Рабочая программа по "Куклотерапии" для учащихся "Школы надомного обучения"
рабочая программа на тему

Малиновская Елена Юрьевна

Рабочая программа по "Куклотерапии" для учащихся "Школы надомного обучения" специальной (коррекционной) школы VIII вида. Может быть использована для внеклассной кружковой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_pokukoterapii.odt101.63 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по куклотерапии

Пояснительная записка

Для детей с нарушением интеллекта, обучающихся на дому, еще более характерны недостаточная дифференцированность всех видов ощущений, замедленный темп восприятия, его узость, сочетающиеся со сниженной способностью к запоминанию и воспроизведению информации, неустойчивым вниманием. Дети физически ослаблены, с нарушением координации движений, плохо развитой мелкой моторикой, повышенной утомляемостью. Их также отличает низкая эмоциональная и мотивационная активность, несформированность личностных характеристик. Такие дети трудно приспосабливаются, что требует специальной помощи для успешной адаптации в новых социальных условиях. Поэтому в работу ШНО было введено направление куклотерапии.

Учитывая относительную сохранность эмоциональной сферы этих детей, по сравнению с их познавательной деятельностью необходимо включать в работу с ними  занятия куклотерапией, игротерапией, театрализованными играми, в которых дети кроме коммуникативных навыков приобретают простейшие социальные навыки: навыки поведения, трудовые навыки, социально-бытовые навыки.

Куклотерапия позволяет стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и степень социальной депривации.

Основное содержание программы

Коррекционно-развивающая программа по социализации детей с ограниченными возможностями средствами куклотерапии строится с учетом психологических особенностей детей, их заболевания.

Коррекционная программа основывается на взаимодействии взрослого и ребенка. Она помогает снять эмоциональное напряжение, дает возможность открыть своё “Я”. Важная роль в программе отводится методу личностной перспективы, которая помогает поверить ребенку в свои силы.

Известно, что дети любят играть. Через игру реализуется их потребность выразить себя, происходит коррекция различных отклонений в поведении детей (неприспособленности, агрессивности, замкнутости и т.п.), лечение психических заболеваний.

Куклотерапия, имеет эмоционально стрессовое воздействие на личность.

На занятиях по куклотерапии создаются условия, когда каждый ребенок может говорить с помощью средств искусства о сокровенном, важном. При этом специальная подготовка и талант значения не имеют. Важен непосредственно процесс творчества, а также особенности внутреннего мира ребенка.

В структуре занятия просматриваются две основные части: одна– диагностическая (личностная, межличностные отношения) и вторая– коррекционно-развивающая (творческая- составление, придумывание сценария сказки, сказочного представления, используя результаты диагностики, изготовление кукол, рисование декораций, подбор музыкального репертуара). На занятиях могут использоваться различные техники, например техника “Придумай свою сказку”. В работе с семьей отлично зарекомендовал себя метод совместной режиссуры

Цель программы –укрепление психического здоровья и улучшение социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие коммуникативной стороны речи, Нравственно-воспитательные воздействия кукольного театра как вида искусства.

Основные задачи

  1. Диагностическая: наблюдение за поведением ребенка во время репетиции, игры, свободного общения, а также в специально смоделированной ситуации.
  2. Помочь ребёнку отреагировать имеющиеся подсознательные аффекты и комплексы, облегчая перенос ребенком своих внутренних переживаний на символический объект (куклу).
  3. Обеспечение автоматизации усвоенных раннее логопедических и психологических навыков за счет мотивации их многократного повторения условиями актерской работы.
  4. Коррекция форм отклоняющегося поведения путем разыгрывания типичных конфликтных ситуаций взятых из жизни самих детей (смена ролей на противоположные, обсуждение эффективных и неэффективных поведенческих моделей, их положительное или отрицательное подкрепление может гармонически, без морализования сопровождаться анализом внутреннего содержания конфликта). Спрятавшись за ширму, говоря от имени куклы, закрывшись маской ребенок получает уникальную возможность целительной исповеди, без травматического ущерба для психики. В качестве ведущего выдвигается мотив обретения на занятиях актерских навыков.
  5. Гармонизировать эмоциональную и нравственную сферу ребенка, актуализация зоны ближайшего развития личности (разыгрывание собственных историй, сочиненных детьми и их родителями, или специалистами центра, основанных на диагностических данных, представление их в подчеркнуто экспрессивной, сценически эффективной драматической форме, делает личностное реагирование более зрелым).
  6. Способствовать творческой самореализации и обогащению социальными навыками. (Участие в работе кукольного театра в качестве актера, художника, декоратора, создателя кукол, сценариста, музыкального оформителя компенсирует неудовлетворенность в других жизненных сферах, конкурирует с девиантными формами детских и подростковых патохарактерологических реакций).
  7. Совершенствование предпосылок интеллекта.
  8. Осуществление косвенного внушения правильного поведения, автоматизация усвоенных поведенческих навыков.                                                                                                                                                                                

