Методические рекомендации по организации наблюдения за учеником в процессе урока
методическая разработка на тему

Одним из основных методов диагностики является наблюдение. К сожалению, в настоящее время большинство педагогов и психологов в изучении детей применяют тесты, анкеты. Наиболее качественным методом изучения обучающегося с умственной отсталостью является наблюдение.Предложенный план наблюдения за учеником в ходе урока, поможет учителю составить характеристику обучающегося и отследить становление универсальных учебных действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с

ограниченными возможностями здоровья – специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат  №115 г.о. Самара

Методические рекомендации

по организации наблюдения за учеником в процессе урока

Педагог-психолог  

Трифонова Г.В.

  Самара

2013

План наблюдения за учеником на уроке

  1.      Подготовка рабочего места.
  1.     Самостоятельность (знает, где находится кабинет, парта, что приготовить к уроку).
  2. Темп подготовки к уроку.
  3.  Аккуратность (как лежат учебные принадлежности на парте, их внешний вид; внешний вид самого ученика).
  4. Характер движений (ловкость, точность, скорость, отлаженность).

  1.        Начало урока.
  1. Настрой на урок (есть ли заинтересованность темой урока, дидактическими пособиями).
  2. Организация внимания (внимание произвольное, требуется помощь в организации, стимулирование внимания).
  3. Включение в тему урока (наличие пропедевтических знаний, понимание значимости изучаемой темы).

  1.           Основная часть урока.
  1. Внимание в начале, середине и конце основной части: переключаемость внимания; сколько времени ученик работает продуктивно, сосредоточенно; что помогает организовать внимание ребенка?, что стимулирует внимание (фишки, похвала, сенсорное стимулирование, речь педагога, занимательный дидактический материал, интересное содержание задания, оценка и т.д.)?; как часто ученик отвлекается?; по какой причине?
  2. Работоспособность в начале, середине, конце урока, после физкультурных пауз, при выполнении разного рода учебных заданий.
  3. Умение принимать инструкцию (односложную, многоуровневую), умение удерживать ее в памяти и следовать ей.
  4. Умение планировать учебную деятельность (самостоятельно, с опорой на план, схему и другую наглядность, с помощью учителя, только с помощью учителя и под его контролем. Знает алгоритм выполнения некоторых учебных заданий).
  5. Умение работать самостоятельно (на протяжении всего урока, при выполнении определенных заданий, в парах или подгруппах).
  6. Умение осуществлять самоконтроль (текущий, итоговый).
  7. Использование обучающей помощью.
  8. Реакция на замечание, похвалу, оценку, неудачу.
  9. Какие задания вызывают интерес? Почему?
  10. Ответ ученика (ответ сразу или отсроченный. Если отсроченный, то почему? Ответ развернутый или односложный. Не принятие вопроса. Эхолалирование вопроса.).
  11. Речь (звукопроизношение, грамматический строй речи, словарь, обобщающие понятия, уровень связной речи6 на уровне слова, фразы, предложения, рассказа). Темп речи. Эхолалия.
  12. Моторика (каллиграфия, нажим, аккуратность, ориентировка в тетради).
  13. Темп деятельности (умение работать «дружно», в одном темпе с классом).
  14. Уровень сформированности учебных навыков.
  15. Поведение во время урока, умение управлять им.
  16. Общее самочувствие ребенка (энергичность, собранность, настроение).
  17. Деловитость. Аккуратность.
  18. Любознательность.
  19. Творческость.
  20. Мотивация к обучению.
  21. Отношение к учителю, данному предмету, одноклассникам.
  22. Коммуникативные навыки.

  1. Заключительная часть урока.
  1. Уровень сформированности навыков самоанализа (отношение к самооценке, отметкам, результату собственной деятельности).
  2. Умение работать с дневником.
  3. Умение поддерживать порядок на столе в течение урока.
  4. Знания и выполнение правил безопасности.     

 

             

 

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к организации образовательного процесса по греко-римской борьбе

Методические рекомендации к организации образовательного процесса по греко-римской борьбе Весь учебный материал, предусмотренный программой, распределяется в определенной последовательности в...

Методические рекомендации по организации организованного образовательно-го процесса в условиях ФГОС (первая половина дня)

Организация жизни и деятельности ребенка в дошкольном учреждении с позиции современных ценностно-целевых ориентиров, заданных ФГОС  ДО на примере первой половины дня....

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности ученика

В работе представлены требования к организации исследовательской работы школьников, её содержанию, правила оформления работы. Разводятся понятия и подходы к  исследовательской работе и прое...

Методические рекомендации по организации образовательного процесса к разделу "Проектная деятельность" в 5–8-х классах (мальчики и девочки) ОО "Технология"

При определении содержания проектного обучения принципиально важным и сложным вопросом является педагогически правильный выбор объектов проектирования. Сложность подбора творческих проектов связана с ...

«Методические рекомендации по организации работы учащихся в группах на уроках истории и обществознания».

В материале представлен опыт работы учителя истории. В условиях реализации метапредметного подхода, обусловленного введением ФГОС нового поколения, историко-культурного стандарта, перед учителем истор...

Методические рекомендации по организации самообразовательной деятельности учащихся во время изучения истории (для учеников)

Диагностика трудностей школьников показывает, что наибольшую сложность вызывает вопрос организации самостоятельной работы, готовности к самообразованию деятельности. Для  предоставления по...

Методические рекомендации по организации работы учащихся в группах на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации составлены (разработаны) для учителей истории и обществознания.Методические рекомендации по организации групповой (коллективной) деятельности на уроках истории и обществознан...