Влияние фольклора на эстетическое воспитание учащихся с аномальным развитием через уроки музыки, пения и ритмики
опыты и эксперименты на тему

Антонова Лариса Юльевна

Это обобщение опыта работы по эстетическому и патриотическому воспитанию в коррекционной школе. Системность в работе приносит свои плоды. У умственно отсталых детей проявляется стойкий интерес к народному творчеству. Дети приобретают навыки песенные, танцевальные, игровые. Фольклор помогает ребенку в социальной адаптации. Воспитывает у детей эмоциональную чуткость, способность сопереживать, создает настроение радости и душевного подъема. задача научить детей понимать это. Хранить и беречь традиции, передавать их из поколения в поколение, оберегать природу родного края – это долг каждого гражданина, а наша задача воспитывать достойных граждан, даже если это дети с отклонениями в психическом или физическом развитии. Совместное творчество – это совместные переживания совместные эмоции, и важно направлять их в нужное русло с правильной оценкой происходящего. Представленые фото детей на занятиях и фотоматериалы удалены в соответствии с Законом РФ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья без фотоматериалов602 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья

общеобразовательная школа №15

г. Славянска-на-Кубани Краснодарского края

Влияние фольклора на эстетическое воспитание учащихся с аномальным развитием через уроки музыки, пения и ритмики

(обобщение опыта работы )

учитель ритмики, музыки и пения  

Антонова Л.Ю.,        

высшая  

квалификационная категория

г. Славянск-на-Кубани

Одним из основных факторов эстетического воспитания и развития детей с аномальным развитием является музыкально-ритмическое искусство. Обращаясь непосредственно к чувствам, оно воспитывает у детей эмоциональную чуткость, способность сопереживать, создает настроение радости и душевного подъема.

Большие потенциальные возможности эстетического воздействия заключаются в народной музыке, танцах, обрядовых играх и хороводах.

Фольклорные произведения ненавязчиво, часто в веселой, игровой форме, знакомят детей с обычаями, бытом, трудом народа, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Часто фольклор не только вызывает у детей интерес, но и приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально-психическое благополучие, душевный комфорт.

Наиболее распространенное и доступное средство – народная песня – входит в жизнь ребенка как основа музыкальной культуры. Правдивость, поэтичность, ясность, простота, доступность, богатство мелодий и жанров, разнообразие ритмов, душевность – характерные черты песенного народного творчества, придающие неповторимую прелесть народной песне. Даже наиболее простые из песен, доступные и знакомые самым маленьким детям, высоко художественны.

Используя на уроках музыки и пения коротенькие народные попевки, видишь не только оживление на лицах ребят с недостатками в развитии. Мелодии и слова доступны, понятны и, поэтому притягательны. Они запоминаются, варьируются и исполняются детьми самостоятельно, а значит, активизируют их мышление, память, воображение, корригируют эмоции, поведение.

Народные песни (русские, казачьи, украинские) богаты разнообразием жанров, ладовым строением и ярко выраженным характером. Частушки, песни походные, колыбельные, бытовые, юмористические, обрядовые; протяжные, напевные или задорные, озорные и веселые – дети с удовольствием слушают их, подпевают, сопереживают, эмоционально откликаются на них.

Народный песенный материал позволяет эффективно решать задачи эстетического и нравственно-патриотического воспитания, развития творческих способностей и  активности учащихся.

Песни-упражнения способствуют постепенной выработке естественного звучания голоса, отчетливого звукопроизношения, облегчают работу над расширением диапазона детского голоса.

Многие народные песни помогают научить осознанно различать звуковысотный состав и соотношение отдельных частей мелодии, развивают умение произвольно приспосабливать свой голосовой аппарат для воспроизведения как высоких, так и более низких звуков. Песенки «Прибаутка», «Солнышко», «Дудочка» - это полезные упражнения на определение высоты звука, расширение диапазона, чистоту интонирования.

Для того, чтобы дети уверенно различали чередование коротких и долгих звуков, умели точно воспроизвести ритмический рисунок попевки, следует использовать показ чередования звуков или движения мелодии рукой, а затем закрепить это графическим изображением, используя полоски, палочки или другие предметы разной длины или размера. Использую и такие приемы, как «ритмическое эхо», «ритмический диктант», «танцы рук и пальцев», «фигурные хлопки» и многие другие.

Широкое применение в уроках музыки и пения получило такое направление, как логоритмика с использованием народных инструментов – ложек, трещоток, бубнов, колотушек.

Народные ударные инструменты – это неоценимые помощники в музыкально-ритмическом воспитании детей. Они не только развивают ритмический и динамический слух у ребят с недоразвитием, но и воспитывают коллективизм, чувство ответственности за исполнительскую деятельность, повышают интерес к творчеству, помогают адаптироваться и самовыразиться ребенку в коллективе.

Умственно отсталым детям порой бывает сложно контролировать свои эмоции во время игры на ударных инструментах. В этом случае задача учителя организовать игру так, чтобы ребенок услышал, что он выделяется из общего ансамбля, создает какофонию звуков, и исправил свою ошибку самостоятельно. Важно объяснить ребенку, что весело и задорно совсем не означает громко и грубо. Народный юмор дает такую возможность. Если ребенок этого не поймет, то непременно почувствует.

