Логопедическое занятие для учащихся 3 класса по теме: "Предлоги".
методическая разработка по теме

Филатова Валентина Анатольевна

Тема: Логопедическая – Предлоги.

Лексическая – Зима.

Цель:  Развивать навык правильного употребления и написания предлогов со словами.

Задачи:

Обучающие:

·         Уточнять понятие «предлог».

·         Формировать представление о предлоге, как об отдельном слове.

·         Учить детей правильно употреблять предлоги со словами.

·         Закреплять навык раздельного написания предлогов со словами.

·         Закреплять умение детей придумывать предложения по картинкам, используя определенные предлоги.

·         Формировать умение подбирать к словам подходящие по смыслу предлоги.

·         Учить дифференцированно использовать предлоги в речи.

Развивающие:

·         Развивать зрительное внимание.

·         Развивать мышление.

·         Развивать связную речь.

·         Развивать двигательную координацию.

·         Развивать межполушарное взаимодействие при помощи кинезиологических упражнений.

Воспитывающие:

·         Воспитывать интерес к занятиям.

·         Воспитывать навык самоконтроля.

·         Воспитывать умение слушать друг друга.

Планируемые результаты (развитие навыка правильного употребления и написания предлогов,  увеличение словарного запаса, повышение уровня грамотности, развитие связной речи).

Оборудование: презентация, карточки с заданиями, магнитные карточки с предлогами,  тетради, ручки, карандаши.

 

Используемые педагогические технологии: (ЭОР, технологии группового обучения, дифференцированного обучения, здоровьесберегающего обучения).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  логопедического  занятия учителя-логопеда I  квалификационной категории

Филатовой Валентины Анатольевны. Логопункт при школе № 511.

Предлоги. 3 класс.

18.12.2014

Тема: Логопедическая – Предлоги.

Лексическая – Зима.

Цель:  Развивать навык правильного употребления и написания предлогов со словами.

Задачи:

Обучающие:

  • Уточнять понятие «предлог».
  • Формировать представление о предлоге, как об отдельном слове.
  • Учить детей правильно употреблять предлоги со словами.
  • Закреплять навык раздельного написания предлогов со словами.
  • Закреплять умение детей придумывать предложения по картинкам, используя определенные предлоги.
  • Формировать умение подбирать к словам подходящие по смыслу предлоги. 
  • Учить дифференцированно использовать предлоги в речи.

Развивающие: 

  • Развивать зрительное внимание.
  • Развивать мышление.
  • Развивать связную речь.
  • Развивать двигательную координацию.
  • Развивать межполушарное взаимодействие при помощи кинезиологических упражнений.

Воспитывающие: 

  • Воспитывать интерес к занятиям.
  • Воспитывать навык самоконтроля.
  • Воспитывать умение слушать друг друга.

Планируемые результаты (развитие навыка правильного употребления и написания предлогов,  увеличение словарного запаса, повышение уровня грамотности, развитие связной речи).

Оборудование: презентация, карточки с заданиями, магнитные карточки с предлогами,  тетради, ручки, карандаши.

Используемые педагогические технологии: (ЭОР, технологии группового обучения, дифференцированного обучения, здоровьесберегающего обучения).

Технологическая карта урока

№ п/п

Вре-мя

Этап занятия (урока)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование урока

1.

4 мин.

1.Орг. момент

Приветствие детей.

Вводные вопросы к началу занятия.

2)Припоминание понятия «Предлоги», определение темы.

Здравствуйте, ребята. Встаньте друг за другом. Первым сядет тот, кто за Лёней. Вторым сядет тот, кто между Кириллом и Камилем. Третьим сядет тот, кто после Камиля. Следующим сядет тот, кто перед Кириллом.

Что помогло Вам сесть на свои места? Какие предлоги?

Ребята, давайте вспомним, что такое предлоги.

Сегодня мы будем говорить о предлгах.

Какой сегодня день недели? Какой день недели был вчера? Какой день недели будет завтра? Какое сегодня число? Запишите число.

Выполняют. Садятся.

Предлоги. За, между, после, перед.

Предлоги – это слова, которые служат для связи слов в предложении.  Предлоги со словами пишутся раздельно.

Сегодня четверг.  Вчера была среда. Завтра будет пятница. Сегодня 18 декабря.

Записывают – 18 декабря.

Тетради, ручки

2.

4

мин.

2.Актуализация знаний по теме:

1) Пробуждение познавательного интереса к теме:

Ребята, сегодня к нам на занятие пришла Герда. Ей нужно спасти Кая. Его похитила Снежная королева.  Но она  просто так Кая не вернет. Она дала много заданий Герде. Давайте поможем ей?

Прочитайте стихотворение, добавляя подходящие по смыслу предлоги.

О чём это стихотворение.

 Какие слова были пропущены?

Читают.

Это стихотворение о зиме.

Предлоги.

Слайды: 1,2,3 

3.

3 мин.

3. Основной этап

1) Придумывание предложений по картинкам с использованием определенных предлогов.

