Рабочая программа "Использование дидактических игр на уроках"
рабочая программа на тему

Зотова Ольга Борисовна

Развитие детей осуществляется в процесе игры. Основная особенность дидактической игры это обучение. Она способствует развитию познавательной деятельности, коммуникативным навыкам, способствующим успешной адаптациии социализации детей - инвалидов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_d_igry.docx31.39 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Развитие детей осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности, в частности дидактическим играм.

По мнению ряда авторов, основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр.

Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей получила свое развитие в трудах ученых и многих педагогов.

Е.И.Тихеева, автор одной из первых отечественных педагогических систем, заявила о новом подходе к дидактическим играм. По мнению Тихеевой они (дидактические игры) являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом. Обучающие задачи в предлагаемых Е.И. Тихеевой играх выходят за рамки упражнения внешних чувств, сенсорики ребенка. Они предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение), совершенствование речи (обогащение словаря, описание предметов, составление загадок), развитие умения ориентироваться в расстоянии, времени, пространстве.

В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-е годы в связи с разработкой норм сенсорного воспитания. Её авторами являются известные педагоги и психологи: Л.А. Венгер, В.Н.Аванесова и другие. Л.А. Венгер разработал систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, которая была направлена на обучение детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, величина, расположение в пространстве).

В последнее время поиски ученых З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Е.О.Смирнова и другие идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи.

В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, проявляются особенности этой деятельности. На базе игровых интересов у детей формируется умение самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки, сравнивать, группировать, классифицировать предметы, делать правильные выводы и обобщения. Это открывает широкие возможности для развития познавательной активности, так как ребенок в играх не просто выполняет требования взрослого, а активно действует.

Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

                                              Пояснительная записка

В специальных коррекционных учреждениях большое внимание уделяется игровой деятельности, в частности, использованию дидактических игр в процессе обучения детей с нарушениями интеллекта.

Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Усвоение программного содержания становится условием достижения игровой цели.

Дидактические игры, в процессе коррекционной работы с детьми с нарушениями интеллекта, используются поэтапно.

1этап - переход от восприятия к мышлению. На этом этапе у детей      формируется целостное восприятие предметов, их свойств, отношений, при этом одновременно развиваются представления, которые могут быть вызваны в памяти ребёнка (актуализированы) и в отсутствие самих предметов. Развитие восприятия, в частности, выбора по образцу, оказывается начальным этапом первых форм обобщения, подводит детей к классификации, основанной на выделении существенного признака. Кроме того, в процессе развития восприятия происходит упорядочивание и систематизация свойств и отношений предметов, которые ложатся в основу сериации. На данном этапе используются дидактические игры: «Кто где живёт», «Что кому дать», «Разложи игрушки в свои домики», «Принеси такие же» и ряд других.  

     2 этап - переход от восприятия к наглядно-образному мышлению. На этом этапе формируется возможность восстановления образов восприятия в представлении и оперирования этими образами. Представление о предметах, свойствах отношениях предметов и их частей может быть вызвано словом или показом соответствующего изображения и в свою очередь стать основой рисунка, лепки, аппликации, конструкции или обеспечить понимание рассказа, узнавание предмета по описанию, отгадывание загадок. На данном этапе используются игры: «Нарисуй целое», «Собери целое», «Угадай, о чём я рассказала», «Загадки».

          Роль педагога в дидактической игре двойственна: с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой выполняет роль участника игры, партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения в игре. Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил.

Важным условием результативного использования дидактических игр в обучении является соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы:

  • доступность,
  • повторяемость,
  •  постепенность выполнения заданий.

Цель программы:

 - разработка комплексного планирования дидактических игр для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

Центральной задачей программы является коррекция познавательной деятельности детей-инвалидов через дидактические игры на уроках, а также развитие коммуникативных навыков, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-инвалидов.

Используя игровые формы, методы и приемы на уроках, необходимо стремится решить следующие задачи:

  • повысить интерес воспитанников к изучению определённого предмета,
  • создать положительную мотивацию в обучении,
  • активизировать мыслительную деятельность,
  • развивать высшие психические функции,
  • повысить коммуникативную направленность уроков и вовлечь детей в активную деятельность.

              Таким образом, дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом, и формой обучения детей с интеллектуальными нарушениями, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности ребёнка.

