Маша заблудилась». | 1 | букву А, артикуляцию звука А. как зовут на помощь, в случае если заблудился | четко произносить звук А, соотносить его с буквой А слушать текст, понимать его, отвечать на вопросы по картинкам | Артикуляционная гимнастика «В мире звуков» «Пропой звук» «Найди и покажи» | ||
23 | Песенки-потешки с выделением звука «а». | 1 | Потешки, стихи. Внимательно слушать. | Понимать смысл потешек и стихотворений. | Игра « Повторяй-ка». «Пропой звук» «Услышь звук А» | ||
24 | Артикуляция звука «у». Игра «Эхо». | 1 | букву У, артикуляцию звука У. | повторять движения за учителем, чётко произносить звук У, соотносить его с буквой У | Артикуляционная гимнастика игра «Голоса» «Услышь звук У» | ||
25 | Выделение первого звука «у» в словах. Игра «Паровоз». | 1 | букву У, артикуляцию звука У. | чётко произносить звук У, соотносить его с буквой У, узнавать его в словах, которые начинаются на звук У | Артикуляционная гимнастика игра «Услышь звук У» | ||
26 | Понимание прослушанного текста «Волк заболел». | 1 | правила поведения во время прослушивания текста | слушать текст, понимать его, отвечать на вопросы по картинкам | «Найди и покажи» «Кто как говорит» | ||
4-я четверть. | 8 | ||||||
27 | Упражнения и игры на развитие дыхания. | 1 | Правильное дыхание: вдох через нос, выдох ртом. Долгий выдох, губы трубочкой. | Узнавать предметы по внешним признакам и действовать сними. | Упражнения для всех органов артикуляции. | ||
28 | Артикуляция звука «о». Игра «Эхо». | 1 | букву О, артикуляцию звука О | повторять движения за учителем, чётко произносить звук О, соотносить его с буквой О | Артикуляционная гимнастика «Услышь звук О» | ||
29 | Выделение первого звука «о» в словах. Игра «Оса». | 1 | букву О, артикуляцию звука О | чётко произносить звук О, соотносить его с буквой О, узнавать его в словах, которые начинаются на звук О | Игра «Услышь звук О» | ||
30 | Понимание обращенной речи. Соотношение слова и действия. | 1 | значение слов и действий | слушать и слышать обращенную речь, отвечать жестами, отдельными словами, соотносить слова и действия | «Кто как говорит» «Угадай, кто (что) это?» | ||
31 | Артикуляция звука «М». Игра «Эхо» | 1 | букву М, артикуляцию звука «м» | повторять движения за учителем, чётко произносить звук М, соотносить его с буквой М | Артикуляционная гимнастика «Услышь звук М» | ||
32 | Выделение первого звука «М». Игра «Коровка». | 1 | букву М, артикуляцию звука М. | чётко произносить звук М, соотносить его с буквой М, узнавать его в словах, которые начинаются на звук М | Игра «Услышь звук «М». | ||
33 | Соотношение речевых звуков с действиями. | 1 | звучащие предметы, звуки, издаваемые ими | соотносить предмет и звуки, выполнять действия в соответствии со звуками, произносить звуки сопряжено и отраженно | Игра «Повторяй-ка» | ||
34 | Повторение и обобщение изученного материала. | 1 | Понимать, что предметы, животные, люди издают звуки. | Слышать и различать звуки, которые издают предметы, животные, .люди. | Пытаться повторять звуки. «Кто как говорит» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/28/picture-143696-1372412815.jpg)
Рабочая программа по альтернативному чтению для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Рабочая программа рассчитана на 9 год обучения учащихся коррекционной школы 8 вида, классов "Особый ребёнок"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/29/picture-393207-1391017918.jpg)
тематическое планирование по предмету альтернативное чтение 5 год обучения в классах для детей с умеренной умственной отсталостью
развернутое тематическое планирование по предмету альтернативное чтение 5 год обучения для детей с умеренной умственной отсталостью...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/26/picture-748646-1458970155.jpg)
Рабочая программа по предмету «Альтернативное чтение» 3 вспомогательный класс (индивидуальное обучение)
Рабочая программа по предмету «Альтернативное чтение» для 3 вспомогательного класса на 2015-2016 учебный год разработана с учетом уровня подготовки и индивидуальных особенносте...
Рабочая программа по предмету «Развитие речи (альтернативное чтение)", ОВЗ первый год обучения надомно.
Рабочая программа по предмету «Развитие речи (альтернативное чтение)", ОВЗ первый год обучения надомно. ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/20/picture-988333-1513794267.jpg)
Рабочая программа по альтернативному чтению
Рабочая программа по альтернативному чтению для 8 класса "Особый ребёнок"....
Рабочая программа Предмет: «Альтернативное чтение» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР
Рабочая программа Предмет: «Альтернативное чтение» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР...
рабочая программа Предмет: "Альтернативное чтение"
рабочая программа Предмет: "Альтернативное чтение"...