Коммуникативные средства коррекции девиантного поведения личности
учебно-методический материал на тему

Ворожищева Елена Егоровна

О работе с подростками девиантного поведения и методах коррекции их поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gbou_tsentr_dlya_otpravki.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

    ГБОУ Центр «Ариадна»

                                                                                                Московской области

                                                                                           Ворожищева Е.Е.

Коммуникативные средства коррекции девиантного поведения личности

 

Содержание.

1 .Введение

2 Глава I. Социализация как фактор становления личности и девиации

    ее поведения

              Выводы по первой главе

    3 Глава II Психологическая система коррекции девиантного поведения

личности коммуникативными средствами

             Выводы по второй главе

          4 Заключение

1

1.Введение

    Девиантное поведение личности являлось традиционным предметом психолого-педагогических исследований даже в то время, когда официально в нашем государстве не существовало многих «пороков», критикуемых нами в «западном мире». Между тем, в настоящее время, как и прежде, проявляются отклонения естественного или искусственного генеза в поведении личности от социокультурных норм, принятых в обществе.

   В рамках гуманистической парадигмы отклоняющееся (девиантное) поведение рассматривается  в  науке  как проблема,  разрешение  которой, возможно       различными       способами       в       открытом  пространстве жизнедеятельности   без   умалчивания,   но,   к   сожалению, ограниченная биогенетическими и внутренне психологическими детерминантами.

   Целью работы является выявление, определение и обоснование коммуникативных средств коррекции девиантного поведения личности.

   Объектом исследования выступает девиантное поведение личности  как вид деятельности.

   Предмет   исследования   -  коммуникативные   средства  коррекции девиантного поведения личности.

   В основу исследования была положена следующая рабочая гипотеза: коррекция девиантного поведения личности будет более успешной, если в данном  процессе  обеспечить  реализацию  следующих  коммуникативных средств: поэтапной аутопсиходиагностики, продолженной коммуникативно-рефлексивной игры, подготовки личности к социальной самозащите на основе просоциальных норм, приобщения личности к коммуникативной культуре, ситуаций коммуникативной успешности.

  Первые два средства относятся к группе когнитивно-коммуникативных
средств и обеспечивают обогащение рефлексивного опыта личности. Вторая

пара средств относится к группе эмотивно-коммуникативных средств и способствует успешному преодолению личностью маргинальной стадии социализации. Пятое средство относится к группе презентативно-коммуникативных средств и активизирует коммуникативную самореализацию личности.

  Исходя из цели исследования, определения его объекта, предмета, гипотезы,  поставлены следующие задачи:

1.На   основе    анализа   психолого-педагогической   литературы    и
результатов    экспериментальной    работы    уточнить    сущность
девиантного поведения личности, выявить и обосновать взаимосвязь
девиантности  поведения  личности  с  внешними  и  внутренними
факторами ее жизнедеятельности.  

2.В совокупности психологических средств коррекции девиантного поведения выделить группу коммуникативных и разработать на их основе психологическую систему коррекции девиантного поведения коммуникативными средствами.

3.Организовать опытно-экспериментальную работу по реализации коммуникативных механизмов коррекции девиантного поведения личности и выявить их корреляционную значимость в исследуемом процессе.

2

    Практическая      значимость      исследования      заключается      во всестороннем анализе и обосновании коммуникативных средств коррекции девиантного поведения личности. Разработана и реализована в ходе опытно-экспериментальной работы психологическая система коррекции девиантного поведения личности коммуникативными средствами. Содержащиеся в работе выводы, предложения и рекомендации служат основанием для решения практических проблем формирования и развития поведенческой сферы личности.

    Ход и основные результаты исследования многократно обсуждались и получили одобрение на педагогических советах, заседаниях методических объединений учителей и преподавателей Центра «Ариадна». Наиболее существенные результаты, полученные в работе, их научная новизна и теоретическое значение:

1. Получило дальнейшее развитие понятие «девиантное поведение»,
которое предлагается рассматривать через качественную характеристику -
«девиантность», под которой, в широком смысле слова, понимается качество
(черта) поведения личности, характеризующаяся совокупностью девиаций
процессуального     и     результативного     плана     и     проявляющаяся     в
соответствующих потенциальных или актуальных (реальных) поступках
человека,   детерминируемых   внешними   или   внутренними   факторами   в
процессе жизнедеятельности, и присущая одновременно всем структурным и

функциональным компонентам соответствующего поведения.

