Причины, требующие организации разноуровневого обучения в специальной коррекционной школе 8 вида.
статья по теме

Николаева Ирина Николаевна

В данной статье говорится о причинах, требующих организации разноуровневого обучения детей с нарушением интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_organizatsii_raznourovnevogo_obucheniya.docx15.77 КБ

Предварительный просмотр:

Специальная (коррекционная)

школа – интернат VIII вида №7

2009/2010у.г.

Николаева И.Н.

Причины, требующие организации разноуровневого

обучения в специальной коррекционной

школе 8 вида.

        В специальной (коррекционной) школе 8 вида обучаются дети, имеющие диагнозы либо лёгкая умствнная недостаточность, либо умеренная умственная недостаточность. Дети с диагнозом умеренная умственная недостаточность имеют 3 уровень обучения, большинство из них обучаются в специально сформированных для них классах.         

        Дети, имеющие диагноз лёгкая умственная недостаточность, составляют основой контингент учащихся. По уровню сформированности мышления, усвоению программы дети очень разные. Условно можно разделить учащихся начальной школы на две группы:

        1.Дети, успешно усваивающие программу специальной (коррекционной) школы.

        2.Дети, слабо усваивающие программу.

        Второй уровень обучения не определяется официальным диагнозом. Дети, имеющие второй уровень обучения, входят в диагноз лёгкая умственная недостаточность. Целью выставления второго уровня обучения в начальной школе является оптимизация учебного процесса. Ребенок, имеющий ряд особенностей, которые не позволяют ему успешно усваивать учебный материал, при безуровневой системе обучения обречен получать оценку не выше «тройки». У детей с умственной недостаточностью учебная мотивация сформирована крайне слабо, обычно на уровне похвалы учителя и оценки, полученной за работу. Получая постоянные «тройки», ребенок теряет интерес к учебе, часто выполняет работы кое-как, вовсе отказывается от работы, становится пассивным на уроках. Детям, имеющим второй уровень обучения для успешного усвоения учебного материала часто достаточно лишь немного продлить время, отведенное на прохождение данной темы.

        Таким образом, снижая в начальной школе уровень обучения, мы, в большей степени, дифференцируем подход к оценке работ, выполняемых учащимися. В таком случае мы создаем ребенку психологически комфортные условия обучения, создаем положительную учебную мотивацию.

Диагностика учащихся для выставления

второго уровня обучения.

        Первый этап диагностики происходит на медико-педагогической комиссии. Обычно на этом этапе второй уровень получают дети, имеющие значительное снижение интеллекта, либо выраженную социально педагогическую запущенность, которая может помешать в дальнейшем успешно усваивать программу. Обычно выраженную педагогическую запущенность имеют учащиеся 3-4 классов, обучавшиеся в обычной школе и не усвоившие программу даже в объеме коррекционной школы 8 вида. Они имеют нестойко сформированные простейшие вычислительные навыки, не твердо понимают смысл сложения и вычитания, не понимают смысл задач, имеют слабо сформированные навыки чтения и письма. Нередко такие дети поступают в 5 класс специальной (коррекционной) школы 8 вида из 4 класса КРО, очень часто дети были направлены в 1 класс КРО пробно на один год, но проучились в классе четыре года, не усваивая программу.

        На МПК трудно отследить другие особенности учащихся, так как  обследование длится 40-50 минут. Следовательно, основная часть диагностики проводится уже в школе, при длительном наблюдении учителя в учебном процессе. Особенно это актуально для учащихся первого класса, которые до этого нигде не обучались.

        Второй этап диагностики- диагностика в школе.

Существует ряд особенностей учащихся начальной школы, которые не позволяют им в полном объеме овладевать программой специальной коррекционной школы 8 вида.

                1.Двуязычие.

        В школе в последнее время стали появляться учащиеся, родным языком и языком общения которых является не русский. Это дети из армянских, азербайджанских, украинских, белорусских семей. Очень часто в семьях этих детей говорят на родном языке, дети до поступления в щколу-интернат учились в национальных школах. Эти дети не могут в полном объеме усваивать учебный материал, так как плохо понимают русский язык, не знают учебной терминологии, при письме на русском языке применяют правила своего родного языка.

                2.Нарушение чтения и письма.