Посмотрите на картинку и придумайте предложение, используя предлог «на».

Следующая картинка. Придумайте предложение, используя предлоги «с, на».

Следующая картинка. Придумайте предложение, используя предлог «вокруг».

Запишите в тетрадь это предложение (последнее). Обведите зеленым карандашом предлог «вокруг».

 Снегирь сидит на ветке.

Дети съезжают с горы на санках.

Люди водят хоровод вокруг ёлки.

Слайды: 4,5,6

4.

4 мин.

2) Работа со словосочетания-ми.

Ребята, помогите Герде изменить словосочетания по образцу. Какой предлог в этих словосочетаниях?

Прочитайте, запишите в тетрадь второе словосочетание.  Обведите предлог «для».

 

Читают, изменяют.

Коньки для бега.

Коньки для фигурного катания.

Лыжи для катания с гор.

Записывают – Фигурные коньки – коньки для фигурного катания.

Слайд 7

5.

2 мин.

3) Кинезеологич. упр. «Лезгинка».

Упр. «Ухо-нос»

под музыку

Ребята, немножко отдохнём.

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течение 6-8 раз.

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук “с точностью до наоборот”.

Повторяют движения за учителем-логопедом.

Используется любая подвижная музыка.

6.

4 мин.

4) Составление предложений из слов.  «Живые слова».

Ребята, сейчас вы превратитесь в «живые слова». Встаньте полукругом (раздать карточки со словами).  У каждого из вас есть слово. Прочитайте вслух свои слова.

Посмотрите на слова друг друга. Встаньте в таком порядке, чтобы у вас получилось предложение из этих слов.

Какой предлог в этом  предложении?

Посмотрите … держит в руках предлог «под». Это слово, которое пишется раздельно с другими словами.

Такая же работа проводится со вторым предложением.

Какой предлог в этом  предложении?

Встают полукругом.

Каждый по очереди читает свои слова.

Предлог «Под».

Предлог «С».

Под пушистыми елями лежат шишки.

Птицы склёвывают рябину с веток.

7.

5 мин.

6) Работа с предложениями. Устранение ошибок в употреблении предлогов.

Запись в тетрадь.

Ребята, Кай записывал предложения о зиме и допустил ошибки в употреблении предлогов. Давайте поможем Герде исправить эти ошибки. Прочитайте предложения и найдите ошибки в употреблении предлогов. Запишите предлог и слово, к которому он относится в тетрадь.

 Читают. Исправляют.

Мороз нарисовал на окнах причудливые узоры.

Дети сделали горку из снега.

Зимой ребята катаются на лыжах и на санках. Записывают.

Слайд 8 

8.

1.40  мин.

5) Видеофизкульт-минутка

Ребята, давайте отдохнем. Повторяйте движения за мальчиком.

Повторяют движения за ведущим.

Слайд 8

9.

4 мин.

7) Работа с предложениями. Замена предлогов близкими по значению предлогами.

Следующее задание от Снежной королевы. Прочитайте предложения и замените предлоги близкими по значению предлогами, используя слова для справок.

Выполняют.

Слайд 10

10.

4 мин.

8) Работа с предложениями. Выбор подходящих предлогов.

Ребята, Герда уже у ледяного дворца Снежной королевы. Чтобы ей попасть туда, нужно выполнить следующее задание.

Прочитайте предложения, выберите подходящие по смыслу предлоги. Прикрепите карточки с предлогами на место.

Запишите в тетрадь последнее предложение. Предлоги обведите.

Читают. Выполняют.

Читает.

 Слайд 11, 12

Карточки с предлогами: на доске: в, на, под, около, с, по.

11.

6 мин.

9) Работа с текстом. Запись предложений в тетрадь.

Ребята, Герда уже встретила Кая, но ей нужно выполнить ещё одно задание Снежной  королевы. Поможем ей?

Прочитайте  текст «Зимой в зоопарке». Впишите.

вместо черточек подходящие предлоги.

Проверим. Прочитаем текст по цепочке.

Запишите в тетрадь первые два  предложения. Предлоги обведите.

Выполняют задание.

Читают.

Записывают.

Слайд 13

Карточка с текстом.

Зимой  в  зоопарке.

Зима надела белые шапки __ высокие ели. Снег лежит __ канавках, __ ямках, ___ дорожках. ___улице морозно.

А вот ___ зимних помещениях зоопарка тепло и светло. Здесь ___ потолках  горят особые лампы. Они заменяют животным солнечный свет.

Огромные белые медведи – северные жители – не боятся зимы. Они ныряют __прорубь, плещутся __ ледяной воде. Потом лежат __  льду, как ___ пляже.

12.

2 мин.

4. Рефлексия (подведение итогов)

Ребята, вы выполнили все задания и помогли Герде добраться до дворца Снежной Королевы.  Она спасла Кая и вместе они отправились домой.  Молодцы! Давайте подведём итог нашего занятия. О чем мы сегодня говорили на занятии?

Что такое предлоги?

Какие задания выполняли?