2.Выявлено правило девиантности поведения, согласно которому она прямо  пропорциональна   непрерывной   совокупности   детерминирующих
(социальных  и  личностных)  факторов  и
   обратно  пропорциональна их
дискретной совокупности с функциональной дифференциацией.

3.На   основе   результатов   теоретического   и   экспериментального
исследования девиантного поведения личности разработана психологическая
система его коррекции, новизна которой заключается в том, что коррекция
девиантного поведения обеспечивается через нивелирование девиантности
его факторов и функций.

4.Выявлены, определены и обоснованы коммуникативные средства
коррекции   девиантного   поведения   личности,   а   именно   когнитивно-
коммуникативные      (поэтапная      аутопсиходиагностика,      продолженная
коммуникативно-рефлексивная         игра);         эмотивно-коммуникативные
(подготовка личности к социальной самозащите на основе просоциальных
норм, приобщение личности к коммуникативной культуре) и презентативно-
коммуникативные (ситуации коммуникативной успешности).

3


2. Глава I.

Социализация как фактор становления личности и девиации ее поведения

     Девиантное поведение на современном этапе развития российского общества представляет собой личностный феномен деятельностного плана. Его проявление приобретает различные формы и, следовательно, требует определенных шагов со стороны профессиональных педагогов и психологов, направленных на нивелирование последствий данного явления.

   «Девиантное поведение человека - с точки зрения В.Д.Менделевича -можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением».

  Таким образом, существенными признаками исследуемого понятия являются следующие: отклонение от норм, способ изменения социальных норм, демонстрация ценностного отношения и другие. Между тем в научной литературе нет понятия, отражающего одновременно сущность, структуру и

функции   исследуемого   явления,   поэтому   мы   считаем   необходимым уточнить понятие «девиантное поведение» в рамках своего исследования.

   Мы   выделяем   этап   первичной   девиации   (протодевиации)   -  

характеризующаяся лишь начальными, едва уловимыми изменениями в линии поведения личности, которые при своевременном диагностировании поддаются достаточно быстрой коррекции и могут не иметь последствием девиацию как результат.

   Второй этап мы условно обозначили как этап мезодевиации , который с нашей точки зрения является промежуточным между крайними проявлениями девиации в поведении личности, его признаки достаточно очевидны и требуют основательной коррекционной работы.

  Третий этап — этап метадивиации  крайняя форма проявления девиации в поведении личности, которая требует не столько коррекционной, сколько реабилитационной работы со стороны специалиста. Метадевиации,  с нашей точки зрения, являются «пусковым механизмом», а также внутренним фактором (первоосновой) формирования других девиаций в поведении человека, что приводит к нивелированию внешних, отклоняющих или корректирующих поведение воздействий.

     Таким образом, девиация как поведенческий феномен представляет собой процесс и результат отклонения от основной линии поведения, принятой в группе или обществе целом, характеризующаяся изменением личностных средств и способов взаимодействия человека с окружающим миром и самим собой, а также являющаяся, по сути, самоформирующейся

системой.

4


    Поскольку любое поведение - это, прежде всего, ряд поступков, следовательно, девиантность поведения можно представить в узком смысле как совокупность девиантных поступков, которые, с одной стороны, могут быть первичными и способствовать процессу девиации поведения, с другой стороны, могут носить вторичный характер и функционировать в структуре девиации как результата. Поскольку направленность мотива - один из существенных его свойств, влияющих на нормативность поведения, можно сделать вывод о перерастании   этого   свойства   в   более   глобальное   -   направленность человеческой   активности,   что   и   составляет   содержательную   сторону мотивации,     в     которой     представлены     оценочные,     селективные, смылообразующие и регуляторные функции.

    Затрагивая вопросы системогенеза структурных компонентов деятельности (в том числе девиантного поведения ), В.Д.Шадриков отмечал, что в процессе жизнедеятельности личности ребенка можно выделить три этапа: на первом этапе развитие ребенка определяется его желанием, на втором этапе эти желания ограничиваются, а на третьем забываются. «Хочу», «можно», «должен» - три основы, определяющих три этапа развития личности ребенка.

