Конспект урока по СБО «Пассажирский железнодорожный транспорт»
методическая разработка (7 класс) на тему

Пронина Елена Викторовна

Данная методическая разработка представляет собой конспект урока по социально-бытовой ориентировке. Урок разработан для обучающихся 7 класса, обучающихся по программе VIII вида «особый ребенок». С презентацией к уроку и приложениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII  вида №19 г. Таганрога

Пассажирский железнодорожный транспорт

Конспект урока по СБО

7 «б» класс «Особый ребенок»

Подготовила: Пронина Е.В.

2011-2012 уч. г.

План  урока

Класс: 7 «б». Урок: 4. Дата 12.12.2011  г.

Предмет: СБО

Учитель: Пронина Е.В.

Тема программы: Транспорт.

Тема урока: Железнодорожный пассажирский транспорт

Образовательная цель: формирование знаний о железнодорожном транспорте, научить определять виды железнодорожного транспорта.

Коррекционная цель: коррекции мышления по средствам анализа и сравнениея различных видов железнодорожного транспорта, памяти по средствам многократного повторения нового материала; коррекция произвольного внимания и памяти при выполнении практической работы,

Воспитательная цель: воспитание культуры поведения, самостоятельности.

МТО: учебные и канцелярские принадлежности, -  ноутбук, мультимедиапроектор, презентация “Железнодорожный пассажирский транспорт”, железнодорожные билеты.

Ход урока

Орг. Момент

Приветствие обучающихся. Проверка подготовленности детей к уроку.

Сообщение темы урока. Запись  в тетрадях даты и темы урока.

Основная часть

Актуализация опорных знаний.

-Перечислите виды транспорта? (Автомобильный, воздушный, водный, железнодорожный).

-С помощью какого пассажирского транспорта можно передвигаться по нашему городу? (По нашему городу можно передвигаться на автомобильном транспорте, трамвае, троллейбусе).

-С помощью какого транспорта перевозят грузы? (Грузы перевозят на автомобильном, железнодорожном и водном транспорте).

-Имеется ли в нашем городе железная дорога? (Да).

Сообщение темы и цели урока.

“Город Таганрог – большой город, где имеется транспортное сообщение с другими городами нашей страны. Многие люди любят путешествовать и предпочитают железнодорожный транспорт. Почему? Сегодня на уроке вы познакомитесь с железнодорожным транспортом: достоинствами и недостатками, видами поездов. Научитесь определять вид поезда по билету и расписанию. Данные знания и умения вам пригодятся во время путешествий”.

Изучение нового материала

Слайд 3.

-Железнодорожный пассажирский транспорт имеет достоинства и недостатки.

Во время беседы определяются достоинства и недостатки поездов.

Подводится итог с показом текста. Учащиеся читают на доске предложения.

Слайд 4

-Вся наша страна охвачена сетью железных дорог. В какой части нашей страны больше железных дорог?

Слайд 5

-На железнодорожном транспорте работают люди разных профессий. Кто здесь работает? -Что он делает?

Слайд 6.

-Различают несколько видов поездов.

Слайд 7 пригородные поезда

В прошлом году мы разбирали пригородные поезда.

Слайд 8 Демонстрация  пассажирских вагонов

-В плацкартном (или некупейном) вагоне отсеки для пассажиров не разделены перегородками, кроме того, в каждом отсеке имеются и боковые места. Название вагона сложилось исторически и происходит от плацкарты — дополнительной к проездному билету карточки или квитанции, позволяющей занимать определённое нумерованное место, а вагоны, в которых билеты с обозначением места в билете не продавались, назывались бесплацкартными, но позже они были переведены в разряд общих вагонов, с возможностью занимать определённое место. И, фактически, в ряде случаев билеты в плацкартный вагон, как и в общий, могут тоже продаваться без обозначения места.

