Главные вкладки

    «Особенности организации групповых музыкальных занятий с детьми с аутизмом на базе Дневного детско-подросткового стационара»
    статья на тему

    Лазарева Юлия Валериевна

    В статье  освещены особенности организации музыкальных занятий с детьми, имеющими нарушения аутистического спектра.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Особенности организации групповых музыкальных занятий с детьми с аутизмом на базе Дневного детско-подросткового стационара»

    Дефектолог ДДПС Лазарева Юлия Валериевна

    КГБУЗ «Красноярский краевой психоневрологический диспансер № 1»

    Дневной детско-подростковый стационар

    Красноярск

    В  Краевом психоневрологическом диспансере № 1 г. Красноярска функционирует Дневной детско-подростковый  стационар, располагающий необходимыми условиями для лечения и проведения коррекционно-развивающих мероприятий с детьми дошкольного и школьного возраста.

            Основным принципом работы дневного стационара является принцип комплексного воздействия, где медикаментозная терапия проводится в тесном контакте с коррекционно-развивающими, психолого-педагогическими мероприятиями.

    В настоящее время на лечение в ДДПС направляется большое количество детей с синдромом раннего детского аутизма. Работа с аутичным ребенком требует постоянного педагогического поиска, гибкости в применении различных методов обучения и воспитания (Е. Янушко, 2007 г.). Коррекционно-реабилитационная и учебно-воспитательная работа с особым ребенком  на базе ДДПС предполагает как индивидуальные коррекционно-развивающие, так и  групповые занятия.

            Одним из видов групповой терапии для детей с РДА являются групповые музыкальные занятия, которые широко применяются на базе ДДПС, где дети с аутистическими чертами личности включаются в группу детей с задержкой психофизического развития и умственной отсталостью легкой степени.

            Такие музыкальные занятия проводятся совместно музыкальным работником и дефектологом. Группы формируются после тщательного медико-психолого-педагогического обследования детей  специалистами стационара с учетом возраста,  особенностей  эмоционально-волевой сферы, интеллектуального развития,  степенью проявления аутистических черт.

            Основной целью таких занятий для детей с РДА является включение их в активную деятельность, формирование навыков общения (пусть даже невербального), имитирования, подражания, самовыражения. Дети с РДА учатся на таких занятиях играть, взаимодействовать с другими детьми. Музыка оказывает стимулирующее  действие, а роль педагогов заключается в направляющем и обучающем воздействии  на всех этапах занятия.

            Формы лечебного использования музыки определяются уровнем эмоционально-волевого, интеллектуального развития детей, клинико-психопатологической характеристикой их нервно-психических расстройств. Широкое применение логопедической ритмики на таких занятиях способствует коррекции речевых и двигательных нарушений у дошкольников. Музыкальное сопровождение большинства игр  оказывает общий психотерапевтический эффект.

            Групповые музыкальные занятия помогают преодолеть негативизм и установить контакт с ребенком,  преодолеть эмоциональный дискомфорт, тревогу, страх, беспокойство, свойственные этим детям,  что не всегда удается сделать на обычных коррекционных занятиях. У детей с РДА на групповых музыкальных занятиях более успешно происходит активизация психической деятельности и произвольно регулируемых форм поведения. С помощью музыкального ритма и образов, музыкальных и игровых импровизаций, телесноориентированных методик снимаются психические зажимы, подкрепляется выработка тормозных механизмов, воспитываются навыки адекватного поведения. Социализация ребенка происходит в более свободной, непринужденной обстановке через игру.

    Правильная организация музыкальных групповых занятий, включающих детей с РДА, предполагает соблюдение определенных условий, так как вхождение ребенка в коллектив, постепенное присутствие в группе – это проблема для аутичного ребенка. (Е.Баенская, М:, 2007). Осторожность со стороны специалистов дает возможность ребенку с особыми потребностями адаптироваться в группе.  Дозированность предлагаемого речевого, музыкального, игрового материала, сохранение постоянства группы детей и персонала, последовательность игр, мелодий позволяет избежать негативных эмоций, вспышек агрессии,  самоагрессии у ребенка в результате пресыщения контактом и усталости.  