Наиболее важным моментом в данный период становится преобразование общественно значимых норм (требований) в личностно-значимые, что определяет уровень сознательности, который, по мнению С.Л.Рубинштейна, «существенно определяется тем, насколько личностно-значимым оказывается то, что объективно общественно значимо»  и напрямую связано с целесообразностью деятельности (поведения). В этой связи вопрос о цели деятельности (в том числе девиантного поведения) в структуре ее системогенеза представляет большой интерес.

Рассмотрим классификацию поведенческих отклонений, исходя только из ведущих двух критериев: вида нарушаемой нормы и негативных последствий отклоняющегося поведения (они, на наш взгляд, также являются взаимосвязанными и требуют уточнения). Выделены три основные группы, которые с нашей точки зрения являются, по сути, типами девиантного (отклоняющегося) поведения: «антисоциальное (делинквентное) поведение, асоциальное (аморальное)    поведение    и    аутодеструктивное    (саморазрушительное).

  «Антисоциальное (делинквентное) поведение — это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.

5


    Асоциальное поведение - это поведение, уклоняющееся от выполнения морально — нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации, вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество.

   Аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение — это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности».

Вывод по первой главе.

  В    структуре   делинквентного    поведения   можно    выделить
следующие виды девиаций на основе типологии подростков,
последовательно   -   криминогенный   (когда   отклоненность   поведения
вытекает     из     привычного     стиля     поведения     и     характеризуется
специфическими  установками   и  ценностями  личности);   ситуативно  -
криминогенный       (когда       негативные        проступки       обусловлены
неблагоприятной     ситуацией    и     не    являются    предумышленными);
ситуативный (когда негативность поведения имеет малую выраженность из-
за взаимодействия положительных и отрицательных влияний на личность).

  К негативным результатам делинквентного поведения относятся
поступки или действия, называемые деликтами, среди которых
выделяются    насильственные    или    ненасильственные    противоправные
действия        (социально-правовой        подход);        антидисциплинарные,

антиобщественные   противоправные   патологические,   непатологические

проступки (клинический подход).

    Агрессия представляет собой физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо в прямой или косвенной форме.

К видам девиантного поведения на фоне агрессии относятся физическая агрессия (нападение), негативизм (оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы); вербальная агрессия (выражение негативных чувств как через ссоры, крики и другие проявления, а также через содержание словесных ответов — угрозу, проклятия, ругань).

К основным особенностям делинквентного поведения как типа девиантного поведения можно отнести следующие: наименьшая определенность отклонений поведения в связи с различными законодательствами    стран    мира;    преимущественная    регулируемость

антиобщественные   противоправные   патологические,   непатологические

проступки (клинический подход), правовыми    нормами;    наибольшая    опасность    со    связи    с    угрозой общественному   порядку;   наказуемость   в   любом   обществе,   наличие актуализированного конфликта между личностью и обществом.

6


3.Глава II

Психологическая система коррекции девиантного поведения личности коммуникативными средствами.

     В структуре аддиктивного поведения можно выделить функциональные и деятельностные компоненты.                                                                                    

К первым можно отнести следующие.

    Зависимость - состояние, характеризующееся определенными поведенческими реакциями, которые всегда включают настоятельную потребность в постоянном или периодическом возобновлении употребления какого-либо средства для того, чтобы испытывать его действие на психику, а иногда для того, чтобы избежать неприятных симптомов, обусловленных прекращением действия этого средства. Как правило, выделяют два вида зависимости - психическую («состояние организма, характеризующееся патологической потребностью в употреблении какого-либо лекарственного средства, химического вещества или реализации поведенческого шаблона для избежание нарушений психики или дискомфорта, возникающих при прекращении употребления вещества, вызвавшего зависимость, но без соматических явлений абстиненции и физическую («состояние, характеризующееся развитием абстиненции при прекращении приема, вызвавшего зависимость вещества или после введения его антагонистов, а также физический дискомфорт, возникающий; при невозможности реализации поведенческого паттерна».

   Пристрастие      —      поведенческий      стиль      приема      веществ, характеризующийся   непреодолимым   к   нему   влечением   с   укрытием: источников   его   получения  и   высокой  вероятностью  рецидива  после прекращения употребления.

   Злоупотребление — применение любого вещества в форме, отклоняющейся от принятых в данной культуре психологических, медицинских и социальных особенностей. Если понятие «вещество» обозначить в данных дефинициях как «аддитивный агент», то можно экстраполировать их в область различных систем взаимодействия личности с окружающим миром.

