Конспект урока "Междугородный железнодорожный транспорт"
план-конспект урока (7 класс) на тему

Шевченко-Глухова Наталья Александровна

Цель: формирование знаний обучающихся, воспитанников о новом виде транспорта – железнодорожном; показать его значимость в жизни людей, страны.

Задачи:

1.Образовательная (информационная): сообщение сведений об истории возникновения междугородного железнодорожного транспорта;

2. Воспитательная: воспитание у учащихся мотивации к учебной деятельности;

3. Коррекционно-развивающая: коррекция ВПФ (мышления, памяти, восприятия); развитие коммуникативных умений и практического применения их; развитие способности к обобщению, классификации; совершенствование пространственной ориентировки учащихся, обогащение их словарного запаса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_sbo.docx134.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Междугородный железнодорожный транспорт»

Цель: формирование знаний обучающихся, воспитанников о новом виде транспорта – железнодорожном; показать его значимость в жизни людей, страны.

Задачи:

1.Образовательная (информационная): сообщение сведений об истории возникновения междугородного железнодорожного транспорта;

2. Воспитательная: воспитание у учащихся мотивации к учебной деятельности;

3. Коррекционно-развивающая: коррекция ВПФ (мышления, памяти, восприятия); развитие коммуникативных умений и практического применения их; развитие способности к обобщению, классификации; совершенствование пространственной ориентировки учащихся, обогащение их словарного запаса.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Методы, используемые на уроке: словесные, наглядные, практические.

Приемы: работа в тетради; работа с дидактическим материалом (карточки, кроссворды, ребусы); работа с наглядными пособиями: плакатом-таблицей с изображением железнодорожных направлений; раздаточным материалом для индивидуальной и фронтальной работы (карточки-картинки с изображением тепловоза, электровоза, пассажирских и товарных составов, билеты.

Оборудование урока: технические средства обучения (стенды для показа карт и рисунков),

,дидактический материал.

ПЛАН УРОКА

1. Организационный этап 2 мин.

2. Повторение.

Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

О видах междугороднего транспорта. 7 мин.

3. Работа по изучению нового материала:

а) сообщение учителем темы урока, цели задач и мотивации

учебной деятельности учащихся.

б) введение нового материала с учетом закономерностей процесса 15 мин

познания (восприятие и первичное осознание нового материала).

4. Физкультминутка 2 мин.

5. Закрепление. (Обобщение и первичное закрепление и систематизация

знаний). 10 мин.

6. Анализ и оценка итогов работы на уроке. 4 мин.

7. Определение и разъяснение домашнего задания. 5 мин.

ХОД УРОКА

для будущей самостоятельной жизни

- Какое сегодня число?

-Сегодня,,,,,,,,,,,,,,

- Какой день недели?

-Сегодня день недели,,,,,,,,,

- Какой сейчас месяц?

-Сейчас идет октябрь месяц

- Назовите год, в котором мы сейчас живем.

Мы живем в 2017 году.

- Какое время года сейчас?

-Сейчас время года – осень.

Назовите зимние месяцы.

-зимние месяцы: декабрь, январь, февраль

2.

Повторение

(выявление и коррекция опорных знаний учащихся о видах междугородного транспорта).

- Как вы добирались сегодня до школы?

- Я добирался пешком

- Я приехал на машине

- Я приехала на автобусе

- С какими видами городского транспорта вы знакомы.

- Каким видом транспорта, кроме названных, можно доехать до ближайших населенных пунктов?

- я знаю городской транспорт – автобус, легковой автомобиль

- такси

- велосипед

- мотоцикл

-на лошади

Трамвае, самолете, вертолете, на лодке, теплоходе на поезде.

Используется магнитная доска

Коррекционная карточка «Прочти зашифрованные слова»

- Каким словом можно назвать все перечисленные средства передвижения?

- Какие виды транспорта вы знаете?

- Все перечисленные средства передвижения можно назвать словом «Транспорт»

- воздушный

- морской (речной)

-железнодорожный

-автомобильный

-гужевой

Карточка №1

На словарной доске прикрепляется слово

«Транспорт»

Коррекционно-дидактические задания.

Задание 1.

Учитель прикрепляет  к  доске картинки с изображением различных средств передвижения.

Выполняют коррекционно-дидактическое задание №1.

Коррекционно-дидактические задания (развитие способности к обобщению, классификации)

- Назовите одним словом все средства передвижения, которые вы видите на доске.- Все средства передвижения, изображенные на доске, называются словом «Транспорт»

Задание 2

- Какие виды транспорта вы знаете?

