Урок математики в 6 классе "Величины"
план-конспект урока (6 класс) на тему

Буцына Елена Анатольевна

Урок направлен на развитие навыков преобразования, сложения и вычитания мер длины, массы, стоимости, посредством выполнения тестов и решения практических задач, связанных с адаптацией учеников к жизненным ситуациям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkr_uroka_6_kl_velichiny.docx30.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Величины».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: обобщение знаний об изученных величинах

Задачи урока:

Обучающие: - закреплять умение преобразовывать числа, полученные при измерении длины, массы, стоимости;

-закреплять навыки выполнения действий сложения и вычитания над числами, полученными при измерении длины, массы, стоимости;

-совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки;

-отрабатывать умения анализировать и решать текстовые задачи.

 

Коррекционно - развивающие: - развивать у учащихся зрительную и слуховую память, внимание, мыслительные навыки на основе операций анализа, сравнения;

-развивать грамотную математическую речь, умение анализировать учебный материал;

-активизировать познавательную деятельность учащихся через использование различных форм работы.

Воспитательные: - воспитывать у учащихся мотивацию к обучению;

-прививать интерес к предмету на основе связи с жизнью и практикой;

-продолжить формирование навыков самоконтроля;

-содействовать формированию трудолюбия.

Структура урока.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока:

     -оформление тетрадей

III. Актуализация опорных знаний и умений.

1. Фронтальный опрос «Величины».

2. Тест «Проверь себя».

3. Работа с таблицей «Алгоритм».

4.Тест «Проверь себя».

IV. Повторение, обобщение и систематизация имеющихся знаний.

1. Практическая работа в парах.

2. Тест «Проверь себя».

3. Физкультминутка.

4. Решение задачи.

5. Самостоятельная работа.

V.  Домашнее задание.

          VI. Итог урока. Оценки.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

-Добрый день! Дорогие друзья!

Друзья - какое прекрасное слово! С друзьями и учиться легче и отдыхать веселей. Ну, а дружба, как известно, начинается…

Да, вы правы, с улыбки. Так  что не прячьте свои улыбки. Дарите их друг другу.

-Ребята, у нас на уроке гость.  Знакомьтесь это домовёнок Тимофей.

Домовой по народному поверью, сверхъестественное существо, живущее в каждом доме. Он живет, радуется, веселится, грустит, печалится вместе с обитателями дома. Оберегает их. В общем, существо забавное и безобидное. Такой и наш Тимофей. Но в последнее время он загрустил. Нет у него дома, угла,  где бы он хозяйничал, домовничал. Давайте поможем ему построить  такой дом.

-А что такое «дом»? Как вы понимаете?

(дом - это место, где спокойно и уютно, чисто, хорошо, где  всегда поймут).

-Какие вы у меня мудрые, как хорошо рассуждаете.

-Именно с этого качества начнем строительство дома для Тимофея.(мудрость)

-Остальные бревна  появятся у нас в процессе дальнейшей работы на уроке.

II. Сообщение темы и цели урока.

1.Заканчивается учебный год, все темы пройдены. Я приглашаю вас на урок повторения и обобщения.

-Что мы будем повторять?

-Предлагаю вам отгадать тему сегодняшнего урока.

 В словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова сказано, что это слово обозначает «все, что можно измерить и исчислить».

-Как вы думаете, что это?

-(Величины)

-Правильно. Сегодня на уроке мы соберем багаж знаний о величинах,  выясним, нужны ли величины нам в  реальной жизни. Я надеюсь, что вы с успехом будете применять имеющиеся у вас знания в решении практических задач.

 

2.Оформление тетрадей.

-Давайте оформим тетради.

-Открыли тетради, записываем число, классную работу и тему урока.

-Какое сегодня число?

-Какой месяц?

-Какой он по счёту в году?

-Какой сегодня год?

III.Актуализация опорных знаний, умений.

1. - Для успешной работы на уроке предлагаю вам разминку.

- Какие величины вы знаете?

(меры длины, массы, стоимости)

( на экране открываются постепенно название мер)

-Назовите меры, длины начиная с самой  мелкой (мм, см, дм, м, км)

массы                                             (г, кг, ц, т)

стоимости                                       (коп.,  руб.)

- Ребята, а какими единицами измерения люди пользовались раньше? (шаг, локоть, ладонь и т.д.)

Удобны ли они для измерения, как вы считаете? (нет)

2.В наше время стало модным проводить тестирование. Давайте вспомним соотношение мер длины, массы, стоимости с помощью теста «Поверь себя».

Тест  «Проверь себя»

Меры длины

Меры массы

Меры стоимости

1км=…м

1м=…см

1м=…дм

1дм=…см

1см=…мм

1т=…кг

1т=…ц

1ц=…кг

1кг=…г

1руб. =…коп.