    Адаптация ребенка в группе происходит постепенно. Дети с РДА включаются достаточно медленно, им требуется больше времени для адаптации и привыкания. Первые попытки могут быть неудачными, иметь отрицательный результат. И лишь со временем, под воздействием медикаментозной терапии, лечебно-коррекционных мероприятий дети с РДА включаются в группу, начинают активно участвовать в музыкальных занятиях. Часто, для более легкой адаптации ребенка в группе,  используется помощь родителей. Родители на первых этапах проведения групповых музыкальных занятий являются основными помощниками педагогов. Общество родителей, общение с ними является наиболее привычной,  естественной средой для детей с РДА, поэтому присутствие родного человека на занятии облегчает его включение в новый коллектив, он чувствует себя защищенным. Кроме этого, активно участвуя  в играх, исполняя песни, выполняя различные движения вместе с детьми, которые, как правило, в начале занятий бывают пассивными и  с трудом поддаются организации, родители становятся как бы руками,  глазами, ушами своих детей. Находясь в курсе того, что происходит на групповых занятиях, родители могут помочь своему ребенку в закреплении  приобретенных им на занятии умений и навыков в домашних условиях. Со временем,  участие родителей, по возможности, сводится к минимуму.

    Таким образом, можно выделить несколько принципов организации групповых музыкальных занятий для детей с РДА:

    - Включение детей с РДА в группу детей с ЗПР и УО, постепенное введение их   на групповые музыкальные занятия;

    - Участие родителей на начальном этапе организации групповых музыкальных занятий;

    - Дозированность, строгий отбор  музыкального и речевого материала, используемого на занятиях, с учетом индивидуальных особенностей  психофизического развития  каждого ребёнка.

            Опыт организации групповых музыкальных занятий свидетельствует о более успешной адаптации детей с аутистическими чертами личности в коллективе посредством музыкотерапии. Формирование коммуникативных навыков, включение ребенка в активную деятельность на групповых музыкальных занятиях происходит в естественной обстановке. Такие музыкальные занятия носят многофункциональный характер. Помимо основной задачи – социализация детей с РДА, установление контакта, формирование навыков общения - они выполняют ряд других немаловажных функций: способствуют коррекции двигательной сферы ребенка, мелкой моторики, речи (у некоторых детей с РДА только на музыкальных занятиях впервые возникают речевые  реакции, может актуализироваться пассивный словарный запас), а также эстетическому воспитанию. Музыка становится неотъемлемым фактором лечебного воздействия и развития ребенка в целом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности организации и система работы с детьми с пониженной мотивацией и трудностями в обучении

    Организация работы.Устный фронтальный опрос. (устный счет –гимнастика ума).Письменный опрос (с записью ответа) по подготовленным таблицам.Письменная самостоятельная работа с последующим анали­зом и ра...

    Особенности организации групповой формы работы на уроке.

    Особенности организации работы  в группах на уроках. Рассмотрены положительные стороны данной деятельности и проанализированны некоторые трудности  в ее проведении....

    музыкальные шумовые инструменты для использования на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста

    что такое шумовые музыкальные инструменты, использование их на музыкальных занятиях , цели и задачи....

    Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью в условиях детского дома

    Выступление на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Образование лиц с проблемами  интеллектуального развития: истоки и современность" с докладом на тему "Особен...

    Групповое логопедическое занятие с детьми 2 класса с ОНР.

    Закрепление  навыков   дифференциации  звуков  и букв З-С в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях....

    Конспект группового логопедического занятия с детьми 6 лет «Осенняя ярмарка».

    Форма организации занятия: двигательно-игровая деятельность.Когда ребенок, выполняя определенные задания, двигается, он «подзаряжает» мозг энергией. Во время любого вида коррекционной рабо...