«Использование здоровьесберегающих технологий через чередование видов деятельности (фронтальных, групповых, индивидуальных), дозировку заданий, работоспособность учащихся».
статья на тему

Гребнева Елена Александровна

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения, т.е. цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на МО предметников на тему:

«Использование здоровьесберегающих технологий через чередование видов деятельности (фронтальных, групповых, индивидуальных), дозировку заданий, работоспособность учащихся».

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения, т.е. цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе.

Требования к уроку:

Плотность урока не менее 60% и не более 75-80%

 Число видов учебной деятельности 4 – 7

 Средняя продолжительность различных видов деятельности не более 10 мин.

 Частота чередования различных видов учебной деятельности Смена не позже чем через 7 – 10 мин.

 Число видов преподавания не менее 3

 Чередование видов преподавания не позже чем через 10 – 15 мин.

 Наличие эмоциональных разрядок (число) 2 – 3

 Место и длительность применения ТСО В соответствии с гигиеническими нормами

 Чередование позы.  Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся

 Физкультминутки Две за урок. Состоящие из 3 легких упражнений, по 3 – 5 повторений каждого

 Психологический климат. Преобладают положительные эмоции

В современной дидактике организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяют на фронтальные, групповые и индивидуальные.

При фронтальном обучении учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Он организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп работы. Педагогическая эффективность фронтальной работы во многом зависит от умения учителя держать в поле зрения весь класс и при этом не упускать из виду работу каждого ученика. Ее результативность повышается, если учителю удается создать атмосферу творческой коллективной работы, поддерживать внимание и активность школьников. Однако фронтальная работа не рассчитана на учет их индивидуальных различий. Она ориентирована на среднего ученика, поэтому отдельные учащиеся отстают от заданного темпа работы, а другие - изнывают от скуки.

При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые. Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся. Кооперировано-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания. Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. К групповым относят также парную работу учащихся. Деятельностью учебных групп учитель руководит как непосредственно, так и опосредованно через своих помощников - звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся.

Индивидуальное обучение учащихся не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками. По своей сущности оно есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковых для всего класса или группы заданий. Однако если ученик выполняет самостоятельное задание, данное учителем с учетом учебных возможностей, то такую организационную форму обучения называют индивидуализированной. С этой целью могут применяться специально разработанные карточки. В том случае, если учитель уделяет внимание нескольким ученикам на уроке в то время, когда другие работают самостоятельно, то такую форму обучения называют индивидуализированно-групповой

Дозировка заданий

Одним из условий успешной работы является оптимальная дозировка домашних заданий. Кроме того, задание должно быть доступно умственно отсталым детям, рассчитано на самостоятельное выполнение ими и невелико по объему. При выполнении непомерно больших заданий дети вынуждены спешить, нервничают, приучаются к небрежности и безответственности. Быстро утомляются, теряют интерес к выполняемой работе. В процессе работы учителю и  воспитателю на самоподготовке приходится сталкиваться  с различными отклонениями в поведении и с низкой работоспособностью умственно отсталых детей.

Поэтому наших детей мы делим на 2 (реже 3 группы). 1 группа – более сильные ученики, 2 группа – ученики более слабые. На примере класса.

Работоспособность учащихся

Во всех возрастах учащимся с отклонениями в состоянии здоровья присущ более низкий уровень умственной работоспособности по сравнению со здоровыми детьми и коллективом класса в целом.

Работоспособность – потенциальная способность человека выполнять максимально возможное количество работы с определенной эффективностью в течение определенного времени.

 Работоспособность школьников при выполнении работы в течение урока, дня, недели, четверти, учебного года неодинакова, для нее характерны фазовые изменения. В любую работу (умственную, физическую) организм взрослого человека и детей включается не сразу, в течение некоторого времени происходит вхождение в работу – врабатывание – это первая фаза работоспособности. Время врабатывания индивидуально (на 1 уроке около 10 минут, на последних уроках около 5 минут. После фазы врабатывания наступает вторая фаза – фаза оптимальной работоспособности. В этот период у школьников отмечаются синхронные качественные и количественные показатели работы. С возрастом у школьников укорачивается период врабатывания и увеличивается время оптимальной работоспособности (у первоклассников время оптимальной работоспособности составляет 10-15 минут; у учащихся 2 – 4 классов – 15-20 минут; у 5 – 8 классов – 25-30 минут; у 9 – 10 классов -  35-40 минут, у 11 классов – 45 минут; у взрослых – 55-60 минут).

На этапе резкого снижения работоспособности еще стремительнее ухудшается функциональное состояние центральной нервной системы: развивается охранительное торможение, которое внешне проявляется у детей и подростков в вялости, сонливости, в потере интереса к работе и отказе ее продолжать, часто в неадекватном поведении.

Большая учебная нагрузка, нерациональный режим учебной и трудовой деятельности или неправильное их чередование в течение дня и недели вызывают резко выраженное утомление организма.

 Утомление – естественная физиологическая реакция организма, временно возникающая после продолжительной и интенсивной работы. Субъективным выражением утомления является усталость, которая сопровождается ощущением некоторой разбитости, нежеланием работать.
Степень и время наступления утомления  зависят от содержания учебного материала, методов его преподавания, микроклимата класса (качества и температуры воздуха, освещенности), состояния здоровья учащихся, режима питания, труда и отдыха.

Для профилактики раннего утомления учитель должен при наступлении его признаков переключить внимание учащихся на другие виды деятельности или задать интересный вопрос, активизирующий внимание, или сказать какую-либо шутку. В младших классах рекомендуется провести со школьниками физкультминутку для снятия напряжения.

Если учитель не обращает внимание на усталость, продолжает объяснение материала, у школьников развивается общая вялость, сонливость, безразличие ко всему и, прежде всего, к учебному процессу.

 Чередование умственной работы с физической, переключение с одного вида деятельности на другой, прекращение умственной работы детей и подростков в момент начавшегося резкого снижения работоспособности (недалеко еще зашедшей стадии утомления) и последующая организация активного отдыха способствуют восстановлению функционального состояния центральной нервной системы.

Сохранить высокую работоспособность на уроке помогают правильная регламентация продолжительности и рациональное чередование различных видов деятельности. Чем однообразнее, монотоннее урок, тем быстрее развивается утомление.

Очень важная роль в сохранении высокой работоспособности на протяжении урока принадлежит физкультминуткам (физкультпаузам), гимнастике для глаз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий»

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Ухудшение здоровья детей...

«Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий»

«  ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОУ ЦО «Школа здоровья» №2000   115522, г. Москва, ул. Кантемировская, д.22, корп.6...

Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий

Здоровьесбережение реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленной организации урока английского языка.Если для участников учебного процесса будут созданы оптимальные условия: гуманизация ...

Создание адаптивной среды на уроках иностранного языка через использование здоровьесберегающих технологий

В это работе идёт речь о методах и приёмах здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка в среднем звене....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время – залог оптимальных условий жизнедеятельности учащихся с ОВЗ.

О необходимости формирования здорового образа жизни на уроках и во внеурочное время учащихся с ОВЗ....

Здоровьесберегающие технологии в школе. Виды учебной деятельности: рациональный уровень их продолжительности и чередования.

Как оптимально безвредно организовать учебный процесс? Рациональный уровень продолжительности и чередования видов учебной деятельности в рамках одного урока....

Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности». Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях».

Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности».  Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»....