(учащиеся вписывают нужные числа)

-Проверяем (учитель открывает числа на интерактивной доске)

-Кто допустил ошибки,  исправьте их.

3. При переходе от больших мер к меньшим, и наоборот мы пользовались таблицей - помощницей.

-Давайте вспомним принцип ее работы.

1км              1м               1дм                   1см                   1мм

         

          1000            10                      10                      10

-Что означает эта таблица?

(В 1 км =1000м =10000дм =100000см =1000000мм)

-Какое правило, связанное с таблицей мы знаем?

(при переходе к меньшим мерам нужно умножать на число под дугой)

                        (открывается алгоритм на доске)

Алгоритм

6км =        м                           6м2дм =           дм

3т =          кг                           3т500кг=                кг

Тест «Проверь себя»

1,2 группа

10кг105г =       г                               5м30см=             см

14т500кг =        кг                            6км110м =          м

70ц57кг =         кг                             5р.70к.=              к.      

3 группа

8м =      см                        1кг                 г

5дм =     см                        5р. =              к.          

IV. - Ребята ответьте мне на такой вопрос:

-Когда и где мы используем величины в нашей жизни? (в измерениях)

-Правильно. Мы пользуемся ими при определении массы, при подсчёте денег, при измерении размеров и т.д.

-Попробуйте выделить в своём расписании предмет, который, по вашему мнению, очень тесно связан с величинами (урок труда)

-Внимание на экране (просмотр слайдов)

-Назовите, пожалуйста, по каким трудовым профилям обучаются учащиеся вашего класса. (Столярное дело, швейное дело,)

-Ни один из этих предметов нельзя представить себе без использования величин.

-Вы пользуетесь ими, когда измеряете детали и заготовки, при построении чертежей. А умеете ли вы правильно измерять величины? Давайте выясним это с помощью небольшой практической работы.

1.Практическая работа в парах.

-Ребята у вас на столах лежат измерительные инструменты, детали, заготовки.

-Кому - то из вас предстоит найти диаметр пуговицы.

-Кому - то измерить длину бруска, проволоки.

  • Запишите в тетради то, что у вас получится при измерении.
  • Поменяйтесь заданиями, проверьте друг друга.

-Кому нужна моя помощь?

             -Справились с заданием?

             -Что помогло вам быстро и правильно выполнить работу? (дружба, взаимопомощь)

             -В нашем доме появились новые бревнышки.

           

              2.

             -Вернемся к предметам, с которыми вы работали. Возьмём пуговицу (напомните её диаметр). На уроках швейного дела, чтобы рассчитать длину петли нужно к диаметру данной пуговицы добавить ещё 2 мм.

-С помощью какого арифметического действия вы найдете длину петли? (сложения)

-Возьмем брусок, проволоку. На уроках столярного дела часто приходиться отрезать, отпиливать какую-то часть от предмета.

-С помощью какого арифметического действия вы найдете длину оставшейся части? (вычитания).

-Значит, на уроках труда, мы не только преобразуем величины, но и выполняем арифметические действия с ними, такие как сложение и вычитание.

-Давайте вспомним правила сложения и вычитания величин. (При  записи действий в столбик: крупные меры пишут под крупными, мелкие под мелкими).

Алгоритм: 7р.89к. + 13р.08к.                    23м24см – 12м15см  

    7р. 89к.                                                            23м24см

+13р. 19к.                                                        -  12м15см           

  21р.  08к.                                                           11м09см

Проверь себя

1,2 группа

Выполните действия.

             4км 290м                  16см5мм                     90см 31мм              

            -2км 426м                +24см5мм                  +   9см79мм             

           1км  864м                 41см 0мм                  100см 10мм              

             3 группа

             Выполни действия.

             234м                     548р.                     124кг                  

           +232м                    -126р.                   +235кг                 

                     3.Физкультминутка.

-Ребята, вы хорошо потрудились, я предлагаю немного отдохнуть.

-Тихо встали, вышли из-за парт.

-Будьте очень внимательны.

Если я называю единицы длины - вы поднимаете обе руки вверх, если называю единицы стоимости - хлопайте в ладоши, если единицы массы- подпрыгиваете на месте.

-Готовы?

-И так тонна, рубль, грамм, метр, килограмм, дециметр, сантиметр, копейка,  миллиметр, центнер, километр.

-Молодцы!

-Тихо, сели.

-Вы не только хорошо разбираетесь в величинах, но и следите за своим здоровьем.

Добавим ещё одно брёвнышко – здоровье

4. При подготовке к этому уроку, я просила вас поговорить со своими родителями, чтобы они рассказали вам о своей работе, о людях,  которые трудятся рядом с ними. Почему они выбрали эту профессию, что им нравится в ней, чем занимаются? В результате этой беседы, на основе полученной информации, вы должны были составить задачи о труде, с  использованием величин.