- В купейном вагоне, как и в вагоне типа СВ, расположено девять или десять (как в пассажирских вагонах производства Крюковского вагоностроительного завода) купе. Но, в отличие от вагона типа СВ, во всех купе купейного вагона имеется по четыре спальных места. Важной отличительной особенностью купейного вагона (повышающей его комфортабельность) является то, что, в отличие от плацкартных вагонов, в купейном вагоне пространство каждого купе изолировано от общего прохода (прохода, идущего через весь вагон) глухой перегородкой, снабженной дверцей. Кроме того, поскольку в купейном вагоне отсутствуют боковые места (а ширина общего прохода остается неизменной) — длина спальных мест в купейном вагоне несколько больше, чем длина небоковых спальных мест в плацкартном вагоне. В большинстве таких вагонов есть кондиционеры. Верхние места в вагонах-купе (чётные).

Слайд 9, 10 Демонстрация  фирменных вагонов

(Пассажирские имеют больше остановок, но дешевле всех”. “Скорые поезда находятся меньше в пути, но дороже”. “Экспресс имеет большую скорость).

-Чем отличаются фирменные вагоны? (Фирменные вагоны красивые, яркие, удобные. Имеют рисунки, свои названия).

Рассказ учителя про фирменный поезда. Приложение 2

-Поезда дальнего назначения делятся на несколько видов в зависимости от скорости, комфорта, цене билетов.

-Ученики читают слова и отвечают на вопросы. Во время беседы определяются особенности поезда.

Слайд 11. Повторим особенности поездов. Какие у него достоинства и недостатки?” Ученики сравнивают виды пассажирского транспорта, определяют особенности видов поездов, итоги просматривают на слайде презентации.

-Данный слайд будет использован на практической работе.

-Сейчас мы немного отдохнем и посмотрим видеоролик по нашей теме” - Приложение 3.

Учащиеся просматривают ролик о железнодорожном транспорте.

-Какой железнодорожный транспорт вы увидели? (Фирменные поезда, электрички, пассажирские).

Закрепление. Практическая работа.

Слайд 12 13- рассмотрим проездной билет.

Слайд 14. -Каждый вид поезда имеет свое сокращение:

ПАСС. – Пассажирский

СКОР. – Скорый

ФИРМ. – Фирменный

УСКОР. – Экспресс

Ученики самостоятельно определяют вид поезда по сокращению.

Слайд 15. Определение вида поезда с помощью расписания по карточкам. Приложение 1

-Определите вид поезда по номеру. Каждому ученику дается номер поезда, он находит данный номер в расписании и определяет его вид. “ например ( № 390 –пассажирский)

Слайд 16. – Расписание поездов станция Ростов - главный

 Слайд 17 -– Расписание поездов станция Таганрог-I

Подведение итога урока.

Слайд 18. Вопросы для проверки знаний на уроке.

Ученики отвечают на вопросы, вспоминая материал урока.

        Домашнее задание:

  1. Какой вид поезда необходимо выбрать, если пассажир предпочитает комфортные условия в поезде и не ограничивает себя деньгами?
  2. Семья любит путешествовать, но имеет ограниченное количество денег. Какой вид поезда выбрать? Пассажирский.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок СБО 7 «б» класс: «ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ» Министерство общего и профессионального образования Ростовской области государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 19 г. Таганрога. Учитель: Пронина Е.В. 2011-2012 уч. год

Слайд 3

ДОСТОИНСТВА ПРОБЛЕМЫ Невысокая стоимость проезда. Способность к работе в любое время года и при любой погоде. Свободное размещение. Проезд на любые расстояния. Изношенность вагонов. Создание скоростных железных дорог. Повышение удобства для пассажиров.