Разнообразие методов и приемов позволяет разучивать с учащимися до 10-ти попевок, а в старших классах 5 – 8 полноценных народных песен, разнообразных по характеру, форме и содержанию.

Это песни описательного, повествовательного, танцевального, игрового характера: лирические, колыбельные, патриотические, героические, торжественные, грустные, напевные и задорные, веселые, юмористические.

Уроки музыки, пения и ритмики тесно взаимосвязаны и поэтому в младших классах они в основном комплексные или интегрированные. Разучивание фольклорных произведений проходит поэтапно, однако текст песен лучше запоминается детьми, если он подкреплен образами и движениями.

С большим удовольствием дети инсценируют народные песни такие как: «Блины», «Варэнички», «Во кузнице», «Лапти». Яркие образы, простые движения, понятное содержание дают возможность реализовать собственную потребность в движениях и пении, запоминающийся сюжет позволяет исполнить песню выразительно, образно, и, главное, так, как чувствуешь – творчески.

Очень любят дети исполнять народные песни танцы и хороводы с предметами: платочками, веночками, веточками, шалями. Эти атрибуты не только украшают любую пляску, но и дают возможность острее почувствовать ее своеобразие, глубже проникнуться в быт, эпоху, характер персонажей. Атрибуты и элементы костюмов влияют и на выразительность исполнения фольклорных произведений, помогают как бы «вжиться» в образ, найти его «изюминку».

Песня или пляска с предметами – это веселая игра для учащихся начальной школы. Они только овладевают приемами танцевальных движений, согласовывают их с музыкой и пением.

В старших классах ребята уже свободно используют разнообразные предметы в любых народных танцах. Фольклорные и стилизованные композиции используются на всевозможных общешкольных мероприятиях.

«Кубанская осень», «Памяти Сергея Есенина», «День матери – казачки», «Моя Россия», «Кубань – наш отчий дом» и многие другие мероприятия тесно связаны с искусством народа.

Стихи, народные и стилизованные песни, танцы, инсценировки украшают каждый из них. Как передать колорит русского или казачьего танца или хоровода без замечательного элемента – расписной шали. Нет сарафана, но девочки с шалями уже в образе «девушки-лебедушки»: меняется осанка, походка, движения становятся плавными, нежными, напевными. Элементы народных костюмов не только помогают проникнуть в образ, но и воспитывают интерес и уважение к народным промыслам и традициям, любовь к своему народу, своим истокам.

Для учащихся 5 – 8 классов должен быть подобран специальный репертуар, включающий доступные явления, выражающий разнообразные эмоции и душевные состояния, использованы различные средства музыкальной выразительности, ярко передающие образы и содержание песни. Главное их качество – художественность и доступность для исполнения.

Уроки музыки – это еще и уроки истории, уроки искусства, уроки эстетики и нравственности. Это уроки вдохновения и любви.

На уроках в старших классах мы не только изучаем быт, историю, традиции и обычаи русского народа и казачества. Мы прослеживаем связь поколений.

Каждый фольклорный номер становится «изюминкой» школьного праздника.

История и культура казачества – одна из основных тем уроков музыки и ритмики. Путь от задорной казачьей «Лезгинки» до глубоко трагичной истории

матери, провожающей сына на войну – это нелегкий путь мужественного народа.

Связь поколений, преемственность традиций, уважение и бережное отношение к наследию дедов и отцов – вот основная цель патриотического воспитания детей.

Мужество и героизм казаков воспеты в песнях, но любимая – «Казаки в Берлине».

Но на уроках мы знакомимся с культурой других славянских народов и народов, населяющих Кубань.

Ребята с удовольствием слушают цыганскую музыку, часто рассказывают, какая музыка звучит на цыганских свадьбах и торжествах, а какая предназначена для печальных событий; отличают звучание армянского дудука, делятся теми впечатлениями, чувствами, которые навевает им народная музыка.

Это не только эстетическое воздействие на умственно отсталых детей, но и воспитание талерантности по отношению друг к другу, независимо от национальности и вероисповедания. Национальное искусство затрагивает душу и чувства детей.   

Важнейшим элементом эстетического воспитания и развития творческой активности на уроках ритмики и хореографии являются народные танцы и танцевальные композиции. С их помощью дети могут наиболее ярко выразить все свои чувства, показать полученные двигательные навыки.

 Разучивая с детьми русские народные танцы, танцы народов Кубани, я не только приобщаю и к народному творчеству, но и учу понимать самобытность каждой композиции, отличать элементы танца, присущие именно этому народу.

Постепенно дети начинают различать славянские, восточные или кавказские танцы не только по музыкальному сопровождению, а по характерным движениям рук, ног, корпуса, переходам и перестроениям, танцевальным элементам.

Через народные танцы прививается любовь к своему народу, к своей Родине, уважение к своим традициям и традициям других народов.

На протяжении многих лет учащиеся, участвующие в краевых смотрах художественной самодеятельности, могли увидеть стилизованные костюмы ребят других школ.