-Во-первых, я рада, что вам многим  удалось вызвать родителей на откровенный, душевный, семейный разговор (что, безусловно сблизило вас с родителями, добавило ещё больше в ваши отношения взаимопонимания и любви) (на доске выставляются бревна «взаимопонимание»,«любовь»)

-Во-вторых - хороший итог: много интересных и разнообразных задач о труде. Мы будем решать их на  последующих уроках.

-А сейчас одна из них от ученика, чья мама работает киоскером.

-Ребята, а кто такой киоскер?

(киоскер – это продавец в киоске)

-Мама предложила нам рассчитать стоимость товаров купленных в её киоске.

Задача

В киоске купили журнал за 200 р.80к. (200р. для 3 группы) и 2 газеты по 40 рублей каждая (1 газета за 40 р. для 3 группы). Сколько денег заплатили за всю покупку?

- Решаем задачу:

- О чем говорится в задаче ?

- Что нам известно в задаче ?

- Что требуется найти в задаче ?

- Можем сразу это найти? – Почему?

- Сколько действий в задаче ?

- Какими арифметическими действиями  решается задача?

- Запишем решение задачи.

(у доски ученик с  комментарием решает задачу)

                                                      Решение.

  1. Сколько стоят газеты?

40р. *2=80р.

  1. Сколько стоит вся покупка?

 200р.80к.                           200р.

+ 80р.                               +  40р.    

      280р.80к.                           240р.    

     

Ответ:  280р80к. (240р.) стоит вся покупка.

-Все решили задачу? Молодцы!

5.Наступило время проверить прочность наших знаний, умений.

Предлагаю вам небольшую самостоятельную работу. (Выберите задания по группам)

Найденные значения сравните с помощью листа самоконтроля. Кто выполнил верно, смело  прикрепляйте лепесток с помощью степлера.

             1,2 группа

Выполни действия:

20ц 45кг           57р 26к           29т 8ц      90см 1мм

           -16ц 55кг          -27р 58к          + 7т 3ц      +9см 9мм

            3 группа  

            Выполни действия:

           

            255кг                 346р                184ц               701см

          - 134кг               -124р              +215ц             +243см

- Кто выполнил без ошибок? Молодцы.

 - Кто допустил ошибки, исправьте их.  

V. Домашнее задание творческого характера.

- Составить задачу практического содержания, связанную с вашим профилем трудового обучения (с использованием величин)

VI. Итог урока. Оценки.

-Давайте подведем итог урока.

-Что повторяли?

-Чем мы сегодня занимались на уроке?

-Ребята, вы заметили, что повторяя все о величинах,  мы, так или иначе, затрагивали тему труда.

-А что в вашем понимании «труд», что значит трудиться для вас?

(выставляется слово «трудолюбие»)

(ходить в школу, выполнять домашние задания, получать знания,  работать на уроках)

-Ребята, я хочу, чтобы ваш труд приносил вам радость,  удовольствие и, в итоге, хороший результат, т.е. прочные и крепкие знания, умения и навыки.

-То что они у вас есть вы доказали это своей  замечательной работой на уроке.

-Мне хочется отметить самых  активных-….

самых внимательных-…

самых аккуратных-…

Молодцы!

-Ребята, сегодня на уроке мы не только повторяли пройденный материал, но и делами вместе общее нужное дело. Мы строили дом для домовенка Тимки. Посмотрите, какой он у нас  получился. В нем  есть: мудрость, любовь, дружба, взаимопомощь, взаимопонимание, здоровье и трудолюбие. Нравится?

-Домовёнку очень нравится новый дом, дом в котором, как вы сказали в самом начале, уютно и хорошо. Дом, в котором всегда поймут. Пройдет время, и у вас появятся собственные семьи, дома. Будут - ли они похожими на наш построенный дом, это зависит от вас.

-Я желаю вам добра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на республиканской конференции учителей математики "Создание математической сказки на уроках математики" с презентацией урока

Выступление на республиканской конференции учителей матетатики из опыта работы над созданием математической сказки на уроках математики....

Интегрированный урок (математика=физика) "Физический смысл производной на уроках математики"

На данном уроке показано применение производной при решении различных физических задач, при этом  используется таблица,  показывающая связь между формулами производных и соответствую...

Интегрированный урок математики и биологии в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики".

Интегрированный урок проводится с учителями биологии, технологии с учётом всех требований ФГОС....

Презентация интегрированного урока математики в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики".

Презентация к уроку с физминуткой, упражнением для глаз, разбита на четыре файла: 1- 5 слайды, 6- 10 слайды, 11- 34 слайды, 35- 36 слайды....

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5

В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контрол...