Учитель прикрепляет на доске слово «автомобильный»

«воздушный»

«морской, речной»

«железнодорожный»

«гужевой»

Предполагаемые ответы:

-автомобильный

-воздушный

- морской (речной)

- железнодорожный

- гужевой

Магнитная доска

Задание №3

- Сгруппируйте картинки с изображением транспортных средств в соответствии с видом транспортных средств

(Качество выполнения задания оценивается учителем.)

Учащиеся выходят по очереди к доске и выполняют задание

Коррекционно-дидактическое задание на развитие способности классифицировать

Вывод:

- Что мы узнали в результате нашей беседы и тех заданий, которые выполнили?

- Какой вид транспорта может быстро и на далекие расстояния перевозить людей и грузы по земле?

- Мы узнали, что есть разные средства передвижения, что они называют словом «транспорт» и есть разные виды транспорта: автомобильный, воздушный, морской, гужевой железнодорожный.

- Это железнодорожный вид транспорта

3.Работа по изучению нового материала

Учитель сообщает тему урока, цель, задачи и мотивации учебной деятельности.

Тема: «Междугородный железнодорожный транспорт»

Цель: овладеть знаниями из истории возникновения железнодорожного транспорта.

Дети объясняют как они понимают каждое слово в названии темы урока.

Учитель добивается осознанного восприятия изучаемого материала.

А) Беседа с учащимися

Кто из вас пользовался железнодорожным транспортом?

Кто может рассказать?

Рассказы учащихся о том, как они пользовались железнодорожным транспортом

Плакат, иллюстративный материал, изображение поезда-паровоз и вагоны; электровоз, тепловоз, железная дорога.

Б) Работа в тетрадях.

- Откройте тетради, запишите число, тему урока. (Учитель напоминает о соблюдении орфографического режима)

Дети пишут в тетерадях, число, месяц.

Тема: «Междугородный железнодорожный транспорт»

Соблюдение единого орфографического режима.

Словарная работа:

- Железная дорога

- Тепловоз

- паровоз

- электровоз

(с показом картинок на которых изображены паровозы)

Пишут слова и разбирают по составу:

- тепловоз

- паровоз

-электровоз

Объясняют лексическое значение слов.

Карточки

Коррекционное упражнение на развитие мышления и памяти

7 дней

4 недели

12 месяцев

100 месяцев

Какой сейчас век?

Ответ дают дети

– это неделя

– это месяц

- это год

– это век

- сейчас идет 21 век

- Сейчас мы с вами мысленно перенесемся в 19 век.

- Сколько веков прошло после 19 века?

- Так вот 200 лет назад, в самом начале 19 века появились первые речные и морские суда, которые работали на паровой теге(т.е. с помощью пара), их называли пароходами.

Запишите слово

Пароход

Вслед за пароходами появились паровозы (машина, которая с помощью пара двигалась по железной дороге.

Первая железная дорога была построена в начале 19 века между Санкт-Петербургом и Царским селом, ее длина была 27 км. (Это расстояние от г.Маркса до г.Энгельса)

В 1851 году была построена Николаевская (теперь Октябрьская )

Железная дорога, которая соединила две столицы Российского государства –Москву и Санкт-Петербург, длина ее 644 км.

- 2 века или 200 лет.

Работа в тетрадях

пароход

паровоз

Чтение отрывка из стихотворения А.Некрасова «Железная дорога»

- Кто строил железную дорогу?

- Какой это был труд?

- Дорогу строил народ

- Труд был очень тяжелым, многие люди погибали от голода и тяжелого труда

Межпредметная связь –литература, история

- В начале строительства железных дорог в России все поезда съезжались в Москву, а уж из Москвы продолжали свой путь.

- Сегодня Москва соединяет 9 направлений железных дорог и образует как бы узел. (Работа с плакатом)

- Сравнить протяженность первых железных дорог и современных

Работают с материалом

Плаката

Наглядное пособие.

Географическая карта железных дорог России.

Плакат- с названиями железных дорог, их направлениями,

Названиями городов, регионов, государств.

- Что перевозят поезда

- Как называется поезд, в котором перевозят людей

- Как называют поезда, на которых перевозят товар или груз?

- Какое значение имеет железнодорожный транспорт в жизни людей, страны?

- Сегодня мы изучаем тему: «Междугородный железнодорожный транспорт» Что означает слово междугородный?

- Междугородный транспорт – это сообщение между областями

Пример: г.Саратов и г. Маркс, г.Энгельс, поезд Саратов-Энгельс (пригородный); Саратов-Волгоград (поезд междугородный)

- Как называется место, где поезд делает остановку?