Организация занятий

Занятия проводятся с группой из 3 человек 1 р. в неделю. Длительностью занятий 30-40 минут в зависимости от работоспособности детей.

Персонажи будущего спектакля расположены так, чтобы можно было свободно ими манипулировать.

Необходимые декорации дополнительно выполняются детьми на занятиях по моделированию, кукольные персонажи шьются на занятиях по труду или вместе с родителями.

Правила проведения занятий

Самое главное условие эффективности таких занятий – выработка желания добровольного участия в них детей и взрослых.

Чтобы занятия не были утомительны для детей, их структура в любой момент могла меняться. Первые занятия посвящены личностной и семейной диагностике. Во время диагностики выяснялось, как дети понимают определенные нравственные понятия: добро-зло, трудолюбие-леность и т.д. Им предлагалось взять любую куклу персонаж и наделить ее теми качествами, которые детям были менее понятны или наоборот хорошо понятны. Обыгрывая куклу, у детей возникали разные элементы сюжетов будущего спектакля.

Детям давалась полная свобода для сочинительства, выбора героя, которого они хотели бы сыграть, заранее обговаривалась вся подготовка к спектаклю: рисование декораций, пошив кукол.

Если ребенок отказывался, не желая играть предложенную ему роль, с ним заранее обговаривалось, что он всегда может отказаться от дальнейшей работы, при этом он не должен мешать остальным. Ребенку предлагалось все-таки попробовать.

Кульминацией работы всегда являлась премьера спектакля с приглашением родителей, гостей, где сама ситуация вынуждала ребенка превозмочь эмоциональный барьер (участие в спектакле, выход на поклон, представление артистов перед зрителями), проявить эмпатию (вместе порадоваться своему успеху) Насыщенная положительными эмоциями игра с куклами, необходимость исправить “испорченный” характер (иначе свой собственный), позволяет обеспечить автоматизацию усвоенных поведенческих навыков

В любой сочиненной детьми сказке-спектакле, герой, преодолевая трудности и препятствия, все-таки достигает цели и побеждает. Победа – это преодоление себя, демонстрация решенной индивидуальной проблемы, способность оказать поддержку другому, удовлетворить свою потребность в оказании помощи другому, становясь от этого сильным и смелым, более уверенным в себе – этот факт помощи имеет важное терапевтическое значение, приводящее к росту самоуважения, веры в свои силы и формирование более позитивного отношения к себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (надомное обучение). 5 класс

Рабочая программа по математике для обучающегося 5 – А класса ___________________ составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и ориентиро...

Рабочая программа по алгебре (надомное обучение). 8 класс

Рабочая программа по алгебре для обучающегося 8-Г класса ___________________ на 2012- 2013 учебный год составлена на основе  федерального компонента Государственного образовательного стандарта ос...

Рабочая программа по геометрии (надомное обучение). 8 класс

Рабочая программа по геометрии для обучающегося 8 – Г класса _____________________ составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и ориентир...

Рабочая программа для индивидуального (надомного) обучения по географии. 7 класс.

Рабочая программа расчитана на учеников средней школы....

Рабочая программа по физике, надомное обучение 9 класс.

Программа разработана для надомного обучения в 9 классе по физике....

Рабочая программа по географии (надомное обучение) для 7 класса

Рабочая программа по географии для 7 класса, предназначена  для учеников общеобразовательной школы имеющих ограниченые возможности здоровья. Учебник Н. Н. Петрова Н. А. Максимова География 9 клас...

Рабочая программа по литературе надомного обучения. 8 класс

Рабочая программапо  литературедля 8  класса/надомное обучение/на  2015/ 2016  учебный год...