                Суть дидактической игры как игрового метода обучения заключается в том, что с помощью игровых занятий педагог передаёт определённые знания, формирует представления, учит играть детей с нарушениями интеллекта. Дидактическая игра используется на занятиях по математике, развития речи, ознакомления с природой и окружающим миром, развития сенсорной культуры.

                                                 ПРОГРАММА

«Использование дидактических игр в процессе обучения детей с интеллектуальными нарушениями»

Первый год обучения (о класс)

Предметно-игровая деятельность.

Действия с предметами и игрушками. Воспитывать у детей интерес к играм, желание играть с предметами и игрушками. Поощрять стремление играть рядом, воспитывать положительное отношение к играм друг друга (играть вместе, не ссориться во время игр, не отнимать игрушки). Воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам, учить класть игрушки на место, правильно пользоваться ими.

Уметь выполнять с игрушками простые игровые действия по подражанию педагога, а затем самостоятельно. Играть с сюжетными игрушками (куклами, животными, машинами и т. д.), переносить элементарные игровые действия, освоенные с одними игрушками, на другие. По подражанию воспроизводить в игре цепочку взаимосвязанных игровых действий, которые раньше дети выполняли в отдельности (одеть куклу и пойти с ней гулять, покормить куклу и положить спать и т. д.).

Уметь играть с машинами (возить, нагружать кубиками, катать матрешек, животных).

С целью подготовки к строительным играм, педагогу необходимо создавать в присутствии детей простые постройки из кубиков, обыгрывать их: выстраивать в ряд одинаковые кирпичики (дорожка), ставить кубик на кубик (дом, башня). Учить по подражанию, делать из кубиков гараж, дом, ворота , стол, стул и т. д. Использовать эти постройки в несложных игровых сюжетах.

Дидактические игры. Формировать у детей интерес и желание самостоятельно играть с игрушками и предметами. В процессе дидактических игр обогащать сенсорно-двигательный опыт детей, совершенствовать зрительно-двигательную координацию, учить вычленять признаки и свойства предметов и ориентироваться на них.

            Способствовать развитию мелкой моторики, побуждая выполнять действия с предметами (бросать мелкие предметы в сосуд с высоким горлом, катать шарики, нанизывать их на палочку, надевать на стержень кольца).

При проведении дидактических игр учить детей:

  • различать предметы по величине, по подражанию педагога собирать пирамидку в определенной последовательности сначала из 3 - 4 колец, затем из 4 - 6, строить башни, собирать двух-трехместных матрешек; ориентироваться на форму: подбирать крышки к коробкам и баночкам различной формы (круглые, прямоугольные, квадратные);
  • различать основные цвета (подбирать предметы одного цвета, раскладывать шарики, кубики по цвету);
  • воссоздавать изображение (разрезные картинки из 2 - 3 частей), собирать простые сборно-разборные игрушки;
  • соотносить предметы и их изображения (парные картинки, "Лото - малышам");
  • действовать с предметами-орудиями (совок, лопаточка, веревочка, палка с крючком); давать детям игровые задания, побуждающие к использованию предметов-орудий.

Речевой материал: будем играть, играй(те), покорми, положи, одень, спит, ест, не ломай, построй, бросай, лови, беги, прыгай, иди, кукла, мишка, зайка, матрешка, машина, мяч, птичка, лопатка, ведро, совок, быстро, хорошо.

Второй год обучения (1 класс)

Дидактическая игра. Познакомить детей с разнообразными дидактическими игрушками, вызвать интерес к ним, желание играть с ними. Развивать умение осуществлять разнообразные предметно-игровые действия с использованием дидактических игрушек (пирамидки из 4-6 колец, башенки из 4-5 элементов): нанизывать кольца на стержень, заполняя его целиком, открывать и закрывать коробочки и баночки крышками соответствующих размеров.

