Сценарий мультимедийного урока по социально-бытовой ориетировке для специальной (коррекционной) школы VIII вида. Тема «Чай. Правила заваривания чая»
план-конспект урока (6 класс) на тему

Малиновская Елена Юрьевна

Материал мультимедийного урока расчитан для учителей социально-бытовой ориентировки специальной коррекционной школы VIII вида.

Цель урока: Научить правильно заваривать чай и сервировать стол к чаепитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenarii_uroka_sbo_2.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий мультимедийного урока по социально-бытовой ориетировке для специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Тема «Чай. Правила заваривания чая»

Цель урока: Научить правильно заваривать чай и сервировать стол к чаепитию.

Задачи урока:

Образовательная: Познакомить с историей чая, научить правильно заваривать чай.

Развивающая: развтие функций памяти, внимания, мышления, исполнительские умения.

Воспитательная: воспитывать умение работать в коллективе, доброжелательность, уважение к друг другу, взаимопомощь, аккуратность, эстетический вкус.

Ход урока:

Слайд 2.

Звучит музыка «Тульский самовар»

Учитель:15 декабря праздник-Всемирный День чая. Ребята подготовили к уроку стихи о чае.

1 ученик:  

Я хочу открыть секрет                                                                                                                           И полезный дать совет:                                                                                                                     Если хворь с кем приключиться,

Чаем можете лечиться.

2 ученик:

Чай всех снадобий полезней,                                                                                                     Помогает от болезней.                                                                                                                         Чай в жару нас освежает,                                                                                                                         А в морозы согревает.

3 ученик:

И сонливость переборет,                                                                                                                          И с усталостью поспорит,                                                                                                          Сокрушит любой недуг,                                                                                                                        Чай здоровью-лучший друг.

4 ученик:

Чай горячий, ароматный                                                                                                                      И на вкус всегда приятный.                                                                                                                  Он недуги исцеляет                                                                                                                            И усталость прогоняет.

5 ученик:

Силы новые дает                                                                                                                                      И друзей за стол зовет,                                                                                                                                  С благодарностью весь мир                                                                                                             Славит чудо-элексир!

Слайд 3

Учитель: Сегодня тема нашего урока «Чай. Правила заваривания чая». Мы с Вами будем учиться правильному завариванию чая, сервировке стола к чаепитию и будем пить чай. История открытия чая...                

В литературе нет единого мнения относительно родины чайного растения. Одни считают его родиной - Китай, другие - Северную Бирму и Аннам во Вьетнаме. В диком виде чайный куст встречается на сравнительно небольшой территории - между 15 и 40 градусами северной широты в Юго-Восточной Азии.                                                                                       Специалисты по-разному оценивают и возраст чайной культуры. Одни называют почти пять тысячелетий, другие - четырнадцать веков. Но каждый из них по-своему прав, ибо речь идёт о разных датах.                                                                                                                         Поначалу использовались лишь сборы с дикорастущих деревьев. Для получения листа чайные растения рубили под корень, истребляя целые заросли чая. Зеленый лист в те времена ещё не заготавливали впрок, а потребляли в свежем виде. Приготовленный чайный напиток получался горьким, и его можно было пить только после добавления специй. Только открыв секреты обработки чайных листьев, горячий настой стали пить без всяких примесей и без сахара, утоляя им и жажду, и голод.

В VII веке нашей эры китайцы стали разводить чай, как садовую культуру, но сохранились и дикорастущие чайные деревья, достигающие в высоту свыше пятнадцати метров. Их возраст весьма почтителен - более полутора тысячелетий. Такие деревья являются, вроде бы, одним из очевидных свидетельств, что родина чая - Китай. Однако подобные сородичи культурного чая были обнаружены также в джунглях Бирмы и Камбоджи, в предгорьях Гималаев...

Слайд 4

Учитель: Посмотрите на слайд и скажите какие виды чая Вы знаете?

Слайд 5

Учитель:Чай растет на чайных плантациях.

Слайд 6

Словарная работа:

Учитель: Плантаци-это большой участок земли, занятый специальной сельскохозяйственной культурой.