Слайд 4

ГЕОГРАФИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

Слайд 5

МАШИНИСТ ПРОВОДНИК

Слайд 6

ПРИГОРОДНЫЕ ЭЛЕКТРИЧКИ ПРИГОРОДНЫЕ ПОЕЗДА ДАЛЬНЕГО СЛЕДОВАНИЯ ПАССАЖИРСКИЕ СКОРЫЕ ЭКСПРЕСС ФИРМЕННЫЕ

Слайд 7

Ближнего следования Таганрог- Ростов-на-Дону Дальнего следования Ростов-на-Дону- Кисловодск

Слайд 8

Купе плацкарта

Слайд 11

ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТКИ Фирменный поезд удобнее. Скорый поезд делает меньше остановок. Пассажирский поезд дешевле. Фирменный поезд дороже. Скорый поезд дороже пассажирского. Пассажирский поезд находится дольше в пути. СРАВНЕНИЕ ПОЕЗДОВ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок СБО 7 «б» класс: «ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ» (продолжение) Министерство общего и профессионального образования Ростовской области государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 19 г. Таганрога. Учитель: Пронина Е.В. 2011-2012 уч. год

Слайд 4

ПАСС – СК – ФИРМ – УСКОР – ОБОЗНАЧЕНИЯ ПОЕЗДОВ пассажирский скорый фирменный экспресс

Слайд 5

Определите вид поезда c помощью расписания № 390 № 027 № 351 № 018 № 143 № 060 № 025 № 104 № 389

Слайд 6

№ поезда Маршрут Время тип 087 Нижний Новгород -Адлер 00:35 скор 390 Минск- Анапа 00:44 пасс. 104 Москва- Адлер 01:59 фирм. скор 351 Анапа - Санкт-Петербург 03:08 фирм. 060 Черновцы - Москва 14:20 скор. 143 Кисловодск - Москва 19:52. Фирм. скор.

Слайд 7

№ поезда Маршрут Время Приб. Стоян- ка Время Отпр. тип 389 АНАПА - МИНСК 4:55 0:08 5:03 пасс 027 КИСЛОВОДСК - МОСКВА 9:35 0:06 9:41 Скор. фирм. 018 КИЕВ- - АДЛЕР 17:34 0:05: 17:39 Скор. 025 КИСЛОВОДСК - КИЕВ- 23:35 0:10: 23:45:00 Скор.

Слайд 8

Расскажите о достоинствах поезда? Перечислите поезда дальнего следования. Сравните пассажирский и скорый поезд. Перечислите достоинства фирменного поезда. Какую информацию можно узнать по расписанию движения поездов и по билету?

Слайд 10

http://festival.1september.ru/ http://www.rzd.ru/ http://ppt.3dn.ru/ А.А. Хилько Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Пособие для учителей. – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2006.- 223с. С.А. Львова Практический материал к урокам социально- бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида . 5-9 классы: пособие для учителя. – М.: Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, 2005. – 136с.: ил. – (Коррекционная педагогика). В.В. Гладкая Социально-бытовая ориентировка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. –М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.- 192с. – (коррекционная школа).



Предварительный просмотр:

Приложение  1

№ 390

№ 027

№ 390

№ 027

№ 104

№ 018

№ 104

№ 018

№ 351

 № 025

№ 351

 № 025

№ 060  

№  389

№ 060  

№  389

№ 143

№ 390

№ 143

№ 390


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по СБО в коррекционной школе VIII вида по теме: «Железнодорожный транспорт. Виды. Назначения».

Комбинированный урок в 6 классе для детей со сложным дефектом развития с элементами практической работы с использованием ИКТ. Во время урока учащиеся не только знакомятся с видами железнодорожного тра...

Конспект урока английского языка по теме "Транспорт"

Конспект урока по теме "Транспорт"...

Конспект урока "Междугородный железнодорожный транспорт"

Цель: формирование знаний обучающихся, воспитанников о новом виде транспорта – железнодорожном; показать его значимость в жизни людей, страны.Задачи:1.Образовательная (информационная): сообщение сведе...

Конспект урока географии для 9 класса «Транспорт России»

Задачи урока:Образовательные:-  Обобщить знания, умения по теме «Транспорт».-  Закрепить у учащихся знания о разных видах  транспорта и его  роли в народном хозяйстве с...