        Практически 100% учащихся начальных классов школы- интерната №7 имеют диагноз «нарушение письменной речи». Часто это тяжелое нарушение, когда ребенок с огромным трудом усваивает письменную речь. Даже очень стараясь, эти дети не способны читать и писать так, как того требует программа, следовательно, снизив уровень обучения, данным учащимся, мы создаем стимул для обучения, показываем ребенку, что видим его старание и оцениваем его.

                3.Нарушение внимание (синдром двигательной расторможенности с дефицитом внимания).

        Дети, страдающие данным синдромом, могут иметь достаточно сохранный интеллект. При устных ответах, особенно если учитель стимулирует такого ребенка, следит, чтобы он не отвлекался, эти дети дают хорошие ответы, показывают достаточное знание материала. Однако, при самостоятельной работе в тетради возникает огромное количество разнообразных ошибок, так как ребенок не может контролировать себя. Ошибки допускаются самые разные: ребенок может терять строку, пропускать слова и куски предложений, зная правила, не видеть слов, относящихся к данному правилу. Даже сказав, как правильно написать слово, тут же по следам анализа, написать его неверно. Ребенок заменяет и пропускает буквы как при письме, так и при чтении. При чтении не понимает смысла прочитанного, так как отвлекается. Объема внимания не хватает на сам процесс чтения и обдумывание смысла прочитанного.

        При списывании примеров может начать списывать один пример, закончить его другим примером. При решении примеров может десятки сложить, единицы отнять, может сложить десятки с единицами. Задачи решает не думая, хватается за первые попавшиеся числа, выполняет с ними любые действия, какие сможет вспомнить. Однако, при контроле, объясняя последовательность выполнения задания, может все выполнить правильно.

                4.Нарушение волевых процессов.

        При данном нарушении ребенок не проявляет интереса ни к чему, в том числе и к учебе. Имея достаточно сохранный интеллект, ребенок производит впечатление гораздо более отсталого, так как не старается запомнить и понять учебный материал. Даже зная правила, умея их применять, не дает себе труда задуматься о необходимости их применения. Ребенок не может выстроить свою деятельность, не может самостоятельно выполнить задание, требующее выполнения нескольких последовательных действий. Например сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд в пределах 100.

                5.Выраженное нарушение памяти.

        Ребенок не запоминает учебный материал из-за нарушений памяти. Для усвоения программы таким детям нужен гораздо более длительный период времени и гораздо большее число повторений, чем предусмотрено программой.

        Таким образом, среди учащихся, имеющих диагноз легкая умственная недостаточность, встречаются дети, которые при достаточно сохранном интеллекте, не могут усваивать программный материал в полном объеме, так как имеют ряд особенностей. При условии снижения уровня обучения, мы даем таким детям возможность обучаться на своем уровне, создаем психологически комфортные условия обучения, что позволяет создать для таких детей положительную учебную мотивацию, не оттолкнуть их от школы, не дать устраниться от учебного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение эффективности учебного процесса через использование элементов программированного обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида на уроках географии и биологии

Для успешного обучения умственно отсталых детей необходимо обеспечить правильное соединение методов и средств обучения....

Доклад-ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

      Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам тру­дового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и огра...

Внеклассное мероприятие по профессиональному трудовому обучению в специальной (коррекционной) школе 8 вида: «КВМ – Конкурс Весёлых Мастеров».

Внеклассное мероприятие по профессиональному трудовому обучению в специальной (коррекционной) школе  8 вида.Данное мероприятие проводится ежегодно в ходе недели профессионально трудового обучения...

Организация проектной деятельности в специальной (коррекционной) школе VIII вида с использованием компьютерных технологий.

Многочисленные наблюдения показывают, что выпускники специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в современных социально-экономических ус...

«Развитие связной речи на уроках трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида».

учитель-логопед Зубарева И.А. выступление на МО учителей трудового обучения. Методические рекомендации по развитию связной речи у обучающихся специальной (корекционной) школы VIII вида на уроках...

Методы и приемы обучения в специальной коррекционной школе * вида.

В специальной (коррекционной) школе так же, как и в массовой, учебный процесс предполагает диалектическое единство содержания, методов и организационных форм обучения.Понятие «метод обучени...