Повторите слово « плантация» и запомните как оно пишется.

Слайд 7, 8

Учитель:  Чаепитие в России

 Русская чайная традиция не похожа ни на какую другую. В Россию чай пришёл из Азии через Сибирь, как подарок от монгольского Алтын-хана, а в 1679 году русскому послу Головину удалось договориться с Пекинским двором о пропуске русских чайных караванов.                                                                                                                       Повсеместное распространение чая уже в начале XIX века привело к возникновению на Руси своеобразного и колоритного ритуала чаепития. Так как хороший чай в те времена был не дешовый, очень важно было, кроме умения заварить вкусный чай, еще и не меньшее умение "не спить чай", т.е разлить его так, чтобы каждый из присутствующих на чаепитии получил свою долю чая одинаковой крепости и плюс к этому хозяйка не допустила бы большой расход сухой заварки.

Слайд 9,10,11                                                                                                                                       Самовар ставился непосредственно на чайный стол либо на небольшой столик, приставленный к торцу стола. Разливала чай только сама хозяйка, и только в случае крайней необходимости это действо доверялось старшей из дочерей. Пили чай из фарфоровой посуды, обязательно не доливая на 1-2 см от края чашки, что считалось хорошим тоном. В мещанских и купеческих семьях позволено было подать чашки с горячим чаем на глубоких блюдцах, из которых его и пили вприкуску с сахаром или вареньем. Блюдце держали в ладони с особым, показным шиком. Полные стаканы с чаем "до самого верха" подавались в трактирах, где пившее его простонародье считало вправе потребовать на свою копейку, чтобы стаканы наполнялись абсолютно полными. В нынешнее время у некоторых хозяек, встречающих гостей чаем, ещё сохранилась это древняя привычка налить чашку чая гостя до краев, чтобы показать, что для гостя дорогого ничего не жалко.

"Всякий, кто хорошо знаком с кодексом чайной церемонии, должен обладать умением регулировать свое поведение во всех случаях жизни с легкостью, достоинством и грацией, присущими утонченности..."  Т. Матсудиара

.Слайд 12

Учитель: Посмотрите на виды заварных чайников.

Слайд 13

Учитель: Познакомимся с правилами заваривания чая:

  1. Кипятим воду
  2. Согвеваем заварной чайник
  3. Засыпаем заварку из расчета 1чайная ложка на чашку.
  4. Заливаем кипятком и помешиваем.
  5. Настаиваем.
  6. Разливаем по чашкам.

      Слайд 14,15,16

Учитель: При заваривании чая надо соблюдать технику безопасности:

Крышку чайника надо открывать от себя, пользоваться прихваткой, разливать чай осторожно.            

Чайный этикет

Как гласят старинные русские летописи, пить этот чудесный напиток надо  медленно, чтобы получить наслаждение и освободиться от дурных мыслей, болезней и забот, тем более не залпом, обжигаясь и отдуваясь. Но не следует и слишком медлить. Холодный чай невкусен.

 В какое бы время ни пришел гость, для него ставили самовар. Хозяева по обычаю должны были выпить с ним чаю. Гости и домочадцы рассаживались за столом в строгой иерархии, по старшинству

Чашку принято было передавать двумя руками с приветливой улыбкой и пожеланием: «На здоровье!» Принимая чай, полагалось отвечать: «Благо дарю вас».

Кусочки сахара берут из сахарницы щипчиками и кладут в чашку, стараясь не расплескать напиток. Их не следует с силой размельчать с стакане или чашке – нужно подождать, когда они растворятся сами. Сахарный песок берут ложкой, прилагаемой к сахарнице. Размешав сахар, ложку обязательно вынимают из чашки, кладут на блюдце и, взяв чашку правой рукой, пьют чай небольшими глотками.

Если вы расположились в некотором отдалении от стола, например в кресле, то блюдце надо держать в левой руке. Выпив чай, чашку нужно поставить на блюдце.