В процессе дидактических игр учить детей:

  • ориентироваться на различные свойства предметов: форму (шар, куб), цвет ("Цветные башни"), величину; ("Кто правильно закроет коробочки");
  • познакомить детей с расположением предметов в пространстве (внизу - наверху); соотносить плоскостную и объемную формы, узнавать знакомые предметы в изображении ("Почтовый ящик", "Чудесный мешочек");
  • подбирать одинаковые предметы и их изображения (парные картинки, "Лото - малышам"), использовать в игре несложные предметы-орудия; (сачок, лопаточка, палочка с крючком в играх "Поймай рыбку", "Бирюльки", "Построим забор");
  • из частей создавать целый предмет (целостные изображения), использовать сборно-разборные игрушки, разрезные картинки с простой конфигурацией разреза (3-4 части).

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ИГР

I квартал

        Дидактические игры (проводятся в форме занятий): "Цветная лесенка" (нанизывание колец на стержень), "Прокати шарик" (с лотка), "Бирюльки" (бросание предметов в узкое горлышко), "Цветные башни" (подбор по цвету), "Кто правильно закроет коробочки?" (подбор по величине), "Чудесный мешочек" ("Что там?").

  1. квартал

        Дидактические игры: "Посадим грибы", собирание пирамидок, собирание матрешек (трех-четырехместных), "Построй башню", "Лото - малышам", "Чудесный мешочек".

  1. Квартал

       Дидактические игры: Складывание разрезных картинок (из 2, 3, 4 частей), "Цветная мозаика", "Магазин игрушек" (лото), "Бусы для кукол", (нанизывание), "Занимательная коробочка".

Речевой материал: см: Приложение.

Третий год обучения (2 класс)

Дидактическая игра. Продолжать знакомить детей в процессе игр с различными свойствами предметов, учить их учитывать эти свойства при выполнении игровых задач.

Проводить следующие виды игр:

  • на узнавание, различение и соотнесение предметов по цвету ("Кто быстрее соберет игрушки в свою коробку?", "Посади гриб");
  • на выделение и различение формы предметов, соотнесение объемной и плоскостной формы (геометрическое лото, "На что похоже?", "Чудесный мешочек");
  • на различение величин, установление относительности величин ("Угадай, кто где живет?", "Кому что подойдет?");
  • на формирование целостного образа предметов (разрезные картинки из серии "Игрушки", "Грибы", "Склеим посуду", "Угадай, что изменилось?").
  • Использовать дидактические игры как средство подготовки к проведению сюжетно-ролевых игр в целях обогащения их содержания.
  • Формировать умение правильно вести себя во время коллективных дидактических игр, воспитывать самостоятельность в решении поставленных задач.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ИГР

I квартал

Дидактические игры: игры с народными игрушками (вкладки, бирюльки, матрешки), "Что изменилось?", "Что у мишки в мешке?", "Поймай рыбку", "Прокати такой же шарик", "Кто скорее соберет игрушки в свою коробку?" (подбор по цвету).

  1. квартал

Дидактические игры: печатно-настольные игры типа "Три медведя", "Магазин игрушек", "Угадай, что это?" ("Чудесный мешочек"), "Оденем кукол на прогулку", "Занимательная коробочка", настольная игра "Цветные колпачки".

  1. квартал

Дидактические игры: "Каждую фигуру на свое место", "Поставь по порядку", "Мы составляем Петрушку" (сборно-разборная игрушка), геометрическое лото, подбор парных картинок из множества. "Подбери по цвету", "Подбери по форме", "Подбери по величине", складывание разрезных картинок (из 4-5 частей).

Речевой материал: см: Приложение.

Четвертый год обучения (Зкласс)

Дидактическая игра. Продолжать учить детей ориентироваться на различные свойства предметов при выполнении игровых задач:

  • проводить игры, включающие прием группировки предметов по определенному признаку (по форме, по цвету, по величине), отвлекаясь от их назначения ("Подбери по цвету", "Времена года", "Кому что нужно?", "В саду и в огороде");
  • различать предметы по величине ("Наведи порядок"), понимать относительность величин ("Чье место в ряду?");
  • воссоздавать целостный образ предмета при складывании кубиков с ориентацией на картинку, при складывании сборно-разборных игрушек, при выполнении различных задач в лото ("Сложи дом", "Почини игрушку");
  • узнавать предметы по отдельным характерным деталям ("Кому что подойдет?", "Почини игрушку");
  • определять изменения в расположении предметов (вверху - внизу, справа - слева, за - перед);
  • определять качество материала, из которого сделаны различные предметы ("Назови, что тут деревянное, металлическое");
  • развивать у детей наблюдательность, внимание, память, любознательность ("Угадай, что изменилось", "Когда это бывает?").