 Вы очень хорошо поработали, и я приготовила для вас сюрпризы – новогодние елочные игрушки.

Сегодня на занятии мы говорили о предлогах.

Предлоги – это слова, которые служат для связи слов в предложении.  Предлоги со словами пишутся раздельно.

Придумывали предложения с предлогами. Составляли предложения из слов. Исправляли ошибки в употреблении предлогов. Подбирали нужные предлоги…Записывали в тетрадь предложения..

Слайды 14

C:\Users\user\Pictures\Для отк зан\148105.jpg 

Прочитайте предложения, запишите подходящие по смыслу предлоги.

___полях и пригорках лежит снег.

___морозном воздухе закружились снежинки.

Ребята построили снежную крепость ____ нашего дома.

Снег скрипит ____ ногами.

Ледяная бахрома сосулек свисает ____ крыш.

__ ночам __ декабре трещит мороз.

Слова для справок: в, на, под, около, с, по.

Прочитайте предложения, запишите подходящие по смыслу предлоги.

___полях и пригорках лежит снег.

___морозном воздухе закружились снежинки.

Ребята построили снежную крепость ____ нашего дома.

Снег скрипит ____ ногами.

Ледяная бахрома сосулек свисает ____ крыш.

__ ночам __ декабре трещит мороз.

Слова для справок: в, на, под, около, с, по.

Прочитайте  текст «Зимой в зоопарке». Впишите вместо черточек подходящие предлоги.

Зимой __ зоопарке.

Зима надела белые шапки __ высокие ели. Снег лежит __ канавках, __ ямках, ___ дорожках. ___улице морозно.

А вот ___ зимних помещениях зоопарка тепло и светло. Здесь ___ потолках  горят особые лампы. Они заменяют животным солнечный свет.

Огромные белые медведи – северные жители – не боятся зимы. Они ныряют __прорубь, плещутся __ ледяной воде. Потом лежат __  льду, как ___ пляже.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Предлоги. 3 класс Учитель-логопед ГБОУ ЦПМСС Пушкинского района СПб Филатова Валентина Анатольевна

Слайд 4

Снежок порхает, кружится, ____ улице бело. И превратились лужицы ___ холодное стекло. Где летом пели зяблики, Сегодня — посмотри! – Как розовые яблоки, ___ ветках снегири. Снежок изрезан лыжами, Как мел, скрипуч и сух. И ловит кошка рыжая Весёлых белых мух. На В На

Слайд 5

на

Слайд 6

с, на

Слайд 7

вокруг

Слайд 8

Беговые коньки - Фигурные коньки - Горные лыжи - коньки для бега. коньки для фигурного катания. лыжи для катания с гор. Хоккейные коньки – коньки для хоккея.

Слайд 9

Мороз нарисовал в окнах причудливые узоры. Дети сделали горку со снега. Зимой ребята катаются в лыжах и над санках. В ветках деревьев лежит снег. на из на на На

Слайд 11

Возле нашего дома огромные сугробы . Сквозь заснеженный лес пробирается голодный волк . У леса на опушке медведь залёг в берлогу . Слова для справок: через, около, у.

Слайд 13

____ полях и пригорках лежит снег. ____ морозном воздухе закружились снежинки. Ребята построили снежную крепость ____ нашего дома. Снег скрипит ____ ногами . Ледяная бахрома сосулек свисает ____ крыш. ____ ночам ____ декабре бывают заморозки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

Презентация к логопедическому занятия для учащихся 1-ых классов "Путешествие в волшебный мир звуков"

Презентация к уроку "Путешествие в волшебный мир звуков" поможет логопеду или учителю начальных классов наглядно и убедительно рассказать детям о звуках природы, звуках речи. Увлекательная экскурсия п...

Конспект индивидуального логопедического занятия для учащихся 3 класса с системным недоразвитием речи тяжелой степени "Домашние животные"

Конспект индивидуального логопедического занятия для учащихся 3 года обучения с умеренной умственной отсталостью, системным недоразвитием речи тяжелой степени. Для данных учащихся характерно употребле...

Логопедическое занятие для учащихся 2 класса с ФФНР (урок-путешествие)

Аннотация   к  уроку  «Дифференциация  Т-Д»              Одной  из  актуальных  проблем  о...

Конспект дистанционного логопедического занятия с учащимся первого класса по теме:" Предложение".

Логопедическое занятие по теме: "Предложение". Цель: Учить детей различать понятие слово и предложение....

Интегрированное логопедическое занятие для учащихся 2 класса коррекционной школы VIII вида "Зимнее путешествие" + презентация

Данное занятие, с презентацией, предназначено для коррекционной школы 8 вида. Оно расширяет словарь детей по лексической теме: "Дикие животные" и знакомит с Олимпийской символикой....

Закрепление понятий слова-предметы,признаки, действия на логопедических занятиях с учащимися первого класса.

Ход занятия:1.      Организационный момент- Все ребята по местам!Отправляться нужно нам!В страну знаний полетим!Узнать многое хотим!2.      Работа с з...