Не следует облизывать ложку или выскребать ею оставшийся на дне сахар. Если вам хочется добавить в чай какой-либо напиток, сначала налейте его в ложечку, а уж из нее в чашку. Ломтики лимона берут специальной вилкой, а потом в чашке ложкой выдавливают из него сок. Кожуру кладут на край блюдца. Оставшийся после чая лимон доедать не следует.

Если к чаю подано варенье, то левой рукой берут розетку, правой – десертную ложку и осторожно перекладывают варенье в розетку.

Пирожные и торты обычно едят специальной вилочкой или чайной ложкой, но твердые пирожные можно есть и без них. Если пирожные лежат на блюде на маленьких бумажных салфетках, их кладут на свою тарелку вместе с этой салфеткой и едят прямо с нее. Нарезанные или штучные изделия из теста берут с общего блюда рукой и едят без помощи вилки и ложки.        Недопустимо накрывать на стол в присутствии гостей – все готовится заранее, кроме самого чая (заварки).

Весь процесс приготовления чая должен проходить на глазах у гостей: хозяйка, сидя у самовара или чайников, заваривает чай, дает ему настояться, а затем, поместив чашки всех гостей около себя, наливает чай. Чашки должны передаваться из рук хозяйки в руки гостя.

Недопустимо обходить гостей с горячим чайником.         

Слайд 17

Звучит музыка «Тульский самовар»

Ребята организованно приступают к завариванию чая и сервировке стола к чаю.

Все садятся за стол и приглашают гостей на чаепитие.

Во время чаепития дети по очереди назвывают пословицы и поговорки о чае.

Чай пить – долго жить.

Чай пить – не дрова рубить.

За чаем не скучаем – по шесть чашек выпиваем.

Выпей чайку – забудешь тоску.

Чай у нас китайский, сахарок хозяйский.

Чай крепче, если он с добрым другом разделен.

У самовара я и моя Маша.

Приходите к чаю – пирогами угощаю.

Чай не пьёшь – какая сила? Чай попьёшь – другое дело.

Самовар кипит – уходить не велит!

С самоваром-буяном чай важнее, беседа веселее.

Слайд 18

Подведение итогов урока:

-Какую тему изучали на уроке?

-Чему научились?

-Понравился Вам урок?

Слайд 19

Спасибо всем за вкусный чай!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно – тематическое планирование по социально – бытовой ориентировке 5 класс специальной (коррекционно)школы VIII вида.

Календарно – тематическое планирование по социально – бытовой ориентировке5 класс специальной (коррекционно)школы VIII  вида....

Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания во втором классе специальной коррекционной школы VIII вида Тема: Дифференциация звуков [Б] – [П].

Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания во втором классе специальной коррекционной школы VIII вида Тема: Дифференциация звуков [Б] – [П]...

Урок чтения и развития речи в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Тема "Русские народные сказки"

Данный урок является обобщающим по разделу "Русские народные сказки". К уроку подготовлена презентация. Цель использования ЦОР направлена на формирование интереса учащихся к чтению, реализацию принцип...

Интегрированный урок чтения и развития речи и социально-бытовой ориентировки в 6 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: Виталий Бианки «Март».

Конспект интегрированного урока чтения и развития речи  и социально-бытовой ориентировки в 6 классе коррекционной школы VIII вида.   Тема урока: Виталий Бианки «Март»....

Конспект урока обществознания в 9 классе коррекционной школы VIII вида Тема: «Конвенция о правах ребёнка»

Урок о важнейшем международном документе по защите прав детей, проведённый в 9 классе коррекционной школы....

КОНСПЕКТ урока развития речи в 3 классе специальной коррекционной школы VIII вида тема: «Бурый медведь»

Цель: Уточнение и расширение представлений детей о буром медведе.Задачи:1.  Отработка  умения  составлять  связное  высказывание  описательного  и  повествовате...

Конспект урока по литературному чтению для воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII вида Тема урока: С.Я.Маршак Сказка – пьеса «Двенадцать месяцев»

Представляю вашему вниманию конспект урока литературного чтения в 6 классе. Задача учителя состоит не только в том, чтобы познакомить воспитанников с новым произведением, но и научить анализировать те...