 Мы обсуждали с ними, что в костюмах приближено к настоящему народному, что осовременено или стилизовано, а какой элемент является ключевым, подчеркивающим национальную принадлежность. Ребята знают, чем отличается папаха от «кубанки»; как завязывают головной платок на Украине и на Кубани; с чем надевают картуз – с «косовороткой» или с «черкесской».

Национальный костюм несет на себе не только смысловую нагрузку, но и оказывает эстетическое воздействие, ощущение чувства меры в используемых дета-

лях и аксессуарах. Ребята должны понимать, что излишества могут испортить целостность костюма, а, отсутствие важного элемента сделать его неузнаваемым.

Современный стилизованный костюм может быть ярким, пестрым, броским, но и танцевать или петь в нем нужно современные песни и композиции, иначе будет потерян смысл истинного фольклорного искусства.

Мы очень часто используем украинские веночки с лентами, черкески с папахами, и этого бывает достаточно, чтобы станцевать украинский или казачий танец.

Лучше обойтись элементом народного костюма, чем изменить характер и образ фольклорного персонажа излишней стилизацией.

На уроках музыки и ритмики учащиеся 4 – 6 классов знакомятся с народными музыкальными инструментами: они рассматривают их изображение, слушают звучание, постепенно учатся выделять звучание инструмента в оркестре.

Интегрированные уроки позволяют соединить восприятие с исполнением – слушая оркестр народных инструментов, аккомпанировать самостоятельно на ударных народных инструментах, соприкасаться с народной музыкой, чувствовать ее ритм, характер, настроение.

Исполнение проигрышей в частушках, народных песенках-потешках с шумовым аккомпанементом – любимое занятие детей. Для ребят с отклонениями в развитии сохранение темпоритма на протяжении всего произведения –  это нелегкая задача, но сила народного искусства как раз в том, что к нему может быть причастен любой человек – главное – поверить в свои силы.

В последние годы в нашем городе появилась уникальная возможность приобщать детей к фольклору славян и братских народов Кавказа.

 

На ежегодный международный фестиваль славянской культуры приезжают фольклорные коллективы со всего мира.

Возраст участников не ограничен, что повышает интерес к этому празднику у ребят, им интересно увидеть своих сверстников на сценических площадках.

Теперь прикоснуться к истинному народному искусству может каждый житель нашего города. Почувствовать, услышать, увидеть и запомнить свои чувства; наслаждаться и сопереживать; делиться своими чувствами и эмоциями с друзьями – все это оказывает огромное влияние на развитие и воспитание детей с отклонениями в развитии, корригирует их поведение и эмоции в обществе.

Ребята с родителями с удовольствием посещают ярмарки народных промыслов, концертные программы, курени, знакомятся с бытом казаков, с традиционными блюдами, обычаями.

Чувство сопричастности играет большую роль в нравственно-патриотическом воспитании. Гордость за свой народ, его традиции, ощущение величия края и страны, в которой они живут, звучат в их голосах. Наперебой делятся впечатлениями, подыскивают нужные слова, чтобы выразить переполняющие их эмоции. В этот момент они и становятся маленькой частичкой великого народа.

Народное творчество всегда актуально, наша задача научить детей понимать это. Хранить и беречь традиции, передавать их из поколения в поколение, оберегать природу родного края – это долг каждого гражданина, а наша задача воспитывать достойных граждан, даже если это дети с отклонениями в психическом или физическом развитии. Совместное творчество – это совместные переживания совместные эмоции, и важно направлять их в нужное русло с правильной оценкой происходящего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

эстетическое воспитание учащихся средствами музыки в условиях учреждения дополнительного образования

эстетическое воспитание учащихся может быть реализовано в разных учреждениях. В данной статье рассматривается модель взаимодействия учреждения дополнительного образования и общеобразовательной школы....

Влияние фольклора на воспитание учащихся с аномальным развитием через уроки музыки

Одним из основных факторов  воспитания  детей с аномальным развитием является музыкально-ритмическое искусство.  Оно воспитывает у детей эмоциональную чуткость, способность сопере...

Эстетическое воспитание учащихся на уроках физики в условиях внедрения современных образовательных технологий.

Преподавание физики может и должно решать не только познавательные и мировоззренческие задачи, но и задачи эстетического плана. На уроках физики школьники должны получать определенный объем знан...

Инновационный Проект "Литературное творчество как условие развития нравственно-эстетического воспитания учащихся"

Работа представлена на конкурс "Инноватика в образовании", проводимый Управлением образования АМР "Усть-Куломский", в номинации "Инновационные проекты педагога". Работа представлет собой инновационный...

Эстетическое воспитание учащихся на уроках чтения через использование элементов творчества.

Ни для кого не является секретом, что за последние 20 лет Россия потеряла право считаться одной из самых читающих стран мира.Перестали читать взрослые, а следом за ними и дети пришли к выводу, что чте...

«Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности через разнообразные формы и методы работы по предметам в соответствии с ФГОС»

Через анализ практической деятельности и накопленный опыт по теме рассмотреть процесс создания условий, способствующих индивидуальному творческому саморазвитию личности в мире культуры.Задачи:1. Воспи...