    Психологический аспект социализации включает в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность, с другой стороны – процесс и результат включения индивида в социальные отношения, осуществляемый путем активного усвоения индивидом социального опыта и последующего его воспроизведения в своей деятельности, с третьей стороны, это двусторонний процесс, включающий в себя усвоение социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду;

7

с четвертой стороны социализация рассматривается как двунаправленный процесс, означающий становление человека как личности и как субъекта деятельности, конечной целью которого является формирование индивидуальности.                              

               В контексте педагогических исследований социализация выступает то, как комплексный процесс с акцентом на целенаправленное воздействие со стороны институтов социализации на формирующуюся личность, то, как процесс, гуманизирующий отношения личности к другим людям, ценностям бытия. В этой связи мы считаем необходимым остановиться на некоторых понятиях социализации, используемых в науке. Чаще всего социализация рассматривается как процесс взаимодействия человека с окружающей средой, в семье, обществе, отношение его к труду, к приобретению знаний.

На основе анализа социального и семейного контекстов социализации этот процесс связывается с продуктивной переработкой внутренней и внешней реальности, социализация личности является фактором ее становления в процессе жизнедеятельности, а, следовательно, определяет формирование поведения человека. Особую роль в девиации поведения играют нарушения социализации в процессе маргинальных стадий, особенно в период перехода от подростничества к юности.

     В нашем понимании социализация личности является фактором ее становления в процессе жизнедеятельности, а, следовательно, определяет формирование поведения человека.

    В своей работе, считаю необходимым остановится на характеристике родовидового понятия «Психологическое средство коррекции девиантного поведения личности», как совокупность психологических данностей коммуникативного плана вербального и невербального характера, генетически обусловленных взаимодействием двух сигнальных систем, детерминированных процессом становления личности в системе институтов социализации и реализуемых в сфере поведения личности с целью коррекции его (поведения) девиантности.

    Таким образом, среди средств коррекции девиантного поведения, особую роль приобретают коммуникативные средства, обеспечивающие субъектные взаимодействия личности с объектами (в том числе другими субъектами) в окружающем мире, с целью взаимовыгодного обмена информацией, оцениваемой и осмысливаемой человеком в ходе межличностного общения, влияющей как на становление, так и коррекцию качественной характеристики поведения — девиантности.

8


       Исходя из философского определения понятия «системы» как «совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определённую целостность, единство», мы под «психологической системой коррекции девиантного поведения личности коммуникативными средствами» понимаем такую организацию психологической помощи личности, которая включает в себя четыре структурных  компонента:  

 1)  содержательный  (предмет  коррекции);

 2) операционально-деятельностный    (набор    коммуникативных   средств   и методов    их    реализации)  

 3)  оценочно-регулятивный    (определение критериальных признаков девиантности поведения и ее коррекции).

9


Вывод по второй главе.

В педагогике выделяются функции педагогического процесса, среди которых в нашем исследовании для нас интересны развивающие (представляют собой развитие и формирование познавательных психических процессов и свойств личности, логических приемов, операций, суждений, умозаключений; познавательной активности, интересов, способностей); социализирующие (проявляются в приобретении опыта совместной деятельности, овладении системой общественных отношений и социально приемлемого поведения); управления (законченный цикл действий, отражающих определенное содержание управленческих воздействий; операции, действия субъекта управления, соответствующие стадиям управленческого цикла).Таким образом, в целом, функцией, или поведением, системы можно назвать все то, что можно узнать о системе, не касаясь ее внутреннего содержания, абстрагируясь от него. Кроме того, сущность функций какого-нибудь элемента в системе определяется не столько структурой этого элемента, сколько ролью его в структуре самой системы. Таким образом, функция реализуется структурой и объясняется с помощью структуры. Единство  функции и структуры можно понимать также как единство внешнего и внутреннего аспектов при рассмотрении сложных систем. Таким образом, к данной группе коммуникативных средств можно отнести виды коммуникации, связанные с ориентированием личности на осознание своего поведения и его девиантности, что возможно, на наш взгляд, при разработке соответствующих коммуникативных тренингов, направленных на обогащение рефлексивного опыта. В нашей психологической системе коррекции девиантного поведения личности на основе успешной коммуникативной самореализации в подростковом возрасте, большое значение имеет своевременность создания ситуации успешности, так как если человек не испытывает удовольствия от положительного результата в деятельности (или в формах поведения), которая ему нравится, то эта деятельность может потерять для него актуальность. С другой стороны, подростки маргинальной стадии социализации весьма сенситивны к фальши и обману. Это приводит к тому, что создание ситуации успешности не должно основываться на искусственной обстановке, а должно конструироваться с использованием естественных условий и обстоятельств жизнедеятельности.