Работа в тетрадях: запись определений станций:

А) Конечные станции

1-ая и последняя на пути следования поезда

Б) Промежуточные станции – те, которые находятся между конечными ( !-ой и последней) станциями на пути следования поезда (от Саратова до Москвы)

В) Узловые станции- те станции, где пересекаются несколько железных дорог и на которых можно делать пересадку на другие направления.

Выводы:

- Какие бывают станции?

- людей

-пассажирский

- товарные

- Железнодорожный транспорт дает возможность попасть в любую точку государства, перевезти любой груз в любую погоду.

- Междугородный транспорт – это сообщение между городами.

Дети приводят свои примеры

- Это станция

Дети делают записи в тетрадях под диктовку учителя

Дети приводят свои примеры

Дети дают полный ответ: станции бывают –конечные, промежуточные, узловые

Проблемный вопрос, способствует развитию мышления, умению рассуждать, доказывать.

Наглядные средства: Плакат с изображением станций: конечной, промежуточной узловой.

4.

Физминутка

Едем, едем, долго едем,

Очень длинен этот путь.

Скоро до Москвы доедим,

Там сможем отдохнуть.

Вот поезд наш едет,

Колеса стучат

А в поезде нашем

Ребята сидят.

Чу-чу-чу-чу-чу!

Бежит паровоз.

Далеко-далеко ребят он повез

Ходят на полусогнутых ногах

5.Закрепление. (Обобщение и первичное закрепление и систематизация знаний).

Практическая работа.

Учащимся предлагается плакат с названиями железных дорог, их направлениями, названиями городов, регионов, государств.

Задание:

А) Определить по плакату:

  • свой регион
  • название своей дороги, ее направление
  • куда ведет та или другая дорога из Москвы.

На какую дорогу надо попасть (задание по направлению или местности).

Б) Учитель показывает картинки с изображением транспортных средств.

Определить к какому виду транспорта они относятся.

В) Разгадывание ребуса

Получит название главного железнодорожного узла России (Москва)

Г) Отгадай загадку:

- «Полотно, а не дорожка. Конь, не конь-сороконожка. По дорожке той ползет, весь обоз один везет.»

- «Железные избушки держатся друг за дружку. Одна с трубой тянет всех за собой»

- «Бежит конь вороной много тащит за собой»

Беседа с учащимися

- Назовите известные вам виды транспорта.

- О каком виде транспорта мы говорили сегодня на уроке?

- Что такое междугородный железнодорожный транспорт?

- Почему этот вид транспорта имеет важное значение? (большая скорость перевозки людей и грузов

в любую погоду,

обеспечить больше связей с другими государствами)

- Назовите главный железнодорожный узел России

- Какие бывают станции?

- Когда появилась в России первая железная дорога?

- Какая была ее протяженность?

Выводы:

Самостоятельная практическая работа.

Каждый учащийся получает карточку с вопросами задания.

Кто больше даст правильных ответов

Разгадывают ребус

Отгадывают загадку

железная дорога , поезд

поезд, паровоз

поезд

-воздушный, морской, железнодорожный, автомобильный

- о междугородном железнодорожном

- это транспорт который устанавливает сообщение между областями

- может перевозить большое кол-во грузов, быстро в любую погоду

-это Москва

- конечные, промежуточные, узловые

- в начале 19 века

- 27 км

Дидактическая карточка

Приложение №2 Ребус

6.Анализ и оценка итогов работы на уроке.

7.Определение и разъяснение домашнего задания.

Выучить по тетради определение станций.

Уметь рассказывать о междугородном железнодорожном транспорте.

Записывают задание в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по СБО в коррекционной школе VIII вида по теме: «Железнодорожный транспорт. Виды. Назначения».

Комбинированный урок в 6 классе для детей со сложным дефектом развития с элементами практической работы с использованием ИКТ. Во время урока учащиеся не только знакомятся с видами железнодорожного тра...

Закрепление темы «ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ» с помощью профессионально ориентированных текстов (для студентов 1 курса специальности 190701 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) (железнодорожный транспорт).

Работа представляет собой главу из сборника диктантов интегрированных текстов по русскому языку для студентов специальности 190701. Тексты объединены общей темой "Железная дорога". Можно использовать ...

Конспект урока по СБО «Пассажирский железнодорожный транспорт»

Данная методическая разработка представляет собой конспект урока по социально-бытовой ориентировке. Урок разработан для обучающихся 7 класса, обучающихся по программе VIII вида «особый ребенок». С пре...

Рабочая программа ИНОСТРАННЫЙ (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (на железнодорожном транспорте)

Рабочая программа составлена в соответствии с Примерной программой учебной дисциплины,  разработанной на основе ФГОС СПО для специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (н...