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ИГР

I квартал

         Дидактические игры: настольные игры "Не заблудись", "Кто где живет?", "Гуси-лебеди", "Вверху - внизу", "Справа - слева", "За - перед", "Конструктор" (изд-во "Малыш", 3-й вып.), счетное лото, геометрическое лото.

  1. квартал

Дидактические игры: "Назови, что тут деревянное, металлическое, стеклянное", "Кто что потерял?", "Назови, что тут синее, белое, красное", "Над - под", "Вперед - сзади", "Летающие колпачки", тематическое лото (овощи-фрукты, домашние и дикие животные и др.), "Что растет - не растет?", "Что едят - не едят?".

  1. квартал

Дидактические игры: рассыпные слова (из 4 - 3 слов), "Бывает - не бывает", "Почини машину", "Наведи порядок", настольно-печатные игры "Золотая рыбка", "В саду и в огороде", "Транспорт", разрезные картинки и кубики (из 4-12 частей), "Угадай по описанию".

Речевой материал: см. Приложение.

Пятый год обучения (4класс)

Дидактическая игра. Продолжать использовать дидактические игры в разнообразных целях умственного воспитания.

Проводить игры, содержащие следующие приемы:

  • группировку предметов по определенному признаку: цвет, форма, величина, функциональное назначение;
  • вычленение цвета как признака предмета безотносительно к его назначению, форме, величине;
  • выбор объемных форм по плоскостному образцу,
  • воссоздание целостного образа предмета.
  • Использовать игры, направленные на развитие мышления детей (настольно-печатные варианты игр).

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ИГР

  1. квартал

       Дидактические игры: "Назови, что бывает деревянное, стеклянное, металлическое, пластмассовое", лото "Домашние и дикие животные", "Кто где живет?" (в дупле, в норе, в берлоге, в конуре), разрезные картинки (на кубиках), "Сидит - стоит - лежит - бежит".

  1. квартал

        Дидактические игры: "Что тут квадратное, прямоугольное, треугольное, круглое, овальное?", "Настольный кольцеброс", "Угадай по описанию", "Из какой сказки?", "Летает - прыгает - ползает".

  1. квартал

         Дидактические игры: "Зоологическое лото", "Рассыпные слова", "Что тут длинное - короткое, узкое - широкое, высокое - низкое?", "Летом - осенью зимой - весной", домино, "Конструктор".

Речевой материал: см. Приложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы к урокам технологии. Рабочая тетрадь «Дневник профессиональной карьеры» учебного курса «Твоя профессиональная карьера» учебного предмета «Технология» 9 класс.

Вокруг разнообразный и сложный мир, живя в котором необходимо постоянно искать ответы на возникающие вопросы. Излишне говорить, насколько в...

Авторские дидактические материалы (рабочие листы) по истории Древней Греции. 5 класс

Материал включает в себя рабочие листы по трём темам: "Олимпийские игры в древности", "В Афинских школах и гимнасиях" и "В театре Диониса"...

Авторские дидактические материалы (рабочие листы) по истории Средних веков. 6 класс

Дидактические материалы по истории Средних веков (6 класс) включают в себя авторские рабочие листы с заданиями по темам:- "В рыцарском замке" - "В средневековом городе"...

Рабочая тетрадь «Дидактический материал к учебнику для 7 класса под редакцией Михеевой И.Н., Афанасьевой О.В.».

Аннотация к рабочей тетради «Дидактический материал к учебнику для 7 класса под редакцией Михеевой И.Н., Афанасьевой О.В.».Основу представленной рабочей тетради составляют дидактические задания в...

Дидактический материал "Рабочая тетрадь по географии.10-11 класс".

Эту тетрадь я попробовала сделать для использования в дистанционном обучении. Буду рада, если она кому-то понравится!....

Учебно-дидактический материал "Электронная рабочая тетрадь по географии 11 класс."

Данную разработку я использую в дистанционном обучении....

Рабочая тетрадь дидактических материалов для самостоятельного решения физических задач по теме «Основы молекулярно-кинетической теории»

Рабочая тетрадь  дидактических материалов для самостоятельного решения физических задач по теме «Основы молекулярно-кинетической теории»...