10


Заключение.

     В рамках предмета нашего исследования мы сформулировали понятие «Коммуникативные средства коррекции девиантного поведения» как совокупность психологических данностей коммуникативного плана вербального и невербального характера, генетически; обусловленных взаимодействием двух сигнальных систем, детерминированных процессом становления личности в системе институтов социализации и реализуемых в сфере поведения личности с целью коррекции его (поведения) девиантности.

Именно поэтому мы делаем вывод о том, что среди средств коррекции девиантного поведения, особую роль приобретают коммуникативные средства, обеспечивающие субъектные взаимодействия личности с объектами (в том числе другими субъектами) в окружающем мире, с целью взаимовыгодного обмена информацией, оцениваемой и осмысливаемой человеком в ходе межличностного общения, влияющей как на становление, так и коррекцию качественной характеристики поведения - девиантности.

      На основании выше изложенного мы углубили содержание понятия

«Девиантное поведение» и включили в него следующую совокупность существенных признаков: поведение с достаточно выраженной девиантностью, как качеством (чертой) поведения личности, характеризующуюся совокупностью девиаций процессуального и результативного плана и проявляющуюся в соответствующих потенциальных или актуальных (реальных) поступках человека, детерминируемых совокупностью внешних (социальных) или внутренних (личностных) факторов непрерывного или дискретного действия в процессе жизнедеятельности. В структуре девиантного поведения выделяются функциональные блоки соответствующих (девиантных) мотивов, целей, программы, информационных основ, принятия решений и подсистемы поступков поведения с реализацией когнитивной, эмоционально -аксиологической, и презентативной функций.

      Становление коммуникативной сферы личности происходит в процессе ее социализации в обществе. В соответствие с гуманистическим подходом в педагогике и психологии, социализацию можно обозначить как процесс, обеспечивающий активное включение человека в жизнь сообщества и воспроизводство социокультурных образцов и норм общественной жизни, что позволяет увидеть в социализации активную культурную деятельность и активное проживание детьми ситуации, изменяемой ими, творимой ими новой социокультурной среды.

11


Список литературы

  1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности.
    М., Наука, 2012г.
  2. Акбиева З.С. Самооценка и направленность личности подростков с отклоняющимся поведением: Аливагабов К.М. 2010г.
  3. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., Социальное
    здоровье России, 2009г.
  4. Волков Б.С. Возрастная психология. - М., Магистр, 1991.
  5. Выготский Л.С. Трудное детство. Собр. соч. в 6-ти т. Т.5. - М., Про-
    свещение, 1984
  6. Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологических
    исследований. // Актуальные проблемы возрастной психологии. - М., Изд-во МГУ, 2013г.
  7. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.2: Пер. с франц. — М.,
    Мир, 2013г..
  8. Голицын В.Б. Особенности потребностно-мотивационной сферы лиц с
    отклоняющимся поведением: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - Л., 2005г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция девиантного поведения

Коррекция девиантного поведения...

ОКРУЖНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ СЕКЦИЯ “ПЕДАГОГИКА” «КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»

В последние годы в связи с общесистемным кризисом нашего общества интерес к социально-педагогической коррекции подростков, учащихся в  школе значительно возрос, что обусловило необходимость более...

"Искусство танца как средство коррекции девиантного поведения учащихся"

Социально-педагогический проект. Цель проекта: Создание в детском коллективе наиболее благоприятных условий для развития реальных и потенциальных возможностей ученика....

«Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков»

Важно помнить, что только совместными усилиями всех специалистов будет обеспечена эффективность службы сопровождения учащихся по профилактике девиантного (отклоняющегося)  поведения....

Работа с родителями в процессе реабилитации и коррекции девиантного поведения детей и подростков.

Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилит...

Коррекция девиантного поведения старших подростков в условиях школы-интерната VIII вида.

Особенности девиантного поведения старших подростков; психолого-педагогические проблемы коррекционной работы....

Профилактика и коррекция девиантного поведения личности: методы и формы работы.

Материал содержит  формы и методы психопрофилактической работы по профилактике и коррекции девиантного поведения личности....